Музыкальная дидактическая игра для детей дошкольного возраста
Музыкально - дидактическая игра для дошкольников «Веселый куб»
Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Практика показывает, что полноценное развитие музыкальности детей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной, богатой предметно - пространственной развивающей среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может осуществляться на чисто вербальном уровне. Именно предметно - пространственная развивающая среда позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, исследовать, размышлять, сравнивать, моделировать и творить.Одним из наиболее доступных средств познания музыки, является музыкально-дидактическая игра. Музыкально - дидактические игры имеют полифункциональный характер, их можно рассматривать:
- как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию определенных знаний о музыке;
- как одну из игровых форм обучения;
- как самостоятельную игровую деятельность;
- как средство общения и развития ребенка.
Музыкально-дидактические игры способствуют более содержательному, эффективному, вариативному и интересному изложению материала. А яркие и эстетичные пособия к играм позволяют заинтересовать, активизировать детей и вызвать желание, играя, учиться.
К сожалению, каждый музыкальный руководитель образовательного учреждения, в том числе и я, сталкивается с проблемой приобретения наглядных материалов, пособий и игр. Поэтому, многие из них приходится создавать своими руками.
Предлагаю музыкально-дидактическую игру «Веселый куб».
Идея игр не новая, но я их интерпретирую по-своему. Эти игры способствуют проявлению творчества, концентрации внимания и слуха, развивают память, чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Для организации игр необходимы большие кубики.
Кубик можно изготовить из квадратной картонной коробки, либо воспользоваться мягким строительным модулем. Изображения на гранях кубика можно сделать из цветной самоклеящейся бумаги, наклеить готовые вырезанные картинки или нарисовать. Самое главное, кубик должен быть ярким, эстетичным, легким и не травмоопасным.
Я использую кубик из поролона, обшитого обивочной тканью. Изображения –термонаклейки выполнены на отдельных квадратах из этой же ткани и крепятся к кубику при помощи контактной ленты (липучки). Таким образом, квадраты можно менять в зависимости от поставленных дидактических задач. Пособие выглядит ярко, эстетично и тем самым вызывает желание у детей играть с ним.
Игра «Музыкальный куб»
Задачи:
- поддерживать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах;
- развивать музыкальный и ритмический слух, слуховое внимание и творчество;
- воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу;
- совершенствовать певческие навыки, умение петь сольно, артистические способности;
- развивать память, расширять представления об окружающем мире;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, выдержку, умение слушать;
- совершенствовать умения детей использовать «звучащие» жесты: хлопки, шлепки, щелчки, прыжки, притопы и т.д.;
- развивать слуховое внимание и память, ритмичность, координацию движения;
- учится подражать звучанию голосов животных, используя возможности силы и тембра своего голоса.
Игра «Музыкальные инструменты»
Пособие – кубик, на гранях которого изображены детские музыкальные инструменты: бубен, дудочка, барабан, погремушка, ложки, колокольчик.
Ход игры.
На столе лежат детские музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, ложки, маракас, дудочка, гармошка. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу, передают кубик друг другу, напевая:
Ты беги, веселый кубик
Быстро – быстро по рукам,
У кого остался кубик,
Тот сейчас сыграет нам.
Ребенок, у которого остановился кубик, называет инструмент, изображенный на верхней грани, берет его со стола и играет любую мелодию, либо ритмический рисунок
Второй вариант.
Ребенок повторяет за ведущим (педагог или ребенок) заданную мелодию, либо ритм.
Третий вариант.
Ребенок при помощи инструмента передает ритмический рисунок музыкального произведения, которое исполняет музыкальный руководитель.
Игра «Оркестр»
Как и в предыдущей игре, инструменты лежат на столе, их количество соответствует количеству играющих. Дети, стоя в кругу, передают кубик и поют:
Кубик движется по кругу,
Передай его ты другу.
Кубик может показать,
На чем в оркестре поиграть!
Либо кубик может передаваться под веселую музыку, с остановкой музыки останавливается движение кубика. Тот ребенок, у которого остался кубик, выходит из круга и берет себе «выпавший» инструмент. Кубик движется по кругу, пока все дети не возьмут себе инструмент. Затем все вместе играют в «оркестр», передают на музыкальных инструментах ритмический рисунок или пульс музыкального произведения, исполняемого музыкальным руководителем.
Игра «Ритмический кубик»
Пособие – кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов. На первой грани – одна бабочка. На второй – два зайца. На третьей – бабочка. На четвертой четыре девочки. На пятой – пять корабликов. На шестой – шесть вишенок.
Ход игры.
Дети в кругу под музыку передают кубик друг другу, напевая:
Ты возьми, веселый кубик,
Передай его друзьям,
Что покажет этот кубик,
Повтори скорее нам.
Ребенок, у которого остановился кубик, показывает верхнюю грань всем играющим. Затем передает изображенный ритм любым «звучащим» жестом, а все играющие повторяют.
Другой вариант. Ребенок, у которого остался кубик, бросает его в центр круга. Все играющие передают ритм выпавшей грани жестом или движением, каждый по – своему. Ведущий выбирает самый лучший вариант.
Игра «Весёлый кубик»
Пособие – кубик, на гранях которого изображены разные животные: кошка, лошадка, поросёнок, собака, петушок, утёнок.
Ход игры .
Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная весёлая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст: «Кубик детям передай, кто пришёл к нам, угадай!»
Ребёнок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображён на верхней грани кубика. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребёнку, который бросал кубик, показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу-мяу-мяу!») и т.п. Затем игра продолжается.
Игры «Веселый куб» осваиваются детьми постепенно на занятиях. Первоначально взрослый (музыкальный руководитель или воспитатель) является организатором игры, реализуя определенную дидактическую задачу. Затем апробируются с детьми разные варианты. Эти игры и пособия можно использовать в различных видах деятельности: и на музыкальных занятиях, и на ритмике, и при проведении диагностики, и при организации развлечений. Дети с удовольствием играют в эти игры, придумывают свои варианты, приобретая при этом определенные музыкальные знания, умения, навыки.
Рекомендуем посмотреть:
Современные формы работы с родителями по музыкальному воспитанию Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников Проект для средней группы детского сада Музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Колыбельные песни русских композиторовПохожие статьи:
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет
Автор: Вера Павловна Проходская
Опубликовано: 3126 дней назад (1 мая 2016)
Просмотров: 6193
Рубрика: музыкально-дидактическая игра
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|