Дидактические игры по математике в младшей – средней группе
Дидактические игры на развитие представлений о количественных и пространственных отношениях у детей 3-5 лет
Сапожки
Задача: развивать умение группировать предметы по функциональному назначению и цвету.
Оборудование: 30 карточек (5х5 см) с изображением рукавичек, носков, тапочек, сапожек, туфелек (по 3 пары каждого изображения) трех цветов (желтого, синего, красного) и двух размеров, фишки.
* * *
1-й вариант. Карточки кладутся на стол изображением вверх и перемешиваются. Дети с помощью взрослого рассматривают их и называют, что на них изображено. Им предлагается выбрать одну карточку и подобрать к ней пару.
В процессе выполнения игрового задания воспитатель обращает внимание на то, что пары можно подбирать не только по назначению, но и по величине и цвету. Все варианты подбора пар воспитатель демонстрирует детям в ходе игры.
За каждую правильно подобранную пару карточек ребенок получает фишку.
2-й вариант. Воспитатель показывает, как можно собрать комплект из 10 карточек для одного малыша (с изображением пар рукавичек, носков, тапочек, туфелек, сапожек).
После выполнения игрового задания воспитатель просит объяснить, почему он собрал эти карточки.
За правильно собранный комплект карточек ребенок получает фишку, а за объяснение, почему он так собрал их, — три.
3-й вариант. Воспитатель раздает детям по одной паре карточек с изображением предметов одного цвета, например, с изображением пары синих рукавичек или красных сапожек и т.д. Остальные карточки оставляет у себя. Объясняет игровое задание: нужно собрать комплект карточек для одного малыша так, чтобы на них все пары предметов были одинакового цвета.
Затем он последовательно показывает по одной карточке детям и те, кому она нужна, должны об этом сказать. После чего воспитатель отдает ему карточку. Например, мне нужна красная рукавичка.
За правильно собранный комплект карточек ребенок получает три фишки.
Выигрыш распределяется по трем уровням.
Подбери окошки
Задачи:
— закреплять умения устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов;
— учить играть в игры типа лото.
Оборудование: большая карта (20x20 см), разделенная на 8 равных квадратов (квадраты верхней части закрашены красным, синим, желтым и зеленым цветом), 9 маленьких карточек (5х5 см), на которых изображены такие же, как на большой карте, окошки двух размеров и одно круглое.
* * *
1-й вариант. Дети усаживаются вокруг стола. Все наборы карт у воспитателя. Он показывает карточки одного набора и объясняет содержание игры: «Дети, видите (указывает на большую карту), это дом, вверху у него окошки, а внизу нет. Чтобы можно было в нем жить, нужно вставить окошки и на нижнем этаже. У нас есть разные окошки (раскладывает их все и показывает детям), и цвет у них разный. Давайте посмотрим, какого цвета окошки у нас есть и назовем их. Какого цвета это окошко? А это?» и т.д. Дети называют. Нужно посмотреть, какое окошко вверху, найти такое же и положить его внизу под верхним окошком.
Вместе с детьми подбираются все окошки. После этого они берут по одному набору карт и самостоятельно подбирают окошки для нижнего этажа дома.
2-й вариант. Дети берут одну большую и девять маленьких карточек. В этом случае из девяти окошек ребенок выбирает подходящие для дома, т.е. того же цвета и величины, что и окна верхнего этажа. Затем можно предложить детям подобрать окошки большего, чем наверху размера, предварительно показав, как это делать.
Игровое задание можно усложнить, изменить форму окон. За каждое правильно подобранное окошко ребенок получает в награду фишку, а за правильно названные цвет и величину окошка — две.
Выигрыш распределяется по трем уровням.
Куклы пляшут
Задача: развивать представление о сохранении количества.
Оборудование: набор кукол разной величины, кружки.
* * *
Перед детьми набор кукол. Воспитатель предлагает отсчитать несколько кукол и разложить их перед собой в ряд. В руках взрослого тоже есть пять кукол. Он говорит детям, что куклы любят плясать, и показывает, как они это могут делать: парами, в ряд, врассыпную и др. Затем дети пересчитывают своих кукол и определяют, сколько их у каждого. Далее воспитатель предлагает: чтобы не забыть, сколько у них кукол, можно обозначить их количество с помощью кружков. Дети отбирают нужное количество кружков и кладут их слева от кукол.
После выполнения задания начинается игра. Куклы пляшут, как хотят: по кругу, в ряд, парами и др.
В процессе игры воспитатель поощряет тех детей, куклы которых пляшут в разном пространственном расположении.
По ходу игры воспитатель спрашивает каждого ребенка: «Сколько кукол пляшет?», «Не изменилось ли их количество во время пляски, а может их стало больше (меньше)?», «Как проверить, осталось ли количество кукол такое же, какое было вначале?»
Сложи узор
Задача: та же.
Оборудование: 6 карт (15x15 см), 30 фигур трех форм (по 10 кругов, квадратов и треугольников), двух размеров и четырех цветов (красного, зеленого, синего и желтого), фишки.
* * *
Перед детьми набор карт и фигур. Воспитатель предлагает детям взять одну карту, отсчитать пять разных фигур и сделать из них узор на карте.
После выполнения игрового задания воспитатель спрашивает: «Сколько фигур они взяли?», «Из скольких фигур сделан узор?», «Из каких фигур сделан их узор?»
Обсудив с детьми ответы на вопросы, воспитатель предлагает им снять свои фигуры, положить посередине стола и перемешать их. Затем взять пять других фигур и сделать из них новый узор.
Детям задаются те же вопросы. При обсуждении ответов воспитатель подчеркивает: у каждого свой узор, они разные, но каждый из них создан из пяти фигур, разных по величине, форме и цвету.
За каждый правильный ответ на вопрос ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Цветы на поляне
Задача: развивать представление о независимости количества от размера объектов, цвета, формы, расстояния, расположения в пространстве и направления счета.
Оборудование: 10 плоскостных изображений (3*3 см): яблок, цветов, кругов, квадратов, треугольников разного размера и цвета, 5 листов плотной бумаги (30x20 см), фишки.
* * *
1-й вариант. По предложению взрослого дети берут лист бумаги и набор изображений яблок в конверте. Усаживаются за стол, кладут лист бумаги перед собой, достают изображения и раскладывают их в беспорядке над листом.
Воспитатель просит детей отсчитать пять яблок и рассыпать их на листе. Затем просит расположить их в ряд так, чтобы они были близко друг к другу. Детям задаются вопросы: «Сколько яблок отсчитали?», «Сколько яблок в ряду?» Затем последовательно предлагается расположить изображения яблок вначале так, чтобы они находились на расстоянии друг от друга, затем в форме круга. После каждого выполнения задания детям задаются те же вопросы.
В процессе игры воспитатель подчеркивает: у всех по пять яблок.
2-й вариант. Дети берут лист бумаги и изображения цветов в конверте. Кладут лист бумаги на стол под изображения. Воспитатель просит расположить цветы по всему листу (они растут на полянке). Показывает разные варианты их расположения.
Детям задаются вопросы: «Сколько у вас цветов?», «Сколько цветов на полянке?» Затем предлагает расположить цветы в ряд и сосчитать их слева направо. Спрашивает: «Сколько цветов?» Предлагает сосчитать их справа налево. Спрашивает: «Изменилось ли количество цветов в зависимости от того, с какой стороны их начинали считать?»
3-й вариант. Детям предлагается взять лист бумаги и конверт с 10 фигурами, достать их, рассыпать над листом, отсчитать столько, сколько они хотят расположить на листе.
Воспитатель предлагает сделать из своих фигур узор, кто какой хочет.
После этого детям задаются вопросы: «Сколько фигур вы отсчитали?», «Из скольких фигур сделан ваш узор?», «Ни одной фигуры не добавили?», «Ни одной фигуры не убрали?» Дети отвечают воспитателю на вопрос по секрету.
В процессе выполнения игрового задания воспитатель обращает внимание на то, что количество объектов не изменяется от направления счета (слева направо, справа налево, сверху вниз и т.д.); от формы расположения и расстояния между предметами.
За каждый правильный ответ на вопрос дети получают фишку.
Выигрыш распределяется по трем уровням.
Утка с утятами
Задачи:
— развивать представление о сохранении количества, о том, что количество не зависит от пространственного расположения объектов;
— умение считать в пределах 5—10.
Оборудование: большая карта (20x40 см) с изображением озера с кустами растений, карточки с изображением большой утки и 10 маленьких утят, один большой и 10 маленьких кругов, числовые карточки, фишки.
* * *
1-й вариант. Ребенок берет одну утку и пять утят. Дети пересчитывают утят, усаживаются за стол. Воспитатель обращает их внимание на то, что у него нет ни утки, ни утят. Затем берет большой круг и говорит, что это будет утка, а это, показывает на маленькие круги, — утята. Объясняет содержание игрового задания: «Я на фланелеграфе буду показывать, как плавают утка с утятами. Ваши утки с утятами будут плавать точно так же, как мои. Для этого следует пересчитать их и запомнить, сколько утят у вашей утки. Если ваши утки плавают так, как показано на фланелеграфе, получите награду. А выиграет тот, кто наберет больше наград».
В ходе игры воспитатель на фланелеграфе показывает разные пространственные расположения уток с утятами: за уткой слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу. Детям задаются вопросы: «Сколько у твоей утки утят?», «Все ли они возле утки?», «Никто не потерялся?», «Ты их пересчитал?», «Сколько их было вначале? А сейчас?»
2-й вариант. Воспитатель предлагает взять большую карту, одну утку и отсчитать для нее пять утят, числовую карточку с пятью кружками. Дети усаживаются вокруг столов, кладут перед собой числовую карточку и большую карту, а на нее утку с утятами.
Воспитатель объясняет игровое задание: «Утка плавает с утятами, утята очень любят плавать и играть в воде. Вокруг утки утята могут плавать вот так (показывает разные варианты). Мама-утка все время считает своих утят, проверяя, все ли на месте. Сколько утят у мамы-утки? Покажите, как могут плавать утята по озеру. Помогите утке проверить, все ли утята плавают».
В процессе выполнения игрового задания воспитатель поощряет разные варианты пространственного расположения утят относительно утки. Просит установить их количество. Подчеркивает, что как бы ни уплывали и плавали утята, их должно быть 5.
Игровое задание может усложняться путем увеличения количества утят, чтобы их у каждого ребенка было разное число.
За каждое пространственное расположение утят и правильное определение их количества ребенок получает фишку.
Выигрыш распределяется по трем уровням.
Помоги собрать детенышей
Задача: развивать представление о сохранении количества.
Оборудование: лиса и 3 лисенка, кошка и 4 котенка, собака и 5 щенят, медведица и 3 медвежонка, числовые карточки, обозначающие количество детенышей животных.
* * *
1-й вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать зверей и их детенышей. Дети определяют количество детенышей у каждого из них. Воспитатель обращает внимание на то, что у мам разное количество детей. Объясняет содержание игры: «Мамы пойдут гулять с детенышами, которые будут бегать и прятаться от них. Мамы постараются собрать своих детей, но это трудно, поэтому, чтобы они не волновались, мы будем помогать находить их детей».
Затем выбираются четверо детей, которые будут помогать мамам. Каждый из них решает, кому он поможет собрать детенышей, берет карточку, обозначающую количество детенышей, чтобы не забыть. В это время четверо других детей гуляют с игрушками-мамами и прячут детенышей в разных (на видных) местах. После этого в игру включается первая группа детей. Задача каждого ребенка — найти всех детенышей своего животного.
2-й вариант. Содержание игры соответствует первому варианту, но игровое задание выполняют двое детей. Они берут числовую карточку, обозначающую количество детенышей. Вместе ищут спрятавшихся детенышей, сверяя количество по карточке.
Выигрывают те, кто нашел всех детенышей.
Найди одинаковые
Задача: развивать умение находить сходные объекты, определять количественные отношения групп предметов с помощью счета и путем установления взаимно-однозначного соответствия.
Оборудование: 3 листа плотной бумаги (20х30 см). На первом изображено небо с тучами разной формы, по которому летают 10 разных птиц, для каждой из них есть идентичная. На втором — луг с цветущими разными цветами, над которыми летают 10 бабочек разной расцветки и величины, для каждой из них есть идентичная. На третьем — аквариум с растениями, камешками, в котором плавают 5 разных по величине, форме и окраске рыб, для каждой из них есть похожая по всем свойствам пара. Полоски синей бумаги (5x0,5 см), фишки.
* * *
1-й вариант. Дети берут первый лист плотной бумаги и 10 полосок синей бумаги. Рассматривают и рассказывают, что изображено на листе.
Воспитатель объясняет игровое задание: надо найти двух одинаковых птиц и соединить их с помощью полоски. На одном-двух примерах он показывает, как это надо сделать.
2-й вариант. Содержание игры организуется так же, как и в первом варианте, но с изображениями на втором листе.
3-й вариант. Игра организуется с изображениями на третьем листе.
4-й вариант. Игра организуется с изображениями на трех листах. Детям предлагается самостоятельно выбрать для игры один лист и выполнить соответствующее ему задание.
За каждую правильно найденную пару птиц, бабочек и рыб ребенок получает фишку. После выполнения игрового задания определяется, кто больше фишек набрал. Если в игре участвуют дети, не умеющие считать до 10, выигрыш определяется путем сравнения рядов фишек каждого участника.
Если играющие умеют считать до 10, каждый игрок устанавливает количество фишек путем счета и сообщает его всем, после чего определяются выигравшие. Их может быть несколько. Выигрыш можно распределять по трем уровням.
Что сначала, что потом
Задачи:
— развивать представления о последовательности действий, умение взаимодействовать при выполнении общего задания;
— воспитывать умение контролировать свои действия и оценивать их результаты.
Оборудование: 8 картинок с последовательным изображением: деревьев, цветов, снеговиков, дома, мисочки с фруктами, поезда, фишки.
* * *
1-й вариант. Детям предлагается взять конверт с набором картинок, достать их и рассмотреть, что на них изображено.
Воспитатель объясняет игровое задание. На картинках изображено, как художник рисовал картину. Надо внимательно рассмотреть все картинки и расположить их в том порядке, в котором рисовал художник.
2-й вариант. Воспитатель говорит детям, что игровое задание они будут выполнять в паре (кто с кем хочет). Дети собираются в пары, берут конверт с картинками и рассматривают, что на них изображено.
Воспитатель объясняет игровое задание: вначале надо перемешать картинки и поровну поделить их между собой (на две равные части). Затем вместе разложить в том порядке, в котором рисовал картину художник: найти, у кого есть такая картина, с которой художник начал первый рисунок. И тот, у кого есть такая картина, кладет ее первой. После этого вместе поискать вторую картину, на которой изображен следующий этап рисования. И так выложить все картины в порядке, в котором художник рисовал.
По ходу выполнения игрового задания воспитатель обращает внимание на согласованность действий, а за нарушение ее дети получают штрафную фишку. Затем проверяют результат выполнения игрового задания. После этого все дети вместе со взрослым оценивают результаты выполнения игрового задания. Выигрывает та пара, которая первой выполнила задание, не получив ни одной штрафной фишки.
Одень девочку (мальчика)
Задачи:
— развивать представления о последовательности действий (процессе одевания);
— закреплять представления об одежде и обуви.
Оборудование: набор из 20 карточек (4 большие с изображением девочки и мальчика раздетых (голых), по 8 карточек среднего размера с изображением процесса одевания мальчика и девочки и маленьких карточек с изображением предметов одежды, которые надевают дети); карточки соединяются между собой по технологии пазлов.
* * *
1-й вариант. Большие карточки и карточки среднего размера выкладываются на стол лицевой стороной вверх. Маленькие карточки остаются у воспитателя. Дети договариваются, кто будет одевать девочку, а кто мальчика. Каждый выбирает карточки, на которых изображена девочка (мальчик). Затем первой кладут слева большую карточку с изображением неодетого мальчика (девочки). Воспитатель объясняет игровую задачу: выложить карточки в том порядке, в котором одевается девочка (мальчик), и соединить их. Последней присоединяется вторая большая карточка, на которой изображена одетая девочка (мальчик). После этого воспитатель показывает последовательно маленькие карточки и тот играющий, которому нужен изображенный на ней предмет одежды, называет его. Например: «Юбка нужна девочке». После чего играющий получает карточку и присоединяет ее к соответствующей карточке среднего размера.
Выигрывает тот, кто первый правильно соединил свои карточки и рассказал, почему они расположены в таком порядке. Например: «Потому что девочка надела вначале майку, затем юбку, кофту и туфли».
2-й вариант. Карточки кладутся на стол и перемешиваются. Дети выбирают себе по две большие карточки с изображением девочки или мальчика, а затем самостоятельно подбирают карточки среднего размера с изображением последовательного процесса одевания, соединяя их. Затем подбирают маленькие карточки с изображением предметов одежды, которые надевают мальчик или девочка, и присоединяют их к соответствующей карточке среднего размера.
3-й вариант. Воспитатель предлагает двум детям выбрать себе пару. Объясняет им содержание игры: чтобы быстрее собрать все картинки, дети будут играть вдвоем, помогая друг другу. Каждая пара вместе вначале выбирают для себя две большие карты с изображением девочки или мальчика. Затем подбирают к ним карточки среднего размера и соединяют их в порядке одевания одежды. И только после этого выбирают свои маленькие карточки с изображением предметов одежды и соединяют их.
Примечание. В процессе игры воспитатель обращает внимание на то, что дети согласовывают свои действия, договариваются. По завершении игры поощряет, например, флажком ту пару, которая умеет мирно договариваться.
Репка
Задача: развивать представления о последовательности событий.
Оборудование: 7 картинок с изображением репки на подставке и героев русской народной сказки «Репка» в обработке К. Ушинского.
* * *
Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в сказку «Репка». Показывает картинки с изображением репки и действующих лиц сказки, спрашивает: «С чего начинается сказка?» Ребенок, который лучше всех вспомнил начало сказки, получает изображение репки и устанавливает его на столе.
Затем дети последовательно отвечают на вопросы: «Что потом сделал дед?», «Кого он позвал на помощь?», «Что было потом?» Ребенок, который лучше рассказывает о последующем событии, получает картинку с изображением героя сказки.
В процессе игры воспитатель внимательно выслушивает ответы на вопросы и поощряет их за полную передачу событий сказки.
Примечание. Если игра проводится с детьми четвертого года жизни, не следует подчеркивать, кто из них лучше рассказывает содержание сказки. В процессе игры с детьми пятого года жизни можно обратить внимание на полноту передачи последовательности событий сказки и использование слов: вначале, потом, после этого.
Куда пойдешь и что найдешь
Задачи:
— развивать умение определять положение того или иного предмета по отношению к себе;
— различать направления: вперед, назад, направо, налево.
Оборудование: матрешка.
* * *
1-й вариант. Дети усаживаются полукругом. Воспитатель объясняет правило игры, сопровождая объяснение показом. Один ребенок становится лицом к детям, а другой за его спиной прячет матрешку. После этого первый ребенок с помощью воспитателя находит матрешку. Например: повернись, пойди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, остановись, ищи.
2-й вариант. Начало игры такое же, как и в первом варианте. Различие заключается в том, что в игре участвуют трое детей: один ребенок прячет игрушку, другой ее ищет, а третий указывает направление движения. Можно включать в объяснение направление движения ребенка и других детей, а при необходимости в этот процесс включается воспитатель.
За правильное определение положения спрятанной игрушки ребенок получает фишку, а за точное словесное объяснение направления движения — три.
Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Примечание. Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевалки, участка. Можно включить в объяснение направления движения счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай два шага, ищи». Игровая задача может быть упрощена путем опредмечивания направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.
В игру можно включить всех детей группы, помогающих определять место нахождения игрушки, ограничивая поиск словами «холодно — горячо».
Похожие статьи:
Обучение математике по методу Никитиных
Математические загадки для дошкольников в стихах с ответами
Упражнения со счетными палочками для дошкольников
Нет комментариев. Ваш будет первым!