Дидактические игры на познавательное развитие в средней группе детского сада
Игры-занятия и дидактические игры на познавательное развитие дошкольников в ДОУ
Цветик-семицветик
Цели:
— развивать представления о цветах радуги;
— формировать умения группировать предметы по цвету и величине;
— обогащать словарный запас именами прилагательными.
Оборудование: по 2 больших и маленьких цветка, состоящих из 7 лепестков оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового и красного цвета, с белой сердцевиной, на которой с изнаночной стороны имеются отверстия, соответствующие размеру конца лепестка. Цветки прикреплены к деревянным палочкам — стебелькам; аудиозапись вальса.
* * *
1-й вариант. Педагог приносит два цветка, предлагает детям их рассмотреть. Показывает, как лепестки могут падать со стебелька и возвращаться на свое место, рассказывает, что у каждого лепестка есть имя, и называет их (цвета), начиная с красного.
Один цветок закрепляется на видном месте. Из другого детям предлагается выбрать себе по одному лепестку — дети «превращаются» в лепестки и под мелодию вальса кружатся на ветру. Затем педагог сообщает детям о том, что он будет произносить волшебные слова о лепестках, и тот, к кому они обращены, должен найти свое место и прикрепить лепесток к середине цветка. Он последовательно читает стихи о цветах радуги, и постепенно дети складывают цветок.
Усложнение: «волшебные» слова произносят дети.
2-й вариант. Перед детьми раскладываются на столе разноцветные лепестки двух размеров. Играющие с помощью педагога договариваются, кто из них будет собирать большие, а кто маленькие лепестки.
Далее игра проходит аналогично первому варианту.
Одень Буратино
Цели:
— развивать способность систематизировать предметы по величине и соотносить по цвету;
— вводить в активный словарь имена прилагательные: красный, синий, желтый, зеленый.
Оборудование: по 4 фигурки Буратино одинакового размера в колпаках красного, зеленого, синего и желтого цвета и куртки соответствующего размера и цвета, 4 аналогичные фигурки Буратино в разноцветных колпаках и куртках, но отличающиеся друг от друга размером.
* * *
1-й вариант. По предложению педагога, ведущего игру, дети берут по одной фигурке Буратино. На столе раскладываются курточки для них. Игроки должны подобрать для своего Буратино соответствующую цвету колпака куртку. После того как все справятся с заданием, куртки снова раскладываются на столе, игроки меняются фигурками, и игра повторяется.
2-й вариант. Педагог раздает детям по одной фигурке Буратино, оставляя куртки у себя. Затем показывает одну из них и задает вопрос, например: «Кому нужна зеленая куртка?» Тот, у кого Буратино в зеленом колпаке, должен ответить: «Мне нужна зеленая куртка». После этого педагог отдает куртку участнику, который надевает ее на Буратино. (Если игрок не называет цвет, куртка ему не отдается.)
3-й вариант. Педагог рассказывает детям, что у них в гостях целая семья Буратино. Каждому нужно подобрать куртку как по цвету, так и по размеру. Дети выбирают себе по одной фигурке Буратино и подбирают для него куртку. Выигрывают те, кто правильно подобрал куртку для Буратино.
Живое домино
Цель: развивать способность ориентироваться одновременно на цвет и величину предмета.
Оборудование: набор широких и узких красных, зеленых, синих, желтых и белых лент длиной 10 см, кирпичики этих же цветов.
* * *
1-й вариант. Дети собираются вокруг стола, на котором в произвольном порядке разложены 10 лент. Педагог задает детям вопросы: «Дети, что это такое? Какого цвета ленты? Одинаковы ли они по ширине?» Предлагает поиграть с ними. Каждый ребенок берет себе ленту и повязывает ее на левую руку. Педагог просит детей помочь друг другу завязать ленту, потому что одному это сделать трудно.
Дети выбирают ленты и завязывают их на левой руке, как браслеты. После этого педагог обращает внимание детей на кирпичи, расположенные в разных местах комнаты: «Это будут наши дома. Сейчас мы гуляем все вместе, но по моему сигналу — удар в бубен — нужно найти себе пару (того, у кого на руке такой же по цвету браслет) и вместе подойти к своему дому — кирпичу того же цвета».
Усложнение: игроки должны подобрать себе пару, ориентируясь не только на цвет, но и на ширину ленты.
2-й вариант. На столе раскладываются 20 лент. Детям предлагается найти себе две ленты и повязать их на обе руки. После этого они должны взяться за руки так, чтобы у каждого цвет ленты совпал с цветом ленты ребенка, которого он берет за руку с одной и другой стороны.
По желанию детей можно поиграть в игру «Каравай».
Сделаем букет
Цель: учить группировать одни и те же предметы по разным признакам.
Оборудование: 8 красных и белых роз и гвоздик, 1 желтая роза, 2 вазы для цветов.
* * *
Дети собираются вокруг стола, на котором стоят две вазы и лежат в произвольном порядке цветы. Вместе с педагогом рассматривают, называют их и определяют цвет. После этого педагог предлагает расставить цветы в две вазы, определяя способы группировки: можно розы поставить в одну вазу, а гвоздики в другую; можно сделать букет из роз и гвоздик, подобрав их по цвету, — в одной вазе будут белые розы и гвоздики, а в другой красные.
Затем педагог показывает детям желтую розу, и они вместе определяют, куда ее нужно поставить (в первом случае — к розам, а во втором — в любую вазу).
Можно предложить детям найти другие способы формирования букетов (красные розы и белые гвоздики; красные гвоздики и белые розы в разных соотношениях).
Собери пирамидку
Цель: знакомить со способом упорядочения предметов по величине и цвету одновременно.
Оборудование: набор пирамидок с 3 — 6 кольцами разного цвета.
* * *
1-й вариант. Дети усаживаются вокруг стола. Педагог показывает пирамидку с шестью кольцами, разбирает ее и перемешивает кольца. Затем обращается к детям: «Как вы думаете, соберу я пирамидку с закрытыми глазами?» Выслушав предположения детей, закрывает глаза и начинает собирать пирамидку, попросив их внимательно следить и сказать, если вдруг допустит ошибку. После того как пирамидка готова, она детям задает вопросы: «Как мне удалось собрать пирамидку с закрытыми глазами? Что я делала? Как собирала пирамидку?» Выслушав детей, она подводит итог: каждый раз берется самое большое кольцо из тех, которые остались.
Педагог предлагает детям выбрать одну из пирамидок, снять со стержня кольца, перемешать их и собрать с открытыми глазами. Необходимо подчеркнуть, что вначале они научатся собирать пирамидку с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Главное, что собирать следует по правилу: надо выбирать самое большое кольцо из тех, которые остались. По ходу выполнения задания педагог напоминает, но не показывает способ сборки. За правильно собранную пирамидку ребенок получает выигрыш — фишку.
Усложнение: можно увеличивать количество колец в пирамидках.
2-й вариант. Педагог предлагает сначала собрать пирамидку, начиная с самого большого кольца, а затем наоборот — с самого маленького.
Можно создать проблемную ситуацию, помогающую лучше понять способ упорядочения. Например, построив матрешек в ряд, предложить подобрать для них платочки, начиная с самой большой. После этого педагог обращается к детям: «Маленькая матрешка очень расстроена тем, что ей все достается в последнюю очередь. Как же сделать, чтобы чашку она получила первой?» Это поможет детям научиться упорядочить предметы и по возрастанию, и по убыванию.
Подбери лист
Цель: учить сопоставлять предметы по двум качественным признакам.
Оборудование: 8 наборов карточек; в каждом — 1 большая (10x10 см), разделенная на равные квадратные клетки, и 4 маленькие (5x5 см). На каждой большой карточке в трех клетках нарисованы желтые и зеленые листья двух размеров. (Например, вверху нарисованы большой и маленький зеленые листья дуба, а внизу большой желтый лист клена.) Одна клетка пустая. На соответствующих им маленьких карточках нарисованы маленькие желтый и зеленый листья клена, большой и маленький зеленые листья дуба.
* * *
Дети усаживаются вокруг стола. Педагог кладет перед ними большую карточку с изображением листьев дуба и клена, рядом раскладывает маленькие карточки и обращается к детям: «Посмотрите, что нарисовано на большой карточке. Что нарисовано на маленьких карточках? А вот здесь есть пустая клетка. Нужно выбрать среди маленьких карточек ту, которая лучше всего сюда подходит. Для этого необходимо внимательно рассмотреть все, что нарисовано на большой карте, там есть подсказка. Кто догадается?» Выслушав все ответы, дети определяют, что в клетку нужно положить маленький желтый лист клена.
После этого всем раздаются наборы карточек для игры. Дети раскладывают их перед собой: большую карточку и над ней в ряд — маленькие. Подбирают соответствующую маленькую карточку и кладут ее в пустую клетку. Ведущий игру педагог проверяет и за каждую правильно подобранную карточку дает ребенку фишку. При необходимости помогает и объясняет правила игры отдельным детям.
Затем педагог предлагает играющим поменяться комплектами карт; получив новый набор, дети продолжают играть.
В конце игры подсчитываются выигрышные фишки и определяются победители.
Дороги
Цели:
— развивать умение определять свойства предметов: цвет, форму и величину;
— учить сравнивать и группировать предметы на основе выделенных свойств;
— понимать значение слов, обозначающих свойства предметов.
Оборудование: логические блоки Дьенеша; фигурки — заяц, кошка, собака, медведь, петушок и поросенок; набор кирпичей и кубов.
* * *
1-й вариант. На столах расставлены шесть домиков-кубиков, возле каждого находится фигурка животного и геометрическая фигура из блока Дьенеша: маленький круг, большой круг, маленький квадрат, большой квадрат, маленький треугольник, большой треугольник. На небольшом расстоянии от домов выложена дорога из кирпичей. На отдельном столе расположены три группы фигур: круги, треугольники, квадраты.
Педагог приглашает детей поиграть с фигурками. Дети усаживаются так, чтобы им были видны домики и дорога, и беседуют с педагогом о том, что видят перед собой. Затем взрослый предлагает помочь животным построить дорожки от дома до кирпичной дороги. Для этого нужно посмотреть, какая геометрическая фигура уже есть возле дома, взять побольше таких же и построить из них дорожку. Договорившись о том, кто какому животному будет строить дорогу, дети приступают к работе.
В ходе работы педагог общается с детьми, при необходимости помогает подобрать фигуры и называет их (надо взять все: большие и маленькие — фигуры заданной формы). Он поощряет попытки взаимообучения, особенно со стороны «зрителей», предупреждая конфликтные ситуации.
После того как первая группа детей справилась с заданием, дорожки из фигурок убирают — «дождик смыл», и к игре приступает вторая группа детей.
2-й вариант. Среда для игры-занятия организована так же, как и в первом варианте. Но геометрические фигуры группируются по цвету: красные, синие и желтые отдельно.
У порога дома располагается одна цветная фигура. Педагог объясняет детям, что на этот раз животные хотят построить из фигурок дорожки одного цвета: заяц — из красных, кошка — из желтых и т.д. Дети выбирают, для кого они будут строить дорогу, и приступают к работе. По ходу игры-зянятия педагог обращает внимание детей на то, что фигуры могут быть разной формы и величины, но обязательно одинакового цвета.
После сооружения дорожек можно обратить внимание детей на расположение фигур; дать задание разложить их по величине, форме с тем, чтобы по ним было удобнее ходить.
3-й вариант. На столах четыре домика: зайца, кошки, собаки и петуха. У порога фигура определенной формы: треугольник, квадрат, прямоугольник или круг. На отдельном столе лежат фигуры, разделенные на четыре группы: треугольники, квадраты, круги и прямоугольники. Педагог объясняет детям, что животные хотят, чтобы дорожки у них были построены из фигурок одинаковой формы: только из треугольников, квадратов, кругов или прямоугольников.
В ходе игры-занятия педагог обращает внимание детей на то, что фигурки надо подбирать одинаковой формы, а их цвет и величина не имеют значения.
После выполнения игровых заданий можно предложить детям поиграть с геометрическими фигурами: перестроить дорожки так, чтобы они выглядели красиво, упорядочить фигуры по величине, цвету и др.
Собери фигуры
Цель: развивать умение разделять предметы по выделенным признакам (двум, трем, четырем) и использовать в деятельности предметы-заместители.
Оборудование: логические блоки Дьенеша, карточки (4x8 см) с изображением предметов, сочетающих два признака: цвет и форму (12 шт.), цвет и величину (6 шт.), величину и форму (8 шт.) — всего 26 карточек. Карточки с изображением предметов, сочетающих три признака: цвет, форму и величину (24 шт.); карточки с изображением предметов, сочетающих четыре признака: цвет, форму, величину и толщину (48 шт.).
* * *
1-й вариант. Педагог показывает детям блоки Дьенеша и предлагает поиграть с фигурками. Желающие усаживаются вокруг стола, на котором разложены фигуры. Педагог объясняет правила игры и показывает фигуры: «Смотрите, здесь много разных фигур: красных, синих, желтых; больших и маленьких; квадратных, круглых, треугольных и прямоугольных. У меня есть карточки, на них нарисовано, какие фигурки надо брать. Вот на этой карточке нарисованы синее пятно и кружок. Это значит, что надо брать все синие кружки. А на этой карточке изображены красное пятно и большой домик. Это значит, что надо брать все красные большие фигуры. Давайте соберем их вместе. А если я возьму карточку с изображением треугольника и маленького домика? Догадайтесь, какие фигурки надо брать?» Все собирают маленькие треугольники.
После объяснений педагога каждый играющий выбирает себе одну карточку и в соответствии с изображением на ней отбирает фигуры, с которыми потом можно свободно поиграть (кто как хочет).
2-й вариант. Процесс объяснения способа группировки тот же, что и в первом варианте. Особое внимание обращается на то, что нужно внимательно рассмотреть изображение на карточке: цвет, величину дома и форму фигуры.
3-й вариант. Педагог обращает внимание детей на то, что некоторые фигурки толстые, а некоторые тонкие (дети их находят), затем объясняет, как это свойство обозначено на карточках: толстый или тонкий человечек. После этого дети берут карточку и с помощью педагога отбирают обозначенную на ней фигуру. Все самостоятельные действия детей поощряются.
Дорога к дому
Цели:
— развивать умение сравнивать предметы и группировать их, ориентируясь на одно, два или три свойства одновременно (цвет, форма и величина), пользоваться предметами-заместителями;
— понимать и использовать в речи слова для обозначения и обобщения выделенных свойств.
Оборудование: логические блоки Дьенеша, 5 игрушечных медведей (3 маленьких и 2 больших), фигурки зверей: лиса, волк, заяц, еж, белка; карточки (5x5 см).
* * *
1-й вариант. На одном столе расположены игрушечные медведи (Михаил Михайлович, Настасья Петровна) и их дети (Михась, Миша и Мишутка), на другом столе разложены по цвету (три группы) геометрические фигуры.
По просьбе педагога дети усаживаются и слушают сказку: «Жил медведь с медведицей и тремя медвежатами в избушке в дремучем лесу. Каждое утро медведь уходил на охоту, а медведица оставалась дома. Медвежата гуляли в лесу. Уходя, медведь всегда говорил медвежатам: “Гуляйте, где хотите, но вечером возвращайтесь домой. А чтобы не заблудиться в лесу, берите с собой камешки и сыпьте их по дороге. Когда захотите вернуться, сможете легко найти дорогу, собирая свои камешки”. Медвежата так и делали: Михась брал большие красные камешки, Миша — круглые большие, а Мишутка — маленькие квадратные».
Затем педагог предлагает детям погулять с медвежатами. Для этого нужно найти карточки, на которых нарисовано, какие камешки взял каждый мишка: карточку, на которой нарисовано красное пятно и большой дом, — для Михася, с кругом и большим домом — для Миши, а карточку с квадратом и маленьким домом — для Мишутки. Дети выбирают медвежонка, с которым они пойдут гулять, и по карточке набирают в корзинку камешки — фигурки. Гуляя, они рассыпают по дороге камешки-фигурки, возвращаясь домой, собирают их.
Усложнение: педагог читает сказку: «Как-то раз с медвежатами пошла гулять мама-медведица, которая взяла с собой все круглые камешки, Михась — треугольные, Миша — прямоугольные, Мишутка — квадратные». Фигурки располагаются на столе в четырех группах соответственно: все треугольные, квадратные, круглые и прямоугольные.
2-й вариант. Педагог вспоминает с детьми, как жили медвежата в лесу, как они гуляли и что делали, чтобы не заблудиться. После этого говорит детям: «Заяц, лиса, волк, еж и белка удивлялись: как это медвежата ухитрялись так далеко заходить в лес и всегда находить дорогу домой? Медвежата поделились секретом. Собрались они все вместе, выбрали карточки, на которых нарисовано, какие камешки будут рассыпать, набрали их и пошли гулять в лес. Михась взял красные большие, Мишка — маленькие прямоугольные, Мишутка — большие треугольные, заяц — маленькие треугольные, лиса — маленькие круглые, еж — большие квадратные, белка — маленькие квадратные, волк — большие прямоугольные». Дети выбирают себе игрушку, находят ее камешки-фигурки и идут гулять, разбрасывая их. Возвращаясь домой, собирают камешки-фигурки.
По ходу игры воспитатель при необходимости помогает детям идти по своей дороге, ориентируясь на камешки-фигурки.
Усложнение: педагог говорит: «На следующий день игрушки взяли с собой другие камни: Михась — красные круглые, Мишка — желтые треугольные, Мишутка — красные квадратные, заяц — красные прямоугольные, лиса — красные треугольные, еж — желтые прямоугольные, белка — желтые квадратные, волк — желтые круглые». Далее игра идет так же, как и во втором варианте. Выигрывают те, кто вернулся домой своей дорогой, собрав все камешки.
Подбери окошки
Цель: учить устанавливать поэлементное соответствие двух групп предметов, обобщать представления о величине, форме и цвете.
Оборудование: 8 наборов карт: большая карта (20x20 см), разделенная на 8 равных квадратов (квадраты верхней части закрашены красным, синим, желтым и зеленым цветом); 9 маленьких карточек (5x5 см), на которых изображены такие же, как на большой карте, окошки двух размеров и еще одно окошко круглой формы.
* * *
1-й вариант. Дети усаживаются вокруг стола. Все наборы карт у педагога. Он показывает карточки одного набора и объясняет содержание игры: «Дети, видите (указывает на большую карту), это дом, вверху у него окошки, а внизу их нет. Чтобы можно было в нем жить, нужно вставить окошки и на нижнем этаже. У нас есть разные окошки (раскладывает четыре окошка, подходящих для дома, и одно круглое окошко), разного цвета. Давайте посмотрим, какого цвета окошки у нас есть, и назовем их. Какого цвета это окошко? А это? Нужно посмотреть, какое окошко вверху, найти такое же и положить его внизу под верхним окошком». Вместе с детьми подбирает все окошки. После этого дети берут по одному набору карт и самостоятельно подбирают окошки для нижнего этажа дома. За каждое правильно подобранное окошко ребенок получает награду-фишку.
2-й вариант. Педагог раздает детям наборы, состоящие из одной большой и девяти маленьких карточек. В этом случае из девяти окошек ребенок выбирает те, которые подходят для дома, т.е. того же цвета и величины, что и окна верхнего этажа. Затем можно предложить детям подобрать окошки меньшего, чем наверху, размера, предварительно показав, как это делать.
Игровое задание можно усложнить, изменив форму окон.
Помоги собрать детенышей
Цель: развивать представления о сохранении количества.
Оборудование: игрушечные лиса с 3 лисятами, кошка с 4 котятами, собака с 5 щенятами и медведица с 3 медвежатами; числовые карточки, обозначающие количество детенышей у животных.
* * *
Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечных животных. Дети определяют количество детенышей у каждой. Педагог обращает внимание на то, что у мам разное количество детей. Объясняет содержание игры: «Мамы пойдут гулять с детенышами, которые будут бегать и прятаться от них. Мамы постараются собрать детей, но это трудно, поэтому, чтобы они не волновались, мы будем помогать найти их».
Затем выбираются дети, которые будут помогать мамам, их четверо. Каждый из них решает, кому он поможет собрать детенышей, берет карточку, обозначающую количество детенышей, чтобы не забыть, сколько их, и выходит за дверь. В это время четверо других детей гуляют с игрушками-мамами и прячут детенышей в разных местах. Затем в игру включается первая группа. Задача каждого ребенка этой группы — быстрее найти всех детенышей своего животного. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Усложнение: задание выполняет пара детей. Они берут числовую карточку, обозначающую количество детенышей. Вместе ищут спрятавшихся, сверяя количество по карточке.
Утка с утятами
Цель: та же.
Оборудование: несколько наборов игрушек, состоящих из 1 утки и 5 утят, 1 большого и 8 маленьких кружков одного цвета, фланелеграф (у педагога).
* * *
Педагог предлагает детям взять по одной утке и отсчитать для нее утят. Дети отсчитывают утят и усаживаются за стол. Педагог обращает их внимание на то, что у него нет ни утки, ни утят. Затем берет большой круг и говорит, что это будет утка, а это (показывает на маленькие круги) — утята. Объясняет содержание игрового задания: «Играть будем так: я на фланелеграфе буду показывать, как плавает утка с утятами. Ваши утки с утятами посмотрят и будут плавать точно так же. Для этого следует пересчитать их и запомнить, сколько утят у вашей утки. Если вы расставите уток так, как показано на фланелеграфе, получите награду. Выиграет тот, кто наберет больше наград». В ходе игры педагог на фланелеграфе показывает пространственное расположение утки с утятами: слева направо, затем справа налево, потом сверху вниз, снизу вверх, по кругу. Задает детям вопросы: «Сколько у твоей утки утят? Все ли они возле утки? Никто не потерялся? Ты их пересчитал? Сколько их было вначале? А сейчас?»
Куда пойдешь и что найдешь
Цель: учить двигаться в заданном направлении, определять направление движения, обозначая его словами: вперед, назад, направо, налево.
Оборудование: матрешка.
* * *
Дети усаживаются полукругом. Педагог объясняет правила игры: «Один из вас встанет передо мной, а другой спрячет матрешку. Затем первый игрок должен найти матрешку. Например, играть будут Коля и Миша. Коля спрячет матрешку, а Миша будет ее искать. Вот моя подсказка: иди вперед, остановись, поверни направо, иди вперед, ищи».
Усложнить игру можно, увеличивая пространство поиска за счет спальни, раздевалки и др. Можно включить в движение счет: «Сделай три шага вперед, остановись, поверни налево, сделай три шага, ищи». Можно передать роль ведущего ребенку, и тогда одновременно смогут играть трое детей: один водит, другой прячет предмет, а третий его ищет.
Игровая задача может быть упрощена путем «опредмечивания» направления движения: «Иди прямо, к окну, остановись, а теперь поверни налево, к шкафу» и т.д.
Предъявление игровых заданий разной сложности позволит всем детям принимать активное участие в игре. В нее можно включить и «зрителей», которые помогут ведущему определять место нахождения игрушки, ограничивая поле поиска словами «холодно» или «горячо».
Новый, прочный дом
Цели:
— учить соединять кирпичи, кубы, выстраивая их в одну линию;
— различать понятия: короткий — длинный, высокий — низкий.
Оборудование: набор разных по цвету и величине кирпичей, кубов и призм; фигурки, изображающие трех поросят и волка, 2 — 3 домика разной конструкции; сказка С. Михалкова «Три поросенка».
* * *
Педагог читает начало сказки С. Михалкова «Три поросенка»: «Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Нуф-Нуф. Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужках.
Вот наступила осень.
Солнце не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.
«— Пора нам подумать о зиме, — сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. — Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать под теплой крышей».
Педагог показывает детям поросят, и ребята определяют, кто из них Ниф- Ниф, кто Наф-Наф, а кто Нуф-Нуф. Предлагает помочь поросятам построить дома, чтобы они могли перезимовать. Затем вместе с педагогом дети определяют место будущей постройки, а также строительный материал. Шесть детей строят дома для поросят (один дом строят двое) и два ребенка выкладывают дороги между домами, чтобы поросята могли ходить друг к другу в гости.
При необходимости педагог помогает детям в работе, в ответ на их просьбы советует, из каких деталей лучше строить стены дома, из каких — крышу, как увеличить высоту, длину или ширину дома. Задает вопросы: «Поместится ли поросенок в доме? Удобно ли ему входить в дом? Достаточна ли ширина дорог? Как ее можно увеличить?»
Когда дома построены, педагог говорит детям, что поросятам очень весело и они поют песенку:
Хоть подсвета обойдешь,
Обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Не найдешь, не найдешь!
У меня хороший дом,
Новый дом, прочный дом.
Мне не страшен дождь и гром!
Дождь и гром, дождь и гром!
Затем воспитатель продолжает читать сказку: «Три храбрых братца пошли гулять. По дороге они пели и плясали, а когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной.
— Что за шум? — недовольно проворчал злой и голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят.
— Ну какие тут могут быть волки! — говорит в это время Ниф-Ниф, который волков видел только на картинках.
— Вот мы его схватим за нос, будет знать! — добавил Нуф-Нуф, который тоже не видел волка. И братья опять развеселились и запели:
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
И вдруг они увидели настоящего живого волка! Бедные поросята не могли даже пошевелиться от страха. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек. Никогда им не приходилось так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому. После этого они решили построить один большой дом на всех, чтобы скрыться от волка».
Педагог предлагает желающим построить прочный большой дом для всех поросят, а они выберут самый подходящий и поселятся в нем. По окончании строительства поросята «рассматривают» дома. Каждый строитель хвалит свой дом, но поросята выбирают самый большой и прочный. На новоселье они поют песенку:
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!
Где чей домик?
Цель: развивать представление о движении в пространстве: вперед — назад, вверх — вниз, налево — направо, умение использовать схематическое изображение пути движения.
Оборудование: 1 листа картона (30x20 см), в верхней части которых на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три домика. Внизу на одинаковом расстоянии друг от друга нарисованы три кружка красного, зеленого и синего цвета. От кружков к домикам прорисованы дороги, имеющие несколько поворотов под острым углом. Дороги пересекаются в нескольких местах. На первом листе дороги нарисованы тушью того же цвета, что и круги, от которых они начинаются, на втором — черной тушью. Направления движения на пересечениях дорог указаны стрелками; фигурки животных: собака, кошка и кролик.
* * *
Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен игровой материал. Педагог объясняет правила игры: «Видите, здесь (показывает) нарисованы домики для кошки, собаки и кролика. В этом доме живет собака, в этом — кролик, а в этом — кошка. Они заблудились и никак не могут попасть к себе домой. Давайте им поможем. Играть будут трое: один поможет кошке, другой — собаке, а третий — кролику. Начинать путь надо от цветного кружка. Чтобы не сбиться с дороги, следует ориентироваться на ее цвет. Выиграет тот, кто первым приведет животного домой». Педагог обращает внимание детей на стрелки, указывающие направление движения. Нужно остановиться на перекрестке и посмотреть, куда идти дальше.
Усложнение: детям дается второй лист бумаги, на котором дороги не различаются по цвету. Особое внимание обращается на стрелки, указывающие направление движения, как на ориентир.
Где спрятался мишка?
Цель: учить определять место нахождения предмета с помощью схемы.
Оборудование: лист зеленого картона — полянка (40x30 см), на которой изображены дороги. На всех перекрестках и в конце дорог по 1 маленькой елочке, у начала дорог — цветы; 10 карточек (6x4 см), на которых стрелками указаны направления движения: от самого простого (снизу вверх и направо; снизу — вверх и налево) до самого сложного (например, снизу вверх, налево, вверх, направо, вверх, налево, вверх), продвигаясь по которым ребенок сможет найти игрушку. Маленькие фигурки зайца, медведя, лисы и волка.
* * *
1-й вариант. Дети усаживаются вокруг стола, на котором разложен материал для игры. Педагог объясняет правила: «Видите, это полянка, на которой растут елки и живут разные звери. Звери любят прятаться под елками, а мы будем их искать. У нас есть карточки, которые помогут нам в поисках. Ведущий будет помогать зверушкам прятаться, а играющие — отыскивать их с помощью карточек. За каждого найденного играющий получает фишку. Выиграет тот, кто наберет больше фишек».
В начале игры ребенок отворачивается от игрового поля, а ведущий (сначала это педагог) прячет под елку любую игрушку. После этого игрок поворачивается, ему дается карточка, указывающая место нахождения игрушки, и он идет его искать. Сначала предлагаются карточки с простыми схемами движения, и лишь постепенно задания усложняются. Когда первый участник справляется с заданием, в игру включается следующий и т.д.
2-й вариант. В игре участвует ведущий и двое игроков. Первый выбирает карточку, указывающую место, где «спрячется» игрушка. Задача второго участника — спрятать по этой карточке любую игрушку, например зайца. Первый ребенок отворачивается от игрового поля, а второй прячет зайца. После этого первый игрок берет карточку в руки и ищет зайца. Ведущий наблюдает за тем, чтобы оба участника игры действовали по правилам.
3-й вариант. Играющие не только ищут место нахождения игрушки, но и дают словесное описание пути движения к нему.
Усложнение: введение правила — осуществлять поиск зрительно, без помощи рук.
Кто быстрее?
Цели:
— развивать представление о движении в пространстве;
— вводить в активный словарь слова «быстро», «медленно», «далеко», «близко». Оборудование: наборы для конструирования разной величины и цвета, по
* * *
1-й вариант. Дети усаживаются полукругом. Перед ними на расстоянии 8— 10 м расположены два стула, на каждом находится мяч. Рядом с детьми сидят две куклы. Педагог объясняет правила игры: «Посмотрите, на стульях лежат мячи, которые нужно принести Маше и Наташе (куклам). Участвовать в игре будут двое: один принесет мяч Маше, а другой — Наташе. Выиграет тот, кто быстрее принесет мяч кукле». В начале игры каждый участник встает рядом со своей куклой и по сигналу педагога приносит ей мяч. После этого дети определяют победителя и рассуждают о том, почему он выиграл. Дети должны прийти к выводу, что выигрывает тот, кто быстрее бежит. Сначала можно выбирать разных по темпераменту детей, а затем свобода выбора пары предоставляется самим детям.
2-й вариант. Дети, объединившись в пары, по предложению педагога строят дороги между кубами-домами, находящимися на одинаковом расстоянии друг от друга. Устанавливают, что дороги одинаковой длины (по количеству кирпичей, из которых они построены). Затем двое участников игры берут машины и по сигналу педагога едут от одного дома к другому. Остальные определяют, кто из них приехал раньше и почему. Если кто-то из детей скажет, что у разных машин может быть разная скорость, такой разговор следует поддержать.
3-й вариант. Дети становятся друг за другом в две колонны и по сигналу педагога начинают передавать по цепочке через голову мяч. Последний ребенок относит мяч кукле. Выигрывает та команда, которая первая справилась с заданием.
Мой веселый мяч
Цель: развивать умение ориентироваться на цвет и величину предмета одновременно.
Оборудование: набор больших кирпичей и пластин красного, синего, зеленого и желтого цвета; мячи 2 — 3 размеров аналогичного цвета, шары.
* * *
1-й вариант. Педагог заранее строит из кирпичей зеленые, синие, красные и желтые ворота на расстоянии 1 м друг от друга. Дети рассаживаются перед ними полукругом. Рядом корзина с мячами. Педагог объясняет правила игры: «Каждый должен выбрать мяч, найти ворота такого же цвета и прокатить мяч под ними. Обратите внимание не только на цвет, но и на размеры мяча и ворот. За каждый правильно подобранный мяч игрок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек». Вначале в игре участвует двое, а затем четверо детей. Остальные помогают педагогу определять победителей. Потом участники и зрители меняются ролями.
2-й вариант. Педагог заранее строит из кирпичей и пластин три горки. Дети усаживаются перед ними и слушают объяснение: «Нужно взять мяч и попытаться угадать, до какого места он докатится, если его спустить с горки. В качестве контрольной метки следует установить на этом месте кирпич. Затем спустить с горки мяч и посмотреть, правильно ли угадано место его остановки. Выигрывает тот, кто угадает место остановки своего мяча».
3-й вариант. Правила те же, но меняется высота горки, и игроки определяют, ближе или дальше прокатится тот же мяч в зависимости от ее высоты.
4 вариант. Правила те же, но игровая задача заключается в том, чтобы попасть мячом в шары, разложенные перед горкой.
День и ночь кружатся
Цель: развивать представление о суточном цикле.
Оборудование: круг с изображением перехода ночи в день и дня в ночь. Репродукции картин Н. Рериха «Гонец» (ночь), «Святой остров» (утро), «Три радости» (день), «Беда-праведник» (вечер) или репродукции картин других художников, на которых изображено разное время суток; 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.
* * *
1-й вариант. Педагог показывает знакомое детям изображение перехода ночи в день и дня в ночь. В беседе уточняется последовательность наступления разных периодов суток, особое внимание уделяется восходу и заходу солнца, утро и вечер рассматриваются как границы перехода тьмы в свет и обратно.
2-й вариант. Педагог предлагает детям рассмотреть репродукции картин Н. Рериха. При этом они свободно обмениваются впечатлениями. Далее к обсуждению подключается педагог, который задает вопросы: «Как вы думаете, что здесь нарисовано? Утро или день? Как вы догадались?» После определения времени суток на каждой из картин они раскладываются по кругу.
3-й вариант. Педагог сообщает, что он будет показывать картинки, на которых отображена деятельность детей в разное время суток. Они должны догадаться, какое время суток изображено, и по секрету сказать об этом ему. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Например, педагог показывает картинку, на которой изображена спящая девочка, рядом лежат кукла и мишка, в окно видны звезды и луна. Дети определяют, что на картинке изображена ночь. Затем показывается картинка с восходящим солнцем и детьми, делающими зарядку (утро). На следующей картинке видны играющие на поляне дети, высоко в небе светит солнце (день). И наконец на последней — солнце уходит за горизонт, и дети идут с родителями домой (вечер). В конце игры-занятия педагог просит детей ответить, что идет следом за вечером.
Лети, желтый лепесток
Цель: развивать представления о недельном цикле.
Предварительная работа: дети рассматривают изображения радуги, называют 7 ее цветов, затем слушают отрывки из произведения В. Катаева «Цветик-семицветик». Игру-занятие лучше провести во вторник.
Оборудование: 7 разноцветных кругов, красочный календарь на текущий год.
* * *
1-й вариант. Педагог организует разговор о том, какой день недели сегодня, какой был вчера, в какой день взрослые не идут на работу, а дети в детский сад. Рассматривают календарь и определяют, каким цветом выделено воскресенье. С помощью педагога последовательно называют дни недели, начиная с понедельника.
2-й вариант. Педагог предлагает детям обозначить дни недели цветными кругами, чтобы их легче было запомнить, и выложить ряд из цветных кругов — дней недели (начиная с понедельника). Затем дети упражняются в назывании дней недели и обозначении их определенным цветом, отвечая на вопросы типа: каким кружком мы обозначили вторник? Какой день недели обозначает голубой круг? За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры-занятия дети с помощью педагога последовательно называют дни недели, начиная с понедельника, указывая на кружок, которым обозначен день. После этого педагог предлагает подумать, какой день недели наступает после воскресенья. Выслушав ответы детей и наградив правильные двумя фишками, предлагает сделать из кругов, не меняя их последовательности, цветик-семицветик.
У нас порядок
Цели:
— развивать умение ориентироваться в многообразии предметов, объединять их по назначению;
— вводить в активный словарный запас обобщающие слова.
Оборудование: 2 комплекта карт. В первый комплект входят 8 больших карт с изображением шкафов: для белья, в том числе постельного, для кухонной, столовой, чайной посуды, верхней одежды и полки для обуви; изображение спальни и гостиной. Во второй комплект входят по 5 маленьких карточек с изображением верхней одежды, нижнего и постельного белья, обуви, кухонной, столовой и чайной посуды, мебели для спальни и гостиной — всего 40 маленьких карточек.
* * *
1-й вариант. Педагог раздает детям большие карты (маленькие оставляет у себя) и объясняет правила игры: «Дети, посмотрите, что нарисовано на этой маленькой карточке! (Например, показывает карточку с изображением шубы.) Теперь внимательно рассмотрите, что нарисовано на ваших больших картах. Тот, у кого есть место для шубы, должен об этом сказать, после чего он получит эту карточку и положит ее на большую карту. Каждый из вас должен набрать пять маленьких карточек. Выиграют те, кто первыми их соберут».
2-й вариант. Маленькие карточки перемешиваются и поровну распределяются между играющими детьми. Большие карты остаются у педагога. В процессе игры он показывает большую карту, а те, у кого есть подходящие к ней маленькие карточки, должны назвать изображенные предметы и отдать их ведущему.
Усложнение: введение правила назвать не только предмет, но и место, куда его надо положить. (Например, кастрюля, ее ставят в кухонный шкаф.) Выигрывает тот игрок, который первым отдаст все маленькие карточки ведущему.
Хлеб всему голова
Цели:
— развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека;
— воспитывать бережное отношение к хлебу, экономное его использование.
Оборудование: поднос, разные виды хлеба, булочки разной величины, салфетка.
* * *
1-й вариант. Педагог приносит поднос, на котором красиво разложены белый, серый и черный хлеб, булочки разной величины и формы, накрытые салфеткой. Показывая детям поднос с хлебом, просит догадаться, что под салфеткой. Дети высказывают свои предположения, а в это время педагог читает потешку:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи!
С пылу с жару из печи.
Затем салфетка снимается, и дети вместе с педагогом определяют, что хлеб разный по цвету, величине, форме. Во время беседы хлеб разрезают и по желанию детей дают им попробовать по маленькому кусочку, после чего они приходят к выводу, что хлеб бывает разным на вкус. Особое внимание уделяется обсуждению вопросов: зачем нужен человеку хлеб? Может ли он обойтись без хлеба? Какой хлеб в семье любят больше всего? Откуда его берут? Затем педагог делает обобщение: «Хлеб необходим для жизни людей — больших и маленьких. Его покупают в магазине или пекут дома, едят каждый день: с супом, борщом, щами, мясом; делают бутерброды — с сыром, ветчиной, колбасой и др. Хлеб выпекают в пекарнях и каждое утро развозят по магазинам. Прежде чем он туда попадает, многие люди долго работают».
2-й вариант. Педагог спрашивает детей, видел ли кто-нибудь, как мама или бабушка пекла пироги, и не хотят ли они сейчас понаблюдать за процессом выпекания булочек. Для этого предлагается детям пойти на кухню и посмотреть, как это делает повар. Затем вся группа идет на кухню и наблюдает за процессом приготовления теста. Взрослый стимулирует беседу о том, что булки выпекают из муки, которую смешивают с молоком. Когда надо испечь много булок, тесто замешивается в большой кастрюле. В него добавляют соль, сахар, а главное дрожжи, затем масло, яйца и разрыхлитель. Тесто долго вымешивают и кладут в теплое место, чтобы оно подошло. Дети смотрят, сколько теста в кастрюле, и отмечают его уровень меткой с внешней стороны. Педагог подчеркивает, что тесто любит тепло и получается очень хорошим, если его вымешивают руками. Тепло рук, особенно маминых или бабушкиных, переходит в тесто, из которого потом получаются вкусные булочки. Когда тесто подошло, дети возвращаются на кухню и наблюдают за процессом выпекания сдобы. Прежде всего обращают внимание на объем теста — он увеличился. Спрашивают у повара, не добавлял ли он в кастрюлю еще теста. Повар объясняет, что объем теста увеличился, так как оно «подошло», стало рыхлым из-за дрожжей. Затем дети видят, как тесто делят на равные части, руками придают им форму, кладут на противень и ставят в разогретую духовку.
Готовые булочки, румяные, ароматные и теплые, приносят в группу, и дети с удовольствием их едят.
3-й вариант. Педагог приносит в группу ржаные и пшеничные колосья. Дети их рассматривают, с помощью педагога достают зернышки, сравнивают их и узнают, что черные и белые сорта хлеба выпекают из разных зерен, а если зерна смешать, получится серый хлеб. Затем педагог рассказывает, что зерна сеют в землю и из них вырастают колосья. Колосья собирают, обмолачивают и получают зерна, из зерен на мельницах делают муку и уже из муки пекут хлеб. После занятия дети с помощью взрослых готовят себе бутерброды.
4 вариант. Чтение украинской народной сказки «Колосок», затем дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Примечание: рассказ о хлебе сопровождается показом иллюстраций.
Картофель
Цели:
— развивать элементарные представления о хозяйственной деятельности человека;
— воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Оборудование: кастрюля с картофельным пюре, очищенный и неочищенный картофель, картинки с блюдами из картофеля.
* * *
1-й вариант. Утром педагог приносит в группу кастрюлю с горячим картофельным пюре. Вместе с детьми выясняет, что в кастрюле, кто приготовил пюре и др. Затем пюре раскладывают по тарелкам, обращая внимание на то, что его в кастрюле много, всем хватит. В это время педагог читает:
Сорока-белобока
Картофель варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали,
Гости — на двор,
Картошку — на стол.
Этому дала на блюдечке,
Этому — на тарелочке,
Этому — на ложечке,
Этому — поскребышки...
2-й вариант. После того как дети съедят пюре, педагог спрашивает, хотят ли они пойти на кухню и посмотреть, как его готовят. Он вместе с поваром организуют беседу о том, как готовится пюре. Повар показывает очищенный и неочищенный картофель и спрашивает: «Что это? Почему картофель без кожуры? Как его чистят? Зачем люди выращивают картофель? Можно ли есть его сырым? Что нужно сделать, чтобы картофель можно было есть?»
Затем дети наблюдают за процессом приготовления пюре: картофель чистят, моют, заливают водой, добавляют соль, ставят на горячую плиту и варят. Готовность картофеля проверяется ножом или вилкой: если они легко входят в картофель, он сварился. Затем его рыхлят специальной скалкой, и пюре готово.
Дети приносят картофельное пюре в группу и раскладывают по тарелкам. При раздаче пюре педагог спрашивает каждого ребенка, сколько ему положить, чтобы он все съел. Напоминает, как много работы и времени требуется, чтобы приготовить вкусное пюре, и будет жалко, если кто-то не все съест и еду придется выбросить.
3-й вариант. Педагог приносит картинки с изображением разных блюд, приготовленных из картофеля: пюре, жареного картофеля, запеченного «в мундире», картофельных котлет, картофельного салата и др. Дети их рассматривают и говорят о том, что можно приготовить из картофеля. Затем педагог просит детей рассказать, какое блюдо из него они предпочитают. Дети, как правило, больше всего любят жареный картофель, поэтому можно поговорить о том, как его готовят: промытые и очищенные клубни нарезают маленькими ломтиками и обжаривают в масле. Готовый жареный картофель покрыт хрустящей корочкой, а внутри он мягкий. Подводя итог, педагог может напомнить детям, как много труда надо вложить, чтобы приготовить вкусную пищу, поэтому к еде следует относиться бережно и не забывать благодарить тех, кто ее приготовил.
Автор: Давидчук Антонина Николаевна
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека
Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках
Игры для изучения букв с детьми 3-5 лет
Развивающие игры для детей 4-5 лет дома с родителями
Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!