Развивающие игры детям до года
Домашние развивающие игры малышам до года
Гляделки
Вы заметили, как малыш вглядывается в ваше лицо, пристально его рассматривает? Это неудивительно, ведь вы всегда рядом. От раннего развития ребёнка зависит очень многое — даже его успехи и достижения во взрослой жизни. Занимайтесь с малышом как можно больше и чаще, и тогда в дальнейшем ему будет легче адаптироваться в разных жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Возьмите кроху на руки и поиграйте с ним в «гляделки». Дайте ему сосредоточиться и начните игру: то откройте глаза широко-широко, то закройте.
Улыбнитесь ему, а потом подмигните. Приоткройте рот, а затем крепко сомкните губы.
Поначалу взгляд малыша будет скользить по вашему лицу, но постепенно он начнёт фокусировать на нём своё зрение.
❀ Игра помогает грудничку фиксировать взгляд, сосредотачиваться как на неподвижном, так и на движущемся объекте.
Я тебя вижу!
Новорождённые детки прекрасно видят, правда, лишь на расстоянии не более 20 см. То, что находится дальше, они видят, скорее всего, расплывчато. Им пока трудно направлять оба глаза на то, что хочется рассмотреть. Но если это им удаётся сделать один раз, то потом они начинают приглядываться всё активнее и активнее.
Лёжа на животе, малыш рефлекторно чуть приподнимает голову. Воспользуйтесь этим и поиграйте с ним.
Положите ребёнка к себе на живот. Позовите его по имени, чтобы ему захотелось приподнять голову и увидеть вас. Скажите: «Молодец! Я тебя вижу!»
Усложните игру. Положите ребёнка животиком на одеяло. Покажите яркую игрушку, чтобы карапуз поднял голову.
Малыш рефлекторно чуть приподнимет голову и положит её на щёку. Периодически он будет менять положение головы.
❀ Игра способствует физическому развитию ребёнка, стимулирует познавательный интерес.
Игрушки-погремушки
Предлагаем потренировать зрение и слух малыша с помощью какого-нибудь яркого предмета. Конечно, первое, что приходит в голову, — погремушка. Малыш может следовать за движением интересного предмета одними глазками, а может поворачивать головку влево и вправо, приподнимать её и опускать.
Перемещайте яркую погремушку как можно медленнее. Водите игрушку из стороны в сторону, вверх и вниз на расстоянии 50-70 см от глаз ребёнка, периодически останавливайтесь.
Потрясите погремушкой справа от малыша. Он повернёт головку в сторону, откуда доносится звук. Похвалите умницу.
Погремите игрушкой слева. Малыш с интересом устремит взгляд в эту сторону.
Теперь погремушкой привлеките внимание к себе. Следите за тем, чтобы малыш водил глазками вправо и влево, удерживая взгляд на погремушке.
❀ Игра способствует концентрации взгляда ребёнка, развивает слух, внимание, координацию движений.
Где же мама?
Общение с малышом, ласковые мамины прикосновения успокаивают ребёнка, он чувствует себя увереннее. Окружённый заботой и вниманием, кроха обязательно раскроет заложенные в нём природой таланты, а кроме того, вырастет общительным, отзывчивым и жизнерадостным.
Возьмите яркий платок. Поводите им из стороны в сторону, чтобы ребёнок проследил за ним взглядом.
Повяжите платок на голову, привлекая внимание малыша к своему лицу.
Негромко спойте песенку:
Посмотри скорее, дочка,
Где же мама? Под платочком!
Или:
Посмотри скорей, сыночек,
Где же мама? Под платочком!
❀ Игра развивает зрительное восприятие и наблюдательность. Кроме того, она помогает установить тесный контакт между ребёнком и мамой.
Наши маленькие ручки
Как же приятно гладить маленькие ручки! А ещё это очень полезно.
Осторожно, не разгибая пальчиков малыша, нежно погладьте его правую ручку от запястья к плечику, а затем к подмышкам. Ласково приговаривайте:
Вот такой (ая) расти,
Ко мне в гости ходи,
Вот такой (ая) расти,
Нам на радости!
Правой ручке понравилось? Теперь то же самое проделаем с левой.
Возьмите кулачок ребёнка в свою руку, раскройте его. Погладьте каждый пальчик от ладошки к кончику, слегка нажмите на ноготки.
Лучше всего эти упражнения проводить перед купанием малыша. Не следует делать упражнений, если маленький капризничает — наверняка сейчас он больше хочет есть или спать, чем играть и развлекаться.
❀ Игра полезна для физического развития ребёнка, закаливания, укрепления эмоциональной связи с мамой.
Маленькая обезьянка
До чего же весело играть с двухмесячным малышом в обезьянку! И очень полезно, ведь первые несколько лет ребёнок активно осваивает жизненные навыки с помощью способности, которая появляется у него вскоре после рождения, — способности к подражанию.
Возьмите кроху на руки так, чтобы расстояние от его глаз до ваших не превышало 20-25 см. Посмотрите, малыш сосредоточился, а значит, можно начинать игру.
Высуньте свой язык и дайте ребёнку присмотреться: что вы такое сделали? Пошевелите языком и спрячьте его. А теперь ещё раз. И ещё. Что делает «маленькая обезьянка»? Повторяет? Умница!
Попробуйте показать что-нибудь другое. Например, широко открывайте и закрывайте рот. Сделайте так несколько раз, и малыш тоже начнёт приоткрывать ротик.
❀ Игра поднимает малышу настроение и способствует установлению более близкого контакта со взрослыми. Кроме того, весёлая забава развивает способность ребёнка к подражанию, которая со временем поможет ему активно осваивать жизненные навыки.
Неваляшка
Неваляшка издаёт приятный переливающийся звук, который очень нравится малышам. Возьмите яркую неваляшку и по- наклоняйте её влево-вправо. Видите, малыш начинает поворачивать головку? Вот умница!
Теперь позвените игрушкой с другой стороны — ах, как интересно! И туда он повернулся — просто молодец!
Привлеките неваляшкой внимание к себе. Посмотрел на вас? Очень хорошо! Помогите малышу перевернуться на животик.
Поставьте перед ним ваньку-встаньку и слегка качните игрушку. Всё время что-то приговаривайте: «Вот какая неваляшка, вот как она делает — дили-дон!»
Притяните ручку малыша к игрушке, качните неваляшку. Постепенно ребёнок догадается, что сам может покачивать игрушку, тем самым вызывая приятный звук.
❀ Музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие малыша, совершенствуют его внимание, координацию движений, познавательные способности.
Поговори со мной!
Мамин голос — самый родной и любимый. Ни один голос в мире не может его заменить. Вот почему важно разговаривать с малышом как можно больше, петь ему песенки, читать стихи.
Ласково разговаривайте с ребёнком, но при этом не подносите маленького слишком близко к себе — ему будет трудно охватить взглядом ваше лицо, оно просто начнёт расплываться у него перед глазами.
Пусть он рассматривает вас, улыбается, агукает и одновременно слушает ваш голос.
Спойте крохе весёлую песенку, сопровождая её жестами. Напевайте её каждый день, и вскоре вы увидите, что малыш к ней привык и она ему очень нравится.
— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем — щи варил.
С этим братцем — кашу ел.
С этим братцем — песни пел!
Смотрите, ваш карапуз уже пытается загибать пальчики — вот это прогресс!
❀ Игра способствует развитию музыкального слуха, внимания, мелкой моторики.
Мы друг друга понимаем!
Приучайте ребёнка отвечать действиями на ваши просьбы.
Попросите малыша: «Поцелуй маму!» — и подставьте ему щёку для поцелуя. Дети быстро понимают, чего от них хотят, и с удовольствием целуются.
А вот ещё одна игра: «Покажи, какой ты большой». От малыша требуется вытянуться и поднять ручки. Сначала покажите, что нужно делать, потом поднимите ручки малыша, пусть потянется.
Вот какой молодец, как здорово у него получается! Детям нравится такая «зарядка».
Чтобы ребёнок правильно отреагировал на просьбу «Дай ручку», протяните руку и возьмите его ручку в свою, ласково погладьте и потрясите. Сделайте так несколько раз, пока ребёнок сам не протянет вам Руку.
❀ Игра развивает речь, навыки общения.
«Жёлтый, красный, голубой...»
Трёхмесячный малыш уже способен различать цвета. А вы можете помочь ему развить эту способность. Поиграйте с ним в разноцветные круги — ему очень понравится!
Прикрепите к спинке кровати вырезанные из картона круги синего, жёлтого, красного и зелёного цветов. Показывайте малышу каждый из них и называйте цвет.
А теперь приложите к одному из кругов игрушку такого же цвета. Постепенно ребёнок поймёт, чем они похожи.
Можно ещё сделать вот что: вырезать из картона круг, разделить его на секторы и раскрасить каждый из них синим, красным, жёлтым или зелёным цветом. Потом закрепить круг так, чтобы он вращался вокруг своей оси, — маленький будет очень доволен!
❀ Игра не только займёт малыша, но и поможет ему научиться различать основные цвета.
«Я на солнышке лежу...»
Расстелите на полу коврик или одеяльце и положите на него малыша. Пусть он свободно подвигает ножками!
Спойте крохе песенку — так будет веселей:
Трынцы, брынцы,
Бубенцы,
Раззвонились удальцы,
Диги-дон, бом-бом,
Дружно песенку поём!
Прилягте рядом, расслабьтесь и порадуйтесь вместе с малышом свободе и покою. В эти минуты вы особенно остро ощутите, что ребёнок — это не только заботы и хлопоты, но и огромное, безмерное счастье. И ваше радостное настроение обязательно передастся малышу. А состояние радости, покоя и безопасности — главное условие полноценного развития малыша.
❀ Игра способствует развитию двигательных навыков, координации движений, вызывает ощущение близости с мамой.
Раз-два, повернись!
В три месяца малыш уже пытается перевернуться со спинки на животик. Пока не очень получается? Значит, нужно ему помочь.
После массажа и гимнастики положите ребёнка на спинку. Правой рукой возьмите его за левую голень, а левой рукой — за правую.
Скрестите ножки малыша так, чтобы левая ножка оказалась сверху. Надо же! Маленький почти самостоятельно перевернулся на животик! Какой ловкий, какой молодец! Осталось только вытащить из-под себя ручку. Самому пока трудно — помогите ему.
Так, а теперь снова ляжем на спинку и повернёмся в другую сторону. И опять получилось! Вот умница!
А чтобы малыш ещё больше захотел перевернуться, положите сбоку от него какую-нибудь яркую игрушку.
❀ Игра способствует общему физическому развитию ребёнка, пробуждает в нём любознательность и формирует волю.
Как тебя зовут?
Хотите, чтобы малыш начал реагировать на своё имя? Подходя к кроватке или взяв маленького на руки, ласково зовите его по имени. Делайте это почаще, и тогда карапуз очень быстро поймёт, как его зовут.
Спрашивайте его: «Где Саша (имя ребёнка)?»
«Поищите» по сторонам, а потом радостно обратитесь к малышу: «Вот Саша!»
Возьмите кроху на руки и, слегка подняв над головой, повторяйте его имя.
Положите ребёнка на животик, а потом встаньте поодаль, чтобы он вас не видел.
Позовите малыша, назвав имя, резко отличающееся по звучанию от его собственного. Повторите два раза, подождите 2-3 секунды и позовите ребёнка, назвав на этот раз его настоящее имя. Ещё одна пауза — и всё сначала.
Вы удивитесь, как же внимательно малыш будет прислушиваться! На чужое имя он может не реагировать, а услышав собственное, обрадуется и повернётся в сторону взрослого.
❀ Игра формирует у малыша представление о себе, развивает первые речевые навыки.
Весёлый помпон
У вас есть масса возможностей наладить контакт с ребёнком, в ваших силах создать именно такие отношения с малышом, о которых вы мечтаете.
Рассмешить маленького весельчака совсем не сложно. Например, возьмите помпон на верёвочке, скажите: «Что это у меня?» — и пощекочите малыша помпоном по носику и щёчкам. Карапуз будет в полном восторге!
Дайте помпон ему в ручки — пускай пощупает.
Ласково скажите: «Ну-ка, пощекочи маму!» — и, взяв его ручонку, проведите помпоном по своему лицу.
Засмейтесь — ведь вам щекотно! Теперь малыш и сам попробует вас пощекотать.
❀ Игры с помпонами и кисточками помогают развить зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения и мелкую моторику.
Эхо
Малыш уже издаёт немалое количество звуков. Это прекрасно! Слушать его лепет — одно удовольствие!
Выберите момент, когда малыш особенно «разговорится», и поиграйте с ним в «эхо».
Правила игры просты: как только маленький говорун произносит какой-нибудь звук, вы тут же его повторяете.
Обратите внимание, как малыш реагирует на эту игру! Он вновь и вновь издаёт звуки, чтобы услышать ваше «эхо». Как всё-таки приятно поговорить с мамой! Она ведь понимает всё с полуслова!
❀ Игра способствует развитию речи малыша и укрепляет в нём уверенность, что вы его слушаете и рады общению с ним.
Мягкая и пушистая!
К четырём месяцам жесты малыша стали более уверенными. По крайней мере, движения одной ручки. Вторая обычно действует параллельно первой — не очень рационально.
Более скоординированные движения рук сформируются к восьми-девяти месяцам, а пока предлагайте карапузу новые игры.
Возьмите перчатку и нашейте на неё лоскутки разной фактуры: шёлковые, шерстяные, меховые и др.
Наденьте перчатку на руку и приблизьте к малышу — пусть потрогает. Приговаривайте: «Ах, какая мягкая, какая пушистая, прохладная, гладкая!»
Если кончики пальцев перчатки будут обрезаны, малыш сможет почувствовать разницу между тканью и кожей пальцев.
❀ Игра развивает тактильное восприятие.
Ай да пуговки!
Для того чтобы маленькие пальчики стали ловкими, их нужно хорошенько потренировать.
Возьмите нитку покрепче и наденьте на неё много пуговиц, различающихся по форме, цвету и размеру. Получилось настоящее пуговичное ожерелье.
Малышу нужно его исследовать — потрогать каждую пуговичку и перебрать пальчиками.
Только помните, что по диаметру ожерелье должно быть меньше головки малыша, чтобы он не мог надеть его на шейку.
Когда малыш немного подрастёт, по такому же ожерелью вы научите его различать цвета и считать, а также познакомите с геометрическими фигурами.
❀ Игра развивает сенсорное восприятие, мелкую моторику.
Волшебный карман
Очень важно всё время поддерживать связь с ребёнком. Такая связь возникает в результате тесного и доверительного общения между родителями и детьми. Поэтому старайтесь использовать любую возможность, чтобы найти к ребёнку верный подход, а установив контакт, берите на вооружение всё, что помогло достигнуть этого результата.
Маленькие дети очень любят возиться с мелкими предметами. А потому у вас есть прекрасная возможность занять своего малыша интересным делом.
Наденьте фартук с большим нагрудным карманом и положите в этот карман несколько маленьких игрушек или других безопасных предметов.
Когда вы возьмёте малыша на руки, он с огромным удовольствием начнёт исследовать содержимое кармана.
Вам останется только следить за тем, чтобы он не брал в рот находящиеся там «сюрпризы».
❀ Игра стимулирует развитие осязания, умение хватать и координировать движения рук.
Учимся ползать
Хотите научить малыша ползать? Это легко можно сделать с помощью яркой игрушки.
Положите её на расстоянии 20-30 см от малыша. Пусть он попробует до неё дотянуться! Не получилось? Ничего страшного!
Подвиньте игрушку поближе к малышу, чтобы он смог достать её. Похвалите маленького и снова отодвиньте игрушку.
Постоянно меняйте кукол, мишек или заек, чтобы малыш не утратил к ним интерес.
Сверните в несколько раз одеяло или возьмите подушку и положите перед малышом. Пусть преодолевает препятствие!
❀ Игра способствует появлению у ребёнка основных навыков ползания, даёт ему необходимую для его возраста физическую нагрузку, укрепляет мышцы.
Ку-ку!
К пяти месяцам малыш начинает различать знакомых и незнакомых ему людей. Он уже отличает от других свою маму и расстраивается, когда она куда-то уходит. И чем старше становится ребёнок, тем сильнее он выражает свои эмоции. Хотите, чтобы малыш как можно скорее назвал вас мамой? Тогда научите его.
Накройте себе голову ярким платком, спросите: «Ку-ку! [де мама?»
А теперь высуньтесь из-под платка и скажите: «Вот мама!» Когда вы снимете платок, ребёнок придёт в восторг и будет радоваться каждый раз, обнаруживая спрятавшуюся маму.
Научите малыша самого снимать платок, как только вы проговорите «Ку-ку». Крохе будет очень весело!
❀ Игра способствует развитию зрительного восприятия, наблюдательности, формирует первые речевые навыки.
Поиграем в колечки!
Вашему малышу уже полгода! Чем с ним можно заняться? Поиграйте с ним в колечки, чтобы его ручки стали крепкими и сильными.
Возьмите два ярких цветных колечка и дайте крохе уцепиться за них ручонками. Начинайте потихоньку тянуть колечки на себя — так, чтобы малыш почти садился.
Теперь потихоньку опускайте, пока он не ляжет на спинку.
Постоянно хвалите кроху-спортсмена: «Ах, умница, вот какие у нас крепкие ручки!»
Когда малышу исполнится семь месяцев, немного усложните задачу. Положите маленького гимнаста на ровную поверхность и дайте только одно колечко — пусть ухватится покрепче.
Придерживая ножки малыша, приподнимайте его за колечко. Потихоньку опустите, переложите колечко в другую ручку и повторите упражнение.
❀ Игра с колечками делает ручки малыша более сильными и укрепляет мышцы живота.
По ровненькой дорожке!
Почему маленьким деткам так нравятся потешки? Всё очень просто: они получают бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи.
Посадив малыша на колени, устройте небольшую «поездку». Рассказывая стихотворение, слегка подбрасывайте малыша. Придерживайте его за ручки, чтобы он не боялся.
Прокатите малыша и по ровной дорожке, и по кочкам. Перед главным препятствием сделайте вид, будто роняете ребёнка. Маленький будет в восторге от такого приключения. Улыбайтесь крохе и читайте в разном темпе:
Прыг-скок, прыг-скок!
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
Вприпрыжку,
Вприскочку —
Бултых в ямку!
❀ Игра укрепляет мышцы, развивает координацию движений, способствует возникновению доверительных отношений с близкими.
Игрушки тоже плавают!
Как малыш любит купаться! С каким удовольствием он перебирает в воде своими маленькими ручками и ножками! Вы можете сделать это занятие ещё более приятным и интересным, если запустите в ванночку игрушки. Вот рыбка, вот уточка — они тоже хотят поплавать!
Подуйте на резиновые игрушки — пусть малыш посмотрит, как они плывут. Теперь пусть он тоже подует. И у него получилось!
А ещё интересно поймать рыбку с уточкой и положить их в маленькое ведёрко. Покатали в ведёрке — снова пустили поплавать!
Для игры в воде подойдёт и яркая губка, и пластмассовый рожок. Покажите малышу, как наливать и выливать из него воду.
Пусть ребёнок узнает, что не все игрушки держатся на воде, некоторые идут ко дну. Пусть он попробует их оттуда достать.
Сколько же всего интересного можно узнать, сидя в ванночке!
❀ Эта игра прививает любовь к купанию и создаёт хорошее настроение, способствует развитию моторики, познавательных способностей и интеллекта.
Где же наши ножки?
Предложите ребёнку «потанцевать» под песенку-потешку. Удерживая его за подмышки, поставьте на твёрдую опору. Приподнимая и опуская, приговаривайте:
Маленькие ножки
За водой ходили,
Маленькие ножки
Домой семенили,
Маленькие ножки
Дома танцевали,
Маленькие ножки
Танцевать устали!
Усадив малыша к себе на колени, спросите: «Где твои ножки?» Пусть ребёнок пошевелит ножками.
Покажите, как кукла умеет шевелить ножками. Спросите малыша: «Как танцуют ножки?» Теперь пусть он покажет, как танцует кукла.
❀ Игра способствует развитию мышления и координации движений, благотворно сказывается на всех сферах развития ребёнка.
Покажи козу!
Для маленького крохи интонация порой имеет большее значение, чем сами слова.
Когда вы читаете стишок, он понимает: сначала у мамы был весёлый голос, потом стал испуганным, потом — удивлённым.
Все малыши просто обожают стишок про козу рогатую. Им очень нравится, когда их «бодают козой» и грозно приговаривают:
Идёт коза рогатая
За малыми ребятами:
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьёт,
Того забодает, забодает, забодает!
Покажите, что делает «коза» (похлопайте глазами, потопайте ногами), а затем попросите малыша потопать ножками, похлопать глазками. Возьмите ручку ребёнка и покажите, как сделать «козу».
❀ Игра помогает улучшить координацию движений, способствует развитию мышления.
Давай почитаем!
Не забывайте о том, что день ото дня малыш развивается. Вчера он мог играть только с погремушками и пищалками, а сегодня ему интересны более сложные игрушки — куклы, машинки, книжки-раскладушки с яркими картинками.
Посадите ребёнка к себе на колени и рассматривайте с ним цветные иллюстрации в книжках. Весёлые картинки должны быть крупными, с небольшим количеством деталей, а страницы — картонными, с закруглённым краем, чтобы их было удобно переворачивать.
Показывая изображения животных, имитируйте их голоса: «Вот это киска — она говорит: “Мяу-мяу”. Покажи, где киса. Это собачка, она лает: “Ав-ав”. Покажи, где собачка».
Учите малыша переворачивать страницы.
❀ Первое знакомство с книжкой развивает речь, мышление, координацию движений.
Полетели - полетели!
Маленькие детки получают множество положительных эмоций от общения с близкими, это даёт им ощущение комфорта, защищённости и любви.
Возьмите малыша на руки и, читая стишок, показывайте крохе всё, что его окружает.
Вот мы с Ваней (имя ребёнка) полетели
И вокруг на всё смотрели.
Вот стул, вот стол,
А вот и наш дом!
На словах «А вот и наш дом!» положите ребёнка в кроватку. Малыш доволен и явно хочет поиграть ещё? Не отказывайте ему в этом удовольствии!
Вместо слов «Вот стул, вот стол» вы можете произносить другие, в зависимости от того, что именно показываете. Например: «Вот дверь, вот окно!»
❀ Игра развивает навыки общения, вызывает у ребёнка интерес, эмоциональный отклик.
Посмотри-ка, что там?
Тренировка мелких движений детских пальчиков оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
А потому предлагать малышу простые игры-манипуляции нужно как можно раньше, особенно когда он начинает лепетать, то есть с шести-семи месяцев.
Есть такие игрушки — несколько стаканчиков-вкладышей, которые можно вставлять друг в друга.
Покажите малышу, как это делается. Надо же, один стаканчик помещается в другой! А в него ещё один — вот это да! А теперь вытащим стаканчик. Ну-ка, попробуй!
Малыш рад — поиграйте вместе с ним. Объясняйте всё, что он видит и делает. Скоро кроха будет играть в стаканчики самостоятельно!
❀ Игра способствует развитию мышления, координации движений рук, мелкой моторики, наблюдательности.
Сорока-белобока
Пальчиковые игры интересны деткам уже с четырёх-шести месяцев. Усадите малыша в детское креслице. Легонько перебирайте его пальчики и приговаривайте:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!»
Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев. Проведите лёгкими массажными движениями по каждому пальчику. Тоже приятно, ничего не скажешь!
❀ Игра развивает речь, совершенствует ловкость и точность движений, улучшает внимание, память.
Давай-ка похлопаем!
В семь-восемь месяцев ребёнок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом.
Так, на вопрос: «Где мама?» он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы. На просьбу поиграть в «ладушки», помахать ручкой малыш хлопает в ладоши и машет ручкой.
Посадите карапуза в детское креслице. Возьмите его ручки в свои и похлопайте ими в ладоши. Вот как хорошо! А теперь напевайте потешку и отстукивайте вместе ритм:
Постучим ладошкой,
Похлопаем немножко.
Подрастает наша детка,
Умеет стукать метко.
Протяните свои ладони малышу — пусть он сверху по ним похлопает. Хлоп-хлоп — ай, как весело!
❀ Игра развивает мелкую моторику, координацию движений малыша, усиливает его эмоциональную связь с близкими.
Вот такие ручки!
Легонько поглаживайте ручку ребёнка и приговаривайте:
Ручки-ручки, Катины (имя ребёнка) ручки.
(Возьмите обе ручки малыша и поглаживайте его ладошки друг о друга.)
Ручки-ручки,
Катины (имя ребёнка) ручки.
(Погладьте ручку малыша мягкой игрушкой.)
Катиной (имя ребёнка) ручкой
Мы погладим мишку,
Мягкий мишка, тёплый мишка!
(Погладьте ладошку металлической ложкой.)
Катину (имя ребёнка) ручку
Мы погладим ложкой.
Железная ложка, холодная ложка!
Дотроньтесь до малыша деревянной ложкой, плюшевой игрушкой, пластмассовой куколкой. Со временем кроха запомнит свои ощущения и будет радоваться, когда ему попадётся знакомая вещь.
❀ Игра формирует у ребёнка представление о различной фактуре предметов, развивает мелкую моторику.
Телефон
Постоянно расширяйте кругозор ребёнка, учите его играть в различные игрушки.
Очень полезная вещь в игрушечном хозяйстве — телефон. Телефоны бывают разными: с кнопками, с вращающимся диском, со звуковым сопровождением при наборе номера.
Ваш малыш наверняка уже не раз проявлял любопытство, наблюдая, как вы разговариваете по телефону.
Скажите ему: «Ну вот, теперь и у тебя будет свой телефон!» Покажите, как пользоваться игрушкой: правильно прикладывать трубку к уху, набирать номер.
Научите ребёнка нажимать на кнопки и крутить диск указательным пальцем.
❀ Игра формирует игровые навыки, развивает речь, воображение, мелкую моторику.
Подскажи!
Малыши просто обожают песенки-потешки, особенно они любят участвовать в их инсценировке. Ведь из потешки можно сделать целое представление. Сначала прочтите стихотворение целиком:
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Время от времени повторяйте это стихотворение, чтобы малыш его не забыл. А однажды пропустите какое-нибудь слово, например «га-га-га», — пусть кроха вам подскажет. Скоро у вас получится настоящий диалог в стихах! Нетрудно придумать и разные жесты, которыми можно сопровождать эту потешку — тогда малыш будет и подсказывать вам слова, и изображать то гусей, то серого волка.
❀ Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Какие разные звуки!
Для того чтобы малыш раньше начал говорить, нужно как можно больше с ним общаться. И не просто разговаривать, а показывать предметы и называть их.
Если же ребёнок будет подолгу играть в одиночестве, у него пропадёт потребность в объяснении взрослого.
Пойте весёлые песенки, учите малыша произносить звукоподражания:
На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у». Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з». Летний ветерок подул: «Ф-ф-ф, ф-ф-ф». Колокольчик зазвенел: «Динь-динь-динь». Стрекотал в траве кузнечик:
«Тр-р, тц-с-с».
Ёж колючий пробегал: «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела:
«Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал:
«Ж-ж-ж, ж-ж-ж».
❀ Игра развивает речь, память, умение общаться, расширяет кругозор, знакомит с миром живой природы.
Ползаем по дорожкам
Иногда родители боятся за ребёнка и не спускают его на пол. А ведь малышу необходимо научиться ползать, а потом и вставать! Не стоит всё время держать маленького в кроватке или в манеже. Лучше постараться обезопасить ситуацию: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть, а в розетки вставить заглушки. Пусть малыш свободно перемещается по комнате, удовлетворяет любопытство и делает новые движения — не ограничивайте его свободу.
Соорудите на полу дорожку из разных по материалу и фактуре подстилок. Вместе с малышом поползайте по этой дорожке. Комментируйте: «мягкая», «шершавая», «прохладная» и т. д.
Затем поменяйте подстилки местами и снова отправляйтесь в «путешествие».
❀ Игра развивает навыки ползания, тактильной чувствительности, прививает исследовательские навыки.
Попади в цель!
Поставьте перед малышом яркую коробку и дайте ему в руку бельевую прищепку. Рядом положите ещё несколько, чтобы кидать их по очереди.
Покажите, как забросить прищепку в коробку. Теперь пусть малыш попробует повторить.
Слегка наклоните коробку — так ему будет легче попасть. Хорошо, если коробка металлическая — тогда при каждом попадании будет раздаваться звон.
После нескольких удачных попаданий переверните коробку и покажите, что прищепки можно высыпать.
Пусть малыш играет, пока ему не надоест. Когда он будет попадать в цель, хвалите карапуза и радуйтесь вместе с ним, а если промахнётся — утешайте и с улыбкой подбадривайте.
❀ Игра развивает координацию движений и глазомер, способствует обогащению двигательного опыта.
Пирамидка
Вы ещё не купили своему малышу пирамидку? Обязательно купите! Наверняка у вас в детстве была такая — яркая, разноцветная.
Потрясите пирамидку, чтобы загремели колечки. Покатайте её по полу и дайте поиграть ребёнку. Покажите, как снять кольца. Попросите его это сделать. Получилось? Отлично! Пусть маленький хорошенько изучит колечки и стержень.
А теперь пришло время собрать пирамидку. Сначала — ваша очередь. Малыш будет только подавать колечки. Попросите его об этом: «Дай мне, пожалуйста, колечко! Дай мне ещё одно колечко!»
Ну вот, а сейчас — его очередь. Ну-ка, малыш, помоги маме! Возьмите его ручонку в свою руку и помогите надеть колечки на стержень.
Месяцам к одиннадцати ребёнок начнёт собирать пирамидку самостоятельно. Эта игра способна надолго увлечь малыша, а у вас появится время заняться домашними делами или отдохнуть.
❀ Игра тренирует координацию движений, мелкую моторику, воспитывает волю и развивает ловкость, сообразительность.
Гимнастика для пальчиков
Для усиления кровообращения в кистях рук полезны хлопки; сжимание и разжимание мягких и упругих предметов; потирание ладоней одна о другую; перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, гранёный карандаш); постукивание кончиками пальцев по столу; перекатывание по поверхности стола мелких предметов — двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди.
Сядьте с ребёнком друг напротив друга. Читайте стишок, а малыш пусть повторяет движения:
Хлоп (хлопните в ладоши).
Раз (легко ударьте себя по коленям).
Ещё (хлопните в ладоши)
Раз (легко ударьте себя по коленям).
Мы похлопаем сейчас (похлопайте в ладоши).
А теперь скорей, скорей!
Шлёпай, шлёпай веселей (наклонившись вперёд, быстро, в такт, шлёпайте ладонями перед собой).
❀ Игра развивает координацию движений, мелкую моторику, внимание.
Баю-бай
Для детей очень важны ритуалы. Например, вечерняя колыбельная — как же без неё уснуть? Тихонько покачивая малыша на руках, спойте ему добрую песенку:
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою!
Сон да Дрёма
Вдоль по улице прошли,
К нашей деточке зашли,
Под подушку спать легли.
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою!
Как хорошо засыпать под тихое мамино пение... Глазки просто сами закрываются!
А вам не стоит слишком часто менять «репертуар»: малыш привыкает и ждёт именно этой тихой песни и маминого поглаживания.
Дети, воспитанные любящими и внимательными родителями, гораздо лучше адаптируются и быстрее обучаются, чем их сверстники, которым не хватает ласки и заботы.
❀ Игра дисциплинирует ребёнка, помогает ему установить близкий контакт с родными людьми.
Автор: Валентина Геннадьевна Дмитриева
Похожие статьи:
Игры на сенсорное развитие для детей 1-2 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!