Подвижные игры в летнем лагере. В помощь вожатому
Подвижные игры для детей в летнем лагере
Отгадай, чей голосок
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор или комната.
Подготовка.
Играющие становятся в круг. Один из играющих становится в середине и закрывает глаза. Руководитель указывает на того, кто будет петь или говорить «скок, скок, скок».
Описание игры.
Все играющие идут по кругу вправо и поют (или говорят):
Мы составили все круг,
Повернемся разом вдруг.
На последние слова все поворачиваются вокруг себя: «Скок, скок, скок». Эти слова поет или говорит один, кому заранее предложил руководитель. Песню заканчивают словами: «Угадай, чей голосок?»
Стоящий в центре с закрытыми глазами должен отгадать, кто пел, или же указать то направление, откуда ему послышался голос.
Узнанный идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает стоять в середине круга.
Правила.
1. Слова «скок, скок, скок» поет или говорит только один, стоящий в круге.
2. Водящий не имеет права открывать глаза до тех пор, пока не закончится песня.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует развитию слуха, внимания. В игре у детей развивается ритмичность, музыкальность, согласованность действий. Основной вид движения в игре - ходьба под пение или речитатив.
Методические указания.
Эту игру можно проводить без пения, а под речитатив. Вместо поворота вокруг себя можно предложить детям повернуться в левую сторону. Не всегда водящий отгадывает с первого раза1. Необходимо установить, сколько раз может угадывать водящий, после чего он сменяется, независимо от того, угадал или нет.
Ловкие ребята
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор.
Подготовка.
На противоположных сторонах площадки или зала отмечают линиями два «дома». Расстояние межу ними 15-20 шагов. Между домами находится водящий (посередине площадки). Все остальные игроки находятся на 1-й стороне площадки, за линией дома.
Описание игры.
Водящий, находясь посередине, громко говорит: «Раз, два, три». Все играющие говорят хором:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать!
После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию дома. Водящий ловит перебегающих. Пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий опять говорит: «Раз, два, три», и все, сказав речитатив, бегут в свой 1-й дом.
После этого подсчитывают пойманных, выбирают нового водящего из непойманных, а пойманные становятся ко всем играющим. Игра продолжается 3-4 раза, после чего отмечают лучших ребят и лучших водящих.
Правила.
1. Перебегать на другую сторону можно только после слов «нас догнать».
2. Нельзя, выбежав из-за линии, бежать назад. Игрок, допустивший это, считается пойманным.
3. Поймать - дотронуться рукой до играющего.
Педагогическое значение игры.
В игре дети приучаются организованно действовать в коллективе: организованно бегать, действовать по сигналу, одновременно и быстро включаться в игру. Игра способствует воспитанию у детей решительности, ловкости, сообразительности.
Методические указания.
Необходимо следить за тем, чтобы дети выполняли правила и не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова. Выполнение этого правила содействует воспитанию у детей выдержанности в действиях. Чтобы дети не были в бездействии, можно пойманных только подсчитать и опять вводить в игру. Если пойманные выходят из игры, надо отвести им место для ожидания.
Заяц без логова
Место и инвентарь.
Зал, площадка или коридор.
Подготовка.
Играющие, кроме двух водящих, делятся на группы по 3-5 человек. Каждая группа образует кружок. Кружки размещаются в разных местах, на расстоянии 3-9 шагов друг от друга. Каждый кружок - «логово». В каждом логове 1-й номер встает в середине его и изображает собой «зайца». Один из водящих становится «охотником», другой - «зайцем» без логова. Водящие располагаются в стороне от кружков.
Описание игры.
Руководитель дает команду для начала игры: «Раз, два, три». На «раз» водящий заяц начинает убегать, а на «три» - охотник начинает его ловить. Заяц, спасаясь от охотника, может вбежать в любое логово. Тогда заяц, находившийся там, должен выбежать, а охотник начинает преследовать его. Если охотник поймает зайца, то они меняются ролями.
Правила.
1. Охотник может ловить зайца только тогда, когда он находится вне логова.
2. Пробегать зайцам через логово нельзя.
3. Как только заяц вбежал в логово, бывший там заяц должен немедленно выбежать.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует воспитанию внимания, решительности и сообразительности. В игре развивается ловкость и быстрота в действиях. Основным движением в игре является бег с увертыванием.
Методические указания.
Чтобы все побывали в роли зайца, надо, после того как 1-е номера зайцев побегали, остановить игру и предложить стать зайцами 2-м номерам. Руководителю необходимо следить за тем, чтобы играющие чаще сменялись.
Пустое место
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, комната.
Подготовка.
Все играющие, кроме водящего, становятся в круг на расстоянии не более полшага одни от другого. Водящий становится за кругом. Все играющие складывают руки за спиной.
Описание игры.
Ведущий бежит вокруг круга, дотрагивается до какого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в любую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит вокруг круга в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, они здороваются: пожимают друг другу руки или приседают друг перед другом.
Кто из них раньше займет «пустое» место, то там и становится, а оставшийся водит. Играют 3-5 минут.
Правила.
1. Водящий должен коснуться рук играющего, когда вызывает его на соревнование в беге.
2. Когда играющие обегают круг, никто не должен им мешать.
3. При встрече оба должны выполнить условленное задание. В противном случае тот, кто не выполнит, становится водящим.
Педагогическое значение игры.
Игра содействует воспитанию внимания, быстроты двигательной реакции, дисциплинирует.
Методические указания.
На пути бегущих можно поставить препятствия. Для избежания столкновения надо установить, чтобы при встрече каждый из бегущих держался правой стороны. Игру лучше использовать для организации коллектива.
Кто подходил?
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, комната.
Подготовка.
Играющие становятся в круг. Водящий становится в круг и закрывает глаза.
Описание игры.
По указанию руководителя один из стоящих по кругу подходит к водящему, дотрагивается до его плеча рукой и называет его по имени, изменив свой голос. Затем игрок возвращается на свое место, после этого руководитель предлагает водящему открыть глаза и сказать, кто к нему подходил. Если водящий отгадал, его место занимает игрок, который к нему подходил, если нет, то он опять водит. Если водящий не отгадал три раза, то выбирают нового водящего.
Правила.
1. Водящему нельзя открывать глаза до тех пор, пока руководитель не скажет «можно». Если он откроет глаза раньше, то продолжает водить.
2. Возвращаться надо на свое место, но не обязательно прямым путем.
Педагогическое значение игры.
Игра содействует воспитанию у детей дисциплины, развивает слух, внимание, волю, наблюдательность.
Методические указания.
Необходимо следить за тем, чтобы дети стояли бесшумно. Можно использовать повязку для глаз водящему.
Запрещенное движение
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, комната. Желательно музыкальное сопровождение.
Подготовка.
Все играющие становятся в круг.
Описание игры.
Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме «запрещенного», заранее им установленного. Руководитель под музыку начинает делать разные движения, все играющие повторяют их. Неожиданно руководитель выполняет «запрещенное» движение. Кто из участников игры ошибется и выполнит движение, тот делает шаг вперед или «штрафуется». Затем он продолжает играть.
Игра проводится 4-6 минут.
Правила.
1. Играющие обязаны повторять все, кроме «запрещенного» движения. Кто не повторит, считается проигравшим.
2. Проигравшие продолжают играть и за каждую новую ошибку делают шаг вперед или выполняют штрафное задание.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует воспитанию внимания, наблюдательности, развивает координацию движений, выдержку.
Методические указания.
Можно играющих поставить вместо круга в одну шеренгу, а водящему встать перед ними на некотором расстоянии. В заключение легко установить самых невнимательных, они будут ближе других к водящему.
Быстро по местам
Место и инвентарь.
Площадка, зал, коридор, комната.
Подготовка.
Все играющие строятся в одну или две колонны по одному и вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих.
Описание игры.
По сигналу руководителя: «На прогулку» - все дети разбегаются в разные стороны. По второму сигналу: «Быстро по местам» - все должны построиться в исходное положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Кто быстрее становится на свое место, тот - победитель.
Педагогическое значение игры.
Игра способствует развитию быстроты бега, сообразительности и наблюдательности. Приучает детей к быстрой реакции на сигнал, быстрой ориентировке.
Методические указания.
Можно построить детей в две шеренги и предложить скрестить руки с соседями; можно построить в два круга, руки положить на плечи соседей.
В игре надо отметить в первую очередь тех детей, которые быстрее других займут исходное положение, а затем уже отмечать группу, построившуюся первой.
К своим флажкам
Место и инвентарь.
Зал, площадка, коридор, разноцветные флажки (5-7 шт.).
Подготовка.
Играющие делятся на группы по 5-6 человек, встают в кружки, располагаясь по всей площадке. В центре каждого кружка становится один играющий с флажком.
Описание игры.
Играющие, кроме стоящих с флажками, по сигналу руководителя разбегаются по площадке, становятся лицом к стене и закрывают глаза. В это время ифоки, стоящие с флажками, тихо и быстро меняют свои места по указанию руководителя. Преподаватель дает сигнал: «Все к своим флажкам». Играющие открывают глаза и ищут свой флажок.
Победителями считаются те, кто раньше прибежал к своим флажкам и построился в кружок.
Правила.
1. Играющим нельзя открывать глаза до сигнала. Если игрок открыл глаза раньше, то группа, в которой он находился, считается проигравшей.
2. Игроки с флажками должны обязательно переменить свои места.
Педагогическое значение игры.
Приучает детей быстро реагировать на сигнал, включаться в действие. Способствует воспитанию у детей творческой активности, приучает ориентироваться в пространстве.
Методические указания.
Хорошо игру проводить под музыку или пение. Играющие под музыку движутся за преподавателем, повторяя за ним движения. По сигналу все занимают места у своих флажков. Руководителю нужно следить за тем, чтобы дети не сговаривались и не подглядывали во время, когда игроки меняются местами.
Волк во рву
Место и инвентарь.
Площадка, зал, коридор.
Подготовка.
Посередине площадки или зала проводятся две параллельные линии шириной в 1,5-2 шага. Этот коридор изображает «ров». Выбирают одного или двух «волков». «Волки» становятся во рву. Все остальные играющие - «козы», размещаются на одной стороне площадки за линией «дома». На противоположной стороне площадки чертят линию «пастбища».
Описание игры.
По сигналу руководителя (раз, два, три) «козы» бегут из дома на противоположную сторону площадки - на пастбище - и по дороге перешагивают через ров. «Волки», не выходя из рва, стараются «осалить» возможно большее количество «коз». «Осаленные» отходят в сторону, подсчитываются и опять входят в игру. Затем по сигналу «козы» перебегают на другую сторону в дом, а «волки» их ловят во рву.
После 2-4 перебежек выбирают новых «волков». Проигравшие - те «козы», которые были пойманы 2-3 раза.
Правила.
1. «Волки» могут «осаливать» «коз», только находясь во рву.
2. «Коза», пробежавшая ров, а не перепрыгнувшая его, считается пойманной.
3. Начинать перебежку только по сигналу руководителя.
4. Если «коза» задержалась у рва, боясь «волков», руководитель считает до трех, после чего «коза» обязана перепрыгнуть через ров или она считается «осаленной».
Педагогическое значение игры.
Дети приучаются действовать по сигналу, подчиняться авторитету водящего. Игра способствует воспитанию у детей внимания, решительности.
Методические указания.
Линии рва можно начертить не параллельными, а расходящимися в одну сторону, чтобы получился коридор с одной стороны уже, а с другой шире. Ифающие могут прыгать в том месте рва, где им по силам.
Птицы и клетка
Место и инвентарь.
Площадка, зал.
Подготовка.
Для игры нужно подобрать две музыкальные мелодии: галоп или марш (для прыжков) и польку (для подскоков-перебежек). Половина играющих, взявшись за руки, образует круг («клетку»). Другая половина играющих - «птицы» - располагается свободно по внешнему кругу.
Описание игры.
Под музыку внутренний круг («клетка») двигается шагом или припрыгивая вправо, а игроки внешнего круга - влево.
По сигналу «клетка» останавливается, а играющие соединенные руки поднимают вверх. Музыкальное сопровождение меняется, исполняется вторая мелодия. «Птицы» начинают пробегать под руки внутрь «клетки» и
Правила.
1. «Клетка» может захлопываться только по сигналу руководителя. Если играющие опустят руки раньше сигнала, то «птицы» не считаются пойманными.
2. Если в момент сигнала «птица» окажется под руками играющих или если голова ее будет внутри «клетки», «птица» считается пойманной, свободной, - если голова «птицы» будет снаружи.
3. Все «птицы» во время 2-й музыкальной мелодии должны пробегать через «клетку». «Птицы», уклоняющиеся от пробежек, считаются пойманными.
Педагогическое значение игры.
В игре у детей развивается музыкальный слух и ритмичность в движениях. Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, решительности. Дети приучаются действовать по сигналу, уметь одновременно и быстро включаться в игру. Игра способствует воспитанию творческой активности у детей.
Методические указания.
Игра дает возможность руководителю использовать танцевальные элементы, ознакомить детей с понятием «музыкальный размер». Во избежание столкновений при большом количестве детей рекомендуется делать паузы для «птиц»: когда «клетка» открывается, музыка несколько замолкает, а затем начинается мелодия для движения «птиц».
Охотники
Место и инвентарь.
Спортивная площадка длиной 10 м, шириной 5 м.
Описание игры.
Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, держа в руках по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся в кого-либо из них мячом. «Убитые» заменяют охотника.
Правило.
Играющие имеют право уклоняться от мяча, но не могут сходить с места. Если ифок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает выносливость, меткость, сообразительность, быстроту реакции.
Быстро шагай
Место и инвентарь.
Спортивная площадка длиной 10-12 м.
Описание игры.
На одном конце площадки в шеренгу выстраиваются ифающие. На другой, спиной к ним, становится водящий. Он закрывает лица руками и говорит: «Бысфо шагай! Смофи не зевай! Стой!» Пока водящий произносит слова, все ифающие стараются бысфо приблизиться к нему, а водящий быстро оглядывается назад.
Правила.
1. После команды «Стой!» сделавших хоть одно движение водящий посылает за исходную черту.
2. Игра продолжается до тех пор, пока один из ифающих не «запятнает» водящего.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает смекалку, зоркость.
Не давай мяч водящему
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят круг диамефом 5-6 м.
Описание игры.
Играющие перебрасывают руками друг другу мяч в любом направлении, не давая его водящему, который стоит в круге. Если водящий поймал мяч или задел его рукой, то игра начинается снова, а водящим становится тот, кто неточно передал мяч.
Правила.
1. Мяч можно передавать в любом направлении.
2. Водящий может бегать за мячом.
3. Водящий может подпрыгивать за мячом.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает смекалку, выносливость, зоркость, бысфоту реакции.
Бой петухов
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят круг диаметром 2 м.
Описание игры.
В круг встают 2 игрока, каждый из них сгибает одну ногу в колене и поддерживает рукой, другую руку держит за спиной. По сигналу ведущего ифоки плечом стараются вытолкнуть друг друга из круга. Победил тот, кто остался в круге.
Правила.
1. Нельзя опускать вторую ногу.
2. Нельзя толкать рукой.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает выносливость, закаляет физически.
Мяч среднему
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят 3-4 круга (по числу команд), размер круга зависит от числа участников (они становятся на расстоянии вытянутых рук).
Описание игры.
В середину каждого круга встает водящий с мячом. По сигналу руководителя водящие бросают мяч одному из игроков, тот, поймав, бросает мяч водящему. Так водящий бросает мяч подряд всем игрокам команды. Получив мяч от последнего, водящий поднимает мяч вверх. Выигрывает тот круг, игроки которого закончили перебрасывание мяча раньше.
Правило.
Нельзя пропускать кого-либо из участников команды.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает зоркость, быстроту реакции.
Пустое место
Место и инвентарь.
Площадка с нарисованным на ней кругом диаметром 4-5 м.
Описание игры.
Водящий идет за кругом и останавливается позади одного из игроков, касается рукой его плеча. Затем оба бегут вдоль круга с наружной стороны в разные стороны. Кто прибегает раньше, занимает пустое место. Оставшийся без места водит.
Правила.
1. Нельзя во время бега трогать руками стоящих игроков.
2. Нельзя бегать через круг.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает смекалку, быстроту реакции, выносливость.
Зайцы в огороде
Место и инвентарь.
Спортивная площадка, на которой чертят 2 круга, один в другом (диаметрами 1-2 и 3-4 м).
Описание игры.
Сторож стоит во внутреннем кругу «огорода». «Зайцы» находятся в большом кругу и прыгают то в «огород», то обратно. По сигналу сторож ловит «зайцев», находящихся в огороде. «Осаленные зайцы» отходят в сторону. Когда «осалено» 3-5 «зайцев», выбирают нового сторожа, и игра продолжается.
Правила.
1. «Зайцы» должны прыгать на двух ногах, ноги вместе.
2. Сторож может догонять «зайцев» лишь до пределов внешнего круга.
3. «Осаленные зайцы» участия в игре не принимают.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает быстроту реакции, смекалку, сообразительность.
Гонка мячей по кругу
Место и инвентарь.
Спортивная площадка с нарисованным на ней кругом (диаметр его зависит от числа участников).
Описание игры.
Участники рассчитываются на 1—2-й. Двум игрокам, стоящим рядом дается по мячу. По сигналу каждый бросает свой мяч в противоположную сторону ближайшему игроку с тем же номером. Команда, мяч которой вернулся раньше, получает 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Правила.
1. Нельзя пропускать кого-либо из участников команды.
2. Нельзя мешать игрокам другой команды.
Педагогическое значение игры.
Игра вырабатывает быстроту реакции, зоркость, память.
Похожие статьи:
Мероприятия в летнем оздоровительном лагере
Мероприятия для летнего лагеря при школе для начальных классов
Закрытие летней площадки. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!