Игры по ПДД для школьников 5-8 класса
Игры по правилам дорожного движения в школе
Игра «Нарисуем город наш»
Цель: отображая основные напряженные магистрали города (района, если город достаточно большой), обозначая опасные участки перехода, перекрестки с интенсивным движением, «проигрывать» ситуации безопасного перехода, поиска наиболее безопасных для этого мест. Для усложнения задачи игры возможно внесение предложений по устройству новых переходов, светофоров, оборудованию пеших дорожек, бульваров, велосипедных дорожек, площадок для игр.
Оборудование: ватманы, предварительно соединенные друг с другом, например, по два. Это город. Набор маркеров и фломастеров, которыми ребята будут рисовать. Для каждой команды (класса) — «город» и набор рисующих принадлежностей. В актовом зале для каждой команды классов оборудовано место: стол, на котором лежит город, и стулья. И, конечно же, призы: брошюрки с правилами дорожного движения, наборы знаков и т.д.
Ход игры
Ведущий рассказывает об игре, ее правилах. Во-первых, дисциплина, за ее несоблюдение классам выписывается штраф, который при подведении итогов отнимается от общей суммы баллов. Во-вторых, на выполнение каждого конкурса-задания отводится до 5 минут. И в-третьих, первой будет оцениваться та команда, которая быстрее всех отойдет от стола, т.е. выполнит полностью задание. За скорость выполнения прибавляется один балл. А оцениваться будет правильность выполнения задания, а в творческом конкурсе интересность и обоснованность предложений. В таком конкурсе один представитель команды должен представить жюри проект.
Ведущий представляет жюри, в которое необходимо включить членов отряда ЮИД, преподавателя ОБЖ, инспектора ГИБДД.
Далее идет представление команд (классы заранее готовят название команды и какой-нибудь отличительный знак: эмблемы, пилотки, галстуки).
1. Первое задание: нанести на «город» его основные, так сказать градообразующие, магистрали, подписать их, указать — одностороннее, двухстороннее на них движение. Оценивается знание городских улиц, их точность расположения.
2. Задание второе. Показать на этих улицах опасные перекрестки, оживленные переходы, светофоры, причем, для старших классов задание усложняется тем, что надо изобразить вид светофора. Разумеется, оцениваться в этом конкурсе будет количество нанесенных участков, требующих особого внимания при переходе.
3. Задание третье: в «городе» показать школу, близлежащие улицы и на них опасные места, светофоры, знаки. Пунктирной линией изобразить безопасный путь учеников в школу. При оценке задания необходимо доказать жюри, что этот путь действительно безопасен.
5. Четвертое задание творческое. Теперь надо «внести предложения» по оборудованию улиц города, чтобы он стал безопасным для пешеходов, транспорта. Обозначить площадки для игр, места катания на скейтах, роликовых коньках и т.д. Важно не только изобразить на схеме эти предложения, но и обосновать их.
Подводятся итоги, награждаются все участники.
Аукцион «Дорожные знаки»
Цель: познакомить учащихся с дорожными знаками, их группами, характерными признаками каждой группы.
Оборудование: набор дорожных знаков, чистая бумага и наборы фломастеров или маркеров.
В аукционе принимают участие команды классов, состоящие не менее чем из 15 человек. В каждом туре соревнуются по пять представителей команд. А в разминке и заключительном, творческом, туре принимается коллективный ответ. Конкурс проводит ведущий, оценивает жюри.
Ход конкурса
1. Слово ведущего о правилах аукциона: за каждый правильно названный знак команда получает 1 балл, правильный ответ по другим правилам дорожного движения 0,5 балла. Творческий конкурс «Новый знак и его защита» оценивается по 5-балльной системе.
2. Разминка. Классам задаются по очереди вопросы по ПДД (правила перехода улиц, дорожной разметки, регулирования) согласно возрастной группе учащихся.
3. Три-четыре тура каждой группе команд классов предлагаются наборы знаков (по 5 знаков), причем, в каждом туре - по группе знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, информационно-указательные.
4. Творческий конкурс состоит в том, чтобы за 10 минут команды классов придумали новый знак, изобразили на приготовленных чистых листах, а затем защитили его. Защита может быть в виде простого текста, стихотворения, девиза, отрывка песни и т.д.
Игра «Быстрее, точнее, безопаснее»
Цель: пропаганда Правил дорожного движения среди детей, применение на практике знаний правил, знаков, регулирования движения.
Правила и ход проведения игры
Эту игру лучше проводить на каникулах, если школа работает в две смены, так как игровым полем является все здание школы.
В игре принимают участие команды классов одной параллели (5—8-е классы) в составе до 15 человек, которые имеют отличительные эмблемы. Сразу оговаривается, кто из членов команды в каком конкурсе принимает участие, к тому же каждая команда делится на пешеходов и водителей. Во время движения по школе к пунктам проведения соревнований пешеходы должны выполнять правила для пешеходов, а водители — для автотранспорта. Школьные рекреации, коридоры оформляются в виде улиц: проезжая часть, тротуар, перекрестки, переходы, светофоры. Разумеется, пешеходы должны передвигаться только по тротуару, а водители — по проезжей части. Следят за порядком движения, за соблюдением выполнения правил всеми участниками игры, инспекторы движения — члены отряда ЮИД, хорошо знающие правила. В случае нарушения в маршрутных картах команд инспекторы ставят штрафные очки. Для каждой команды разрабатывается свой маршрут прохождения всех пунктов, т.е. последовательность их прохождения, указывается путь движения но «улицам» — коридору школы, какие перекрестки надо пересечь. На перекрестках цвета светофора задают инспекторы. Можно разделить по времени страт каждой команд. Количество баллов, заработанных на пунктах, оговаривается заранее. Там, где задаются конкретные вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Творческий конкурс и оказание помощи пострадавшему — по 5-балльной системе.
Пункты маршрута
— Первый, дающий право на прохождение маршрута игры, — «Самые главные правила». Здесь пешеходам команды задаются вопросы по основным правилам перехода улиц.
— Второй — «Знаки, знаки, знаки...», на котором 5 членов команды должны назвать предложенные дорожные знаки.
— Третий — «Вело-мото-знатоки». Здесь другие 5 членов команды, относящиеся к водителям, отвечают на вопросы по правилам для велосипедистов, мотоциклистов. Если в школе есть велосипед, то можно устроить конкурс «Мастера по починке»: заменить колесо, устранить другую неисправность.
— Четвертый — «Регулировщики». Один член команды выполняет указанные команды.
— Пятый — «Пассажиры». Пять пешеходов команды отвечают на вопросы по правилам ожидания и поведения в транспорте.
— Шестой этап — конкурс агитбригад: команда готовит небольшое выступление на темы «Уважай законы дорог!», «На дороге с ПДД безопасно нам везде!», «Пешеходы и водители, будьте вежливы и бдительны!» и т.д.
— Седьмой этап — медицинский. Два представителя команды оказывают первую медицинскую помощь «потерпевшему» и отвечают на вопросы по медицинской подготовке.
После прохождения всего маршрута команда сдает маршрутные карты на линии финиша. Подводятся итоги. Из общей суммы баллов вычитаются очки штрафа, если при движении по маршруту команда их получила.
Конкурс творческих работ «Пропагандируем ПДД»
Цель: пропаганда правил дорожного движения через творческое осмысление их содержания.
В конкурсе принимают участие учащиеся 5—9-х классов.
К оценке конкурса принимаются работы разного творческого жанра:
— литературного — рассказы, сказки, сценарии для агитбригад, стихи;
— художественного — рисунки, плакаты, эмблемы для отряда ЮИД, поделки, выполненные в различной технике;
— технического — пособия, макеты, действующие модели для изучения Правил дорожного движения.
Критерии оценки: мастерство раскрытия темы, отражение темы безопасности дорожного движения, интересное, нестандартное содержание, техника исполнения.
«День безопасности на дорогах»
Этот проект, как и игра «Быстрее, точнее, безопаснее», проводится на каникулах. Хотя для него можно освободить один учебный день, например, субботу. Уж слишком велика роль мероприятий, которые рекомендуем провести в ходе реализации этого проекта в профилактике детского травматизма на дорогах.
Итак, главную цель мы определили: профилактика ДДТТ и пропаганда среди подростков правил движения через игровые формы включения в социальные роли. А что это за роли? Конечно же, пешеходы, пассажиры, водители, свидетели различных происшествий на дорогах и улицах города, возможно, и инспекторы дорожной службы, медицинские работники.
День безопасности проводится для нескольких параллелей, например, 5—8-х классов, и поэтому включает в себя формы, сообразные с возрастом ребят. Это могут быть:
— краткие беседы-инструкции по необходимости соблюдения правил движения и поведения на дорогах, транспорте;
— занятия по изучению нового материала с привлечением отряда ЮИД;
— встречи в форме бесед, занятий, инструкций с представителями ГИБДД, медицинскими работниками;
— спортивная эстафета «Юные спасатели» с элементами спасения при несчастных случаях, которую помогают разрабатывать и проводить учителя физвоспитания и ОБЖ;
— игра «Быстрее, точнее, безопаснее», ход которой описан выше. Разумеется, параллели классов необходимо развести во времени. Например, 9.00 — старт
В 10.00 выходят на старт учащиеся 6-х классов. Пятиклассники садятся в классные комнаты для бесед, 8-е классы идут на встречи — инструктаж, а для седьмых проводится спортэстафета. И так далее.
Сочетание репродуктивных с творческими и соревновательными методами будет эффективным для усвоения правил подростками на поведенческом уровне.
Похожие статьи:
Викторина с ответами для 5-7 класса по ПДД
Сценарий выступления агитбригады ЮИД. Визитная карточка
Квест игра по ПДД для школьников 5-7 классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!