Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие наблюдательности у младших школьников

Игры, развивающие наблюдательность у детей начальных классов

Предполагаем, что ваши дети читали книгу В. Арсеньева «Дерсу Узала» или, по крайней мере, слышали о знаменитом уссурийском следопыте. «То, что для меня было непонятно, - писал о нем В. Арсеньев, - ему казалось простым и ясным. Иногда он замечал следы там, где при всем желании что-либо усмотреть, я ничего не видел. А он видел, что прошла старая матка изюбря и годовалый теленок. Они щипали листву таволжника, потом стремительно убежали, очевидно, испугавшись чего-то. Делал он это просто по укоренившейся многолетней привычке не пропускать никакой мелочи и ко всему относиться внимательно. Если бы он не занимался изучением следов с детства, то умер бы с голоду. Когда я пропускал какой-нибудь ясный след, Дерсу посмеивался надо мной, покачивал головой и говорил:

- Ты все равно мальчик. Так ходи, головой качай. Глаза есть, посмотри не могу, понимай нету.

Подойдя к срубленному дереву и осмотрев его, он сказал:

- Весной рубили; два люди работали: один люди высокий - его топор тупой, другой люди маленький - его топор острый.

Для этого удивительного человека в тайге не существовало тайн».

Во всем описанном нет никакого чуда. Дерсу был таким же человеком, как мы с вами. Но он ежедневно, ежечасно, с детства упорно тренировал свое зрение, слух, довел до совершенства свое внимание, память, свою изумительную наблюдательность.

Наблюдательность - это выработанная способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные, свойства предметов и явлений.

Как же развить ее?

Ученые утверждают, что наши органы восприятия ежедневно получают десятки, даже сотни тысяч сигналов, впечатлений, но все они разрозненны и мимолетны. Поэтому чрезвычайно важно научиться выбирать из их обилия именно такие, которые нам действительно нужны.

Величайшего наблюдателя природы Чарлза Дарвина называли «миллионером фактов». А знаете ли вы, как возникла бумагоделательная промышленность? Сотни тысяч лет осы только докучали миллионам людей, а французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр, подметивший, как осы, пережевывая растительные остатки, получают бумаговидную массу, из которой стоят свои гнезда, предложил делать бумагу из дерева. Наблюдательность помогла сделать гениальное открытие.

Наблюдательность зависит не столько от остроты зрения, слуха, обоняния и т.д., сколько от умения человека каждый раз, слушая и рассказывая что-либо, ставить перед собой определенную, ясную цель и достигать ее. Наблюдательность обязательно предполагает наличие в характере человека таких черт, как любознательность, пытливость, и приобретаются они в жизненном опыте, в том числе и в играх и развлечениях.

87% всех впечатлений, получаемых человеком из внешнего мира,- зрительные впечатления. Бесконечно богат и мир звуков. Затем ученые насчитали свыше ста тысяч разных запахов. То же можно сказать о вкусе и осязании.

Мы более широко позволили себе в этом материале поговорить о наблюдательности, полагая, что читатель продолжит этот разговор с детьми и воодушевит их на то, чтобы у них всегда были «открыты уши», а «глаза на затылке» и «нос по ветру». И пусть детям в этом помогут игры и упражнения.

Что за спиной?

Двое ребят становятся спиной друг к другу и берутся под руки. Они выходят на середину комнаты и начинают медленно вращаться вокруг себя. Один круг они делают в течение целой минуты. Главная — задача как можно подробнее разглядеть все, что находится в комнате, постараться заметить мельчайшие детали различных предметов. Так в течение трех минут они в молчании делают три круга, затем останавливаются.

Первый, выбрав какой-либо объект, становится к нему лицом, затем вновь, продолжая вместе с собой вращать стоящего за спиной «противника», просит его рассказать поподробнее, что находится в данное время у него (второго) за спиной. После этого первый задает еще два вопроса, спрашивая о том, что сам видит, а «противник» должен вспоминать то, о чем спрашивает его первый.

Наконец пришла очередь и второго. Он выбирает подходящий объект и, став к нему лицом, задает три вопроса первому. При желании соревнующиеся задают друг другу еще по три вопроса, но полезно предварительно снова осмотреть комнату, для этого сделав еще один круг.

Ведущий эту игру-упражнение решает, у кого ответы были более удачными. Такое же упражнение интересно провести на лоне природы двум соревнующимся, а также двум небольшим командам (по 3-4 человека), которые становятся двумя шеренгами спиной друг к другу и соединяются руками.

На вопросы одной команды может отвечать по желанию любой игрок другой команды, могут отвечать и все по очереди.

Близкие знакомые

Собираются вместе 10-12 близких друг другу ребят-друзей, знакомых. Хорошо ли они знают друг друга? Пусть проверят это с помощью игр на наблюдательность.

Каждый желающий может провести по одной игре, временно становясь ведущим. Хотя бы такие:

1. Самый высокий и самый маленький.

Двоих, наблюдательность которых будут проверять, ставят спиной ко всем присутствующим. Остальные становятся по росту в одну шеренгу. Ведущий задает вопрос то одному, то другому:

- Кто из присутствующих самый высокий?

- Кто самый маленький?

- Назовите всех, начиная с самого высокого до самого маленького поочередно.

- Назовите всех в обратном порядке - от самого маленького до самого высокого.

Первая проверка закончена, выходит новый ведущий, с ним двое новых водящих, которые стоят ко всем спиной, так же, как и в первом упражнении.

2. Цвет глаз и волос.

Ведущий предлагает ребятам вспомнить и назвать, какого цвета глаза и волосы у каждого из присутствующих.

3. Описать костюм (платье), в котором каждый пришел сегодня.

Здесь возможны такие вопросы:

- У кого из присутствующих на верхней одежде есть пуговицы? Погончики? Ремешки? Значки?

В чьей верхней одежде присутствует красный (желтый, черный, голубой и т.д. ) цвет?

- У кого из ваших товарищей одинаковый фасон одежды?

- У кого есть веснушки, родинки?

Можно поискать и другие общие или индивидуальные приметы.

Слепые менялы

Надо набрать побольше монет разного достоинства - от одной копейки до двадцати, пятидесяти копеек, прокипятить их в течение пяти минут и вручить двум играющим так, чтобы каждый получил денег на одну и ту же сумму, скажем по 1-2 рубля.

Обоим ребятам завязывают глаза, и первый на ощупь вручает второму какую-либо монету, которую тот должен разменять. Затем они меняются ролями - второй просит первого разменять ему деньги, потом первый - второго и т. д. Все время они проверяют друг друга.

Когда между ними возникает недоразумение, его разрешает ведущий, у которого глаза не завязаны.

Через условленное число ходов игра заканчивается, и ребята, развязав глаза, проверяют, какая сумма денег у каждого. Если суммы по-прежнему одинаковые, то выигрывают оба, в противном случае и тот и другой проигрывают.

Слово к слову

Играющие рассчитываются в порядке номеров и садятся полукругом против ведущего. Он говорит им первые попавшие в голову слова, скажем: «комната» и «поле» — и дает минуту на то, чтобы они про себя вспомнили предметы, явления, звуки, запахи и т. д. , связанные с этими словами или понятиями.

Например, что можно вспомнить о поле: траву, цветы, ураган, сражение, пение, самолет и т.д. и т.п.

Начав игру, ведущий вызывает любого из присутствующих и просит его мгновенно «расшифровать» другими словами, предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что накоплено в его памяти прошлыми наблюдениями.

Успейте подхватить

Ребята сидят вокруг квадратного или круглого стола, положив обе руки на его край. Все играющие рассчитаны по порядку номеров.

У первого хорошо отточенный карандаш, острие которого он ставит на середину стола (покрытого газетой), указательным пальцем придерживая карандаш сверху.

Играющий называет какой-нибудь номер и одновременно перестает придерживать пальцем карандаш. Вызванный должен подхватить его до того, как тот упадет на стол. Если это ему удалось, ставит карандаш перед ребятами и продолжает игру, в противном случае ее возобновляет первый ведущий.

Обе руки играющих, когда их не вызывают, должны лежать совершенно неподвижно на краю стола.

Здесь важны внимание, наблюдательность, хорошая реакция.

Похожие статьи:

Игры на развитие мышления у младших школьников

Игра «Детективное агентство», 3-4 класс

Развивающие задания для детей 7-8 лет

Игры на развитие воображения у младших школьников

Ролевая игра в начальной школе в 3 классе. Сценарий

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!