Конспект НОД в разновозрастной группе. Донские казаки
Конспект НОД в разновозрастной группе по теме «В гости в казачий курень».
Автор: Биниатова Виктория Владимировна, воспитатель МБОУ № 21 «Жемчужинка», г. Сальск.Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «В гости в казачий курень» для детей разновозрастной группы. Данный материал будет полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, направленного на ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей разновозрастной группы по познавательному развитию на тему: «В гости в казачий курень»
Приоритетная образовательная область – познавательная
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков. Познакомить с музейными экспонатами. Закреплять заповедь казаков: «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
Развивающие: Развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Словарная работа: Ввести в активный словарь слова: курень, казаки, икона, прялка, рубель, узвар.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». Знакомство с донскими обрядами и праздниками, обычаями и бытом донских казаков.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Наглядный материал, оборудование: карта Ростовской области, мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, чугунок, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук. Казачья фуражка, плетень, макет куреня, музыкальные записи казачьих песен.
Ход НОД:
Воспитатель: Я с утра пришла сюда, здравствуйте мои друзья (дети здороваются). Здравствуй, солнце и земля. Я - Виктория Владимировна. По очереди дети называют свои имена. Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своим хорошим настроением (сдуваем с ладошек свои улыбки). Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день. Присаживайтесь.
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие тебе люди! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родичи, родня, предки.
Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть как же жили наши дальние предки, некоторые из предметов быта, которыми они пользовались. У меня есть волшебная казачья фуражка, которая нам поможет отправиться в прошлое. Наденем на голову фуражку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: "Время, время остановись! К нашим предкам повернись! ". Дети надевают фуражку, кружатся и повторяют слова, (волшебная музыка), появляется макет куреня (вносит 2-й воспитатель).
Дети и воспитатель рассматривают макет.
Воспитатель: Ребята, а что это за жилище?
Ответ детей: - это казачий курень.
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: - Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.
Воспитатель: А сколько этажей в казачьем курене?
Дети: -Казачий курень строили двухэтажный, «полукаменный», первый этаж строили из самана, саман лепили из глины и воды, второй этаж был деревянный.
-Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
-Балкончик, вокруг дома у казаков назывался балясы, он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни, а во время наводнения на лодке можно было отплыть прямо от балкончика.
Воспитатель: Для чего в курене нужны ставни? А чем мы сейчас закрываем окна?
Ответы детей.
Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук», и украшалось оно резным орнаментом в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов, а для чего казаки это делали?
Дети: этот орнамент был призван защищать дом казака от зла: наговоров и болезней.
Дети: - Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее из железа.
-Готовый дом мазали, после того как дом был помазан, его красили. Курени красили в желтый, голубой или синий цвет, деревянные стены красили в белый цвет, а ставни в жёлтый или в синий.
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.
Воспитатель: Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»? Ребята, а вы в таких домах живёте, расскажите о своём доме.
Ответ детей
Воспитатель: А почему говорят: « В гостях хорошо, а дома лучше»?
Ответы детей.
Воспитатель: Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, что внутри в курене? А наши гости?
Ответ детей.
Воспитатель: А наш курень непростой, он с секретом. ( Поднимает крышу, дети заглядывают вовнутрь, там пусто.)
Воспитатель: А здесь ничего нет, ребята, а хотите попасть в настоящий казачий курень?
Ответ детей
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задание. Вы много уже знаете про жизнь казаков, сейчас мы проверим, как вы с ним справитесь.
КРОССВОРД
1.Лучший друг казака (конь).
2.Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
3.Как у казаков называлась кухня (стряпка).
4.Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).
5. Любимое угощенье казачат (пряник).
Воспитатель: Казачата, подойдите ко мне, давайте попросим наших гостей прочитать слово, которое получилось.
Гости читают: курень.
Звучит казачья песня.
Появляется казачка.
Казачка: Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок. Здорово дневали.
Ответ детей и гостей.
Казачка: Я казачка Галина, а вы кто?
Дети: Мы казачата из «Жемчужинки»
Казачка: (обращается к гостям). А вы, гости дорогие, казачьи шали возьмите, да по куреню пройдите. Хотим в казачек вас превратить, в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие. Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). У нас в кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, могут покалечиться.
Воспитатель: Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего, ребята, а вы как думаете, что здесь лишнее?
(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).
Дети: Зеркало
Воспитатель: А почему?
Казак: Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.
Дети: Игрушка.
Воспитатель: А казачата разве не играли?
Казак: Казачата не играют, они к службе готовятся.
Дети: Подушка.
Воспитатель: Правильно, казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.
Казачка: Спасибо за помощь, наверно младшенький сынок пошалил. А старшие мои сыновья учатся владеть шашкой, а покажите нашим гостям, что вы умеете (Казаки показывают мастер-класс на казачьих шашках).
Казачка: Молодцы сынки, все в батьку.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите так же научиться? Научимся, ведь мы казачата.
Казачка: А это моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, как здесь красиво, тепло и уютно.
Казачка: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов.
Воспитатель: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Казачка: Воду казачки носили с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плече повисло, что (ответ детей: коромысло).
Казачка: Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
Казачка: А теперь я покажу вам женскую половину. Это наша спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками, Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона». А покажите, какие вы казачки-хозяюшки, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, а то для утюга места на печке нет.
Девочки пробуют гладить бельё.
Воспитатель: А что это за ящик у вас стоит?
Казачка: Это не ящик, а сундук, в котором мы храним свои вещи (открывает сундук, достаёт наряды, показывает гостям.)
Воспитатель: красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Казачка: А пусть и гости мне помогут сшить на зиму тёплое одеяло.
Воспитатель и дети достают из сундука лоскуты, иголки, ножницы, кладут на стол перед гостями, дети режут лоскуты, взрослые гости сшивают, в-ль показывает и помогает. После того как закончится рукоделие, казачка хвалит гостей и детей.
Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше, пора нам отправляться домой.
Дети собираются в круг, надевают фуражку и говорят «Время, время повернись, назад домой вернись».
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
Ответ детей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно - игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольниковПохожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
← Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по математике | Сценарий осеннего развлечения в детском саду для детей разновозрастной группы «Что нам осень принесла» →
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|