Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей

Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей
«Связующее звено»
Пояснительная записка
В последние годы активно развивается служба помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В такую ситуацию дети попадают в основном из семей, в которых употребляют алкоголь и наркотики. А в последнее время участились случаи «компьютерной наркомании», когда родители уходят от бытовых проблем в виртуальный мир. В таких семьях дети предоставлены самим себе, что приводит в конечном итоге к постепенной деградации личности ребенка, а семья перестает существовать.
Программа «Связующее звено» является составляющей проекта «Примирение», который включает так же программы «Надежда», «Десант», «Эллада». Программа направлена на социально-психологическую реабилитацию конкретной семьи. Она ориентирована на использование ресурсов социального окружения, т.е. в решение проблемы семьи включается все заинтересованные люди: социально-психологическая служба, медицинские учреждения, общественные объединения, ближайшие родственники.
Цель программы:
Реабилитация подростка и его семьи в перспективе их взаимоотношений с окружающим миром.
Задачи программы:
1. Выявление ресурсов самой семьи, необходимых для позитивных изменений и выхода ее из кризисной ситуации.
2. Коррекция и развитие структуры позитивной личности подростка и его ближайшего окружения.
3. Разработка, адаптация и внедрение уже имеющихся научно-практических и активных методов работы в рамках профилактики и реабилитации трудных подростков.
4. Разработка методических рекомендаций по работе с семьей аддиктивного подростка.
5. Разработка программы подготовки наставников - волонтеров.
Основные принципы работы
Проблемы подростков и их семей рассматриваются сквозь призму их социальных контактов. Именно социальная среда во многом определяет направление развития и систему ориентиров личности. Опора на принципы системного подхода позволяют представить подростка и семью как живую систему, находящуюся во взаимодействии с целым рядом других систем.
Если исходить из такого видения процесса развития ребенка и его отношений, то можно понять, как проблемы, возникающие на любом уровне окружающей действительности, неизбежно проецируют проблемы на другом уровне. Таким образом, создается напряженность в системе связей семьи: подросток – родитель, подросток – школа, семья – родственники, семья – рабочий коллектив родителя.
Этапы работы по программе
1. Диагностическое обследование подростка и его семьи проводится в рамках программы «Надежда». Ее целью является определение необходимых мер поддержки, выяснение особенностей семейной ситуации или собственных возможностей подростка справиться с создавшейся ситуацией. В качестве инструментов диагностики обычно используются тесты, интервью, наблюдения и карту социальных контактов. На данном этапе разрабатываются рекомендации для семьи и методические рекомендации лицам, непосредственно работающим с данной семьей.
2. Подготовка команды сетевых терапевтов, которая работает с одной конкретной семей. Команда включает в себя психолога, социального педагога, члена мобильной бригады «Десант». Команда сетевых терапевтов старается мобилизовать сеть социальных контактов – это значит активизировать ресурсы ближайшего окружения и привлечение внимания значимых для подростка и его семьи людей к решению существующей проблемы. На данном этапе основная деятельность приходится на психологов. Они проводят методическую подготовку наставников и волонтеров, исходя из особенностей реабилитируемой семьи. На данном этапе прерванные контакты могут возобновиться, а конфликтные ситуации могут решиться наилучшим способом.
3. Сетевая встреча – это встреча представителей различных систем (друзей, представителей школы, ОДН, УОиП, специалистов, работающих с данной семьей), значимых для семьи людей. Итогом встречи является новое понимание и общее, согласованное с каждым участником встречи, решение. На сетевой встрече рассматривается необходимость и целесообразность участия семьи в дальнейшем реабилитационном процессе по программе «Эллада».
Формы и методы работы
В программе «Связующее звено» наряду с традиционными методами работы применяется инновационный метод проведения сетевых встреч. Она проводится командой сетевых терапевтов. Встреча инициирует возникновение взаимных процессов, которые приводят к новому взгляду на проблему и к пониманию взаимосвязанности каждого участника. В работе по данной программе применяется весь спектр методов и форм работы: это интервью, диалог, метод «мозгового штурма», анализ продуктов деятельности и т.д. Основной формой работы является сетевые встречи. Они подразделяются на несколько типов.
Семейный совет. Целью такой встречи является результат, дать ответы на заранее поставленные вопросы.
Встреча группы поддержки. Цель встречи: отслеживание результатов, оказание поддержки, формирование пограничной системы, помогающей решать семейные проблемы.
Встреча – диалог. Цель данной встречи: налаживание взаимодействия между сетью контактов и учреждением, диалог между различными системами сети контактов и внутри каждой системы, а также внутренний диалог участников.
Встреча – процесс. Цель этой встречи: процесс, изменение внутреннего состояния членов семьи, а также внешние изменения в семье.
Мероприятия, реализуемые в программе
1. Мероприятия по подготовке сетевых терапевтов:
• Теоретический курс «Сеть социальных контактов», на которых команда осваивает теоретические принципы работы по данному методу.
• Методический практикум «Сеть социальных контактов» - освоение приемов работы на практических занятиях сетевых терапевтов.
• Психолого-педагогическая подготовка волонтерской группы «Особенности семьи, имеющей различные зависимости».
• Тренинг коммуникативной компетентности для волонтеров.
• Консультации для лиц из ближайшего окружения семьи.

2. Мероприятия по работе с семьей:
• Круглый стол по проблеме семьи в сотрудничестве с мобильной бригадой «Десант», которая сигнализирует о проблеме в семье.
• Методическое обучение «Спасательный круг» для группы лиц ближайшего окружения семьи.
• Семейные тренинги построения коммуникаций и детско-родительских отношений.
• Комплексные обучающие занятия по принципам и правилам групповой работы для участников программы:
«Попроси меня о…»
«Услышь меня»
«Пережить кризис»
«Давай поговорим…»
• Семейные и сетевые встречи по проблеме каждой конкретной семьи.
• Тематические встречи в рамках программы «Эллада».

3. Мероприятия по распространению метода «Сеть социальных контактов»:
• Круглый стол по результатам внедрения метода «Сеть социальных контактов»
• Методический семинар.
• Освещение работы Центра по данному методу в СМИ и интернет-ресурсах.

Ожидания от реализации программы
* Улучшение качества жизни семьи, благодаря мобилизации ее собственных ресурсов.
* Повышение эффективности межведомственного взаимодействия в решении проблемы семьи.
* Повышение устойчивости семьи и подростка к факторам риска, к употреблению алкоголя, наркотиков, к компьютерным азартным играм.
* Подготовка семьи, ее ближайшего окружения к последующему реабилитационному процессу и психологическое сопровождение в программе «Эллада».
Литература:
1. Евстешина О.И. Савенкова С.В. «Методика «Сеть социальных контактов» и ее использование в социальных приютах», журнал «Социальное обслуживание», №4, 2004г.
2. Шадура А. «Сеть, в которой мы живем». В.: Школьный психолог. №4, май 2004, стр.14-17.
3. Королева Г.Н. «Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи». В: Отечественный журнал социальной работы. №3, 2005. Изд. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб».

Рекомендуем посмотреть:

Тренинг для родителей школьников Родительское собрание, 6-8 класс. Тема: Подростковый Суицид Программа профилактики противоправного поведения у подростков Волонтёрская деятельность как средство повышения уровня воспитанности школьников
Коррекционно-развивающее занятие психолога с дошкольником
Опубликовано: 3192 дня назад (6 февраля 2016)
Просмотров: 5379
Рубрика: Программы
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Виктория Олеговна Ляпина # 7 февраля 2016 в 08:54 +1
Просто уверена, что результат вашей программы будет ошеломляющий. Очень важную работу вы проводите, нужную многим. Успехов вам и удачи! ПРИМИТЕ МОЙ ГОЛОС
Елена Евгеньевна Цветкова # 7 февраля 2016 в 11:18 +1
Спасибо, большое за комментарий!