Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на природе с ребенком от 1 года до 3 лет

Интересные игры на природе для малышей

Курочка Ряба

Попробуйте посмотреть на мир глазами ребёнка, и вам наверняка захочется отложить поездку в дальние страны на будущий год. Средняя полоса — идеальный вариант для первых путешествий вашего крохи.

Отправляемся на лето к бабушке — там можно посидеть на крылечке, полить грядку из лейки, покормить курочек зёрнышками.

Малыш готов играть? Попросите его изобразить Курочку Рябу. Пусть он встанет прямо, потом наклонится, опустит голову и свободно свесит руки-«крылышки». Вот как здорово малыш научился «кудахтать», то есть произносить на выдохе: «Так-так- так». Изображая Курочку Рябу, одновременно пусть малыш сначала похлопывает себя «крылышками» по коленкам, затем выпрямится и на вдохе поднимет плечи и руки вверх. Упражнение можно проделывать четыре-пять раз.

❀ Игра расширяет кругозор малыша, развивает его воображение, укрепляет мышцы, формирует правильное дыхание (глубину и ритм), правильную осанку.

Пчёлка

Каждый день, проведённый на природе, сулит малышу новые открытия, которые в будущем превратятся для него в прекрасные воспоминания.

Сходите с ребёнком на цветущий луг, понаблюдайте за растениями и насекомыми. Усадите кроху к себе на колени и прошепчите ему на ушко, что сейчас он превратится в пчёлку. Пусть малыш сядет прямо, скрестит ручки на груди и опустит голову. Объясните ему, что после ваших слов: «Пчёлка-пчёлка, жу-жу-жу» нужно громко произносить на выдохе «ж-ж-ж», а на вдохе распрямлять плечи и разводить руки в стороны. Затем пусть малыш встанет, разведёт руки, сделает круг по лужайке («пчёлка полетела») и снова сядет на место.

Кстати, после таких игр накормить ребёнка — уже не проблема. Набегавшись, малыши съедают всё!

❀ Игра формирует у малыша правильное дыхание, укрепляет его мышцы. Бегая по траве босиком, ребёнок закаляется. Его организм будет готов перенести долгую «зимовку».

Чудесная капуста

Что может быть приятнее сюрприза? Только много сюрпризов! До чего же любят их все дети! Чем бы удивить своего малыша? Вы можете делать это постоянно, особенно на отдыхе за городом. Здесь мы становимся ближе к природе и от этого получаем новый запас энергии. Кроме того, вдали от цивилизации у детей меняется представление о мире.

Итак, приехав летом на дачу, проделайте такой «фокус». Пока малыш спит, сходите на грядку и выберите самый большой кочан капусты. Между его листьями положите маленькие конфетки — в фантиках, конечно. А потом, во время прогулки, подведите малыша к заветному кочану. Скажите так: «Эта капуста не простая, а волшебная. Давай посмотрим, не выросло ли на что-нибудь вкусненькое!» Пусть малыш раздвинет капустные листья и найдёт конфетки. Представляете, в каком он будет восторге?

❀ Игра способствует развитию речи, мелкой моторики, познавательных навыков, она приносит малышу радость, поднимает настроение, создаёт ощущение сказки.

Солнышко сияет!

Как можно больше гуляйте с ребёнком за городом. Это поможет ему стать сильным и выносливым. А чтобы увлечь ребёнка, предлагайте ему, например, побегать: «Побежали к дереву!», «Теперь ты сам беги вон к тому кусту!» Так, короткими перебежками, можно преодолевать большие расстояния.

Если ваш путь лежит через зелёную парковую зону, в качестве тренажёра можно использовать небольшие камушки. Пусть малыш по ним попрыгает, а вы помогайте ему удерживать равновесие.

Самое весёлое развлечение для каждого крохи — игра с собственной тенью. Можно побегать с ней наперегонки, а можно попробовать наступить на неё.

Старайтесь использовать малейшую возможность, чтобы вовлечь малыша в игру. Тогда любая дорога принесёт и пользу, и веселье.

❀ Подвижные игры на природе развивают координацию движений, создают хорошее настроение.

Зайка беленький

Где бы вы ни были, обязательно найдите немного времени для коллективных подвижных игр, чтобы ваш малыш общался с другими детьми. Вы можете читать стихотворение, а ребята — выполнять движения, о которых в нём говорится.

Зайка беленький сидит.

(Малыши садятся на корточки.)

Он ушами шевелит.

(Поднимают вверх руки и шевелят попеременно то правой, то левой ладошкой, изображая заячьи уши.)

Зайке холодно стоять.

(Прижимают к груди согнутые в локтях руки.)

Зайка хочет погулять.

(Переступают с ноги на ногу, приседают.)

Зайка мишку увидал.

(Шагайте, как косолапый медведь.)

Зайка — прыг и ускакал.

(Малыши стараются ускакать от медведя.)

Вот какая весёлая прогулка получилась!

❀ Сюжетные подвижные игры отлично развивают крупную и мелкую моторику малыша, учат его общаться и играть с другими детьми.

Баскетбол

За повседневной суетой мы не замечаем, как наши дети всё больше отдаляются от реальности и погружаются в вымышленный мир компьютерных героев.

Берите инициативу в свои руки, предлагайте разные варианты развлечений в пути, например спортивные игры.

Попробуйте сыграть с ребёнком в баскетбол — кто знает, может быть, его ждёт звёздная карьера? Сомкните свои руки в кольцо, присядьте напротив малыша. Попросите его кидать мяч (или другой безопасный круглый предмет) в «кольцо». Постепенно отодвигайтесь, увеличивая расстояние между «кольцом» и малышом.

Предложите малышу сделать такое же «кольцо» — теперь ваша очередь кидать мяч.

❀ Игра воспитывает в ребёнке интерес к спорту, помогает выработать чувство равновесия, развивает инициативу, активность, ловкость, координацию движений.

Песочный замок

Маленькие путешественники, вооружённые ведёрками и лопатками, могут проводить у моря под присмотром взрослых хоть целый день. И конечно, им хочется, чтобы вы тоже принимали участие в «раскопках».

Помогите малышу создать настоящий архитектурный шедевр — выстроить песчаный город с домами, дорогами, каналами и мостами.

Объясните, почему строить лучше всего из мокрого песка.

Вокруг домиков можно посадить сад- огород, используя подручный материал — щепочки, ракушки, водоросли.

Подумайте, кто может населять этот город.

Сколько радости принесёт и вам, и крохе результат совместных занятий!

❀ Игра развивает мелкую моторику, воображение, наблюдательность, вырабатывает конструктивные навыки, терпение, учит добиваться поставленной цели.

Собираем коллекцию

За окном светит солнышко, а значит, можно отправиться на пляж.

Скажите малышу, что надо взять с собой ведёрко — вместе с мамой он будет собирать коллекцию камешков.

Экспонаты для коллекции можно отбирать по разным критериям. Например, можно выбирать только очень камешки или только круглые. Вариантов много: неровные, пятнистые, белые, коричневые, серые.

Вымойте камешки, а когда привезёте домой — рассмотрите повнимательнее. Обсудите с малышом, где они были найдены, на что похожи, что в них общего и чем они отличаются друг от друга.

❀ Игра способствует развитию речи, внимания, памяти, творческого воображения и ассоциативного мышления. Посмотрите: малыш проявляет инициативу, придумывает новое применение экспонатам своей коллекции.

Куличики

Малыш, мы отправляемся на пляж! Берём все-все формочки! Ну и ведёрко с совочком тоже нужно захватить — пригодятся!

Какой на берегу жёлтый песочек! Отлично, из него выйдут замечательные куличики. Какой формы они получатся? Правильно, такой же, какой и сами формочки, — в виде самых разных фигур: звёздочек, ромбиков, кружочков, зверюшек. Покажите малышу, как «печь» куличики, а потом пусть он сам попробует это делать.

Как интересно стало на прогулке! В ведёрко можно собирать камешки и ракушки. Давай ручку, малыш, сейчас нальём в ведёрко воду, а потом выльем. А формочки запустим плавать, как кораблики.

❀ Игры с ведёрком и формочками дают ребёнку представление об объёме, цвете и форме, помогают развить самостоятельность, фантазию, творческие способности и координацию движений.

Маракасы

Насыпьте в две пластиковые бутылочки мелкие камешки. Плотно закрутите крышки, и получится два отличных маракаса. Под их ритм можно весело танцевать.

Вложите одну самодельную погремушку в ручку малыша. Теперь вы можете трясти бутылочками с камешками по очереди: сначала вы, потом ребёнок. Или одновременно — попробуйте!

Изменяйте темп и громкость звуков — пусть малыш повторяет за вами. Здорово получается!

Покажите крохе, как сделать небольшую гимнастику. Сначала потрясите двумя гремящими бутылочками, держа их в руках, поднятых над головой. Затем выполните эти движения, вытянув руки вперёд, потом — разведя руки в стороны.

Пусть малыш сделает то же самое. А вы напевайте. И зарядка, и концерт одновременно!

Если пляж покрыт галькой, радуйтесь — игрушки у вас под ногами!

❀ Игра развивает познавательные навыки малыша, его творческое воображение, чувство ритма, музыкальный слух, координацию движений.

Песочек и водичка

Дети с удовольствием играют с песком: пересыпают его, лепят куличики, строят замки и каналы. Если добавить сюда игрушки, то появится много возможностей. Кстати, об игрушках: не стоит брать на пляж всего один совочек, одну формочку или один самосвал. Возможно, другие детки захотят повозиться с игрушками вашего ребёнка. Так что предусмотрительность не помешает.

Когда «печь» куличики немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты. Научите ребёнка наполнять стаканчик песком и высыпать его в ведёрко (песок можно заменить водой).

Покажите малышу, как с помощью воронки и пластмассовой кружки можно наливать воду в пластиковую бутылку. Игра станет интересней, если воду подкрасить свекольным или морковным соком.

❀ Игры с водой и песком учат соотносить объёмы различных ёмкостей, развивают творческие способности малыша, его фантазию, воображение, усидчивость.

Лабиринт

Как можно развлечь детей на море? Старайтесь привлекать малышей к совместным играм. Предложите им самостоятельно исследовать гирлянды разложенных на берегу водорослей. Или нарисуйте на песке лабиринт. Дорожки должны быть достаточно широкими, чтобы малыши могли свободно по ним ходить. Устройте препятствия, обозначив тупики веточками или песочными холмиками. Пусть детки по очереди пытаются выбраться из лабиринта. Объясните им, как нужно передвигаться и почему нельзя перешагивать через «стены». А на выходе из лабиринта положите новую игрушку — до неё-то малышам и предстоит добраться.

Помогайте детям: «Поверни направо, а теперь — налево» и т. д. Сначала они будут действовать по вашей инструкции, а потом научатся играть самостоятельно.

❀ Песчаные «стратегии» тренируют пальчики малыша, развивают его творческие способности, пространственное мышление, фантазию и логику, организованность, помогают ребёнку устанавливать дружеские взаимоотношения.

Ногастик

Хотите, чтобы на отдыхе ребёнок нашёл новых друзей? Попробуйте собрать вокруг себя двух-трёх ребят и затеять с ними какую-нибудь игру, желательно необычную, новую, в которую они ещё не играли. Не заставляйте непременно участвовать в ней и своего малыша, лучше дождитесь, пока он сам к вам присоединится.

Предложите детям пройти «Посвящение в пляжное племя ногастиков». Для этого попросите их пальцами ног перекладывать камешки, например, из одной кучки в другую.

Чем сложнее движения, тем больше требуется не только физических, но и умственных усилий!

Если у вашего малыша всё получится, обязательно похвалите его. Если же нет — предложите попробовать ещё.

❀ Соревнования или интересные занятия с камешками вызывают положительные эмоции и способствуют развитию ребёнка. Это не только весёлая игра, но и отличная профилактика плоскостопия.

Рисую всегда и везде!

Рисовать можно не только дома за столом, но и во время пеших прогулок.

Покажите ребёнку, как рисовать на земле, влажном песке или снегу. Для этого используйте прутик, тонкую палочку или просто палец.

Предложите малышу нарисовать дорожки для машинок, следы зверюшек. Ребёнку постарше дайте задание изобразить геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы или даже целую картину.

Рисуя на земле, можно также сыграть в «Крестики-нолики» или в игру «Найди предмет», когда рисуется план лужайки или пляжа, и на нём обозначается место, где спрятана игрушка.

❀ Этот увлекательный процесс развивает графические навыки, образное мышление, наблюдательность, пробуждает творчество. Ребёнок учится выстраивать сюжет и воплощать задуманное.

Вижу-вижу я вокруг...

Вы идёте с малышом по лесной тропинке, а вокруг столько интересного!

Спрашивайте его: «Что ты видишь?» Задавайте дополнительные вопросы — стимулируйте его мышление. Например, малыш отвечает, что видит дерево. Можете задать ему такие вопросы: «Какое это дерево — большое или маленькое?»; «Какого цвета у него листья?»; «Где у дерева верхушка, а где корни?»

Обращайте внимание малыша на разные мелочи. Например: «Посмотри, это домик из веточек и песка, его построили трудяги муравьи».

И делайте остановки как можно чаще, до того, как малыш почувствует усталость.

❀ Игра совершенствует речевые навыки малыша, развивает его наблюдательность, воображение, фантазию, умение формулировать свои мысли, закрепляет знания об окружающем мире.

Поймай белочку!

Так, а кто это у нас не любит бегать, прыгать и скакать как бельчонок? Неужели наш малыш? Сейчас мы поиграем в одну игру, и маленького спортсмена будет просто не выманить из «дупла».

И друзей позовём, ведь всегда интереснее играть весёлой дружной компанией! Только сначала нужно с помощью считалки выбрать «белочку».

Остальные детишки будут «собачками», пусть садятся на корточки и ждут, когда начнутся догонялки. Домик «белочки» — нарисованный на земле небольшой круг.

«Белочка» бегает, прыгает да приговаривает: «Поймай меня!» И тут же прячется в «дупло». «Собачки» пытаются её поймать.

Кому это удаётся, тот становится победителем и меняется с «белочкой» ролями.

❀ Игра способствует развитию пространственной ориентировки, координации движений, ловкости и скорости реакции, воспитывает умение действовать сообща.

Великаны и гномы

Всем, кто выбрался с детворой на прогулку в лес, в парк или просто на пикник, понравится игра в гномов и великанов. В эту игру можно играть вдвоём с малышом, а можно превратить её в увлекательный конкурс, когда соберётся весёлая компания из нескольких ребятишек.

Итак, правила: когда вы зовёте великанов, все должны встать на носочки и поднять ручки над головой, а когда зовёте гномов — наоборот, присесть на корточки.

Малыши тут же повторят ваши действия. Похвалите их — они всё правильно сделали! А через какое-то время попробуйте запутать ребятню: великанов зовите то басом, то тоненьким голоском. Команду «Гномы!» то шепчите, то выкрикивайте как можно громче.

❀ Игра развивает координацию движений малыша, быстроту его реакции, даёт возможность общаться и получать ценный опыт взаимодействия с другими детьми.

Догони мячик!

С ритмичными рифмовками и прибаутками вы сможете превратить вылазку на природу в игру на развитие быстроты и ловкости.

Сложите в корзину (или пакет) мячи — их должно быть столько же, сколько детишек, принимающих участие в игре.

Начертите мелком круг и встаньте в него вместе с детьми.

Теперь бросайте мячи в разные стороны — пусть дети бегут за ними. Мячи могут быть одинаковыми по размеру и цвету, а могут быть и разноцветными, большими и маленькими.

Кто первый догонит «убежавший» мяч- попрыгунчик — тот и победитель.

Покажите ребятам несколько несложных игр с мячом, сопровождайте свои движения весёлыми стишками, песенками или просто ласковыми словами.

❀ Игра развивает координацию движений, тренирует ловкость, внимание, скорость реакции.

Ястреб, курица и цыплята

Вспомните с детьми одну из считалок и выберите, кто из играющих будет ястребом, а кто — курицей. Остальная детвора — это цыплята. Чертой или ленточкой обозначьте место, где находится «домик» — пусть малыши покажут, как курочки и петушки сидят на насесте.

По вашему сигналу «Птички вышли погулять» все «цыплята» вместе с «курицей» выбегают на лужайку — веселятся, играют в догонялки, клюют зёрнышки... Но тут вы подаёте другой сигнал: «Караул!» И на «птичьем дворе» появляется «ястреб», который пытается поймать «цыплят». Это не так-то легко сделать — «мама-курица» защищает своих деток, да и сами «цыплята» что есть силы бегут в сторону «курятника», стараются попасть домой.

Ни одного «цыплёнка» «ястреб» не поймал и не унёс в своё гнездо. Все малыши умеют быстро бегать. Молодцы!

❀ Игра развивает логику, координацию движений, ловкость, учит планировать свои действия, поднимает настроение.

Автор: Валентина Геннадьевна Дмитриева

Похожие статьи:

Игры с детьми до 6 месяцев

Игры на сенсорное развитие для детей 1-2 лет

Развивающие игры для детей от 1 года до 1,5 лет дома

Игры на развитие навыков классифицирования у детей 1-2 лет

Игры с мамой на кухне

Комментарии (1)
Наталия Огаркова # 19 марта 2020 в 18:42 +3
Превосходно! Игры буду использовать в своей работе)))