Музыкальные игры для детей 7-8 лет
Музыкальные игры для младших школьников 1 класса
Ловкие зайчата
Возраст: 7 — 8 лет
Цель игры: научить детей слышать и различать динамические оттенки музыки; развить ловкость и смекалку.
Необходимое оборудование: для игры понадобятся стул, корзина с овощами: морковью, свеклой, капустой и т. д. Надо начертить большой круг — это «огород». В центре круга стоит стул, на котором сидит «дедушка-хозяин», то есть водящий. Вокруг разложены различные «овощи», которые растут на «хозяйском огороде». Кроме того, как всегда, необходимо музыкальное сопровождение.
Ход игры. Взрослый объясняет маленьким игрокам правила, а лучше в первый раз самому выступить в роли водящего: «Вот это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла, и репа, и капуста — все есть! Одна беда — зайцы замучали. Научились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь свой урожай потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, «стережет» свой «огород»). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои таскать, да еще и приговаривают:
Как ты, дед, ни береги,
Огород ни стереги,
Мы придем к тебе сейчас —
Догони попробуй нас!
Вот теперь и поиграем. Я «стерегу» свой «огород». Вы — зайчишки, ловкие воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе вам несдобровать!»
Звучит русская народная мелодия, размеренная и спокойная. Водящий закрывает глаза, «засыпает». Дети-«зайцы» ходят за кругом, напевая слова на мотив звучащей мелодии. Музыка резко обрывается. «Зайцы» должны молниеносно «стянуть» с «огорода» какой-нибудь «овощ», стараясь не переступать круг, за которым находится «огород».
Затем звучит русская народная плясовая мелодия.
Водящий «просыпается» и пытается поймать воришек, тоже не переступая черты. Тот игрок, до которого он успеет дотронуться, идет в круг и помогает «деду» «охранять огород». Игра продолжается до тех пор, пока все «зайцы» не будут пойманы.
Примечание. По желанию детей игра может повториться. В этом случае следующий водящий выбирается из детей при помощи считалочки:
Собрались в игру играть,
Надо зайцев посчитать:
Раз, два, три — будешь дедом,
Нас лови!
Веселые наездники
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: научить детей согласовывать свои движения с музыкальным ритмом, слышать и различать сильную, акцентированную долю такта.
Необходимое оборудование: запись музыкального произведения Р. Шумана «Смелый наездник».
Ход игры. Сначала дети просто внимательно слушают незнакомую мелодию. При повторном прослушивании хлопками отмечают сильные доли, после чего музыкальный воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру «Веселые наездники».
Дети-«наездники» становятся в круг. На первую часть музыки они, держась за воображаемые поводья левой рукой, правой помахивают над головой воображаемым хлыстиком, притопывая при этом левой ногой в такт музыке. Когда начинается вторая часть «Смелого наездника», ребята ставят руки на пояс и боковым галопом двигаются по кругу. Затем опять, услышав музыку первой части, помахивают хлыстиком, держась за поводья, и отбивают такт ногой. С окончанием музыки все движения прекращаются.
Примечание: лучшие «наездники» под торжественную музыку совершают «круг почета»: дети хлопают на сильную долю такта, победители галопируют по кругу.
Приглашение на концерт
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить музыкальную память, эрудицию, стимулировать интерес к серьезной музыке.
Необходимое оборудование: известные музыкальные произведения. Для игры также необходимо изготовить «билеты» по количеству задействованных в ней детей и карточки с портретами известных композиторов.
Ход игры. Взрослый (он же ведущий импровизированного концерта) вводит детей в игру:
Как известно из газет,
К нам едет симфонический
Прославленный квартет.
В филармонии квартет
Дает всего один концерт.
Кто желает пойти на концерт?
У меня есть лишний билет...
Желающие поучаствовать в игре подходят за «билетами», после чего рассаживаются на стульях, расставленных перед импровизированной сценой. Ведущий объясняет маленьким слушателям условия игры: прослушав произведение, они должны поднять карточку с изображением его автора. Игрок, успешно справившийся с заданием, вызывается на «сцену», остальные дети аплодируют ему.
Примечание. Музыка звучит в записи или в живом исполнении. Исполняются произведения детских композиторов — русских, современных.
Танец-импровизация
Возраст: 4 — 8 лет.
Цель игры: развитие творческих способностей ребенка и его импровизационных навыков.
Необходимое оборудование: запись веселой и ритмичной музыки, например, «Танца маленьких утят».
Ход игры. В ней может принимать участие неограниченное количество игроков. Под музыку (в живом исполнении или в записи) ребята должны изобразить самых различных животных: поросят, зайчиков, слонов, кошек, кенгуру и т. д.
Примечание. Игра может проводиться не только в помещении, но и на открытом воздухе. В этой игре нет победителей и побежденных, приветствуются оригинальность и яркость в раскрытии образа того или иного животного.
Композиторы
Возраст: 5 — 8 лет.
Цель игры: игра рассчитана на совместное музыкальное творчество детей и взрослых.
Необходимое оборудование: «живое» музыкальное сопровождение.
Ход игры. В игре принимают участие взрослый, владеющий любым музыкальным инструментом, и несколько детей. Перед игрой необходимо объяснить ребятам, кто такой композитор, после чего детям предлагается попробовать свои силы в сочинении мелодии. Перед игроками ставится задача: совместными усилиями сочинить мелодию к новогодней песенке. В этой игре побеждают совместное творчество и дружба.
После объяснения правил игры воспитатель (музыкальный руководитель) знакомит детей со словами песенки:
Я песенку веселую спою для вас, друзья!
И попрошу мне подпевать,
При этом можно танцевать —
Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла-ла!
При этом танцевать!
Слова у этой песенки
Понятны и просты.
Запомним их и повторим:
«Тирлим-тирлим, тирлим-тирлим!» —
Запомним, повторим.
Мы песенку задорную
Поем на все лады:
«Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим!
Ла-ла-ла! Тирлим!» —
С начала повторим.
Потом возьмемся за руки и встанем в хоровод,
И с песенкой веселой той
Мы встретим Новый год!
Ла-ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Тирлим-тирлим-тирлим!
Ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Встретим Новый год!
Примечание. После того как мотив придуман, взрослый подбирает аккомпанемент и дети исполняют всю песню — с начала и до конца с движением. После ее исполнения сами себе аплодируют. Данную песенку можно исполнить на новогоднем празднике, сопровождая пение игрой на музыкальных инструментах.
Фантазеры
Возраст: 7 — 8 лет.
Цель игры: развить воображение и навыки импровизации у детей.
Необходимое оборудование: запись музыки Ю. Слонова «Танец с зонтиками».
Ход игры. Прежде чем приступить к игре, взрослый (музыкальный руководитель, учитель или воспитатель) спрашивает у ребят, знают ли они, кто такие фантазеры. Объясняет им, что слово «фантазия» в переводе с греческого языка означает «воображение». Следовательно, фантазеры — это люди с богатым и ярким воображением. Ребятам задается следующий вопрос: умеют ли они фантазировать? Если на этот вопрос дети ответят дружным «Да!», не стоит больше медлить, необходимо сразу приступать к объяснению условий игры. Основная задача игроков заключается в умении свои фантазии воплощать в жизнь.
Ведущий говорит: «Представьте себе, что одним майским, теплым и солнечным деньком вдруг ни с того ни с сего пошел дождик! В мае иногда случаются подобные вещи. Такой дождик в народе называют слепым. Мы так соскучились за долгую, холодную зиму по теплому весеннему дождю. Почему бы нам немного не прогуляться, а еще лучше — потанцевать прямо под дождем да еще босиком?! Не забудьте взять с собой зонтики...»
Затем дети хором читают стихотворение.
Ура, ура,
Пришла весна!
Мы рады, рады солнышку,
Нам дождик нипочем!
Возьмем с собой по зонтику,
По зонтику, по зонтику
И будем танцевать мы
По лужам босиком...
Звучит музыка Ю. Слонова. Ребята исполняют свой импровизированный танец.
Примечание. У этой игры может быть свое продолжение: взрослый предлагает ребятам воплотить свои фантазии в рисунках, аппликациях, конструировании, рассказах, сказках, стихах и т. п.
Похожие статьи:
Музыкальные игры для детей 3-5 лет в детском саду
Словесные загадки с ответами для детей
Нет комментариев. Ваш будет первым!