Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Игры на развитие умения сравнивать объекты по их свойствам, систематизировать и объединять их по 2 — 4 признакам, используя моделирование. Старшая – подготовительная группа

Собери фигуры

Задачи:

— обучать умению выделять свойства и группировать предметы по ним (величине, форме, цвету, толщине);

— развивать способность использовать моделирование в качестве средства выделения свойств;

— обогащать словарь словами, обозначающими цвет и форму.

Оборудование: логические блоки Дьенеша, набор карточек со схематическим изображением цвета (цветного пятна), формы (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника), величины (одно- и двухэтажного дома), толщины (толстого и худого человечков).

Предварительная работа: рассмотреть с детьми фигурки (блоки), определить, что среди них есть большие и маленькие, толстые и тонкие, красные, синие и желтые, квадратные, круглые, прямоугольные и треугольные. Объяснить детям символические изображения на карточках.

* * *

1-й вариант. На сдвинутых столах рассыпаются блоки. Карточки находятся у воспитателя. Дети усаживаются вокруг столов. Воспитатель объясняет правила: играющие будут собирать фигурки по цвету. А чтобы не забыть, какого цвета их нужно собрать, каждый возьмет себе карточку с изображением цвета. Показывает карточку с изображением синего цвета и обращается к играющим: «Какие фигурки вы будете собирать, если у вас есть вот такая карточка?» После этого начинается игра. Каждый играющий выбирает себе карточку с цветным пятном и собирает фигуры с указанным на ней цветом.

2-й вариант. Начало игры такое же, как и в первом варианте. Воспитатель объясняет правила: играющие будут собирать фигурки по форме. А чтобы не забыть, какой формы нужно их собрать, каждый возьмет себе карточку с изображением формы. Показывает карточку с изображением прямоугольника и обращается к играющим: «Какие фигурки вы будете собирать, если у вас есть вот такая карточка? А если вот такая? (Показывает карточку с изображением треугольника.) А если вот такая? (Показывает карточку с изображением квадрата.)» После этого каждый играющий выбирает себе карточку с изображением фигуры и собирает их.

3-й вариант. Блоки можно разделить на две равные части и расположить их на двух столах. Задача заключается в том, чтобы вначале с помощью картинок с символическим изображением толщины и размера собрать фигуры по величине, а затем по толщине.

Выигрывает тот, кто первым собрал все свои фигуры.

4-й вариант. Игра организуется так же, как и в прежних вариантах. Добавляется новое правило: выигрывает тот, кто первым собрал все свои фигурки и правильно назвал их свойства. Например: «Я собрал все треугольники».

Примечание. В ходе игры играющие могут меняться карточками и таким образом повторять игру и увеличивать ее время.

Кто быстрее соберет

Задача: развивать умения группировать объекты по одному, двум, трем, четырем свойствам с помощью их символическового обозначения.

Оборудование: карточки с символическим изображением одного свойства: цвета, формы, величины, толщины (11 шт.), двух признаков: цвета и формы (12 шт.), цвета и величины (6 шт.), величины и формы (8 шт.), трех признаков: цвета, формы и величины (12 шт.), четырех признаков: цвета, формы, величины и толщины (12 шт.), блоки Дьенеша.

* * *

1-й вариант. Воспитатель показывает блоки Дьенеша, предлагает их рассмотреть и рассказать о них. Объясняет правила игры: «Смотрите, здесь много разных фигур: красных, синих, желтых; больших и маленьких; квадратных, круглых (все фигуры показываются); вот на этой карточке (показывает) нарисован круг. Кто догадается, какие фигуры надо собирать? А на этой карточке изображено синее пятно. Догадайтесь, какие фигуры надо собрать?» Таким образом рассматриваются условные обозначения всех признаков фигур. После этого каждый играющий выбирает одну карточку и в соответствии с обозначенным на ней признаком собирает фигуры.

Игру можно повторить, выбрав другую карточку.

2-й вариант. Воспитатель знакомит детей с обозначением двух признаков. Показывает, например, карточку с изображением синего пятна и кружка. Просит детей догадаться, какие фигуры надо собирать. Таким же образом рассматривают карточки с изображением цвета и величины, величины и формы. После этого дети выбирают одну карточку и в соответствии с изображенными на ней признаками собирают фигуры.

3-й вариант. Воспитатель знакомит детей с обозначением трех признаков фигур. Показывает, например, карточку с изображением красного пятна, треугольника и маленького домика. Просит догадаться, какие фигуры надо собрать.

После этого дети выбирают одну карточку и в соответствии с изображенными на ней признаками собирают фигуры.

4-й вариант. Воспитатель знакомит детей с обозначением четырех признаков фигур. Показывает, например, карточку с изображением желтого пятна, квадрата, большого дома и толстого человечка. После этого дети выбирают одну карточку и в соответствии с изображенными на ней признаками собирают фигуры.

Выигрывает тот, кто первым правильно выбрал все свои фигуры.

Примечание. Игра каждого варианта может быть продолжена путем выбора другой карточки.

Цвет — форма

Задачи:

— учить объединять предметы по двум признакам одновременно;

— продолжать развивать способность использовать моделирование в качестве средства выделения свойств и группировать предметы по ним.

Оборудование: блоки Дьенеша, 28 карточек, на которых схематически изображено по 2 свойства: цвет и форма (12 шт.), форма и величина (8 шт.), форма и толщина (8 шт.).

* * *

1-й вариант. На сдвинутых столах в беспорядке располагаются блоки и отдельно от них 12 карточек, на которых схематически изображено по два свойства: цвет и форма.

Дети усаживаются вокруг столов. Воспитатель объясняет правило: играющим надо собрать фигурки по цвету и форме. А чтобы не забыть, какие фигурки собирать, каждый возьмет себе карточку с изображением цвета и формы. Показывает карточку с изображением синего пятна и круга, просит сказать, какие фигурки нужно собрать: синие круги. Просит кого-нибудь из играющих выбрать один-два синих круга и показать их детям. Точно так же рассмотреть карточки с изображением красного цвета и прямоугольника, желтого цвета и квадрата.

После этого дети выбирают себе по одной карточке и собирают обозначенные на ней фигуры.

Собрав все фигуры, можно вернуть карточку на прежнее место; выбрать себе другую карточку и продолжить игру.

Выигрывает тот, кто первый собрал все свои фигуры: их должно быть четыре.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте. Отдельно от блоков раскладываются восемь карточек с изображением двух свойств: формы и величины.

Дети усаживаются вокруг столов и воспитатель объясняет правила: играющие будут собирать фигурки по форме и величине. Для этого вначале надо выбрать карточку, а затем собрать все соответствующие ей фигуры. Показывает, например, карточку с изображением большого квадрата и просит играющих сказать, какие фигурки надо собрать. Просит одного ребенка их собрать и показать остальным играющим. После этого играющие выбирают себе карточку и собирают фигурки.

Выигрывает тот, кто первый собрал все свои фигурки: их должно быть шесть.

3-й вариант. На сдвинутые столы рассыпаются блоки, а отдельно от них восемь карточек с изображением двух свойств: формы и толщины.

Правила такие же, как в предыдущих играх: надо выбрать одну карточку и собрать все фигурки, обозначенные на ней. Воспитатель показывает карточку с изображением толстого человечка и круга и просит сказать, какие фигуры надо собрать (все толстые круги). Затем каждый выбирает себе карточку и собирает свои фигуры.

Выигрывает тот, кто первый собрал все фигуры: их должно быть шесть.

Цвет, форма, величина

Задачи:

— учить объединять предметы по трем признакам;

— продолжать развивать способность использовать моделирование в качестве средства выделения свойств и группировать предметы по ним;

— воспитывать умение согласовывать действия в совместной игре;

— упражнять в счете в пределе 12.

Предварительная работа: рассмотреть с детьми карточки и поговорить о том, что обозначают изображения на них.

Оборудование: блоки Дьенеша, 24 карточки, на которых схематически изображено по три свойства: цвет, форма, величина.

* * *

1-й вариант. На сдвинутых столах располагаются в беспорядке блоки и отдельно от них все карточки. Детям предлагается выбрать себе две карточки, рассмотреть, что на них нарисовано и догадаться, какие фигуры им нужно выбрать. Подойти к воспитателю и назвать фигуры, которые они будут выбирать. Воспитатель говорит, что каждый играющий может выбрать четыре фигуры.

2-й вариант. Игровая ситуация та же, как и в первом варианте. Детям предлагается выбрать по три карточки. С помощью изображения на них определить, какие фигуры нужно собрать. Подойти к воспитателю и назвать эти фигуры, а затем собрать их. Воспитатель говорит, что каждый играющий может выбрать шесть фигур.

3-й вариант. Игровая ситуация та же, как в первом варианте. Детям предлагается выбрать по четыре карточки. На основе изображений на них определить, какие фигуры нужно собрать. Подойти к воспитателю и назвать эти фигуры, а затем собрать их. Воспитатель говорит, что каждый играющий может выбрать восемь фигур.

Выигрывает тот, кто соберет все фигуры.

4-й вариант. Игровая ситуация та же, как в первом варианте. Дети выбирают себе пару для игры. Воспитатель предлагает им договориться, сколько карточек они возьмут. Затем договориться, как они будут собирать фигуры: либо с помощью карточки и складывать фигуры вместе, либо вместе будут выбирать их с помощью одной карточки.

Выигрывают те, кто больше соберет фигур.

Цвет, форма, величина, толщина

Задачи:

— учить объединять предметы по четырем признакам;

— продолжать развивать способность использовать моделирование в качестве средства выделения свойств и группировать предметы по ним;

— воспитывать умение договариваться и согласовывать свои действия.

Оборудование: половина блоков Дьенеша, 24 карточки, на которых схематически изображены цвет, форма, величина, толщина.

* * *

1-й вариант. На столах располагаются в беспорядке блоки и отдельно от них все карточки. Детям предлагается выбрать себе одну карточку, рассмотреть, что на них нарисовано и догадаться, какие фигуры нужно выбрать. Подойти к воспитателю и назвать фигуру, которую они будут выбирать. Воспитатель может подсказать, что им нужно найти одну фигуру.

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте. Играющим предлагается выбрать себе две или три карточки, подойти к воспитателю, назвать фигуры, которые они будут выбирать, и найти их.

Выигрывает тот, кто первый нашел свою фигуру и правильно ее назвал.

3-й вариант. На столах располагается весь набор блоков и на расстоянии от них 48 карточек с изображением четырех свойств фигур. Детям предлагается взять четыре карточки и собрать фигуры.

Выигрывают первые трое детей, которые собрали все фигуры.

4-й вариант. Играющие выбирают себе пару. Вместе выбирают три или четыре карточки, определяют, какие фигуры им нужно найти, после этого собирают их.

Выигрывают те, кто первый собрал свои фигуры, при этом действовал согласованно.

Собери и расскажи

Задачи:

— учить объединять предметы по выделенным признакам и объяснять свой выбор;

— продолжать развивать способность использовать моделирование в качестве средства выделения свойств и группировать предметы по ним.

Оборудование: блоки Дьенеша, 8 карточек с изображением двух, трех свойств, фишки, подносы.

* * *

1-й вариант. Дети по приглашению воспитателя собираются вокруг стола. Воспитатель объясняет игровое задание: надо собрать фигуры по цвету и величине. Для этого надо выбрать карточку, а затем собрать все соответствующие ей фигуры. Показывает одну карточку, например, с изображением большого дома и красного пятна и просит играющих сказать, какие фигуры надо собрать. После этого играющие выбирают себе по одной карточке и собирают свои фигуры на поднос.

В процессе игры воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей и первым трем, правильно выполнившим игровое задание, дает фишки: первому — красную, второму — зеленую, третьему — желтую.

Выигрывают трое играющих, первыми собравшие свои фигуры.

2-й вариант. Содержание игры соответствует первому варианту. Усложнение заключается в том, чтобы не только выбрать правильно все фигуры, но и назвать их свойства.

За правильно выбранные фигуры ребенок получает фишку, а за правильно названные свойства — две.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Выбери похожие

Задачи:

— развивать умение объединять объекты на основе общих свойств, изменяя основание группировки;

— формировать объяснительную речь.

Оборудование: блоки Дьенеша, фишки, полоски.

* * *

1-й вариант. Игра организуется с первым набором фигур. Детям предлагается выбрать одну группу фигур и полоску. Фигуры положить в ряд перед собой, а полоску — горизонтально над фигурами. Рассмотреть и назвать форму, размер и цвет фигур.

После этого воспитатель предлагает детям поиграть с фигурами: выбрать две, лучше всего подходящие друг к другу и положить их над полоской, а потом объяснить. почему они выбрали эти фигуры. Например, потому что они большие, или желтые, или треугольные.

Затем детям предлагается снова положить все фигуры перед собой, выбрать две самые подходящие по другому признаку и объяснить свой выбор.

2-й вариант. В игре со вторым набором фигур воспитатель уделяет особое внимание тому, чтобы дети внимательно рассматривали свою группу фигур и при объяснении выбора использовали слова, точно определяющие их размер, форму и цвет. Например: «У меня три фигуры: одна маленькая синяя и круглая, одна маленькая желтая и квадратная и одна большая синяя и квадратная».

3-й вариант. В третьем и четвертом вариантах игры с новыми наборами фигур можно предложить выбрать две похожие фигуры по трем критериям: цвету, форме и размеру.

За каждое правильно выполненное задание ребенок получает фишку, а за правильное объяснение — две.

Выигрывает тот, кто больше набрал фишек.

Найди непохожие

Задачи:

— развивать умение находить различия в объектах по цвету, форме и величине;

— воспитывать умение строить взаимодействия на основе правила участия в игре по очереди.

Оборудование: половина блоков Дьенеша (все толстые или все тонкие).

* * *

1-й вариант. Все тонкие блоки делятся на две группы: все прямоугольные и квадратные; все круглые и треугольные. Каждый ребенок берет себе группу блоков и усаживается за стол.

Воспитатель сообщает, что из этих фигур они будут строить дорожки. Предлагает взять любую фигуру. Спрашивает, какую фигуру каждый из них взял. Играющие отвечают, например: «Я взял маленький красный квадрат». Затем воспитатель предлагает построить дорогу так, чтобы каждая последующая фигура отличалась по цвету от предыдущей. Например, если у этой дорожки последняя фигура красного цвета, какую фигуру к ней можно приставить, чтобы она была другого цвета?

По завершении задания воспитатель предлагает рядом сидящим детям проверить друг друга: правильно ли построена дорожка.

2-й вариант. Начало игры, как в первом варианте. Воспитатель объясняет игровое задание — дорожки надо строить, подбирая фигуры разной величины. Если последняя фигура большая, к ней надо подобрать маленькую, а если маленькая — большую. Дети проверяют правильность проведения задания и вместе исправляют допущенные ошибки.

3-й вариант. Начало игры, как в первом варианте. Воспитатель объясняет новое игровое задание: строить дорожки так, чтобы каждая фигура отличалась от предыдущей по форме. Если последняя фигура (показ) квадратной формы, к ней можно подобрать круглую, треугольную или прямоугольную. Дети берут по одной фигуре. Их спрашивают: «Какую фигуру они будут подбирать? Почему?» Играющие отвечают, например: «Круглую. Потому что у меня тут треугольная».

Дети самостоятельно исправляют допущенные ошибки в своем ряду.

4-й вариант. Начало игры, как в первом варианте, но задание выполняют не один, а двое играющих. Воспитатель объясняет новые условия: строить дорожку дети будут вместе. Вначале надо договориться, кто из них первым выберет фигуру, а кто потом, и по очереди строить свою дорожку.

Воспитатель приглашает одного ребенка и показывает процесс игры остальным детям. При выполнении игрового задания он наблюдает за ее ходом, обращая особое внимание на очередность выполнения игрового задания.

5-й вариант. Материал перемешивается и делится между детьми на две равные части.

Воспитатель объясняет новое игровое задание: построить дорогу так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей по одному свойству (величине, цвету или форме). Вначале надо договориться, по какому свойству будут различаться фигуры при сооружении дороги. Она приглашает одного ребенка, объясняет и показывает процесс игры. Особое внимание обращает на то, что в этом варианте игры будут выигрывать те пары детей, которые умеют договариваться: действовать по очереди; если кто-то допустил ошибку, вместе исправлять ее, не унижая и не обвиняя друг друга.

За правильно построенную дорожку дети получают фишку, за умение согласовывать свои действия на основе правила — две, а за умение договориться, проявляя уважительное и доброжелательное отношение к сверстнику, — три.

Выигрывает тот ребенок (или пара детей), который набрал больше фишек.

Похожие — непохожие

Задачи:

— развивать способность рассматривать объекты как похожие и в то же время различные, умения отвлекаться от свойств, составляющих специфику каждого объекта группы;

— упражнять в умении ориентироваться в пространстве: «слева — справа», «над».

Оборудование: блоки Дьенеша, полоски, фишки.

* * *

1-й вариант. Перед детьми четыре набора фигур: по два больших и маленьких круга (красного и синего цвета); по два больших и маленьких треугольника (синего и желтого цвета); по два маленьких и больших квадрата (красного и желтого цвета); по два больших и маленьких прямоугольника (красного и желтого цвета).

Детям предлагается выбрать один набор фигур и полоску. Разложить фигуры перед собой в ряд и рассмотреть их. Взять и положить полоску над фигурами вертикально. Воспитатель сообщает игровое задание: слева положить две похожие, а справа две непохожие фигуры. После выполнения задания детям предлагается объяснить, почему они так разложили свои фигуры. За каждое правильное объяснение ребенок получает фишку. Например, если ребенок слева положил два больших треугольника, а справа — два маленьких, правильным будет объяснение: «Эти похожие, потому что большие» или «Потому что они треугольные», «А здесь — непохожие, потому что они разного цвета».

Затем каждый ребенок собирает фигуры и передает соседу справа. После этого дети выполняют то же задание, но с новыми фигурами. Таким образом, каждый ребенок выполняет четыре игровых задания.

2-й вариант. Перед детьми шесть наборов фигур: по два (маленьких и больших квадрата и круга красного цвета; маленьких и больших квадрата и треугольника синего цвета; больших и маленьких квадрата и прямоугольника желтого цвета; больших и маленьких круга и треугольника желтого цвета; маленьких и больших круга и прямоугольника синего цвета; больших и маленьких треугольника и прямоугольника красного цвета).

Детям предлагается выбрать набор фигур, разложить его перед собой в ряд и рассмотреть, взять полоску и положить ее над фигурами вертикально.

После этого воспитатель сообщает игровое задание: слева положить две непохожие, а справа — две похожие фигуры. Дети объясняют, почему они так разложили свои фигуры. За каждое правильное объяснение ребенок получает фишку. Например, если ребенок слева положил большие круг и квадрат, а справа маленькие круг и квадрат, правильным будет объяснение: «Эти непохожие, потому что разные по форме — круг и квадрат. А здесь — похожие, потому что маленькие».

Затем каждый ребенок собирает фигуры и передает соседу справа. Игра продолжается, таким образом каждый ребенок выполняет шесть игровых заданий.

3-й вариант. Перед детьми четыре набора фигур: по два больших треугольника красного и желтого цвета; по два маленьких круга и треугольника синего и красного цвета; по два маленьких квадрата и треугольника синего и красного цвета; по два больших квадрата и прямоугольника красного и желтого цвета.

Детям предлагается выбрать набор фигур, разложить их перед собой в ряд и рассмотреть, взять полоску и положить над фигурами вертикально.

Воспитатель сообщает игровое задание: слева положить две непохожие, а справа — две похожие фигуры. После выполнения задания дети объясняют, почему они так разложили свои фигуры. Например, если ребенок слева положил большие красный круг и желтый треугольник, а справа большие красный круг и желтый треугольник, правильным будет объяснение: «Эти фигуры непохожие, потому что разной формы, а здесь — похожие, потому что они обе большие». Или: «Эти фигуры непохожие, потому что они разного цвета, а эти похожие, потому что они большие».

После выполнения игрового задания дети собирают фигуры, передают соседу справа. Каждый ребенок выполняет то же игровое задание с новыми фигурами. За каждое правильное объяснение выполненного задания ребенок получает фишку.

В процессе игры следует предлагать детям по-разному объяснять правильность выполнения задания.

За два варианта объяснения ребенок получает три фишки.

В конце игры дети пересчитывают свои фишки. Выигрывает тот, у кого больше фишек, или выигрыш распределяется по трем уровням.

Самые непохожие

Задачи:

— развивать способность находить различия по форме и величине, форме и цвету, а также по величине, форме и цвету;

— упражнять в счете;

— воспитывать умение строить свои взаимодействия на основе правила участия в игре по очереди.

Оборудование: половина блоков Дьенеша.

* * *

1-й вариант. Блоки перемешиваются и рассыпаются на столе. Воспитатель предлагает играющим взять одну фигуру и поставить ее перед собой. Объясняет игровую задачу: построить дорожку, ориентируясь не на один, а на два свойства — подбирать фигуру, отличающуюся от последней в ряду: величиной и цветом. Приглашает кого-то из играющих и показывает пример выполнения игрового задания. Затем спрашивает: «Какую фигуру будешь выбирать? Почему?» Играющий отвечает, например: «Возьму большой красный круг, потому что у нас здесь маленький синий круг».

В процессе выполнения игрового задания воспитатель помогает играющим в выборе фигур и поощряет их успешные действия.

Выигрывает тот, кто построил самую длинную дорогу (собрал правильно больше фигур).

2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте. Воспитатель объясняет новую игровую задачу: построить дорожку, ориентируясь на два свойства фигуры — величину и форму. Показывает пример выполнения задания.

Выигрывают те, кто построил самую длинную дорогу (собрал больше фигур).

3-й вариант. На столе раскладываются 24 блока квадратной и круглой формы красного и синего цвета. Играющие выбирают по одной фигуре. Воспитатель объясняет новое игровое задание: построить дорожку, ориентируясь на три свойства, подбирать фигуру, отличающуюся от последней в ряду величиной, цветом и формой. Если последняя в ряду фигура, например, красный большой квадрат, к ней можно подобрать синий, маленький круг. Спрашивает у играющих: «Какую фигуру они выбрали? Какую фигуру они будут к ней подбирать? Она не должна быть похожей по величине, цвету и форме». Так на примере одной-двух фигур, выбранных играющими, воспитатель вместе с ними обсуждает, какие фигуры и почему нужно к ним подбирать — они самые непохожие на последнюю в ряду фигуру.

Выигрывает тот, кто больше и правильно подберет самые непохожие фигуры.

Примечание. Содержание игры можно изменить, предоставив в распоряжение детей блоки, например, круглой и треугольной формы красного и желтого цвета или квадратной и треугольной формы красного и синего цвета и т.д.

4-й вариант. Для этого варианта можно взять содержание любого предыдущего, но лучше начинать с первого или второго. Игровое задание выполняет не один, а 2—3 ребенка, предварительно договорившись, какую фигуру они выберут, а затем вместе выбирают самую неподходящую к последней фигуре в ряду. Воспитатель помогает при необходимости, поощряя активные, согласованные взаимодействия.

Выигрывают те, кто собрал больше фигур в свой ряд и проявил умение договариваться в ходе выполнения задания.

Примечание. В четвертом варианте игры можно использовать содержание предыдущего варианта.

Дорога к дому

Задачи:

— развивать умение сравнивать предметы и группировать их, ориентируясь на одно, два или три свойства одновременно (цвет, форма и величина), пользоваться предметами-заместителями;

— понимать и использовать в речи слова для обозначения и обобщения выделенных свойств.

Оборудование: блоки Дьенеша, 5 игрушек медведей (3 маленьких и 2 больших), фигурки зверей: лисы, волка, зайца, ежа, белки; карточки (5x5 см).

* * *

1-й вариант. На одном столе расположены игрушки медведей: Михайла Ивановича, Настасьи Петровны и их детей: Михася, Миши и Мишутки, на другом столе — геометрические фигуры, разложенные по цвету (три группы).

По просьбе воспитателя дети усаживаются и слушают сказку: «Жил медведь с медведицей и тремя медвежатами в избушке в дремучем лесу. Каждое утро медведь уходил на охоту, а медведица оставалась дома. Медвежата гуляли в лесу. Уходя, медведь всегда говорил медвежатам: "Гуляйте, где хотите, но вечером возвращайтесь домой. А чтобы не заблудиться в лесу, берите с собой камушки и рассыпайте их по дороге. Когда захотите вернуться, сможете легко найти дорогу, собирая свои камушки". Медвежата так и делали: Михась брал большие красные камушки, Миша — круглые большие, а Мишутка — маленькие квадратные».

Затем воспитатель предлагает детям погулять с медвежатами. Для этого нужно найти карточки, на которых нарисовано, какие камушки взял каждый мишка: карточку, на которой нарисовано красное пятно и большой дом, — для Михася, с кругом и большим домом — для Миши, и карточку с квадратом и маленьким домом — для Мишутки. Дети выбирают медвежонка, с которым они пойдут гулять, и по карточке набирают в корзинку камушки — фигурки. Гуляя, они рассыпают по дороге камушки-фигурки, возвращаясь домой, собирают их.

Воспитатель читает сказку: «Как-то раз с медвежатами пошла гулять мама-медведица, она взяла с собой все круглые камушки, Михась — треугольные, Миша — прямоугольные, Мишутка — квадратные». Фигурки располагаются на столе в четырех группах соответственно: все треугольные, квадратные, круглые и прямоугольные.

2-й вариант. Воспитатель вспоминает с детьми, как жили медвежата в лесу, как они гуляли и что делали, чтобы не заблудиться. После этого говорит детям: «Заяц, лиса, волк, еж и белка удивлялись: как это медвежата ухитрялись так далеко заходить в лес и всегда находить дорогу домой. Медвежата поделились секретом. Собрались они все вместе, выбрали карточки, на которых нарисовано, какие камушки будут рассыпать, набрали их и пошли гулять в лес. Михась взял красные большие, Мишка — маленькие прямоугольные, Мишутка — большие треугольные, заяц — маленькие треугольные, лиса — маленькие круглые, еж — большие квадратные, белка — маленькие квадратные, волк — большие прямоугольные». Дети выбирают себе игрушку, находят ее камушки-фигурки и идут с ней гулять, разбрасывая их. Возвращаясь домой, собирают камушки-фигурки.

По ходу игры воспитатель при необходимости помогает детям идти по своей дороге, ориентируясь на камушки-фигурки.

Воспитатель говорит: «На следующий день игрушки взяли с собой другие камни: Михась — красные круглые, Мишка — желтые треугольные, Мишутка — красные квадратные, заяц — красные прямоугольные, лиса — красные треугольные, еж — желтые прямоугольные, белка — желтые квадратные, волк — желтые круглые. Далее игра идет так же, как и во втором варианте.

Выигрывают те, кто вернулся домой своей дорогой, собрав все камушки.

Мячи

Задачи:

— развивать представления о цветах и их оттенках;

— формировать умение упорядочивать объекты по цвету, начиная с самого темного или светлого.

Оборудование: 2 листа плотной бумаги (21х25 см): на левом краю первого листа сверху вниз изображены 4 круга красного, синего, зеленого, желтого цвета темного оттенка (0 2,5 см), слева направо от каждого нарисованного круга изображены круглые рамки такого же размера на расстоянии 0,5 см друг от друга. На втором листе бумаги закрашены не только первые рамки в ряду, но и все, кроме второй; во втором ряду — все, кроме третьей; в третьем — все, кроме четвертой; в четвертом — все, кроме пятой; в пятом — все, кроме третьей и пятой; 25 кругов того же размера от самого темного до самого светлого, фишки.

* * *

1-й вариант. На столе находятся 8 наборов, в которые входит первый большой лист. Дети берут по одному набору и усаживаются за столы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть материалы для игры и рассказать о них. Затем разделить фигуры на пять групп по цвету. Показывает, как это надо сделать. После этого детям предлагается найти в каждой группе самую темную фигуру, отложить ее в сторону и догадаться, по какому правилу можно расположить круги в рамке, начиная с самой темной, изображенной первой в ряду. Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает разложить круги в рамки слева направо, руководствуясь правилом: выбирать круг самого темного оттенка из тех, которые остались.

В процессе игры воспитатель поощряет успешные действия детей, а в случае затруднений с помощью наводящих вопросов помогает выбрать круг нужного цвета.

2-й вариант. Круги снимаются с листа и собираются в группы по цвету с включением отложенных фигур. Воспитатель спрашивает, как можно по-другому выбрать фигуры и расположить их по порядку. Определяют, что это можно сделать так: выбирать круг самого светлого оттенка из тех, которые остались, и располагать их справа налево.

3-й вариант. Дети берут один набор, включая второй большой лист, и усаживаются за столы. Им предлагается разделить круги на пять групп по цвету и разложить их в ряды перед собой в любом порядке. Над ними положить лист бумаги с изображенными фигурами. Затем заполнить пустые рамки кругами соответствующего цвета, предварительно внимательно рассмотрев цвета всех кругов ряда.

В процессе выполнения игрового задания воспитатель поощряет успешные действия детей, при необходимости оказывает ребенку помощь, чтобы каждый ребенок проявил максимальную самостоятельность в достижении положительного результата.

После заполнения всех рамок соответствующими кругами детям предлагается снять круги, перемешать их и снова заполнить рамки уже без помощи воспитателя. Затем воспитатель объясняет и показывает на одном примере, как можно проверить, правильно ли подобран круг. Для этого надо на каждый нарисованный круг положить круг соответствующего ему цвета и проверить. При обнаружении ошибок, исправить их.

За каждый правильно и самостоятельно выстроенный ряд кругов по цвету ребенок получает фишку, за самостоятельные определения правила упорядочивания кругов по цвету — три.

Выигрывает тот, кто больше набрал фишек. Выигрыш можно распределить по трем уровням.

Примечание. Если ребенок замечает и исправляет ошибку, такие действия поощряются.

Кто выше?

Задача: развивать способность упорядочивать объекты по выделенному свойству, начиная с самой высокой или самой низкой его выраженности.

Оборудование: игровой комплект из 8 наборов, в каждом по 5 карточек (5x5 см). Края каждого набора карточек окрашены своим цветом: красным, оранжевым, зеленым, синим и желтым. В каждом комплекте на карточках изображены объекты, различающиеся по какому-либо характерному свойству. В первом наборе «Кто веселее?» на карточках изображены лица одного и того же человека в разном настроении — веселом, серьезном, задумчивом, грустном, очень расстроенном. Во втором «Кто сильнее?» изображены слон, тигр, лиса, заяц, мышонок. В третьем «Кто быстрее двигается?» изображены лошадь, черепаха, улитка, слон, заяц. В четвертом «Что ярче светит?» изображены солнце, луна, свеча, люстра, настольная лампа. В пятом «Что тяжелее?» изображены 10-килограммовая гиря, арбуз, мяч, воздушный шар, кусочек дерева. В шестом «Что теплее?» изображены шуба, куртка, пальто, платье, свитер. В седьмом «Что выше летает?» изображены птица, бабочка, самолет, вертолет, ракета. В восьмом наборе «Кто старше?» изображены старик, мужчина средних лет, мальчик-подросток, мальчик дошкольного возраста, младенец. Фишки.

* * *

1-й вариант. Дети выбирают один набор картинок и усаживаются вокруг столов. Им предлагается разложить картинки в ряд перед собой и рассмотреть, что на них изображено. Воспитатель просит рассказать о том, что нарисовано на них, если ребенок затрудняется при словесном описании изображений на картинках, воспитатель предлагает детям помочь ему, а те при необходимости уточняют рассказы друг друга. Затем детям предлагается разложить картинки по порядку. В процессе выполнения игрового задания воспитатель помогает детям уточнить, с какой картинки начинается ряд. После разложения картинок детям предлагается рассмотреть, какие ряды картинок получились и определить, все ли картинки на своих местах. Если какие-то не на своих местах, предлагается найти их местоположение. При этом воспитатель поощряет доброжелательное общение в процессе обсуждения, подчеркивая, что ошибиться может каждый. Главное заключается в том, чтобы найти ошибку и исправить ее.

2-й вариант. Начало игры такое же, как и в первом варианте. Детям предлагается разложить картинки по порядку. После выполнения игрового задания и исправления допущенных ошибок им предлагается перемешать картинки и разложить их в другом порядке. Затем проверить ряды друг друга. Воспитатель предлагает обменяться наборами картинок, передавая свой набор соседу справа и продолжить игру. Таким образом, можно повторить игру восемь раз. В конце игры предлагается детям объяснить, почему они в таком порядке разложили картинки.

За каждый правильно выстроенный ряд картинок ребенок получает фишку, за точное объяснение правила построения ряда — три. Выигрыш распределяется по трем уровням.

Найди их место

Задачи:

— развивать способность систематизировать объекты, ориентируясь одновременно на симметричные и асимметричные отношения их свойств;

— умение ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: 2 набора игрового материала. В первый входит плотный лист бумаги (20x20 см), разделенный на 25 клеток (4x4 см). Верхний ряд клеток, кроме первой, заполнен изображениями цветных пятен: красного, синего, зеленого и желтого. В левом крайнем ряду сверху вниз (кроме 1 клетки) изображены квадрат, треугольник, круг и прямоугольник. 16 фигур (3x3 см) из них — красные круг, квадрат, треугольник и прямоугольник и такие же фигуры синего, зеленого и желтого цвета. Во второй набор входит лист плотной бумаги, разделенный на 25 равных по размеру клеток (20x20 см) — пять рядов по пять клеток. В верхнем ряду изображены 5 пятиугольников, убывающих по величине. В левом крайнем ряду сверху вниз изображены круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. 16 фигур (3x3 см): по 4 круга, квадрата, треугольника, прямоугольника по убывающей величине. Фишки.

* * *

1-й вариант. Дети берут первый набор и усаживаются вокруг столов. Воспитатель предлагает им рассмотреть и рассказать, что в него входит. После этого воспитатель объясняет игровое задание: разложить все фигуры по своим местам, найти им свое место. Для этого вначале выбрать какую-нибудь фигуру, посмотреть, какие фигуры нарисованы слева, выбрать ряд, в котором есть место для этой фигуры, а затем посмотреть верхний ряд и определить, в какой клетке место этой фигуры по цвету. Все объяснения сопровождаются показом.

После этого детям предлагается заполнить все пустые клетки соответствующими фигурами.

В процессе выполнения игрового задания воспитатель помогает наводящими вопросами.

2-й вариант. Дети берут второй игровой набор, усаживаются вокруг столов, рассматривают и рассказывают, что в него входит.

Воспитатель объясняет задания, подчеркивая, что и в этом варианте игры необходимо взять одну фигуру и найти, в какую клетку ее положить. Для чего вначале определить, в каком ряду ее место, а затем внимательно рассмотреть ее величину и, посмотрев в верхний ряд фигур, найти ее клетку.

Объяснения сопровождаются показом с включением предложений детей. Воспитатель обращается к ним с вопросами: кто покажет, в каком ряду место этой фигуры, в какой клетке ее место.

Если большинство детей самостоятельно выполняют задания, по завершении игры можно предложить им проверить правильность выполнения задания друг у друга. При этом самим себе выбрать проверяющего.

За каждый правильно и самостоятельно заполненный ряд фигур ребенок получает фишку.

Выигрыш распределяется по трем уровням.

Мяч — шар

Задачи:

— закреплять представления детей о геометрических фигурах и телах, умение определять форму окружающих предметов;

— обогащать словарь названиями геометрических тел и фигур.

Оборудование: 20 карточек (5x5 см): 10 — с изображением геометрических фигур и тел (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, пирамида), 10 — с изображением знакомых детям предметов, имеющих соответствующую этим фигурам и телам форму.

* * *

1-й вариант. Воспитатель раскладывает карточки с изображением предметов посередине стола лицевой стороной вверх. Карточки с изображением геометрических фигур и тел оставляет у себя. Предлагает детям выбрать по две карточки с изображением предметов и положить их перед собой. Воспитатель показывает карточку с изображением геометрической фигуры, а дети внимательно ее рассматривают и сравнивают с изображением предметов на своих карточках. Если у ребенка есть такой предмет с соответствующей фигуре формой, он ее называет, например, «Мне нужна эта карточка, потому что зеркало овальной формы». После этого воспитатель отдает ему карточку.

2-й вариант. Все карточки с изображением геометрических фигур и тел раскладываются на столе, на некотором расстоянии от них кладутся карточки с изображением предметов лицевой стороной вверх.

Вначале детям предлагается выбрать по две карточки с изображением геометрических фигур или тел, а затем самостоятельно подобрать для них пару — карточку с изображением предмета, имеющего соответствующую форму, и соединить их.

3-й вариант. Карточки раскладываются так же, как и во втором варианте. Детям предлагается выбрать по две карточки, затем самостоятельно подобрать для них подходящие карточки с изображением соответствующих форме предметов геометрических фигур или тел и соединить их.

По завершении каждого варианта детям предлагается проверить, правильно ли они подобрали карточки.

Выигрывает тот, кто первым правильно соберет свои карточки.

Примечание. По завершении выполнения задания следует вместе с детьми поговорить о том, почему они подобрали именно такие карточки.

Подбери лист

Задача: учить сопоставлять предметы по двум качественным признакам.

Оборудование: 8 наборов карточек; в каждом — 1 большая (10х 10 см), разделенная на равные квадратные клетки, 4 маленькие карточки (5x5 см). На каждой большой карточке в трех клетках нарисованы желтые и зеленые листья двух размеров. (Например, вверху нарисованы большой и маленький зеленые листья дуба, а внизу — большой желтый лист клена.) Одна клетка пустая. На соответствующих им маленьких карточках нарисованы маленькие желтый и зеленый листья клена, большой и маленький зеленые листья дуба.

* * *

Дети усаживаются вокруг стола. Воспитатель кладет перед детьми большую карточку с изображением листьев дуба и клена, рядом раскладывает маленькие карточки и обращается к детям: «Посмотрите, что нарисовано на большой карточке. Что нарисовано на маленьких карточках? А вот здесь есть пустая клетка. Нужно выбрать среди маленьких карточек ту, которая лучше всего сюда подходит. Для этого необходимо внимательно рассмотреть все, что нарисовано на большой карте, там есть подсказка. Кто догадается?» Выслушав все ответы, дети определяют, что в клетку нужно положить маленький желтый лист клена.

После этого всем раздаются наборы карточек для игры. Дети раскладывают их перед собой: сначала большую карточку и над ней в ряд — маленькие. Подбирают соответствующую маленькую карточку и кладут ее в пустую клетку. Воспитатель проверяет и за каждую правильно подобранную карточку дает ребенку фишку. При необходимости помогает и объясняет правила игры отдельным детям.

Затем воспитатель предлагает играющим поменяться комплектами карт; получив новый набор, дети продолжают играть.

В конце игры подсчитываются выигрышные фишки и определяются победители.

Авторы: Давидчук А. Н., Селихова Л. Г.

Похожие статьи:

Занимательные игры для детей 7-8 лет

Игры осенью для детей подготовительной группы в детском саду

Игры с мячом для детей 6 - 7 лет

Задания «Соедини по точкам» для детей 6-8 лет

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!