Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры для развития логического мышления у детей 4-6 лет

Игры для развития логического мышления у дошкольников

Угадай, кто где живет

Разыграйте с ребенком сказку про веселых друзей: щенка, котенка и козленка. У каждого из них есть свой домик. У щенка домик не синий и не зеленый, у котенка не синий и не оранжевый.

Пусть малыш попробует правильно расселить зверей. Чтобы ребенку было интересно, вырежьте персонажей и их жилища из цветной бумаги.

Огородники

Подготовьте дидактический материал, вырезав из картона набор овощей: 3 свеклы, 3 моркови и 3 огурца.

Нарисуйте 3 грядки: овальную, прямоугольную и круглую.

Предложите ребенку разместить овощи на грядках в соответствии с указанием: «Морковь надо посадить не на круглой и не на овальной грядке, свеклу не на круглой и не на прямоугольной». Что где растет?

Попробуй, отгадай

Предложите ребенку поочередно загадывать какой- либо предмет и приближаться к отгадке с помощью наводящих вопросов, например: «Предмет живой или неживой?», «Движется или стоит на месте?», «Можно ли его поднять?», «Часто ли мы его видим». Если ребенок затрудняется, помогите ему правильно подобрать и сформулировать вопросы.

Все пригодится

Подготовьте дидактический материал: картинки с изображениями самых разных предметов, таких как игрушки, продукты, одежда, кухонная утварь и т. д. Предложите ребенку отправиться в путешествие, например, на воздушном шаре, на поезде, на корабле. Уточните и конечную цель вояжа, допустим, необитаемый остров или морское побережье, а может, это просто домик в деревне? Теперь надо запастись всем необходимым: поочередно берите из стопки по одной из подготовленных картинок и предлагайте варианты использования того или иного предмета. Версии могут быть самыми неожиданными: «Этой кастрюлей мы будем вычерпывать воду, если в нашем судне образуется пробоина» и т. п.

Головоломки

Создавайте всевозможные головоломки из картона, разрезая лист на несколько частей, каждая из которых будет какой-либо геометрической фигурой.

Перемешав их, попросите ребенка восстановить первоначальную форму листа.

По силуэту

Нарисуйте какой-либо предмет или животное, например белку. Рядом изобразите несколько силуэтов, отличающихся мелкими деталями.

И лишь один из них должен быть точной копией первого рисунка. Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки найти тень белочки.

Распредели правильно

Подготовьте дидактический материал: 16 карточек с изображениями животных: диких, домашних, крупных, мелких, хищников, травоядных и т. д.

Предложите ребенку разделить животных на несколько групп по какому-либо признаку, например дикие и домашние. Далее расскажите ему о том, что каждую группу можно разделить еще на несколько подгрупп: травоядные и хищники, крупные и мелкие, пушистые и гладкошерстные, рогатые и безрогие. Пусть ребенок создаст свою классификацию, выявив те или иные различия.

Разные и похожие

Подготовьте дидактический материал: 20 карточек с изображениями разных людей: детей, взрослых, стариков. В игре можно использовать фотографии членов семьи. Предложите ребенку расселить людей по четырем домикам. В первом, например, будут жить люди со светлыми волосами, во втором — мужчины, в третьем — улыбающиеся люди и т. д. Обратите внимание ребенка на тех, кто остался без жилья, или, напротив, может жить в двух или трех домах. Меняйте принцип классификации.

Что ты скажешь?

Вы начинаете предложение, ребенок его заканчивает, делая логический вывод.

Если папа старше мамы, то мама... (младше папы).

Если тополь выше березы, то береза... (ниже тополя).

Если тропинка уже дороги, то дорога...

Если мотоцикл едет быстрее самоката, то самокат едет...

И так далее. Поменяйтесь ролями.

Кому что

Подберите картинки с изображениями животных и предметов, имеющих к ним какое-либо отношение, например связанных со средой обитания данных животных или употребляемых ими в пищу.

Перемешайте картинки, предложите ребенку соединить рисунки, соответствующие друг другу.

Всего одно слово

Предложите малышу продолжить ряд слов.

Лето, осень, зима...

Июнь, июль, август...

Вечер, ночь, утро...

Пятница, суббота, воскресенье...

Вставь на место

В фанере или плотном картоне аккуратно вырежьте несколько отверстий различной формы. На каждой вырезанной части можно нарисовать какую-либо картинку.

Предложите ребенку вставить вырезанные фигурки на свои места с учетом их размера и формы.

Найди общее

Назовите два разных предмета и попросите ребенка предположить, что их может связывать. Например: река и птица — птица пьет воду из реки, птица пролетает над рекой, птица ходит по берегу реки, птица может быть водоплавающей и плыть по реке и т. п.

Что для кого

Чем воспользуется девочка, готовящая обед? Может быть, зонтиком? А что нужно ребятам, играющим в футбол? Рассмотрите картинку вместе с ребенком, пусть малыш соединит людей с предметами, необходимыми им.

Подбирайте подобные картинки в журналах и на детских страничках газет.

Превращения

Начертив геометрическую фигуру, покажите ребенку, как с помощью деталей можно «превратить» ее в какой-либо предмет. Например, квадрат может стать домиком, кубиком, окошком; из круга можно сделать мячик, солнце, яблоко.

Проведите конкурс: кто нарисует больше предметов из одной геометрической фигуры.

Орнамент

Для игры потребуется дидактический материал: 5 наборов геометрических фигур, вырезанных из цветного картона, по 12 предметов. Каждый набор подразделяется на несколько подгрупп, различающихся цветом и размером.

Возьмите лист бархатной бумаги и научите ребенка выкладывать орнамент из данных фигур. Попросите его сделать узор по нарисованной заранее схеме, под диктовку, на собственное усмотрение.

Головоломка

Разрежьте любую геометрическую фигуру на 5 и более частей. Предложите ребенку собрать фигуру.

Усложняя задание, используйте фигуры разного размера, разрежьте 2 одинаковые фигуры с отличающимся рисунком.

По подсказке

Спрячьте в комнате какой-либо предмет, попросите ребенка найти его, опираясь на ваши подсказки. Подсказки должны давать направление поиска, например: «Этот предмет находится справа от стола» или «Предмет находится ниже картины, справа от стола» и т. п.

Бывает — не бывает

Нарисуйте картинку с заведомо нелепыми деталями, например одуванчик среди сугробов, яблоки на березе, мальчика с косичками и т. п. Попросите ребенка внимательно рассмотреть изображение и указать то, чего быть не может.

Игру можно проводить в форме соревнования: кто найдет больше «нелепиц», кто увидит самое смешное несовпадение. Чаще меняйте наглядный материал, подбирайте картинки с различными сюжетами, ситуациями. Усложняя задание, делайте ошибки, увидеть которые возможно только при внимательном рассмотрении рисунка. Предложите малышу самому нарисовать картинку с «нелепицей».

Что необходимо

Представляйте себя в виде какого-либо одушевленного объекта. Ребенок должен назвать условия, необходимые для его жизнедеятельности. Например, вы говорите: «Я цветок».

Научите малыша рассуждать: «Цветок растет в земле, его поливают, листья цветка дышат, в холод цветы вянут; когда светит солнце, цветок растет. Значит, цветку необходимы земля, вода, воздух, тепло, свет». Усложняя задачу, можно построить игру наоборот: «Мне необходимы воздух, вода, трава или сено для питания, луг, чтобы пастись, хлев, чтобы там жить. Кто я?» (корова).

Вопрос — ответ

Расставьте в ряд игрушки или любые другие безопасные предметы. Предложите ребенку найти загаданный вами предмет, задавая вопросы относительно его месторасположения. Например:

— Этот предмет справа от машины (центральный объект).

— Да.

— Это кубик?

— Нет.

— Предмет находится между куклой и зайцем?

— Да.

— Это мяч?

— Да.

Полезно — вредно

Рассмотрите какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны. Например: «Если идет дождь — это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут. Но если дождь идет слишком долго — это плохо, потому что корни растений могут сгнить от избытка воды».

Что я загадала?

Разложите перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера. Предложите малышу отгадать, какой из них вы загадали. Объясните правила: отгадывая, можно задавать вопросы только со словами «больше» и «меньше». Например, может быть такой диалог.

— Этот круг больше красного?

— Да.

— Он больше синего?

— Да?

— Больше желтого?

— Нет.

— Это зеленый круг?

— Да.

Архитекторы

Расскажите ребенку о том, чем занимается архитектор. Рассмотрите фотографии архитектурных построек, объясните, что ни одно здание нельзя построить без предварительного плана, чертежа. Предложите поиграть в архитекторов: построить дом из кубиков или конструктора по чертежу. На первых занятиях рассматривайте простые конструкции из 4-5 деталей. Попросите ребенка построить дом и сделать чертеж готового строения. Затем возьмите на себя роль строителя, в то время как малыш станет архитектором, т. е. сделает чертеж. Усложняя игру, можно построить несколько объектов и схематично изобразить один из них, предложив ребенку найти строение, сверяясь с чертежом.

Посади цветы

Для игры вам потребуется 40 карточек с изображениями цветов — с разной формой лепестков, разного размера, с сердцевиной разного цвета. Предложите ребенку рассадить цветы на клумбах: на круглую клумбу — все цветы с круглыми лепестками, на квадратную — цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную — все большие цветы. Какие цветы остались без клумбы, какие могут расти на 2 или на 3 клумбах?

А я думаю так!

Предложите ребенку поочередно составлять группы предметов по тому или иному признаку. Второй игрок должен убрать один из предметов группы и обосновать свой выбор, т. е. объяснить, почему он считает, что этот предмет лишний. Например, вы собрали группу из 3 мягких игрушек — зайка, мишка и кот. Вы объясняете свой выбор тем, что все это — мягкие игрушки- животные. Ребенок убирает кота, объясняя, что заяц и медведь — это дикие животные, а кот — домашний. Или ребенок объединяет в группу мяч, машину и цилиндр, объясняя это тем, что предметы можно катить. Вы убираете мяч. Объяснения: цилиндр и машина в перевернутом состоянии не катятся, а мяч катится в любом положении.

Кто быстрее

Предложите малышу провести соревнование: кто быстрее докатит свой предмет до определенного места. Каждый игрок берет на выбор кубик или шарик. После игры поинтересуйтесь у ребенка, почему шарик докатился быстрее? Побудите малыша сделать вывод: кубик катится медленнее, потому что ему мешают углы, он не гладкий. Нарисуйте несколько геометрических фигур, попросите ребенка найти среди них кубик и шарик. Таким образом, ребенок учится сопоставлять плоскостные и объемные фигуры.

По размеру

Для игры вам потребуется набор с цилиндрами разных размеров. Если готового набора нет, склейте фигуры из цветного картона. При этом внутрь цилиндров можно поместить предметы, создающие различные шумовые эффекты, например колокольчик, горох, пуговицы и т. п. Предлагайте ребенку группировать цилиндры по разным признакам: по высоте, по ширине, по цвету, по звуку (если они с наполнителями). Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры. Например, зайчик и мишка хотят оградить свои дома забором.

Зайка хочет, чтобы его забор был высоким, а медвежонку нравятся низкие заборы из широких бревнышек. Кукла Маша хочет сделать стульчик с красными ножками, а кукла Лена — с желтыми. В этом случае цилиндры следует сгруппировать по двум признакам — по высоте и по цвету.

Учите ребенка сравнивать предметы, используя такие выражения, как выше, ниже, шире, одинаковые. Выставив ряд из цилиндров, найдите самый высокий из них, самый низкий и т. д.

Продолжи ряд

Рассмотрите 3 вида цилиндров: узкие и короткие, широкие и короткие, узкие и длинные. Обращайте внимание ребенка на отличия между ними (ширина, размер), попарно сравните фигуры между собой, оперируя словами: «уже, шире, выше, ниже».

Попросите малыша показать самый высокий цилиндр, затем самый низкий, самый широкий — самый узкий.

Поставьте предметы в определенном порядке, предложите ребенку сделать то же самое, глядя на ваш образец. Пусть малыш попробует продолжить ряд, сохраняя закономерность постановки фигур.

Выбери картинку

Подберите несколько картинок с разным сюжетом. Пусть малыш выберет одну из них, но не произносит вслух. Ваша задача — отгадать, какое изображение выбрал ребенок.

Задавайте вопросы, уточняя детали: «На картинке, которую ты загадал, есть цветы? Они желтые? А деревья?» и т. п. Затем поменяйтесь ролями.

О ком я говорю?

Вы перечисляете предметы, ассоциирующиеся с определенным человеком, а ребенок отгадывает, о ком вы говорите. Например: «Белый халат, лекарства, фонендоскоп» (врач); «Красная машина с сиреной, шланг с водой, огнетушитель» (пожарник), «Очки, спицы, клубок» (бабушка).

От кого что

Подберите карточки, на которых изображены домашние животные и птицы и продукты, которые они «производят». Например, курица — яйца, корова — молоко, овца — шерсть и т. д. Попросите ребенка к каждому изображению животного подобрать соответствующую картинку.

Что общего?

Побуждайте ребенка искать общее в разных, на первый взгляд, предметах. Например: камень и дерево (оба являются частью природы, оба стоят неподвижно, и то и другое может использоваться как строительный материал, на камне можно сидеть, на упавшем дереве тоже можно сидеть и т. п.). Пусть ребенок даст волю фантазии, придумывая свои необычные версии.

Кто где живет

Подготовьте карточки с изображением различных животных и отдельно их жилищ. Например, белка — дупло, лиса — нора, медведь — берлога. Попросите ребенка сложить карточки попарно, т. е. помочь животным найти свои домики.

Похожие статьи:

Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках

Развивающие игры для детей 4-5 лет дома с родителями

Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека

Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!