Программа профилактики противоправного поведения у подростков
Программа профилактики отклоняющегося поведения подростков «Мой выбор»
Актуальность программы.
Взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, учителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. Несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формирует в сознании ребенка негативное отношение, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе. Начинаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам осложненного поведения.В условиях тренинговых занятий возникает возможность моделирования новых форм поведения подростка в специально создаваемой воспитательной среде. Задачей социального педагога является восстановление позитивного отношения к самому себе и окружающему миру, если они были утрачены или пошатнулись в семье или в школе.
Научная обоснованность.
Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции личности.Переживания в этот период становятся более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается более постоянным и устойчивым. Значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса».
Он включает в себя перепады настроения, от безудержного веселья к унынию и обратно, а также попеременное (и даже одновременное) проявление ряда полярных эмоциональных реакций. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка зачастую просто не существует.
Основной сложностью подросткового возраста является быстрый темп изменений, как физических, так и психологических. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, испытывает фрустрацию; негативные переживания часть вызывают тревожность. Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активизацией вегетативной нервной системы. Тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичной во времени. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная характеристика активной деятельности. Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и невозможностью, идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как беспомощность, неуверенность в себе, ощущение бессилия перед внешними факторами, вызванного преувеличением их угрожающего характера и значимости. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с повышенной ранимостью, впечатлительностью, мнительностью.
Как хорошо известно, в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает исключительную значимость. В отношениях со сверстниками подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.
И одноклассники, и друзья по кружку, и дворовая компания могут стать той референтной группой, чьи взгляды принимает подросток. Такая группа в его глазах является большим авторитетом, чем родители, и именно она может больше всего влиять на его поведение и отношения с другими, к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, именно в ней будет пытаться утвердиться.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становиться более открытым: в круг общения включаются оба пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, ей, как правило, придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
В этом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают сопротивляться ранее не вызывающим протеста требования со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемая в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальное или кажущееся изменение своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внешнее противодействие взрослым, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В связи с легкой ранимостью подростка для взрослого очень важно суметь наладить и поддержать эти контакты. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.
Для подросткового возраста характерна имитация чьего-либо поведения, чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем в первую очередь внимание обращается на внешнюю сторону. При недостаточной критичности и несамостоятельности в суждениях такой образец для подражания может оказать негативное влияние на поведение подростка. Сравнительно редко у подростков проявляется отрицательная имитация, когда определенный человек выбирается в качестве отрицательного образца.
Центральное новообразование подросткового возраста – это самоопределение. Его главным признаком является потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни). Психологические проблемы подростка связаны прежде всего с самоопределением в сексуальной, интеллектуальной, личностной, эмоциональной и социальной сферах. Для этого возраста типичны поиск понимания в общении, постоянная готовность к контактам, потребность получить «подтверждение» со стороны другого.
Соответственно проблемы подростков, просьбы помочь найти выход в какой-либо затруднительной ситуации относятся чаще всего к сфере взаимоотношений в группе сверстников, с лицами противоположного пола, с родителями, учителями.
Направленность и уровень программы (цели, задачи, категории детей, возраст детей).
Данная программа используется для профилактики противоправного поведения подростков.Цель занятий
– помочь учащемуся осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми, предупреждение поведенческих нарушений у подростков.В предлагаемой программе успешно решаются следующие задачи:
- вооружить подростков системой понятий и представлений, необходимых для анализа собственного поведения, группового взаимодействия, социально – психологических ситуаций;
- дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;
- формировать умение организовывать оптимальное общение, контролировать эмоциональную и поведенческую реакцию;
- развивать навыки рефлексии и обратной связи.
Занятия проводятся с младшими подростками (учащиеся 7 – 9 классов).
Показания и противопоказания к применению.
Противопоказаний к применению нет.Содержание программы (общая характеристика).
Занятия проводятся по принципу социально – психологического тренинга. Тренинг делится на несколько этапов:диагностический – этому посвящены первое и последнее занятия для того, чтобы иметь сведения об участниках;
основной – этому посвящены 10 основных занятий, на которых дети учатся выстраивать новые типы отношений с самим собой и окружающими.
заключительный – последнее занятие основной части предполагает обобщение полученного опыта подростками на занятиях.
Каждое занятие состоит из трех основных частей:
Вводная часть;
Основная часть;
Заключительная часть.
Вводная и заключительная части обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия, около половины времени уделяется собственно работе.
На первом занятии вводная часть занимает больше времени, расширена, поскольку необходимо объяснить правила, уделить внимание мотивации участников и рассказать в чем будет заключаться работа.
Сроки реализации (продолжительность цикла).
Цикл включает в себя 12 занятий, продолжительность каждого 1 час.Количество занятий в неделю.
Занятия проводятся один раз в неделю.Условия реализации (материально – технического обеспечения).
Помещение для проведения занятий должно быть просторным, хорошо проветриваемым, с освещением необходимым для работы, но не утомляющим.
Тематический план к программе «Мой выбор»
1 Диагностика Анкета по проблемам профилактики отклоняющегося поведения (см. приложение) 2 Занятие 1
«Мораль и нравственность»
Цель: формирование понятия нравственность, понятие морали.
Вводная часть.
1. Знакомство с правилами работы группы.
Основная часть.
2.Беседа по теме занятия.
3.Тест нравственной самооценки.
4.Упражнение «Автобиография за 45 секунд».
Заключительная часть.
5. Подведение итогов.
2. Занятие 2
«Нравственность и порядочность»
Цель: формирование нравственного сознания, чувств и поведения.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия.
3. Тест «10 желаний».
4. Притча «Разбитая ваза».
5. Притча «Двое в пустыне».
Заключительная часть.
6. Подведение итогов.
4. Занятие 3
«Права и обязанности подростка. Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Цель: дать знания о существующих правах и обязанностях.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия.
3.Групповая дискуссия.
4.Заключительная часть.
5. Подведение итогов.
5. Занятие 4
«Наши права равны нашим обязанностям»
Цель: формировать правовую грамотность учащихся.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия.
3.Групповая дискуссия.
4.Заключительная часть.
5. Подведение итогов.
6. Занятие 5
«Сила воли. Умение управлять своими чувствами»
Цель: ознакомить с понятием «воля» и механизмом волевого действия.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия
3.Практическое упражнение «Волевые качества».
4.Тест «Мои сутки».
5.Тест стрессоустойчивости личности.
Заключительная часть.
6.Подведение итогов.
7. Занятие 6
«Конфликт. Способы выхода из конфликта»
Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», с кодексом поведения в конфликте.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия
3.Тест «Личностная тревожность».
4.Деловая игра «Как избежать конфликта».
Заключительная часть.
5.Подведение итогов.
8. Занятие 7
«Культура общения»
Цель: расширить знания учащихся об общении с людьми.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия
3.Анкета «Умеете ли вы общаться?».
4. Упражнение «Угадай настроение».
5.Правила телефонного этикета.
Заключительная часть.
5.Подведение итогов.
9. Занятие 8
«Культура наших потребностей»
Цель: воспитание культуры духовных и материальных потребностей.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия
3. Тест «Достаточно ли ты активен?»
4.Тест «О чем говорят ваши инициалы?»
Заключительная часть.
5.Подведение итогов.
10. Занятие 9
«От пороков - до недугов»
Цель: нравственное воспитание учащихся, формирование здорового образа жизни.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия
3.Обсуждение пороков (лень, гнев, злость, зависть, ложь, ревность, грубость, страх, курение, алкоголь, наркомания).
4.Ролевые игры по профилактике употребления табачной, алкогольной, наркотической продукции.
Заключительная часть.
5.Подведение итогов
11. Занятие 10
«Не попасть в зависимость»
Цель: изучение уровня конформности учащихся с целью коррекции методов воспитания по вопросам профилактики вредных привычек.
Вводная часть.
1.Приветствие.
Основная часть.
2. Беседа по теме занятия.
3.Тест «Подвержены ли вы зависимости?»
4. Тест «Ведущий или ведомый?»
5. Анкетирование «Уравновешенность нервной системы».
Заключительная часть.
5.Подведение итогов.
12. Диагностика. Анкета по проблемам профилактики отклоняющегося поведения (см. приложение).
Методы и средства результативности программы.
Сравнение результатов диагностик до и после завершения занятий позволяет отследить динамику развития группы, результативность программы.Основные требования.
Формирование состояния психофизиологического, психического и психологического здоровья.
Используемая литература.
Шишковец Т. А. Осложненное поведение подростков, М., 2006Приложение к программе «Мой выбор»
1. Укажите свой пол. М , ж
2.Укажите свой возраст.
лет
3.Состоите ли Вы на учете в подразделении по делам несовершеннолетних или на внутришкольном учете:
Да
Нет
4.Что, по-вашему, включает в себя понятие «отклоняющееся» от нормы поведение
5.Продолжите фразу «Я отрицательно отношусь к__________________» :
1. курению;
2. подростковому рэкету;
3. употреблению алкоголя;
4. воровству;
5. употреблению наркотиков;
6. обману, мошенничеству;
7. пропускам уроков в школе;
8. изнасилованию;
9. сквернословию;
10. проституции;
11. мелкому хулиганству;
12. самоубийству;
13. дракам;
14. уходу из дома (в ночное время).
6. Продолжите фразу
«Я нормально (положительно) отношусь к_______________________»
(варианты ответов как в вопросе 5).
7. Продолжите фразу
«Я не знаю, как я отношусь к___________________________________»
(варианты ответов как в вопросе 5).
8.Продолжите фразу
«Я никогда не участвовал в_____________________________________»
(варианты ответов как в вопросе 5).
9.Продолжите фразу
« Я однажды пробовал___________________________________________»
(варианты ответов как в вопросе 5).
10.Продолжите фразу
« Я постоянно принимаю участие в________________________________»
(варианты ответов как в вопросе 5).
11.Если Вы выбрали варианты ответов в 9 и 10 вопросах, то кто предложил Вам впервые поучаствовать в этом:
родители;
брат, сестра;
другие родственники;
друзья по школе;
друзья во дворе;
другой вариант________________________________
12. Если Вы выбрали варианты ответов в 9 и 10 вопросах, то знает ли об этом:
ваши родители:
да,
нет
ваши друзья:
да,
нет
13.Если они знают, то, как к этому относятся:
1)ваши родители:
отрицательно,
нормально,
безразлично
2)ваши друзья:
отрицательно,
нормально,
безразлично
14.Если Вы выбрали варианты ответов в 10-11 вопросах, то, что Вас толкнуло на подобные действия:________________________________
_______________________________________________________________
15.Если бы Вы знали, что за этим не последует никакого наказания, то совершили бы Вы какое-либо преступление или правонарушение:
да;
зависит от обстоятельств;
нет;
не знаю;
другое_____________________________________
16.Какие из перечисленных действий согласно Законодательству наказуемы (см. вопрос 5).___________________________________
____________________________________________________________
17.Много ли у Вас свободного времени:
все время, кроме занятий в школе;
2-4 часа в день;
нет свободного времени;
другой вариант_________________________________
18.С кем Вы предпочитаете проводить свободное время:
со школьными друзьями;
с друзьями во дворе;
с братьями, сестрами;
с родителями;
в одиночестве;
другой вариант_________________________________
19.Чем Вы обычно занимаетесь в свободное время:
посещаю кружки, секции;
занимаюсь спортом;
читаю книги;
смотрю телевизор;
хожу в театр, кино, музеи и т. д.;
провожу время на улице;
другой вариант;
20.Чем бы Вы хотели заниматься в свободное время (варианты см. в вопросе 19)_________________________________________________
21.Что Вам мешает использовать Ваше время так, как Вам нравится:
родители не разрешают;
на это нет средств;
не хватает времени;
другой вариант;
22.Если у Вас возникнут проблемы, куда Вы обратитесь:
к родителям;
к братьям, сестрам;
другим родственникам;
к учителю;
друзьям;
к специалисту;
в определенное учреждение (какое)__________________
___________________________________________________
23.Знаете ли Вы о существовании учреждений, которые оказывают помощь в решении упоминаемых проблем:
Да;
нет
Рекомендуем посмотреть:
Программа психолого-педагогической и социальной реабилитации подростков и их семей Родительское собрание, 6-8 класс. Тема: Подростковый СуицидУчастник №126 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|