Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Консультация для педагогов детского сада «Учите детей сравнивать»

Консультация для педагогов ДОУ «Учите детей сравнивать»

Автор: Лалаева Виктория Анатольевна, заведующий МДОУ «ЯСЛИ – САД №223 Г. ДОНЕЦКА».
Описание материала: предлагаю консультацию для педагогов на тему «Учите детей сравнивать». Данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям, психологам, социальным педагогам и родителям.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: показать структуру и взаимосвязь процессов познания мира дошкольником, важность сравнения, как приема умственной деятельности.

Что такое ум сам по себе? Способность
подмечать сходства и различия,
соответствия и несоответствия,
которые имеют между собой
различные предметы.

Гельвеций

На современного ребенка щедро изливают свои волны потоки самой разнообразной информации. Школа, кино, радио, телевидение, чтение книг, общение со взрослыми, непосредственные наблюдения.… Выстраивается ли вся эта масса впечатлений и сведений в систему знаний об окружающем мире или создает хаос в голове дошкольника?
Можно поставить вопрос иначе: при каком условии многочисленные сведения «перевариваются» в сознании маленького человека в полноценные знания?
Таким важным условием является умение упорядочивать поступающие в сознание впечатления и сведения, выявлять в них связи и закономерности.
Умеют ли дети осуществлять такую умственную работу? Многочисленные наблюдения и исследования показывают: чем меньше возраст и чем ниже уровень умственного развития ребенка, тем хуже он устанавливает связи между предметами и явлениями. И без специального, целенаправленного обучения такое умение может не развиться или сформироваться недостаточно.
Поэтому уже в детском саду необходимо обучать детей такому приему умственной деятельности как сравнению. Что же такое сравнение? В философском словаре указано: «Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе). Является важнейшей предпосылкой обобщения. Играет большую роль в умозаключениях по аналогии. Суждения, выражающие результат сравнения, служат цели раскрытия понятий о сравниваемых объектах; в этом отношении сравнение служит в качестве приема, дополняющего, а иногда и заменяющего определения».
Роль сравнения в познании окружающего мира очень велика. Разум человека тяготеет к сравнению, к определению новых для него предметов и явлений как похожих или непохожих на что-нибудь хорошо известное.
Это нашло отражение и в языке. Многие слова, употребляемые для описания, содержат признак сходства: серповидный, яйцеобразный, слоноподобный и т. д. Названия многих предметов и живых существ основаны на сходстве с другими: рыба-пила, рыба-конек, морской еж, ушная раковина, коленная чашечка, Сравнение излюбленный прием в искусстве художественного слова – от фольклора до художественной литературы.
В учебном процессе сравнение играет огромную роль. Прежде всего, дает возможность более доступно, наглядно, интересно давать учебный материал.
Помогает ребенку представить себе и понять предметы и явления, выходящие за рамки его жизненного опыта и недоступные его воображению (высота морской волны – в сравнение с многоэтажным зданием).
Предметы и явления познаются в сравнении не так, как при их изолированном рассмотрении: в процессе сопоставления и противопоставления выступают такие их свойства, которые, иначе могли бы остаться незамеченными, непознанными. Сравнение помогает углубить и уточнить изучаемый материал, «открыть» в нем новые признаки.
Итак, чтобы сравнить предметы, явления или понятия, необходимо осознать, что это такое. Это осознание связано с анализом: мысленным выделением признаков, свойств, качеств объектов, мысленным их расчленением. В дальнейший процесс сопоставления вовлекаются не все признаки, которые могут быть выделены, а только сопоставимые (например, форма может быть сопоставлена только с формой, величина – с величиной, цвет – с цветом). Выделенные признаки должны пройти мысленную оценку с точки зрения их значимости, разделены на существенные и несущественные и существенные включены в дальнейшее рассмотрение. Выделение этих сопоставимых существенных признаков (оснований для сравнения) есть особая работа, требующая их абстрагирования от всех остальных.
По выделенным основаниям производится сопоставление. В ряде случаев сравнение может быть завершено не только констатацией сходства и различия, но и объяснением причин или того или другого.
Работая, таким образом, дошкольник не просто познает свойства, особенности, отношения объектов, выявляемые в результате сравнения, но и активно «открывает» их.
В сравнении участвуют многочисленные процессы. При осуществлении сравнения они сходятся воедино, как лучи сходятся в фокусе. Сравнение выступает не только как средство познания, но и как средство умственного развития.
Как же учить дошкольников сравнению?

Первый шаг сравнения – выделение признаков. Что же такое признаки? «Признак – все то, чем предметы или явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга; показатель, сторона предмета или явления, по которым можно узнать, определить или описать предметы или явления».
Выделение признаков представляет для детей значительные трудности: наблюдая предметы и явления, они, как уже отмечалось, замечают значительно меньше признаков, чем взрослые. Одни признаки они легко воспринимают, а другие совсем выпускают из виду. У детей еще недостаточно развито умение осуществлять ту деятельность, которая ведет к выделению признаков: наблюдение, рассматривание.
Прежде всего, детям необходимо сообщить, что у каждого предмета или явления есть свои признаки, рассказать им, что такое признаки и какие они бывают. Пример такой работы мы находим в сочинениях К.Д. Ушинского.
Один из его разделов книги «Детский мир» посвящен тому, какие у предмета могут быть признаки. В этом разделе, построенном в форме беседы отца с сыном, рассказывается, что признаками могут быть: цвет предмета, запах, величина, вкус, тяжесть, форма, положение в пространстве, отнесенность к определенному времени. Отец называет сыну и такие признаки, как состояние, действие предмета, его назначение («Печка назначена для того, чтобы нагревать комнату, а окошко для того, чтобы освещать ее»).
К.Д. Ушинский рекомендует постоянно упражнять детей в перечислении признаков предметов.
Возможно широкое использование вопросов, стимулирующих детей выделять признаки. Постановка таких вопросов носит игровой характер, можно с оттенком соревнования. Кто назовет больше признаков данного предмета? Как можно применить этот предмет? и т. п. При затруднении детей, необходима помощь взрослого: с помощью подсказки, наводящего вопроса натолкнуть его на самостоятельное решение.
Выделение зрительно воспринимаемых признаков – еще далеко не все, что нужно для создания полного представления о предмете или явлении. Как говорил маленькому принцу мудрый Лис, самого главного глазами не увидишь. Надо воспитывать у детей способность к выделению не только видимых признаков, но и внутренних, скрытых от глаза наблюдателя.
Обучение выделению признаков понятий, как и конкретных предметов можно строить на основе сравнения.
Сравнению надо обучать целенаправленно, систематически, углубляя и совершенствуя это умение по мере того, как углубляется и совершенствуется умственное развитие детей.
И.М. Сеченов называл способность сравнения «самым драгоценным умственным сокровищем человека», помогающим ему лучше изучить и понять предмет.
Использование приема сравнения желательно на каждом занятии, но особую результативность дает использование этого приема на занятиях по сравнительному рассматриванию (наблюдению) двух или нескольких объектов.
Прием сравнения воспитатель использует уже в младших группах, подбирая сопоставляемые предметы с наиболее заметными контрастными отличиями. Это: величина предметов и их частей, форма, особенности строения, цвет, звук, запах, повадки, движения.
Число сравниваемых признаков в младших группах небольшое – один, два. Воспитатель записывает в календарный план последовательность сопоставления и признаки, по которым предметы будут сравниваться.
Планируя прием сравнения в средней группе, воспитатель постепенно усложняет процесс сопоставления за счет увеличения сопоставляемых признаков, при этом намечает в плане строгую последовательность сравнения и учит детей выделять и перечислять признаки в определенном порядке.
Использование приема сравнения в старшей группе способствует развитию у детей глубокого познания предметов. Детям доступно выделение в объектах не только признаков отличия, но и сходства. Использование приема сравнения в старших группах учит ребят сопоставлению воспринимаемого предмета с предметом по представлению (вспомни, каким был парк зимой). Это сложный вид сравнения, но он вполне доступен детям и полезен для их умственного развития.
Народная мудрость создала специфический вид фольклора, который может быть для самых маленьких детей школой умения сравнивать. Это загадки. Загадки учат отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне не сходными вещами на основании существенных свойств. Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в 100 шуб. Для отгадывания загадок требуется немалая сообразительность. Не случайно многие психологи отмечают большое значение отгадывания загадок для умственного развития детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
Способность сближать отдаленные понятия, открывать общее в разрозненных явлениях считается одной из важнейших, составляющих творческой одаренности. При поиске решения сложных научных и технических задач, требующих совершенно нового подхода, считается полезным стимулировать поиск самых разнообразных, отдаленных и неожиданных аналогий.
Так американский психолог Гордон предложил метод активизации творческой мысли для решения проблем, включающий 4 типа установления аналогий:

1. Личностная аналогия – уподобление самого себя, какому либо элементу проблемной ситуации, например подвижной части механизма, представление самого себя «в роли» этого элемента.
2. Прямая аналогия – поиски сходных процессов в других областях знаний.
3. Символическая аналогия – использование поэтических образов и метафор для формирования задачи.
4. Фантастическая аналогия – обсуждение возможности решить проблему «как в волшебной сказке».
Применение аналогии поможет помочь ученому или изобретателю натолкнуться на неожиданное и оригинальное решение проблемы.
Ньютон увидел сходство между падением яблока на землю и притяжением Земли к Солнцу и установил в обоих случаях проявление одной и той же силы – силы всемирного тяготения.
Физическая природа распространения звука в воздухе нашла свое объяснение на основании сходства этого явления с распространением волн в воде.
Сравнение лежит в основе многочисленных изобретений. Как рассказывает древнегреческая легенда, пилу изобрел обучавшийся у знаменитого мастера Дедала его племянник Тал, за образец он взял спинной хребет костистой рыбы и челюсть змеи, усаженную острыми зубами.
Известно, что «парашютики» растений типа одуванчика натолкнули на мысль о создании парашюта. Идея конструкции висячего моста пришла в голову изобретателю при наблюдении паутины. Создать форму крыла аэроплана помогло сравнение с крылом птицы.
Этот перечень открытий и изобретений, основанный на сравнении, на постижении сходства, мог бы быть значительно продолжен. Этот экскурс позволяет нам убедиться, что в процессе открытий, изобретений, решения сложных проблем участвуют те же виды умственной деятельности, что и в работе дошкольников, осуществляющих сравнение. Обучая детей сравнению, мы готовим их к умственному труду взрослых.
Учите детей сравнивать.
Литература:
1. Философский словарь. Издание. М., 1975, с. 389.
2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975, с. 477.
3. Ушинский К.Д. Сочинения в 4-х томах. М., 1975, т. 4 с. 558.
4. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986, с. 96.
5. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980, с. 96.

Рекомендуем посмотреть:

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Познание окружающего мира в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Деловая игра для педагогов ДОУ
Экологический праздник. День земли. Сценарий для детей старшей группы | Технология развития сюжетно-ролевых игр для младших дошкольников
Опубликовано: 2510 дней назад (8 января 2018)
Просмотров: 4314
Рубрика: Публикации
+18
Голосов: 18
Комментарии (16)
Татьяна Николаевна Дворецкая # 8 января 2018 в 20:40 +2
Виктория Анатольевна спасибо за приглашение на методическую разработку: Консультация для педагогов детского сада«Учите детей сравнивать».
Полезный материал! +3 smile
Виктория Анатольевна Лалаева # 9 января 2018 в 20:06 +1
Спасибо за внимание к моей работе. Мне очень приятно.
Тамара Александровна Новичкова # 8 января 2018 в 21:23 +2
Консультация "Учите детей сравнивать" действительно станет полезной и нужной всем, кто работает с детьми. Вы приводите много примеров, в которых показываете, что сравнение влияет на развитие познавательных интересов ребёнка, умственных способностей, его речи. Всего вам доброго, Виктория Анатольевна. Голос за интересную публикацию.
Виктория Анатольевна Лалаева # 9 января 2018 в 20:07 +1
Спасибо за поддержку!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 8 января 2018 в 22:42 +2
Очень умная и нужная консультация. Хорошо, что этому учат детей в детском саду, Развивается ум ребёнка, его заинтересованность в развитии мира. Голос!
Виктория Анатольевна Лалаева # 9 января 2018 в 20:04 +1
Большое спасибо за ваш отзыв!
Валентина Петровна Чурепкина # 9 января 2018 в 20:30 +1
Консультация для педагогов детского сада «Учите детей сравнивать» показывает структуру и взаимосвязь процессов познания мира дошкольником, важность сравнения, как приема умственной деятельности. Материал грамотно и профессионально изложен. Поддерживаю работу голосом + 8. УДАЧИ!
Елена Ивановна Буторина # 10 января 2018 в 18:03 0
Виктория Анатольевна, примите "голос" поддержки за Вашу своевременную публикацию. Безусловно, важные и нужные советы о методах и приемах сравнения пригодятся многим читателям. Желаю Вам успехов! С уважением, Елена Буторина.
Елена Владиславовна Пимонова # 11 января 2018 в 17:28 +2
Замечательная консультация, замечательного педагога! Примите голос.
Галина Владимировна Козюкова # 11 января 2018 в 17:36 0
Консультация интересная, познавательная, приведено много примеров, которые показывают, как важно научить детей умению сравнивать. Голосую и желаю успехов.
Марина Александровна Андронова # 11 января 2018 в 20:55 0
Виктория Анатольевна,добрый вечер! Вы опубликовали полезный и нужный материал. Думаю многие педагоги им воспользуются. Для себя - возьму в закладки. Голос!
Ирина Анатольевна Князева # 12 января 2018 в 20:24 0
Полезный материал!Творческих Вам успехов и удачи!Голос!
Юлия Вяльцева # 13 января 2018 в 14:36 0
Здравствуйте, Виктория Анатольевна! Ознакомилась с Вашей публикацией. Вы даете актуальную, важную, очень нужную информацию для педагогов и родителей о развитии умственных способностей детей посредством сравнения, обобщения. Самое ценное в Вашей статье - это еще одно прочтение-призыв: общайтесь с детьми, говорите с ними, делитесь своим жизненным опытом! Спасибо Вам за профессиональную консультацию. Обязательно ею воспользуюсь. Примите мой голос! Желаю успехов!
Алла Алексеевна Кондратьева # 14 января 2018 в 12:43 0
Вы представили нашему вниманию очень ценный материал, который поможет организовать качественную работу в группах и осуществлять деятельностый подход.
Я думаю,что Вашей публикацией воспользуются многие педагоги и родители, ведь она учит мыслить,излагать собственное мнение,быть креативными.Примите мой Голос!
Юлия Владимировна Меленева (Быкова) # 23 февраля 2018 в 14:01 0
Замечательная консультация, замечательного педагога! Примите голос.
Тамара Юрьевна Панкрева # 12 декабря 2018 в 13:31 0
Я с удовольствием голосую.