О педагогической ценности докучных сказок для воспитания детей дошкольного возраста
Сказка— это то золото, что блестит огоньком в детских глазках. Ханс Кристиан Андерсен
Автор: Иващенко Виктория Николаевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО СЮТ Сальского района Ростовской области.
Описание : Данная статья может быть полезна педагогам детского сада, воспитателям дошкольного образовательного учреждения, родительской общественности, всем, кто заинтересован в правильном воспитании своих детей.
Цель: - знакомство с докучными сказками, их особенностями - как с одним из средств нравственного воспитания детей.
Задачи: - Познакомить детей с образцом потешного фольклора - докучными сказками.
- Развивать мышление, память, фантазию детей.
- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Сказка проходит через всю нашу жизнь, с раннего детства. Сказки на русской земле известны с древних времен. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Особое место в детском фольклоре отведено докучным сказкам.
Докучная сказка – это ещё одна яркая бусина, замечательная придумка русского народа. Название своё эта разновидность сказок взяла от слова "докучать". Это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом : в них либо неоднократно повторяется один и тот же фрагмент текста, либо они характеризуются внезапно быстрым концом. Яркий образец таких сказок - «У попа была собака», известная каждому с детства:
У попа была собака,
Он ее любил.
Она съела кусок мяса,
Он ее убил.
В яму закопал,
И надпись написал,
что:
У попа была собака,
и т.д.
Докучные сказки всегда занимали особое место в детском фольклоре. Когда необходимо было призвать к вниманию или попросту успокоить не в меру расшалившегося ребёнка, ему говорили : «А хочешь, расскажу тебе хоро-о-о-шую сказку»? Ребенок, поверив, что в самом деле ему хотят рассказать новую сказку, весь превращается в слух, а на самом деле слышит докучную сказку. К примеру,такую :
Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
Расскажи.
Вот она и вся.
Или, ближе к нашим дням :
Села муха на варенье —
Вот и всё стихотворенье.
Докучная сказка похожа на цепь с одинаковыми звеньями, которые скрепляются между собой определёнными вопросами типа «Не начать ли сказочку сначала»? Далее следует многократное повторение отрывка, иначе говоря, развития сюжета в докучных сказках не происходит. В этом и состоит их особенность.
Поскольку сюжет сказки не развивается, связующий вопрос может вызвать у слушателя недоумение и досаду. «Цепь» разрывается лишь по желанию и воле рассказчика или слушателей, когда им надоедает излагать и слушать неоднократное повторение отрывка. Вообще, под термином
«докучная сказка» принято объединять шутки сказочного характера, которыми рассказчик либо развлекает детишек, либо старается вызвать у них интерес к сказкам, либо, если они докучают ему просьбами рассказать «хотя бы ещё одну сказочку», платит «приставалам» той же монетой, затягивая бесконечную докучную сказку. От неё довольно быстро уставали все, таким образом, посиделки заканчивались к радости и облегчению рассказчика.
Однако наивно полагать, что докучная сказка проста : она изобличает человеческие недостатки, проверяет человека на смекалку, приучает быть внимательным, тренирует память. Можно предложить даже маленьким ребятишкам придумать свою докучную сказку, познакомив их с самыми простыми образцами таких произведений - они с удовольствием откликнутся на такое предложение.
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?..
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай с начала!
У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала...
Не сказать ли про Бурёнку сначала?
Жила-была бабка
Да у самой речки,
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
Накупила она
Мыла да мочала.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала…
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Помню, моя бабушка в детстве рассказывала мне такую забавную докучную сказку, которую впоследствии я так и не нашла в литературе или интернете:
Жил муравей-мурашечка,
накосил сенца полны ясельца.
И опять с конца начинается...
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, пробуждает в человеке лучшие его качества, побуждает к деятельности и даже лечит. Потенциал сказки невероятно велик!
Рекомендуем посмотреть:
Сказкотерапия для детей с ОВЗ
О роли сказок в развитие речи детей старшего дошкольного возраста
О роли сказок в воспитании ребенка
Педагогическая ценность сказок