Нравственное воспитание в ДОУ
Важность приобщения детей к истокам культуры Донского края
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
• утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
• исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.
• забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;
• девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности? Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.
Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.
Ведущая цель работы - формировать личность дошкольника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.
Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры, в том числе культуры Донского края, для возрождения и восстановления прерванной связи времен, исходя из актуальности, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к культуре нашего края и его окружающего мира.
Задачи:
1. Сформировать духовно - нравственные качества и творческие способности детей;
2. Создать предметно - пространственную среду;
3. Организовать взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей;
4. Формировать представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае;
5. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово;
6. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм и методов сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Для того чтобы начать работу в МДОУ необходимо было определить направления деятельности:
- создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;
- изучение литературы по введению и формированию регионального компонента;
- выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.
Формы работы:
• Посещение семьи ребенка
• Интегрированные занятия
• Игры
• Праздники, развлечения
• Совместная деятельность с родителями
• Театрализация
• Продуктивная деятельность
Методы и приемы:
• Речевое общение (беседа)
• Игры
• Совместные праздники с родителями
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
Свою работу я строила в несколько этапов:
1 этап – организационный
Перед тем как начать работу по данной проблеме я изучила методическую литературу. Для меня было интересно, как другие педагоги работают с детьми и делятся своим опытом по данному вопросу. Некоторые разработки я для себя отметила и использовала их при работе с детьми (список литературы прилагается).
Диагностика предполагает индивидуальную беседу с ребенком (вопросы прилагаются).
В сентябре 2012 года было проведено обследование дошкольников старшей группы по Донскому краю и его окружающего мира. В обследовании принимало участие 15 детей. По результатам проверки знаний было выявлено с низким уровнем - 5 детей, средним уровнем – 10 детей, с высоким – 0.
В результате побеседовав с ребятами и составив диагностику выяснилось, что многие дети не знают элементарных знаний о своем родном крае, его окружающем мире. Многие ребята отвечали правильно на вопросы, но не могли обосновать свои ответы.
Исходя из результатов диагностики на начало года я составила диаграмму по среднему баллу (диаграмма прилагается). По результатам диагностики группа находится на среднем уровне развития. Результаты обследования заносятся в таблицу, на основе которой появляется диаграмма по выявлению знаний о родном Донском крае.
Результаты первичного мониторинга обследования дошкольников отражены в диаграмме (прилагается).
Вопросы диагностики были посвящены: 1. Донскому краю и его окружающего мира. Очень важно знакомить детей с природой своего края, наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Родная окружающая природа наполнит душу ребенка гармонией, чистотой, красотой и многообразием природного мира. 2. Народным приметам, фольклору (загадки, сказки, былины) – в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского донского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
2 этап – формирующий
Данный этап имеет несколько направлений моей работы, по которым планируются занятия:
1-е направление: история Дона — содержанием этого направления является знакомство с историей Донского края. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с мифами, легендами, преданиями, песнями и сказками Дона, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.
2 направление: Народные донские праздники
Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих празднеств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.
3 направление: Природа Дона
Целью этого направления является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, флорой и фауной, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками — выискивают в дополнительной литературе сведения, которые могут удивить окружающих, проводят эксперименты, сажают кусты и деревья на территории детского сада и дома.
4 направление: Родина начинается с семьи
Родина начинается с семьи. Наша цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие не только с детьми, но и с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная задача.
3 этап – аналитический (контрольно – диагностический)
Реализуя содержание вышеназванных направлений, мы стараемся пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Любить и почитать свой родной край.
Как в группе, так и в детском саду создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры, которая по словам Чумичевой Р. М.:" Позволяет удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.."
В группе:
• игры по краеведению, игры наших бабушек;
• предметы декоративно - прикладного искусства;
• гербарии разнотравья Донской земли, лекарственные растения;
• карты Ростовской области, России
• элементы казачьего костюма....
В группе мы ведем книгу о родном крае, в которой помещены рассказы, истории, придуманные детьми, прилагаются иллюстрации.
В детском саду:
• выставки фотографий о родном крае; одежде прежней и современной; о людях Донского края;
• костюмерная;
• работает экологический кружок " Юный эколог", изучающий природу родного края.
Помимо этого в течении учебного года проводятся:
С дошкольниками
• походы по родному краю;
• краеведческие игры;
• работа с картой города Волгодонска, Ростовской области, России;
• экскурсии к памятным местам города;
• встречи с жителями...
Совместно с педагогами родители рассказывают о своей семье, предках, делятся своими рецептами, впечатлениями о проводимых мероприятиях в группе.
С родителями
• Пополняется предметно — пространственная среда
• Встречи за круглым столом
• Походы
• Участие в проектах, конкурсах.
С педагогами:
• Семинары - практикумы
• Заседания педагогического Совета
• Кружковая работа
• Общие собрания трудового коллектива
Дети знакомятся со словами, которые использовали жители Донского края (цыбарка, казан, раззявил, хворать, квелый, кочет, батя, могет, буханка, взвар, портки, здорово дневали и др.)
На занятиях, кружках, при чтении произведений дети узнают много пословиц, поговорок ("На Дону у нас дали синие, а казачки у нас говорливые", "Казаку всегда мила родная сторона", "По казаку и Дон плачет", " Какой казак отец, таков и сын молодец", " Казак без коня, что воин без ружья", " Дон тихий, а слова о нем громкие" и т. д.)
В целях распространения передового педагогического опыта и повышения квалификации на базе нашего детского сада были подготовлены и проведены праздники, развлечения, посиделки, народные гуляния для родителей и педагогов района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моя работа по формированию у детей дошкольного возраста основ культуры Донского края продолжается, но можно подвести некоторые итоги. Систематические занятия, их целенаправленность, игровая форма - способствуют успешному решению задач, связанных с развитием интереса у детей к изучению знаний Донского края и его окружающего мира. Приобщение детей к истории и традициям своего родного края является составной частью воспитания общей культуры человека.
Для того чтобы сформировать устойчивые знания и прочные навыки культурного воспитания, знания о родном крае, природы Дона, казачьего фольклора у детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить детей постоянно, но ненавязчиво, используя каждый подходящий момент. Идеально подойдут для этого прогулки в парке, экскурсии в музеи, путешествия по Ростовской области и краю. Организация и проведение занятий, конкурсов, праздников помогает самоутверждению дошкольников.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Опросник для родителей «Экологическое образование в семье»Цель проведения: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные?
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
«Воздух в нашей квартире»
1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:
а) чистый
б) грязный
в) не знаю
2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?
3. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем доме.
4. Сколько у вас комнатных растений?
5. Часто ли вы проветриваете помещение:
а) регулярно
б) изредка
в) не обращаю на это внимания
6. Как часто вы делаете влажную уборку:
а) каждый день
б) раз в неделю по выходным
в) другие варианты...
7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов при покупке:
а) мебели да нет
б) обоев да нет
в) ковров да нет
8. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?
9. Как очищаете воздух в квартире?
«Экология и курение»
1. Сколько членов вашей семьи курят?
2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной комнате?
3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутствие рядом курящего человека?
4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с курящими?
5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной экологической обстановки на здоровье людей?
Тренинг для родителей «Мы вместе».
1) Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Наша психологическая служба разработала ряд тренинговых занятий, на которых могут пообщаться с детьми в игровой ситуации.
2) Цели:
1. Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации.
2. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества.
3. Описание родителей «глазами» детей
3) Задачи:
- Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка;
- активизация коммуникаций в семье;
- повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка;
4) Участники: группа родителей с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, 8-10 пар – мама (папа) – ребенок.
5) Оборудование: Магнитофон, записи детских песен, записи музыкальных зарисовок, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников.
6) Время: 1час – 1 час 10.
7) Место проведения: учебное или тренинговое помещение.
Ход занятия
1. Приветствие. Разогрев.
1. Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей».
2. Знакомство.
Дети по очереди встают и представляют себя и своих родителей.
3. «Встаньте те, кто…»
Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
- вместе читают книжки;
- имеют общее увлечение;
- помогают маме мыть посуду;
- помогают маме выносить мусор;
- вместе путешествуют.
2. Основная часть. «Сотрудничество».
1. «Узнай свою маму».
Водящему ребенку завязывают глаза. Все мамы по – очереди зовут его. Он по голосу должен узнать свою маму.
2. «Совместное рисование».
Детям совместно с родителями предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – родитель.
3. «Комплименты».
Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
4. «Опиши свою маму».
Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?».
5. «Песня».
Выбирается всем знакомая детская песня. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором.
3. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…»
Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»
Подведение итогов.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти поближе, потрогать. На основе опы¬та у него уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, рас¬тениях и др. К 7 годам ребенок:
- проявляет ярко выраженный самостоятельный ин¬терес к природным явлениям и объектам;
- любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за их поведением, любуется ими;
- стремится к исследованию объектов живой и не¬живой природы, делает выводы, устанавливает при¬чинно-следственные связи;
- привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
- задает взрослому вопросы о непонятном или интересном из области природных объектов и явлений;
- обращает свое внимание и внимание других на непредвиденные явления в природном окружении;
- владеет навыками экологически целесообразного поведения дома, в городе в лесу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы в старшей группе о благотворительности и милосердии Открытое занятие на нравственную тему для детского сада Конспект ОД для детей старшей группы по направлению: Нравственно патриотическое воспитание Игровые ситуации в 1 младшей группеПохожие статьи:
Автор: Юлия Игоревна Нуритдинова
Опубликовано: 3461 день назад (13 мая 2015)
Просмотров: 5505
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!