Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковые игры
Комарики
Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики, З-з-з!
(складываем пальцы рук в щепоть)
Вились, вились,
(вращаем кистями рук)
Вились, вились,
Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!
(пощипываем малыша за ушко).
Попросите кроху побыть «комариком».
В игре развивается речь ребенка, мелкая моторика.
Флажок
Прижмите друг к другу указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, большой палец опустите вниз. Прочитайте малышу стихотворение.
Горит на солнышке
флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
А. Барто
Попросите ребенка сделать такой же «флажок». Попробуйте показать, как колышется флажок, когда на него дует ветер.
Сапожник
Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:
Мастер, мастер,
Помоги —
Прохудились
Сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди —
Мы пойдем сегодня
В гости!
Б. Заходер
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
У дедушки Абрама...
Читайте ребенку потешку, сопровождая ее описанными действиями:
У дедушки Абрама десять сыновей,
(пальцы обеих рук поочередно сгибаются)
Десять сыновей, десять дочерей.
(пальцы веерообразно распрямляются)
Все с огромными ушами,
(помахать растопыренными ладонями около ушей)
И с огромными глазами.
(похлопать пальцами у глаз)
Они не пили и не ели,
(имитируйте кормление ложкой
и отрицательно качайте головой)
Все на дедушку смотрели.
(еще раз похлопайте пальцами возле глаз)
А дедушка делал так...
(покажите малышу какой-нибудь
жест и попросите повторить его).
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движения, навыков аудирования.
«Пять человечков»
(немецкая народная игра)
Пальцы левой руки — человечки. Указательным пальцем правой руки дотрагивайтесь до каждого пальца левой, начиная с большого, читая немецкую народную потешку:
Человечки в лес пошли,
Всего их было пять.
Серого зайца они
Хотели в лесу поймать.
Первый — толстяк, ворчливый был,
На бочку очень похож,
Он недовольно всем говорил:
«И где ж тут зайца найдешь?»
Второй — «Вот он, вот он» — кричал.
А третий — длинный и рыжий,
Трусливо плача, им отвечал:
«Нигде я его не вижу».
Четвертый сказал: «Дорогие друзья,
Мы не поймаем зайца!
Обратно домой возвращаюсь я,
Кто хочет, может остаться».
А самый маленький и чудной,
И кто это мог подумать!
Зайца поймал и принес домой.
На зависть братцам и людям.
Засмеялись все тогда:
«Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!»
Дружные пальчики
(немецкая народная игра)
Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.
В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.
Этот мальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
Поезд из катушек
Вам потребуются: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом не забывайте называть цвет каждой катушки. Когда работа будет закончена, завяжите каждый конец проволоки крупным узлом и предложите малышу покатать поезд, напевая песенку:
Мы вагоны прицепили
И по рельсам покатили.
Красный, желтый, голубой —
Все цвета везем с собой.
Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия.
Подарок для куклы
Вам потребуются: бусины с крупными отверстиями, леска.
Расскажите малышу, что сегодня — день рождения у куклы Маши, поэтому надо подарить ей подарок. По секрету кукла вам сообщила, что ей очень нравятся красивые разноцветные бусы. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску. Называйте цвет каждой бусины. Внимательно следите за тем, чтобы ребенок не брал их в рот. После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Помоги ежику
Вам потребуются: вырезанные из картона еж и грибы.
На спинке ежа сделайте прорези для грибов. Объясните малышу, что ежик, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. «Давай поможем ежику подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставляйте их в прорези.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Кукла идет на прогулку
Вам потребуется: кукольная одежда с пуговицами.
Предложите малышу вывести куклу на прогулку. Но для этого надо одеть ее потеплее. Попросите ребенка надеть на куклу кофту и пальто, застегнуть все пуговицы на них. Придумайте маршрут для прогулки, пусть кроха походит с куклой по квартире, сделайте песочницу из картонной коробки и крупы. По возвращении с прогулки, попросите малыша переодеть куклу.
Игра способствует развитию речи, мелкой моторики.
Лабиринт для пальчика
Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться пальчику до домика, проведя им по дорожке. Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или обклеить ее бархатной бумагой.
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Лабиринт для карандаша
Игра похожа на предыдущую, только вместо пальчика по лабиринту идет карандаш, оставляя за собой след.
Морской узел
Вам потребуются: шнурки.
Покажите малышу, как на шнурках можно завязывать и развязывать узелки. Пусть малыш потренируется самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Похожие статьи:
Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет дома с родителями
Игры на развитие интеллекта у детей до 2 лет
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук
Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет