Игры на развитие самоконтроля у дошкольников 4-5 лет
Игры на развитие навыков самоконтроля у детей среднего дошкольного возраста
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр с правилами».
Умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) также является важным элементом самоконтроля, которому нужно учить ребенка.
Сделай так же
Необходимый инвентарь: набор геометрических фигур из картона (треугольники, круги, квадраты, трапеции и т. д.).
❀ Предложите сложить из имеющихся у ребенка геометрических фигур несложные узоры или рисунки по заданному образцу, например:
♦ квадрат из треугольников;
♦ елочку из треугольников;
♦ узор из геометрических фигур;
♦ разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
❀ Варианты заданий в этой игре могут быть различными.
Сохрани слово в секрете
Игра учит ребенка длительное время руководствоваться заданным правилом
❀ Объясните ребенку правила игры: вы произносите слова, которые ребенок должен за вами повторять, кроме названий, например, животных — их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название животного, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
❀ Примерный список слов: окно, стул, ромашка, медведь, ириска, просо, плечо, хомяк, шкаф, василек, книга, куница, дом, песня, суслик и т. д.
❀ Другие варианты правил в игре:
♦ Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
♦ Нельзя повторять имена девочек.
❀ Когда ребенок станет без ошибок следовать правилу, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например:
♦ Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
♦ Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
❀ Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и сравнивайте с результатом предыдущей игры. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, тем лучше у него получается.
❀ Не забывайте меняться с ребенком ролями.
Буквоежка
❀ Расскажите ребенку сказку:
За несчастной буквой «а» охотится прожорливая Буквоежка. Спаси ее. Спрячь все буквы «а» в этом предложении:
«Кошка увидела мышонка».
❀ А теперь задание потруднее. Перепиши рассказ, только вставляй точки вместо буквы «ы».
«Рыжая белка спрыгнула с ветки. Ветка была рядом с крышей дома. На крыше спал рыжий кот. Рыжая белка и рыжий кот испугались друг друга и бросились в разные стороны».
❀ Примечание для родителей: условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв «о» или «е», вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.
Ученик феи
Необходимый инвентарь: карточки со слогами.
❀ Будем превращать букву «а» в букву «о».
❀ Покажите ребенку карточки со слогами. Он должен не просто читать их, но во всех случаях, когда встречается буква «а», изменять ее на «о»: ка — ко, ра — ро, ма — мо и т. д.
❀ Работая с этим упражнением, можно придумать для ребенка самые разнообразные задания. Например:
♦ пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на «п», или «к», или на гласную букву. Вместо этого надо произносить слово «лишний»;
♦ менять в слогах «п» на звук «с».
Бабочкино письмо
Необходимый инвентарь: игровое поле в клетку с буквами в разном порядке, фигурка бабочки.
❀ Скажите ребенку: «Бабочка написала тебе письмо. Ты сможешь его прочитать, если будешь внимательно следить за тем, как она летает, на какие цветочки садится. На цветочках живут буковки, ты должен записать их в свою тетрадку, чтобы затем сложить из них слово. Запомни: бабочка перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет».
❀ Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
❀ Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.
❀ Пример игры:
«Бабочка сидела на букве “у”. Запиши эту букву. Бабочка полетела дальше. Следи за направлением ее полета и остановками. Вверх, вверх, вверх, остановка. Записывай букву. Вниз, остановка. Записывай букву. Направо, вверх, остановка. Записывай букву. Влево, влево, вниз, остановка. Записывай букву. Какое слово получилось?».
❀ В эту игру можно играть много раз.
Шумная игра
Эта игра помогает снять напряжение
❀ Предложите детям поиграть в шумную игру. По сигналу взрослого они могут кричать, свистеть, топать ногами, хлопать в ладоши, подпрыгивать и т. п. Можно давать задания шуметь только определенным образом, например, только хлопая в ладоши или только выкрикивая слова.
❀ Затем по сигналу взрослого нужно перестать шуметь и замолчать или замереть.
❀ Потом снова по команде «оживиться» и продолжать шуметь.
Страна глухих
❀ Скажите малышу, что вы играете в шпионов и что ни ему, ни вам нельзя разговаривать вслух. Предложите ему попробовать говорить при помощи мимики и жестов.
❀ Знаками задайте ему вопрос, пусть он так же ответит вам.
❀ А потом — расшифруйте этот диалог.
Раскрась поезда
❀ Предложите ребенку раскрасить поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов.
Похожие статьи:
Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках
Развивающие игры для детей 4-5 лет дома с родителями
Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!