Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игра викторина «История России», 6 класс

Игровая программа на знание истории России для школьников 6-8 класса. Встреча в клубе эрудитов «Историческая мозаика»

Цели и задачи: пробуждать и воспитать чувство любви и уважения к своей Родине; развивать любознательность.

Ход занятия

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Рады вновь видеть вас в клубе эрудитов. Старейшинам нашего клуба, возможно, приходилось читать много признаний в любви, предназначенных Родине...

Более 700 лет назад восторженный поэт написал: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты... Всего ты исполнена, земля Русская».

Нам с вами довелось жить в этой богатой, прекрасной и загадочной стране. Но много ли мы сами знаем о ней, о ее истории?

Что ж, давайте проверим свои знания.

I тур. Листаем страницы истории.

1. Каково происхождение термина «Русь»?

(В древнеславянском языке река называлась «руса». Поскольку древнейшие поселения славян располагались в основном вдоль рек (руси), то отсюда и происходит название государства. Русами (или росами) называли южных славян, особо выделялось племя «рос», располагавшееся на реке Рось.)

2. Почему летописи и иноземные источники «спорят» об истории Руси?

(Существует две точки зрения: 1. Государство России местного происхождения. 2. Государство возникло благодаря приходу Рюрика, он и создал государство.)

3. Когда и почему появились на Руси следующие поговорки и крылатые выражения и что они означают сегодня: «Вог тебе, бабушка, и Юрьев день», «Государство без грозы что конь без узды», «Остался с носом», «Из грязи да в князи», «Не место красит человека»?

4. О каком событии идет речь в стихотворении?

Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам.

(О походе князя Олега на Царьград (Константинополь) в 907 году.)

5. Почему «шапка Мономаха» стала символом русского самодержавия и ею короновались все русские цари?

(Есть предание, что византийский император прислал Владимиру Мономаху крест из животворящего дерева, сердоликовую чашу, из которой когда-то пил римский кесарь Август, золотую цепь и царский венец. Привезший дары митрополит Эфесский Неофит венчал Владимира этим венцом, который стал называться «шапкой Мономаха» и которым венчались на царство русские цари.)

6. О ком сказаны следующие слова?

«Князь сделался одним из знаменитейших государей Европы, не уступал первенства ни императорам, ни царям, ни султанам. Он руководствовался природным умом во внутренней и внешней политике, силою и хитростью восстанавливал свободу и целостность России. Он сокрушил упрямый Новгород, навсегда вынудил ордынских ханов отступить от рубежей России, принудил Литву заключить мир, расширил владения до Сибири».

(О русском царе Иване III.)

7. Как учили в школах в старину? Трудно ли было тогда стать грамотным человеком?

(Школа для детей обычно находилась при церкви или мастерской по переписке книг. Ребята переписывали текст с церковных книг, в этом состояло их учение. Сначала они наблюдали, как работают писцы. Писали в XVI-XVII веках особым почерком - уставом. Каждая буква четко написана, стоит отдельно от другой, а заглавные вписаны красной краской. Это очень тяжелое и монотонное занятие. Не дай бог, кто капнет воска или чернил и повредит текст. Порки не миновать. Постепенно, переписывая книги, дети осваивали азбуку.)

8. Из каких произведений А. С. Пушкина эти отрывки?

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(Из поэмы «Полтава».)

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

(Из поэмы «Медный всадник».)

Все, чем для прихоти обильной

Торгует Лондон щепетильный

И по Балтическим волнам

За лес и сало возит нам.

(Из романа в стихах «Евгений Онегин».)

II тур. Листаем летописи.

Вопросы первой команде.

1. Перед вами изображение иконы (Державная). Что это за икона и что общего у нее с Российским гербом? (Символы царской власти - держава и скипетр в руках младенца.)

2. Были ли на гербе России, в том числе советской, когда- либо надписи? (Да. Надписи: «С нами Бог», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».)

3. Как выглядит герб нашего города? Узнайте из предложенных гербов и дайте разъяснение.

4. В этом здании (показывается изображение Большого театра) впервые исполнили Государственный гимн России. Что это за здание и как назывался текст гимна? («Боже, Царя храни», слова В. А. Жуковского, музыка А. Ф. Львова)

5. «Черный ящик». В нем - изображение геометрической фигуры, которая имеет непосредственное отношение к первым флагам (стягам) древнерусских дружин. Какая это фигура? (Треугольник.)

Вопросы второй команде.

1. Когда на гербе России в лапах орла появились символы императорской власти? Что это за символы? (В XVII веке, скипетр и держава.)

2. Сколько корон венчало Государственный герб России к началу 1917 г.? (Три.)

3. «Черный ящик». Здесь лежит предмет, который был изображен на гербе советской России. Сегодня это редкий предмет, хотя некоторым людям он по-прежнему приносит пользу, особенно на дачах, огородах, в сельской местности. (Серп.)

4. Что изображалось на первых древнерусских флагах (стягах)? (Лики Иисуса Христа и Богородицы.)

5. Какой был первый (неофициальный) гимн России? (Марш-полонез «Гром победы, раздавайся», слова Г. Р. Державина, музыка О. Козловского.)

Вопросы третьей команде.

1. Когда был упразднен герб Российской империи? (В 1917 году.)

2. Что означали 3 короны над головой орла в изображении Российского герба? (Три короны знаменуют три великих царства — Казанское, Сибирское, Астраханское, завоеванных при Иване Грозном.)

3. Когда исполнялся гимн в царской России? (На парадах, при освящении знамен, на утренних и вечерних молитвах в войсках, при встрече императора и т. д.)

4. Чем отличались флаги республик Советского Союза друг от друга? (Сначала маленькими изображениями гербов республик, а затем полосками разных цветов вдоль древка.)

5. Что собой представляет Андреевский флаг? Почему он так называется? (Полотнище белого цвета, перекрещенное косым голубым крестом. По церковному преданию, на таком кресте был распят апостол Андрей Первозванный.)

6. Сколько государственных гербов России существовало в XIX веке одновременно? (Три - большой, средний, малый.)

7. На гербе России изображен всадник, кто он? (Георгий Победоносец. )

8. Какой гимн исполнялся в День Победы над фашистской Германией 9 мая 1945 года? («Союз нерушимый республик свободных», слова С. В. Михалкова, музыка А. Александрова.)

9. «Черный ящик». Здесь лежит ткань таких цветов, которые были символами для славянских народов. (Белая, синяя, красная.)

10. Когда в России впервые появился флаг, которым мы пользуемся и сегодня? (В XVII веке, при царе Петре I.)

III тур. Великие победы моей страны.

Вопрос 1.

Когда началась Великая Отечественная война? Как это произошло? (Вероломное нападение фашистской Германии на СССР, положившее начало Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков, произошло на рассвете 22 июня 1941 г. Фашистская Германия, нарушив договор о ненападении на СССР, без объявления войны, без предъявления Советскому правительству каких-либо претензий внезапно обрушила на нашу страну удар огромной силы.

Около 4 часов утра тысячи немецких артиллерийских орудий открыли огонь по советским пограничным заставам, по возведенным вдоль границы полевым и долговременным укреплениям, по штабам, узлам связи и районам расположения частей и соединений Красной Армии.

Одновременно крупные силы бомбардировочной авиации Германии вторглись в воздушное пространство СССР, а регулярные немецкие сухопутные войска атаковали позиции, занимаемые советскими пограничниками.

В ответ за такое разбойничье нападение на свою страну советский народ вынужден был взяться за оружие, чтобы защитить себя, спасти жизнь своих детей, отстоять свое право на независимое национальное и политическое существование.)

Вопрос 2.

Какие четыре периода выделяют историки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.? (Первый период войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.) - стратегические оборонительные операции Советских Вооруженных Сил, разгром немецко- фашистских войск под Москвой. Срыв попытки гитлеровской коалиции сокрушить СССР в молниеносной войне.

Второй период (19 ноября 1942 г. - конец 1943 г.) - коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Третий период (январь 1944 г. - 9 мая 1945 г.) — разгром военного фашистского блока, изгнание вражеских войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах фашистской Германии и ее безоговорочная капитуляция.

Четвертый период (9 августа - 2 сентября 1945 г.) - разгром милитаристской Японии.)

Вопрос 3.

За сутки до начала Великой Отечественной войны (21 июня 1941 г.) в СССР прошли испытания артиллерийского оружия перед правительственной комиссией. Что это за оружие? (Перед государственной комиссией демонстрировалась наземная пусковая реактивная установка (прообраз знаменитой «Катюши»). Было принято решение о немедленном серийном изготовлении пусковых установок и реактивных снарядов.)

Вопрос 4.

В канун Великой Отечественной войны началось создание новых типов боевых самолетов, которые сыграли решающую роль в завоевании воздушного пространства при обороне нашей Родины и в наступательных боях. В результате напряженного труда были сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство истребители ЛаГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-3, штурмовик Ил-2, бомбардировщик дальнего действия Ил-4. Назовите их конструкторов. (Конструкторами этих самолетов были С. А. Лавочкин, М. И. Гудков, В. П. Горбунов, А. И. Микоян, М. И. Гуревич, А. С. Яковлев, С. В. Ильюшин.)

Вопрос 5.

Бомбардировщики дальней и фронтовой авиации Пе-2 и Пе-8 в годы Великой Отечественной войны эффективно использовались для бомбовых ударов по вражеским военным и производственным объектам; транспортным путям, в том числе находящимся глубоко в тылу на территории фашистской Германии. Кто создал эти бомбардировщики? (Конструктором бомбардировщиков Пе-2 и Пе-8 является В. М. Петляков. Он входил в конструкторскую группу, разработавшую первые советские тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТВ-3.)

Вопрос 6.

С первых минут Великой Отечественной войны вся территория этой крепости буквально кипела от разрывов мин, снарядов, авиабомб. Многие участки простреливались ружейно-пулеметным огнем. По воинским казармам и жилым домам, паркам и коновязям, мостам и воротам, ведущим в крепость, огонь велся особенно плотно. О какой крепости идет речь? [Речь идет о знаменитой Брестской крепости. Ее оборона с 22 июня до двадцатых чисел июля 1941 г. вошла в историю Великой Отечественной войны как яркий образец исключительной стойкости, мужества и героизма советских воинов. В условиях полного окружения, при острой нехватке боеприпасов, медикаментов, продовольствия и воды защитники крепости в течение месяца отбивали яростные атаки врага, сковывая дальнейшие наступательные действия целой немецкой дивизии. Но ни захватить крепость с ходу, ни принудить ее гарнизон к капитуляции немецко-фашистским войскам не удалось. Большинство советских воинов пали в боях, часть пробилась к партизанам, и лишь некоторые страшно обессиленные и тяжело раненные попали в плен. 8 мая 1965 г. Брестской крепости было присвоено почетное звание крепости-героя с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Звания Героя Советского Союза удостоены майор П. М. Гаврилов и лейтенант А. М. Кижеватов (посмертно).]

Вопрос 7.

Когда впервые в Великую Отечественную войну советскими воинами вместо гранат были использованы противотанковые бутылки с бензином? (В июне 1941 г. красноармейцы 100-й стрелковой дивизии оборонялись в составе 4-й армии Западного фронта недалеко от Бреста. На позиции дивизии наступал 37-й механизированный корпус фашистской армии, имевший в своем составе 300 танков. Из-за нехватки гранат, по инициативе командира батальона капитана Тартычного бойцы наполнили бутылки бензином и, привязав к ним сигнальные спички, превратили их в грозное оружие. Только в первый день применения бутылок с бензином было уничтожено 26 танков врага. Впоследствии стали специально изготовлять противотанковые бутылки с горючей жидкостью.)

Вопрос 8.

30 сентября 2014 г. исполнилось 73 года со дня начала Московской битвы, в которой была одержана первая крупная победа над гитлеровской армией и развеян миф о ее непобедимости. Но достигнуть победы удалось исключительно тяжелой ценой. Одним из примеров этого является подвиг подольских военных курсантов. Расскажите об этом подвиге. (В октябре 1941 г., когда нависла угроза выхода немецко-фашистских войск к Москве, в Подольске были приведены в боевую готовность и направлены на один из наиболее опасных боевых рубежей курсанты пехотнего и артиллерийского училищ. Стремясь любой ценой задержать противника, курсанты героически защищали Ильинский боевой участок и уничтожили около 5 тыс. вражеских солдат и офицеров, подбили 100 танков противника. Курсанты подольских военных училищ на несколько дней задержали продвижение фашистов на Москву и позволили за это время нашим войскам подготовиться к обороне столицы страны на последних боевых рубежах.

Из 3500 курсантов в живых осталось лишь 250 человек, но задачу, поставленную перед ними, они выполнили. Позднее генерал-лейтенант К. Ф. Телегин, отмечая героизм подольских курсантов, писал: «Кровью и жизнью сотен лучших сынов народа, будущих командиров, были выиграны драгоценные дни, в течение которых Ставка подвела на рубеж пять стрелковых дивизий, три танковые бригады, пять дивизий гвардейских минометов, около десяти артиллерийских полков и многие другие части, создавшие условия для восстановления Западного фронта и сорвавшие план молниеносного захвата Москвы».

В Подольске и на братских могилах в Савиново и Васисово сооружены памятники в память о подвиге подольских курсантов.)

Вопрос 9.

В годы Великой Отечественной войны на протяжении 250 суток защитники этого города сдерживали натиск многократно превосходящего в живой силе и технике врага. На подступах к городу фашистские войска потеряли убитыми и ранеными свыше 300 тыс. человек. В честь этого события была учреждена боевая медаль, которой были награждены около сорока тысяч участников героической обороны города. Что это за город? Как называется медаль? (Это город-герой Севастополь. Медаль «За оборону Севастополя».)

Вопрос 10.

«От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу ... , чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 13 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии!» Кто вручил эту грамоту? Какому городу СССР? (Эту грамоту президент США Франклин Рузвельт вручил городу- герою Сталинграду.)

Вопрос 11.

27 января 1944 года считается Днем великой славы России. Почему? (Это день снятия блокады Ленинграда, которая длилась 900 дней и ночей.)

Вопрос 12.

Какому единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было присвоено четыре раза? За какие заслуги? (Четырежды Герой Советского Союза — маршал Георгий Константинович Жуков. Первое звание он получил за окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки Халхин-Гол в 1939 г., второе — за успешно проведенную летом 1944 г. стратегическую операцию «Багратион», в ходе которой от фашистской оккупации была освобождена Белоруссия; третье - за Берлинскую наступательную операцию в апреле — мае 1945 г., по завершении которой была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взята столица Германии - Берлин. В 1956 г. за большую организаторскую работу в Вооруженных Силах СССР на посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награжден четвертой Золотой Звездой Героя Советского Союза.)

Ведущий. Вот и подошла к концу наша очередная встреча в клубе эрудитов. Хочется верить, что сегодня вы узнали для себя много нового, может быть, вам захотелось заглянуть в прошлое нашей страны, прислушаться к шелесту исторических летописей, всмотреться в знакомые символы государства... Если это так - наша следующая встреча будет не менее интересной.

Автор: Г. В. Погорелова 

Похожие статьи:

Игра путешествие по станциям Здоровья для школьников 5-7 класса

Игровой тренинг для школьников 11-13 лет

Экономическая игра для школьников

Конкурсная программа «Я люблю тебя Россия» для школьников

Игра викторина по биологии, 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!