Подвижные игры для детей раннего возраста от 1 до 2 лет
Игры, обучающие детей быстро бегать
Бегите ко мне!
Цель: Умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Взрослый садится напротив детей, у противоположной стены. Он обращается к детям и говорит: «Бегите ко мне!», при этом манит их рукой.
Когда прибегают дети, взрослый обнимает их и говорит: «Прибежали, прибежали! Ну, теперь бегите назад!»
Дети поворачиваются и бегут назад. Взрослый говорит им вслед:
«Убегайте, убегайте!»
Дети садятся на стульчики. «Отдохнули?» — спрашивает взрослый.
«Ну, бегите опять ко мне, бегите, бегите! Кто быстрее?»
Лови меня
Цель: Развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: Взрослый, убегая от ребенка, предлагает поймать его. Ребенок пытается догнать взрослого, а тот убегает. После того как ребенок поймет смысл игры, он убегает от взрослого, а тот становится водящим. Игра повторяется несколько раз, чередуясь с отдыхом.
Догони мяч
Цель: Развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.
Материалы: Корзина или коробка с мячами.
Ход игры: Ребенок стоит рядом со взрослым, который держит корзину с мячами. Взрослый бросает мячи из корзины подальше от ребенка. После его команды: «Догони мяч!» — ребенок бежит за мячом, подбирает его и снова кладет в корзину. Так он собирает все остальные мячи.
В то время, когда ребенок бежит за мячом, взрослый ритмично читает стихотворение.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
(С. Маршак)
Походи и побегай
Цель: Обучение бегу в разном темпе, развитие чувства ритма.
Материал: Бумажные самолетики.
Ход игры: Взрослый показывает самолетик и спрашивает:
— Что это?
— Самолет.
— Что он делает?
— Летает.
— Где летает?
— Высоко в небе.
Затем читает стихотворение Н. Найденова «Самолет»
Самолет летит,
Самолет гудит: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
Командир-пилот
Самолет ведет: «У-у-у-у!»
Я лечу в Москву!
По комнате пускают бумажные самолетики, которые ребенок ловит и приносит взрослому, а потом садится на стульчик. Взрослый предлагает ребенку самому «полетать» по комнате.
Сначала ребенок «заводит мотор», двигается не очень быстро, повторяя: «Жу — жу — жу — лечу!» Взрослый машет флажком, ребенок разводит руки в стороны (на высоту плеч) и переходит с ходьбы на бег. Некоторое время он свободно бегает по комнате, повторяя: «У-у-у-уу!», затем «мотор» выключается, малыш произносит: «Ш-ш-ш» и садится на место.
Быстрее — медленнее
Цель: Развитие чувства ритма, формирование умения двигаться в разном темпе.
Материал: Игрушечная машинка, руль, колокольчик.
Ход игры: Малыши сидят на стульчиках, а взрослый показывает им игрушечный грузовик, рассказывает о нем и задает детям вопросы: «Какой он?», «Где колеса?», «Где кабина?», «Где кузов?», «Где руль?», «Что возит грузовик?», «Куда он ездит?» и т. д.
Ребенку дают игрушечный руль, объясняют, что он будет шофером и поведет свой грузовик сначала медленно, потом побыстрее. Во время езды нельзя ни на что натыкаться, надо внимательно смотреть вперед и по сторонам.
Взрослый звонит в колокольчик, ребенок встает со стульчика и, держа руль, медленно «ездит» по комнате. Услышав другой сигнал («би-би-би»), ребенок переходит на бег («машина едет» быстрее).
Во время игры взрослый следит, чтобы ребенок не горбился, держал спину и голову прямо, обращал внимание не только на руль, но и на то, что находится вокруг него.
По сигналу колокольчика ребенок замедляет бег и переходит на ходьбу. Некоторое время он свободно ходит по комнате, затем отдает игрушку взрослому и садится на свой стульчик.
Игры, обучающие детей прыжкам
Воробушки
Цель: Формирование умения подпрыгивать, улучшение координации движений, развитие вестибулярного аппарата, укрепление мышц стоп, автоматизация звука «Ч» в звукоподражании.
Материал: Детский стульчик или скамеечка.
Ход игры: Ребенок-«воробушек» сидит на стульчике «в гнездышке» и спит.
Взрослый говорит:
В гнезде воробушки живут
И дружно утром все встают.
Ребенок открывает глаза, громко поет: «Чирик - чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют».
Во время пения ребенок встает со стульчика, прыгает на месте на обеих ногах и с места вперед и назад. Взрослый вначале держит ребенка под мышки, а позже за плечи, лицом к себе. Освоив этот способ, взрослый держит ребенка только за руку и прыгает вместе с ним.
Мяч
Цель: Обучение прыжкам, умение двигаться ритмично.
Ход игры: Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его головку ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
(С. Вышеславцева)
После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Подпрыгни до ладошки
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, формирование правильной осанки.
Материал: Любая яркая игрушка, бубен или колокольчик.
Ход игры: Взрослый подзывает ребенка, протягивает свою руку над его головой и предлагает ему дотянуться до своей ладони рукой, а затем подпрыгнуть повыше, так, чтобы дотронуться до ладони головой. Руку взрослый держит на небольшом расстоянии от головы ребенка.
Затем взрослый предлагает ребенку подпрыгнуть и достать рукой игрушку или колокольчик (бубен), который взрослый держит на небольшом расстоянии.
Попрыгай на носочках
Цель: Обучение прыжкам, развитие чувства ритма, умение двигаться в такт словам.
Ход игры: Взрослый держит ребенка за руку, постукивает в бубен и читает стихотворение Ю. Тувима «Скакалка»:
Наша козочка скакала
Да и ноженьку сломала.
Правда!
Но скажу тебе по чести —
Ведь сидеть нельзя на месте,
Правда?
Это всем давно известно —
Без игры неинтересно,
Трудно!
Наша козочка поплачет,
А поправится — заскачет,
Чудно!
Ребенок вместе с взрослым в эго время подпрыгивают на месте, а когда стихотворение кончается, продолжают говорить: «Чудно, чудно, чудно!» Взрослый и ребенок, держась за руки, кружатся до тех пор, пока не прозвучит удар бубна. Малыш прыгает на месте, приговаривая «Козочка, прыг-скок, прыг-скок!», и приседает на корточки. Игра повторяется несколько раз.
Мячик
Цель: Обучение прыжкам, развитие координации движений.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый бросает мячик об пол, говоря при этом:
Мой славный мяч,
Забавный мяч —
На месте не сидит.
Ловлю его, ловлю его
И снова он летит!
(С. Вышеславцева)
Взрослый предлагает ребенку попрыгать, как мячик, ребенок прыгает, а взрослый бросает мяч и говорит: «Беги, мячик!»
Ребенок бежит на свое место. Когда он немного отдохнет, игра повторяется.
Игры, формирующие навыки ползания
Кошечка крадется
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата, укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры: Ребенок ползает на четвереньках. Потом он останавливается и поворачивает голову («кошечка» крадется), затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьет). Игра проводится на коврике.
Собачка
Цель: Развитие навыков простейших передвижений в горизонтальном и вертикальном положении. Укрепление мышц туловища и конечностей, умение ориентироваться в пространстве, развитие слуха.
Материал: Игрушечная собачка, надувное бревно или другое небольшое препятствие.
Ход игры: Взрослый становится на четвереньки и ползает по полу, как собачка, приглашая ребенка сделать так же. Показывая игрушечную собачку, он говорит ребенку: «Ну-ка, покажи, как собачка бегает и лает».
Ребенок ползает на четвереньках, подражает лаю собак: «Гав-гав ».
Ползание можно усложнить переползанием через бревно.
Собираем шарики
Цель: Развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища, развитие умения правильно различать цвет и форму предметов.
Материал: Цветные шарики разных цветов и размеров.
Ход игры: Взрослый высыпает на пол цветные шарики или мячики и просит ребенка собрать их, принести и положить в ящик. Чтобы усложнить игру, можно поставить перед рассыпанными шариками несколько преград (например, стульчик, скамейку), которые ребенок должен преодолеть, а затем собрать шарики. Можно попросить ребенка собрать только красные или зеленые, или только маленькие шарики и т. д.
Дорожка препятствий
Цель: Тренировка разносторонней координации движений, развитие навыков в ходьбе, подлезании, переступании. Тренировка самостоятельности и быстроты реакции на команды.
Ход игры: В начале дорожки взрослый укрепляет веревку в горизонтальном положении низко над землей, затем ставит стул, низкий стол, кладет несколько больших кубиков и т.д. В конце дорожки кладут игрушку, интересную для ребенка (мячик, большую куклу и т. п). Ребенок должен преодолеть препятствия, установленные на пути к игрушке — перелезая, подлезая, переступая через них. Если детей несколько, можно устроить соревнование.
Котята и щенята
Цель: Развитие навыков бега, лазания, ходьбы, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, чувства равновесия, ловкости, выдержки.
Ход игры: Играющих делят на две группы — «котят» и «щенят». «Котята» находятся около своих стульчиков, «щенята» — на другой стороне комнаты, за своими стульчиками, «в будках». По сигналу взрослого «котята» начинают бегать легко, мягко. На слова взрослого «Котята!» они произносят «Мяу!» В ответ на это «щенята» лают «Ав-ав- ав», перелезают через стульчики, на четвереньках бегут за «котятами», которые быстро влезают на свои стульчики. «Щенята» возвращаются в свои «будки».
После 2—3 повторений дети меняются ролями. В конце игры взрослый предлагает всем пройти тихо, медленно, по-кошачьи. Контролируется осанка и смыкание губ.
Игры, развивающие чувство равновесия
Баю-баюшки-баю
Эти колыбельные помогут ребенку расслабиться, успокоиться, снять излишнее эмоциональное напряжение.
Взрослый берет ребенка на руки и покачивает его, баюкает, напевает одну из песенок:
Ай, баю-баю-баю,
Не ложися на краю,
А то с краю упадешь
И головку расшибешь.
Ай, баю-баю-баю,
Не ложися на краю,
Придет к тебе бирючок
И ухватит за бочок.
За бочок за правенький,
Мой сынок кудрявенький.
* * *
Сон дорогу нашел,
К тебе в гости пришел,
Ты его не гони,
Спи, малышка, усни:
Баю-бай...
Завтра выйдешь опять
В сад весенний гулять,
А пока отдохни,
Спи, малышка, усни.
Баю-бай...
(Русские народные песни)
Тучи и ветер
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата.
Ход игры: Ребенок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи. Потом он быстро бежит — как тучи, которые гонит по небе ветер.
Погладь мишку
Цель: Развитие ловкости, быстроты реакции и движений, чувства равновесия, координации зрения и слуха. Воспитание дисциплины, развитие устойчивого внимания, формирование правильной осанки, укрепление стоп, упражнение в беге по наклонной плоскости.
Материал: Игрушечный мишка, доска, высокий кубик или табуреточка.
Ход игры: Ребенок стоит перед взрослым, который делает горку из длинной доски, положенной одним концом на высокий кубик или любое другое возвышение. Наверху горки взрослый сажает мишку и говорит ребенку: «Много нашей детворы ходит к Мишеньке с горы».
Ребенок по доске поднимается на горку, гладит мишку, затем сбегает вниз и садится отдохнуть. Упражнение повторяется еще несколько раз.
Можно поиграть с мишкой по-другому. Взрослый произносит: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Ребенок бежит к медведю, а по сигналу «Р-р-р» быстро убегает.
Повторяют игру 3—4 раза. Взрослый предлагает ребенку идти тихо, чтобы медведь не услышал.
Качели — карусели
Цель: Развитие чувства равновесия, чувства ритма
Ход игры: Взрослые поднимают ребенка, который лежит на спине, до уровня своего пояса (один держит ребенка под мышки, другой за обе ноги) и раскачивают его в выпрямленном положении — получаются своеобразные качели. Затем один, продолжая держать ребенка под мышки (другой опускает ноги малыша), кружится с ним вправо и влево, как карусель. Эту игру желательно проводить под ритмичную музыку или ритмично приговаривать:
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?...
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели.
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели
В самом деле
Все качели Погорели?
(К. Чуковский)
Пройди по ребристой доске
Цель: Профилактика нарушений осанки, плоскостопие.
Материал: Ребристая доска, массажный коврик, или другой предмет с неровной поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит на скамейке. По просьбе взрослого он должен пройти по ребристой доске, взять с находящегося в двух метрах от конца ребристой доски стула игрушку и передать ее взрослому. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок дышал носом, у него была прямая спина, рот закрыт.
Через речку
Цель: Развитие равновесия, навыка хождения по ограниченной площади. Формирование правильного прикуса.
Материал: Длинная доска, резиновое или пластмассовое колечко (можно использовать колечко от пирамидки).
Ход игры: Взрослый кладет на пол доску — это «мостик». Ребенок встает на «мостик», открывает рот и высовывает язык, на кончик которого взрослый кладет колечко (оно не должно быть слишком маленьким). Пройдя «мостик», ребенок снимает с языка колечко и отдает его взрослому.
Сначала ребенка держат за руку, затем он идет самостоятельно.
Взрослый следит за правильностью осанки.
Ноги маленькие, ноги большие
Цель: Тренировка мышц брюшного пресса.
Материал: Палочка или любая яркая игрушка.
Ход игры: Ребенок из положения лежа на спине (на коврике) поднимает ноги, согнутые в коленях, и прижимает их к груди с помощью взрослого и под его счет. Потом игра изменяется: ребенок в этом же положении — лежа на спине — пытается достать то одной, то другой ножкой, то обеими вместе яркую палочку, которую держит над ним взрослый на высоте 30—50 см от пола.
Качели
Цель: Развитие гибкости, чувства равновесия.
Ход игры: Сидя на корточках, ребенок покачивается, пружиня в коленях и щиколотках под счет взрослого. Взрослый, присев, держит ребенка за обе руки и демонстрирует эти движения, а ребенок ему подражает. За успешное выполнение ребенок поощряется.
Покачаемся
Цель: Тренировка вестибулярного аппарата.
Ход игры: Взрослый сидит на стуле и покачивает ребенка, сидящего верхом у него на коленях или стоящего на подъеме стопы, поддерживая малыша.
Маленький самолетик
Цель: Развитие мышц плечевого пояса, координация движений.
Ход игры: Взрослый берет ребенка под предплечья и грудную клетку и поднимает в горизонтальном положении вверх. Если ребенок боится, то вначале держится ручками за плечи взрослого, и тот поднимает его на своих напряженных руках, поддерживая туловище снизу. После того как ребенок преодолеет страх, взрослый может немного покружиться, а ребенок разводит руки в стороны и, прогнувшись в спине, изображает летящий самолет.
Игры с мячом
Все дальше и выше
Цель: Развитие ловкости, умения ловить мяч.
Материал: Яркий мяч.
Ход игры: Ребенок сидит. Взрослый, отходя от ребенка, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Ребенок ловит мяч. Игру можно проводить дома и на улице.
Кидаем мячики
Цель: Приобретение навыка бросания мяча, развитие ловкости, координации движений, умения различать цвета и величину предмета.
Материал: Маленькие и средние мячики разных цветов.
Ход игры: На полу лежат разные мячи, ребенок и взрослый стоят рядом. Взрослый показывает, как надо кидать вдаль средние мячи обеими руками, а маленькие мячи — одной рукой (то правой, то левой).
Взрослый называет цвет и размер мячей, ребенок повторяет и кидает мячи так, как ему показывает взрослый.
Кто попадет
Цель: Тренировка меткости, ловкости, развитие координации движений, умения играть в мяч.
Материал: Небольшой ящик или корзина, маленькие мячики.
Ход игры: По просьбе взрослого ребенок подходит к ящику на расстояние около 50 см (взрослый показывает ребенку, где нужно остановиться). Ребенок берет у взрослого мячик и захватом сверху бросает его в ящик (корзину) попеременно то правой, то левой рукой.
Беги, лови
Цель: Развитие ловкости, быстроты движений.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый с большим, красивым мячом стоит перед ребенком на расстоянии 1,5— 2 м. Подбрасывая мяч вверх и ловя его, взрослый отступает на несколько шагов, приговаривая: «Бросаю раз, бросаю два, бросаю три — беги, лови!» Ребенок бежит и старается поймать мяч, но взрослый сам ловит мяч и говорит: «Не поймал — беги обратно!» Ребенок возвращается на свое место. Игра повторяется 2—3 раза, после чего взрослый дает ребенку возможность поймать мяч. Ребенок идет по кругу, держа мяч над головой.
Мяч с горки
Цель: Тренировка разнообразных движений, формирование правильной осанки, развитие ловкости и быстроты.
Материал: Мяч, устойчивый стул, длинная доска.
Ход игры: Ребенок стоит лицом к взрослому, который строит «горку»: на стул он кладет одним концом доску. Ребенок подходит к «горке», скатывает с нее мяч и бежит, догоняя его. Затем приносит мяч на место, и игра начинается сначала.
Мяч в ворота
Цель: тренировка точности движений.
Материал: 6 кубиков высотой 10—20 см, рейка длиной 1,5—2 м, мяч.
Ход игры: взрослый расставляет кубики на расстоянии друг от друга и кладет на них рейку. Получаются несколько «ворот». Перед воротами на расстоянии 1,5 м от них лежит мяч. Ребенок берет мяч, катит в ворота и бежит за ним. Пройдя ворота на четвереньках, ребенок выпрямляется, догоняет мяч и, положив его на прежнее место, садится отдыхать, дожидаясь своей очереди.
Покати мяч ко мне
Цель: Развитие ловкости, координации движений.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок сидит на корточках перед взрослым, который катит мяч к ребенку, приговаривая:
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его, не прячь!
Ребенок катит мяч обратно взрослому, а взрослый ударяет мячом о пол, говоря:
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши.
Ребенок прыгает в такт с мячом. Взрослый катит мяч ребенку, который должен убежать от мяча и сесть на свое место.
Катаем мяч
Цель: Формирование навыка ловли и катания мяча.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок стоит, а взрослый катит мяч, говоря: «Мяч покатился». Затем идет за ним и берет в руки. Ребенок повторяет движения взрослого — катит мяч и поднимает его.
Потом взрослый катит мяч в противоположную сторону, и ребенок повторяет это движение. Взрослый контролирует правильность осанки и смыкание губ.
Покати ко мне
Цель: Развитие координации движений. Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок сидит на полу перед взрослым, расставив ноги. Взрослый катит мяч к ребенку, приговаривая: «Мячик поймай и мне отдай!» Ребенок ловит мяч и катит его обратно к взрослому. После того как ребенок сделал это 5— б раз, взрослый внезапно поднимает мяч вверх, отбрасывает подальше от ребенка и кричит: «Ко мне!» Ребенок должен быстро встать и подбежать к взрослому. Взрослый дает ребенку еще один мяч, берет себе другой и говорит: «Я поднимаю мяч высоко, ты тоже сделай так!» Ребенок поднимает мяч вверх и вместе с взрослым опускает вниз.
Так повторяется 3—4 раза.
«Я положу мяч на пол, встану и спрячу руки», — говорит взрослый и показывает движения. Ребенок повторяет их 3—4 раза. «Я присяду и покатаю мяч», — продолжает взрослый, а ребенок подражает этим движениям. «А теперь всем бежать, мяч ловить и бросать», — говорит взрослый, бежит, подбрасывая и ловя мяч. Ребенок бежит за ним, повторяя его движения. Взрослый переключает ребенка на спокойную ходьбу: «Тихо, тихо мы пойдем и наш мячик уберем». Мяч относят на место.
Лови и бросай — мяч не теряй
Цель: Тренировка умения ловить и бросать мяч.
Материал: Мяч.
Ход игры: Ребенок стоит напротив взрослого, у которого большой мяч. Он бросает мяч ребенку, тот ловит его и бросает взрослому, который приговаривает: «Лови и бросай — упасть не давай!» Отдавая мяч ребенку, взрослый говорит: «Можешь играть, как хочешь, но мяч не теряй! Играй!» Ребенок свободно играет с мячом: катает, подбрасывает, ловит. На слова взрослого: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» — ребенок останавливается и поднимает свой мяч. Игра повторяется 3—4 раза, потом ребенок идет с мячом по кругу.
Похожие статьи:
Подвижные игры для детей подготовительной группы в помещении
Подвижные игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Игры эстафеты для детей 5, 6, 7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!