Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конкурсная программа «Я люблю тебя Россия» для школьников

Интеллектуальный марафон для школьников «Я - гражданин? Я - гражданин!»

Цели и задачи: воспитывать уважение к истории страны; приобщать к истории; раскрывать творческий потенциал детей; вызвать интерес учащихся к государственной символике; формировать их потребность в знании истории страны, в понимании символов государства; расширять кругозор детей.

Оборудование: государственные символы России (изображение герба), гимн (запись), флаг (желательно изображение нескольких флагов, существовавших в России); свитки для ведущих и членов жюри; компьютер, проектор, экран, диск с видами русских пейзажей.

Ход занятия

На экране сменяются виды русских пейзажей.

1-й ведущий.

Я понаслышке знаю -

За границей богаче и счастливее живут,

Но ведь нигде так рожь не колосится

И соловьи так звонко не поют.

Нигде так сладко донником не пахнет,

Акация так буйно не цветет,

И лишь у нас крестьянка в русской хате

Такой душистый хлебушек печет.

Нигде таких березок не отыщешь,

Нет выше и бездоннее небес,

И задушевней песен не услышишь,

И лишь у нас - курган Мамаев есть.

2-й ведущий.

Не отыскать нигде таких закатов,

Рассветов нет румяней и милей,

И только наши русские солдаты

Мир удивили доблестью своей.

И нет реки величественней Волги,

Старинней древнерусских городов,

Где, кажется, поныне бродят волхвы

В зеленых травах и среди снегов.

И, лишь прощаясь с русским поднебесьем,

Так жалобно рыдают журавли,

Зато весной, с какой веселой песней

Спешат они к нам из чужой дали!

1-й ведущий.

В какой стране заморской есть частушки

И в тридцать три коленца жгучий пляс?

И столько ягод на лесных опушках –

Лишь только здесь, в России, лишь у нас.

Моя Россия! Матушка святая!

Ну чем заморский край тебя милей?

Пусть россияне, что тебя ругают,

Прислушаются к совести своей.

Моя многострадальная держава,

Ты - боль моя и мой счастливый смех,

Овеянная доблестью и славой,

Ты все равно мудрей и краше всех!

Г. С. Комарова

2-й ведущий. А вы, ребята, живущие на славной русской земле, любующиеся нежными родными березками, с грустью провожающие курлычущих журавлей, — хорошо ли знакомы вы с историей своей страны?

1-й ведущий. Сегодня у вас есть возможность повернуть колесо истории и проверить свои знания, может быть, узнать что-то новое.

2-й ведущий. В жюри нашего конкурса мы пригласили мудрых знатоков истории государства Российского. Их летописи хранят многие тайны Отечества, там же будут зафиксированы результаты сегодняшнего поединка интеллектуалов.

I. Конкурс «Исторический калейдоскоп».

1-й ведущий. Вам предстоит ответить на вопросы по истории нашего государства. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей страны.

Вопрос 1.

Славяне жили родами, то есть каждый со всеми людьми, находившимися с ними в родстве. Но со временем все тяжелее нашим предкам становилось жить разрозненно. Между славянскими племенами не было согласия. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили, посовещавшись, выбрать себе князя, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого отправлены были за море к соседнему варяжскому племени послы, и велено держать им такую речь: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и володеть (управлять) нами».

Кто же эти князья, кто пришел к нам княжить, и когда это было?

Ответ: Три князя, Рюрик и два брата его. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так родилось в 862 г. по Рождеству Христову Русское государство.

Вопрос 2.

Вельможи, князья, помещики. Вроде все знакомые слова. А все же кто такие бояре, кто такие дворяне, и чем они отличались друг от друга?

Ответ: Бояре - в древности старшие дружинники, затем ставшие богатыми и знатными. Люди, занимавшие высшие чины. Дворяне - в древности младшие дружинники, затем служилые люди, собственники земли, имевшие больше привилегий. Бояре получали землю по наследству, а дворяне за военную или иную службу царю. Боярин проводил смотр дворянского войска - проверял, как дворянин вооружен, насколько его внешний вид и вид его людей соответствует положению дворянина. Дворянин кланялся, иногда униженно просил не вычеркивать его из списков. Ведь если вычеркнут - заберут поместье, и придется идти в услужение к какому-нибудь боярину.

Вопрос 3.

Наверное, все знают поговорку: «Москва не сразу строилась». И это действительно так.

Первый Кремль — деревянный - был заложен в 1156 году. Но он сгорел. Затем отстроили новый Кремль из крепкого дуба, но и его постигла та же участь, что и первый. И только в XV веке построили Кремль из красного кирпича, который стоит и сейчас.

А какой же год принято считать годом основания Москвы?

Ответ: 1147 г.

Вопрос 4.

До XVI века Русью управлял великий князь - старший из князей, а в 1547 году был провозглашен первый русский царь - государь. Теперь любой россиянин: боярин или князь, воин или купец, крестьянин или ремесленник - должен был беспрекословно выполнять его любую волю.

Так кто же был этим первым русским царем?

Ответ: Иван IV, получивший прозвище Иван Г розный.

Вопрос 5.

В начале XIX века в Москве, на Красной площади, был установлен бронзовый памятник с надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Кто эти люди и за что им установили памятник?

Ответ: Минин - выборный начальник горожан - староста, организовал сбор пожертвований - драгоценностей, дорогой посуды, тканей, чтобы вооружить и прокормить войско народного ополчения, он занимался казной этого войска. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский возглавил это ополчение и освободил Москву от польских войск.

Вопрос 6.

Наши предки использовали в качестве денег самые разные вещи - лен, шкурки пушных зверей. Только в начале X века на Руси появились металлические деньги собственного производства. Появилась и копейка. А почему эту монету стали так называть?

Ответ: Изображен воин с копьем в руке. Копье - отсюда и название монеты: копейка.

Вопрос 7.

В нашей стране с давних пор существовал обычай награждать воинов за мужество и героизм, князья награждали дружинников крестами, золотыми цепями и кубками. С XV века появились медали, больше похожие на монеты. Чем выше военный пост награждаемого, тем больше по размеру и весу была медаль, которую носили на цепочке.

А когда появился первый орден на Руси? Из чего он изготавливался? Из чего состоял?

Ответ: При Петре I -- орден святого Андрея Первозванного - по имени одного из учеников Христа, который считался покровителем России. Орден изготавливался из золота, покрывался голубой эмалью, состоял из андреевского креста и 8-конечной серебряной звезды с надписью: «За веру и верность».

Подведение итогов I конкурса.

II. Государственная символика.

1-й ведущий. Быть гражданином своей Родины - высокая честь. Но это звание ко многому обязывает. Гражданин должен знать символы своей страны, понимать и уважать их историю.

Колесо нашей игры делает очередную остановку: «Государственная символика».

2-й ведущий. На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Исторически сложилось так, что Россия имеет три основных государственных символа.

1-й ведущий. Первый государственный символ - гимн.

Гимн - это торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ, красоту и богатство природы, традиции народа. При исполнении гимна люди встают, тем самым выражая свое уважение к Родине.

Гимном демократической России с 1991 по 2001 год была музыка, написанная еще в 1834 году М. С. Глинкой. Этот гимн не имел текста. Российский парламент принял решение, чтобы гимном Российской Федерации стала музыка А. Александрова. Новый текст к ней с учетом перемен написал С. Михалков.

Исполняется Гимн РФ. Все присутствующие встают.

2-й ведущий. Второй государственный символ нашей страны - флаг.

Флаг - это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству или какой-либо организации. Цвета флага были выбраны не случайно. Издавна наши предки предпочитали красный, синий и белый всем остальным.

1-й ведущий. Слова «красный», «красивый», «прекрасный» имели одинаковое значение. Не случайно говорили «красное солнышко», «красное крыльцо», то есть переднее, парадное, «красный угол», где висели иконы.

Красный и синий цвета были очень распространены в народной одежде - синие кафтаны и рубашки, красные кушаки у мужчин, синие и красные сарафаны у женщин. Свадебный наряд у девушек долго был красным. Издревле было известно и символическое значение этих цветов: белый - это мир, синий означает верность, честность, красный был символом мужества, великодушия, благородства.

2-й ведущий. В 1918 году Государственным флагом России становится красный флаг. Под флагом этого цвета шли в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный флаг стал знаменем Победы.

В 1991 году трехцветный флаг России возродился вновь. С этих пор бело-сине-красное полотнище флага реет над Кремлем.

1-й ведущий. Третий государственный символ - герб.

Герб - это язык, на котором говорят города и рыцари, короли и епископы. Все правила составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Гербы создавались по четким правилам. Нарушение их считалось позором.

2-й ведущий. Герб состоял из двух основных изображений: всадника с копьем - святого Георгия Победоносца, поражающего змея, и двуглавого орла.

Первое изображение связано с гербом Москвы, второе же изображало власть, зоркость, честность. Двуглавый орел появился в конце XV века на печатях князя Ивана III. Он был символом могущества и силы Руси. Эти два изображения стали считаться гербом России с XVII века. Менялись лишь отдельные детали герба: появились скипетр и держава, короны, цепь ордена Андрея Первозванного, гербы присоединенных к России земель.

1-й ведущий. Пришло время выяснить, как вы справились с домашним заданием. Вам было предложено создать герб класса и защитить свой проект. Представьте, пожалуйста, свои работы.

Участники конкурса защищают свои проекты.

2-й ведущий. Пока уважаемое жюри подводит итоги предыдущего конкурса, у болельщиков есть возможность помочь своим командам.

1-й ведущий. Чтобы колесо истории сделало последний оборот в нашей игре, вам необходимо справиться со следующим заданием: вспомнить пословицы и поговорки о Родине.

Каждая пословица добавляет I балл команде.

2-й ведущий. А теперь пришло время подведения итогов нашей игры. Слово - авторитетному жюри.

Подведение итогов.

1-й ведущий. Вот и закончило свой бег колесо истории в нашей игре. Но история государства Российского продолжается. А значит - впереди у нас, юных граждан России, много новых открытий и новых свершений! До встречи!

Автор: Г. В. Погорелова

Похожие статьи:

Игра викторина по биологии, 7 класс

Экономическая игра для школьников

Игра путешествие по станциям Здоровья для школьников 5-7 класса

Игра викторина «История России», 6 класс

Игровой тренинг для школьников 11-13 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!