Развитие творческих способностей у детей "группы риска" в школе
Развитие творческих способностей у детей “группы риска” в общеобразовательной школе
«Группа риска» – очень обширное понятие, оно нередко применяется и в педагогике и психологии, однако трактуется всегда по-разному. Часто подразумевается, что детям угрожает негативное воздействие. Поэтому детей «группы риска» рассматривают, прежде всего, если есть риск потери жизни, здоровья, нормального жизнеустройства, т.е. условий для полного развития.В различных исследованиях акцентируют три главные группы факторов риска: психофизические, социальные и педагогические. Сюда относят детей из многодетных, неполных семей; семьи с детьми-инвалидами; а также детей, оставшихся без попечения родителей. Сюда включают и детей, которые по причинам генетического, биологического и социального свойств уже психически и соматически ослаблены, социально запущены, с высоким риском школьной и общественной дезадаптации [1; с.200].
Принимая во внимание подобное многообразие факторов появления детей группы риска, профилактическая, коррекционная и реабилитационная работа с ними является главной задачей, задачей всего общества, самых разных социальных институтов. Именно взаимодействие всех институтов становится залогом эффективности этой работы. Большие возможности в этом плане предоставляют общеобразовательные школы и учреждения социальной защиты населения, реализующие программы по всем направлениям работы с детьми группы риска: от психолого-педагогической, социально-педагогической, консультативно-правовой до досуговой деятельности.
Вследствие этого подбор программы и формы досуговой деятельности обретает особую роль. М.В. Киселева считает, что «в самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогогическое действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее» [2; с.64].
Вся хроника развития и формирования человечества демонстрирует, что главным обстоятельством выживания отдельного человека является его адаптирование к окружающему миру в обществе себе подобных. Процесс «социализации» человека очень важен, и для того сообщества людей, в котором человек появляется и растет, и для самого сообщества, и для выживания человечества вообще.
Что мы понимаем под словом «социализация», это путь приобщения человека к обществу, становление его неотъемлемой частью. Как же это можно осуществить? Каким способом? Именно через развитие творческих, а значит индивидуальных, уникальных способностей. Творческий процесс играет существенную роль для индивидуального развития человека в период его детства и является залогом успешной жизнедеятельности в дальнейшем. Творчество – это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющей проявить себя в современном обществе, в разнообразных жизненных ситуациях. И привлекать ребят к творческому процессу необходимо, и чем раньше, тем лучше. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который усиливает интерес к творчеству.
В ходе творческой деятельности у детей с потребностями усиливается чувство собственного индивидуального значения, активно строятся социальные контакты, появляется ощущение внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знания и отношение ребенку проще сформулировать с помощью визуальных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, неуверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета. Творческая деятельность дает возможность ребенку выйти из состояния зажатости. [3;с.128]
Для эффективного развития творческих способностей следует соблюдать шесть основных условий:
– возможно более раннее выявление всего комплекса врожденных задатков ребенка;
– активное включение ребенка во все возможные виды деятельности, которые наиболее эффективно формируют и развивают выявленные способности;
– наличие подготовленных психологических и педагогических кадров, обладающих способностями необходимого типа высокого уровня развития;
– использование современных развивающих методов, технологий и средств обучения;
– активизирование развития способностей через мотивацию к деятельности, которая развивает эти способности.
Учащиеся школ имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством кружков декоративно-прикладного творчества. Главной целью обучения и воспитания детей на занятиях подобных кружков является развитие у них эмоционально положительного отношения к своим поделкам, выработка навыков работы с разными материалами. В ходе занятий развиваются восприятие, мышление, мелкая моторика, зрительно-двигательная координация, внимание, память. Усиленно формируется речь, обогащается словарный запас, создается грамматический строй речи. Творческая работа с различными художественными материалами и техникой вызывает заинтересованность детей к прикладному творчеству и является важным обстоятельством формирования творческой личности. Занятия разрабатываются с учетом возрастных, психофизических особенностей учащихся, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей.
Одному из известных педагогов принадлежит высказывание: «Каждый ребенок талантлив». На первый взгляд, с этим тезисом трудно согласиться, имея в виду детей группы риска. Но если смотреть на вещи широко, то и оспорить его нельзя. Ведь талант, способности бывают разными. Их, по-видимому, столько, сколько видов человеческой деятельности. И наверняка среди этого многообразия деятельности есть и такая, в которой конкретный ребенок может преуспеть лучше других. Задача родителей и педагогов, системы образования в целом – помочь ему открыть для себя этот вид деятельности и найти свое достойное место во взрослой жизни.
Обобщая все вышеизложенное, можно подвести итог, что дети группы риска часто не имеют возможностей совершенствовать в полной мере свои творческие способности в силу того, что обстановка, в которой они растут, не дает им для этого возможностей, а нередко и мешает их развитию. В целом работа кружков дает возможность любому ребенку приобретать свой первый положительный опыт в социализации, дает им возможность шагнуть в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает эффективную самореализацию ребенка, может помочь ему стать активной, гармонично развитой личностью.
Список литературы:
1. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. – М.: Флинта/ВПО «МПСИ», 2010. – 200 с.
2. Киселева М.В., Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании.: уч. пособие. – СПб.: «Речь», 2014. – 64 с.
3. Ершова А.П., Искусство в жизни детей. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
Рекомендуем посмотреть:
Николай Корф. Педагогические идеи Культура речи младших школьников Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей Волонтёрская деятельность как средство повышения уровня воспитанности школьников
Автор: Юлия Александровна Вершинина
Опубликовано: 2939 дней назад (17 октября 2016)
Просмотров: 3404
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!