Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры по развитию речи на тему «Зима» в старшей – подготовительной группе

Игры и игровые упражнения на развитие речи на тему «Зима» для старших дошкольников 5-7 лет

Игры на обогащение словаря на тему «Зима»

Игра «Зима»

Задачи:

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— упражнять в образовании родственных слов к слову зима;

— учить подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида к существительному зима;

— развивать словарь, память, внимание, мышление.

Ход игры

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову зима.

Дети выполняют задание.

Зима (какая?) — ... (холодная, морозная, студеная, лютая, суровая, снежная, белая, ледяная, длинная, долгая, затяжная, вьюжная...).

Зима (что сделала?) — ... (пожаловала, наступила, пришла...).

Зима (что делает?) — ... (приходит, радует, морозит, злится, лютует, веселит, уходит...).

Зима — ... (зимушка, зимний, зимовать, зимородок, зимовье, зимующие, зимник, озимые...).

 

Игра «Что? Кто?»

Задачи:

— совершенствовать умение подбирать существительные в именительном падеже, подходящие по смыслу к данным глаголам;

— развивать память, воображение, словарь.

Ход игры

Дети повторяют признаки зимы.

Логопед. Подберите как можно больше слов по теме «Зима», отвечающих на вопросы «кто?» или «что?»

Дети выполняют задание.

Наступает(ют) (что?) — ... (зима, зимние праздники, Новый год, Рождество, праздничные развлечения, рождественские встречи, зимние каникулы...).

Замерзает(ют) (что?) — ... (земля, реки, озера, лицо, щеки, нос, уши, руки, ноги, пальцы, птицы...).

Катаются (кто?) — ... (фигуристы и конькобежцы на коньках, лыжники на лыжах, дети на санках, ребята на ледянках и ватрушках с горы,...).

И т.д.

 

Игра «Снег»

Задачи:

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— обогащать лексику синонимами, глаголами настоящего времени единственного числа и действительными причастиями настоящего времени;

— упражнять в образовании родственных слов к слову снег.

Ход игры

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий, родственных слов и синонимов к слову снег.

Снег (какой?) — ... (белый, первый, долгожданный, пушистый, мягкий, чистый, обильный, густой, искристый, серебристый, лучистый, новогодний, холодный, колючий...).

Снег (что делает?) — ... (идет, падает, метет, стелется, ложится, порхает, кружится, летает, летит, переливается, мерцает...).

Снег — ... (снежок, снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка, заснеженный, снегопад...).

Снег блестит на солнце — ... (блестящий), снег искрится — ...; снег хрустит под ногами — ...

И т.д.

 

Игра «Скажи иначе»

Задачи:

— упражнять в подборе синонимов по лексической теме «Зима»;

— совершенствовать навык употребления синонимов;

— развивать воображение, мышление, память;

— расширять кругозор.

Ход игры

Логопед. Подберите синонимы к слову снег.

Дети. Снегопад, осадки, пороша, метель, вьюга, буря...

 

Игра "Мороз"

Задачи:

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— упражнять в образовании родственных слов к слову мороз;

— учить подбирать глаголы несовершенного вида настоящего времени;

— развивать словарь, память, внимание, мышление.

Ход игры

Логопед. Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову мороз.

Дети выполняют задание.

Мороз (какой?) — ... (первый, слабый, легкий, большой, январский, крещенский, трескучий, сильный...).

Мороз (что делает?) — ... (крепчает, усиливается, трещит, обжигает, кусает, колется, щиплет, слабеет, отступает...).

Мороз — ... (морозец, морозко, морозушко, морозище, обморожение, морозилка, заморозки, мороженое...).

Мороз — ... (холод, холодина, стужа...).

 

Игра "Лёд"

Задачи:

— упражнять в образовании родственных слов к слову лед;

— совершенствовать навык употребления прилагательных;

— обогащать лексику глаголами настоящего времени единственного числа.

Ход игры

Логопед. Отгадайте загадку:

Он прозрачный, ломкий,

Под коньками звонкий,

В холода толстеет,

От тепла худеет. (Лед.)

Подберите как можно больше слов-признаков, слов-действий и родственных слов к слову лед.

Дети выполняют задание.

Лед (какой?) — ... (холодный, влажный, гладкий, твердый, прозрачный, толстый, тонкий, искусственный, скользкий...).

Лед (что делает?) — ... (блестит, сверкает, переливается, лежит, покрывает, крепчает, тает, трескается, ломается...).

Лед — ... (ледок, ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледник, ледоход, ледокол, гололед, ледовый, ледниковый, обледенение, обледенелый...).

 

Игра «Зимние слова»

Задачи:

— закреплять знания по лексической теме «Зима»;

— обогащать словарный запас «зимними» словами;

— развивать словесно-логическое мышление.

Ход игры

Логопед. Назовите слова, связанные с зимой.

Дети. Зима, зимушка-зима, иней, мороз, Дед Мороз, снег, снежинка, снегопад, снежки, снежная баба, вьюга, метель, лед, каток, коньки, лыжи, Новый год, Рождество, зимние каникулы, зимние забавы...

 

Игра «Чьи следы на снегу?»

Задача: формировать навык словообразования, умение образовывать притяжательные прилагательные, обозначающие следы животных леса от названий зверей.

Оборудование: картинки с изображением лесных животных*.

Ход игры

Дети рассматривают картинки с изображением лесных животных, а потом называют их следы.

Следы лисы (чьи?) — ... (лисьи).

Следы волка (чьи?) — ...

Следы зайца (чьи?) — ...

И т.д.

 

Игра «Скажи правильно»

Задачи:

- совершенствовать навык согласования прилагательных с существительными;

- развивать словарь и связную речь.

Ход игры

Логопед. Составьте правильные словосочетания из предложенных вариантов.

Дети выполняют задание.

Словосочетания: синий небо; вкусный мороженое; красивый снежинка; сильная снегопад; морозная день; белая снег и т.д.

 

Игра «Что происходит зимой?»

Задачи:

— обогащать словарь глаголами несовершенного вида настоящего времени по лексической теме «Зима»;

— развивать умение понимать, различать и правильно употреблять глаголы в речи.

Ход игры

Логопед. Перечислите слова-действия, подходящие к предлагаемым словам-предметам.

Дети выполняют задание.

Снежинки (что делают?) — ... (кружатся, падают, садятся, летают, тают, вьются...).

Иней (что делает?) — ... (лежит, покрывает, блестит, искрится, сверкает, переливается, серебрится...).

Узоры (что делают?) — ... (покрывают, появляются, украшают, блестят, сверкают, переливаются, искрятся, завораживают, тают...).

Ветер (что делает?) — ... (дует, гудит, воет, завывает, злится, разрушает, свистит, бушует, продувает, гонит, сбивает, шумит, утихает, охлаждает, подгоняет, гуляет, уносит...).

Птицы (что делают?) — ... (летают, прячутся, мерзнут, голодают, клюют...).

Звери (что делают?) — ... (прячутся, охотятся, выслеживают добычу...).

Люди (что делают?) — ... (тепло одеваются, чистят снег, мерзнут, мастерят кормушки...).

Дети (что делают?) — ... (играют в снежки, катаются на санках, ледянках, лыжах, коньках, лепят снеговика, катаются с горы, соревнуются...).

 

Игра «Что может быть?»

Задачи:

— формировать умение подбирать подходящие по смыслу существительные к прилагательным, согласовывать существительные с прилагательными;

— обогащать словарь.

Ход игры

Логопед. Подберите подходящие по смыслу существительные к прилагательным, согласовывая их в числе, роде и падеже. Что может быть зимним?

Дети. Утро, день, вечер, ночь, лес, парк, сад, пора, вьюга, снег, иней, мороз, лед, забавы, одежда, шапка...

Логопед. Что может быть морозным?

Дети. Утро, день, ночь, воздух, дыхание, погода, свежесть...

Логопед. Что может быть снежным?

Дети. Ком, баба, горка, крепость, покров, сугроб, зима, погода, заносы, буря, хлопья...

 

Игра «Закончи предложение»

Задачи:

— формировать умение строить связное высказывание, правильно формулируя мысли;

— учить заканчивать сложноподчиненные предложения;

— развивать связную речь, словесно-логическое мышление, сообразительность;

— расширять кругозор.

Ход игры

Логопед. Послушайте начало предложения и закончите его.

Дети выполняют задание.

Если зимой холоднее, чем осенью, то осенью ... (теплее). Если зимой идет снег, то осенью идет ... .

Если зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках, то летом ... .

Если снежная горка выше ледяной, то ... .

Если день короче ночи, то ночь ... .

 

Игра-инсценировка «Елочка»

Задачи:

— формировать навыки диалогической речи;

— развивать внимание, память, мышление, связную речь, желание общаться со сверстниками и взрослыми.

Ход игры

Логопед читает текст, дети его запоминают и инсценируют в парах.

— Елочка, елка,

Колкая иголка,

Где ты выросла?

— В лесу.

— Что ты видела?

— Лису.

— Что в лесу?

— Морозы,

Голые березы,

Волки да медведи —

Вот и все соседи.

— А у нас под Новый год

Каждый песенку поет.

М. Ивенсен

Игры на формирование общей и мелкой моторики на зимнюю тему

Игра «Встреча зимы»

Задача: совершенствовать массажные движения кистей рук* и пальцев при выполнении самомассажа.

Ход игры

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Дети беззвучно хлопают в ладоши, плотно прижимая их друг к другу.)

Будем зиму мы встречать.

(Потирают ладони.)

Что зима нам принесла?

(Соединяют большой палец левой руки поочередно с остальными пальцами.)

Ветер, снег и холода.

(Соединяют большой палец правой руки поочередно с остальными пальцами.)

От времени года

(Потирают ладони.)

Зависит погода.

(Грозят пальцем.)

 

Игра «Зима»

Задача: развивать динамическую координацию, точность и четкость выполнения движений в заданном темпе и ритме. Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыкальное сопровождение.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Наконец пришла зима. (Дети шагают на месте и разводят руки в стороны.)

Стали белыми дома, (Складывают руки над головой домиком.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, вытягивают руки вперед.)

Пишем на катке круги, (Закладывают руки за спину, медленно кружатся.)

Ловко бегаем на лыжах (Имитируют бег на лыжах.)

И играем все в снежки. (Изображают, что лепят и бросают «снежки».)

 

Игра «Снегопад»

Задача: развивать динамическую координацию, точность выполнения движений в заданном темпе и ритме.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Снег кружится и летает.

(Дети поднимают руки и делают ими поочередно медленные и плавные движения вперед-назад.)

Ветер дует, снег взлетает.

(Наклоняют туловище, вытягивают руки вперед, затем встают прямо — поднимают руки.)

Снег летит из серой тучки

(Трясут кистями, то соединяют пальцы, то разводят их.)

Нам на ножки и на ручки.

А сугробы все растут

(Рисуют руками полукруги сверху-вниз.)

Там и тут, там и тут.

(Рисуют полукруги снизу- вверх.)

Чтобы не замерзли ножки,

Мы поскачем по дорожке.

(Ставят руки на пояс и выполняют легкие прыжки на носках.)

Снег с себя мы отряхнем

(Имитируют стряхивание снега.)

И в снежки играть пойдем.

(Изображают, что играют в снежки.)

 

Игра «Зимой»

Задача: развивать динамическую координацию, точность выполнения движений в заданном темпе и ритме.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем.

(Дети поочередно выполняют бросательные движения руками в стороны — вверх.)

По сугробам мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем.

(Разводят руки немного в стороны, шагают, высоко поднимая колени.)

И на лыжах мы бежим,

Мы бежим, мы бежим.

(Приседают, сгибают руки в локтях, изображают, что отталкиваются лыжными палками.)

На коньках по льду летим,

Мы летим, мы летим.

(Слегка приседают, наклоняют туловище, руки за спиной, имитируют катание на коньках.)

И Снегурку лепим мы,

Лепим мы, лепим мы.

(Указательными пальцами обеих рук «рисуют» контур Снегурочки с головы до низа.)

Гостью-зиму любим мы,

Любим мы, любим мы.

(Вытягивают руки вперед, разводят их в стороны, потом прижимают их к груди, рисуют указательными пальцами сердечко.)

 

Игра «Ой, мороз, мороз»

Задача: совершенствовать массажные движения рук при выполнении самомассажа лица.

Оборудование: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Выполняется под музыку.

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Ой, мороз, мороз, мороз

(Дети потирают ладони.)

Щиплет щеки, щиплет нос.

(Указательным и средним пальцами обеих рук слегка щиплют себя за щеки, нос.)

Щиплет ушки, щиплет губки,

(Щиплют себя за уши и губы.)

Забирается под шубки.

(Прячут руки под мышки.)

Чтоб согреться, посмотри,

(Потирают ладони.)

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы.

(Потирают щеки, нос, уши, губы.)

Пар пошел даже от шубы.

(Разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них.)

 

Игра «Новый год»

Задача: совершенствовать ритмичные движения.

Ход игры

Дети свободно располагаются по группе (залу) или стоят в кругу.

Логопед читает текст, дети выполняют движения.

Раз, два, три, четыре, пять — (Дети шагают на месте.)

Новый год встречать пора.

В доме елка появилась, (Хлопают в ладоши.)

Вся огнями засветилась.

Висят на ней игрушки (Разводят руки в стороны.)

От пола до макушки. (Приседают, встают и поднимают руки.)

Похожие статьи:

Зимние опыты и эксперименты для детей

Зимние игры для детей на улице

Игры зимой для детей подготовительной группы (6-7 лет) в детском саду

Зимняя игровая эстафета для детей 5-6 лет

Зимние эстафеты для дошкольников на улице

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!