Статья по методике музыкального развития детей дошкольного возраста «Колыбельные песни русских композиторов»
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы, музыкальных руководителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей. В материале рассказывается о происхождении жанра колыбельных песен, о колыбельных песнях русских композиторов: А. К. Лядова , В. С. Калиникова, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского.
Цель: Изучение жанра колыбельных песен в творчестве русских композиторов.
Задачи: 1.Рассказать о колыбельных песнях в творчестве русских композиторов.
2.Формировать представления о творчестве русских композиторов.
Педагоги, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, педагогики, оперировать основными методиками развития и воспитания детей. Методике музыкального развития детей выделяется место и в программах детского сада. Развивая музыкальное восприятие детей, формируя представления детей о творчестве композиторов, о жанрах музыки уже с детского сада у дошкольников начнет формироваться музыкально-эстетическая культура. Очень важно взаимодействие воспитателей и музыкального руководителя. В таком тандеме можно организовать и яркие праздники для детей, и интересные досуги, музыкальные гостиные, вечера отдыха. Воспитатели могут организовать беседы музыкальной направленности. Очень интересно проходят беседы, рассказывающие о творчестве русских композиторов. Одну из таких можно найти здесь.
/blogs/natalija-valerevna-konduktorova/beseda-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kolybelnye-pesni-ruskih-kompozitorov.html#c33172 Радынова О. П. в своих статьях и книгах очень много рассказывает колыбельных песнях, объясняет происхождение слова «колыбельная». Ольга Петровна пишет: «Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие в творчестве композиторов разных эпох и стилей. Характерные черты фольклора каждого народа отражались и в колыбельных, сочиненных разными авторами.Создавая колыбельные, композиторы опираются на традиционные ритмические и мелодические обороты, присущие музыке их народа, на интонационное своеобразие народных песен. Но народные интонации всегда как бы преломляются через авторский стиль, поэтому, слушая колыбельную, сочиненную композитором, можно найти и народные черты, характерные для этого жанра, и распознать оригинальный «почерк» автора.» [1]
Множество колыбельных, как вокальных, так и инструментальных создано русскими композиторами.
Одним из излюбленных жанров русского композитора Анатолия Константиновича Лядова (1855-1914) является колыбельная. Ему принадлежат инструментальные, вокальные колыбельные, оригинальная обработка русской народной колыбельной для оркестра. Колыбельную у Лядова можно встретить и в симфонической сказке «Кикимора», где «Кот-баюн баюкает маленькую Кикимору – чудовище, лежащее в хрустальной колыбельке среди каменных гор».
Все знают и слушают цикл «Детские песни» А. К. Лядова. В этот цикл входят несколько вокальных колыбельных композитора. Дух русской народной колыбельной очень тонко чувствуется и передается слушателю в произведениях Лядова. «В вокальных колыбельных А. К. Лядов всегда использовал подлинно народные тексты. В фортепианной партии слышатся и народные приемы исполнительства (выдержанные органные пункты, имитирующие гудящие народные инструменты, «волыночные басы», подголосочная полифония) и характерные лядовские особенности письма (использование прозрачных, нежно звенящих регистров, помещение фортепианной партии выше вокальной, полифоничность в сочетании с прозрачностью фактуры, тонкость тембровой палитры, неброскость красок, отточенность деталей, сдержанность в выражении чувств), - подмечает О. П. Радынова. [1]
Отличаются колыбельные А. К. Лядова изобретательностью в тонком следовании музыки за текстом. В его творчестве прослеживается постоянное взаимодействие мелодии и поэтического слова.
Колыбельная А. К. Лядова «Гуленьки, гуленьки» - настоящий шедевр.
Она написана на народный тескт. «Мелодия ласковая, плавная, переливчатая. Короткие длительности (шестнадцатые ноты) украшают ее. Мелодия звучит несколько раз, точно повторяясь, напоминает нежное и монотонное воркование голубей,» - очень точно замечает О.П. Радынова.
В содержании народных колыбельных Лядова есть и «пожелания богатства, благополучия ребенку, описания богатой колыбели, песни с образами животных и птиц, мифологическими персонажами Сном и Дремой». [1]
Среди последователей А. К. Лядова в передаче зримых музыкальных образов и в этом смысле в некоторой театральности, яркой изобразительности можно назвать композитора Виктора Сергеевича Калинникова (1870 – 1927). В его песнях «Тень, тень-потетень», «Журавель» каждый персонаж наделен меткой характеристикой (в фортепианной партии). Бережно сохраняя стиль русской песенности, имитируя интонации фольклора В. С. Калинников, как и А. К. Лядов, создавали колыбельные на народные тексты.
Рекомендуя колыбельные песни для слушания в детском саду, Радынова пишет: «Песня В. С. Калиникова «Киска», предлагаемая для прослушивания детям в средней группе, не названа колыбельной, но написана на народные колыбельные слова. По содержанию она близка колыбельным-сказочкам. В мелодии слышны звукоподражания плачу несправедливо обиженной кисоньки. В конце песни очень выразительно звучат речевые интонации всхлипывания, прерывающиеся паузами. Сопровождение от начала до конца написано на тоническом органном пункте: мерное движение аккомпанемента вверх и вниз имитирует плавное покачивание.» [1]
Нельзя пропустить творчество Н. А. Римского-Корсакова, который изучал и обрабатывал народные песни. В его произведениях прослеживается близость к интонациям русских народных песен, что отличает стиль письма композитора. «Его обработки «Сто русских народных песен» отличаются высоким мастерством, разнообразием используемых приемов, гармонической и тембровой красочностью, поэтичностью. В этом сборнике песен есть колыбельная, которая написана на текст русской народной потешки «Идет коза рогатая». Воспитатели, которые берут для слушания это произведение, должны помнить, что «эта песня имеет не развлекательный, шуточный характер, а устрашающий, запугивающий. Она полна диссонирующих звучаний, остро гармонизирована, имеет оттенок изобразительности. В басу звучит удержанный тонико-доминантовый органный пункт, на который накладываются подголоски, создающие характер сумрачный и страшноватый.»
Русские народные песни Н.А. Римский-Корсаков часто использовал в своих произведениях (колыбельная, звучащая в опере «Сказка о царе Салтане», опере-сказке – Садко).
Особый стиль письма отличает творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его колыбельные не похожи ни на одну из названных.
«Тема творчества Чайковского – жизнь человеческого духа, столкновение добра и зла, борьба со злом, которое не всегда победимо. Трагедийность – переживания человека, его страдания надежды, стремление к свету и невозможность его достижения определяет главную тему творчества П. И. Чайковского. Можно провести аналогию, обратившись к живописи и литературе. Если композиторам-«кучкистам» близки по духу художники-передвижники, то Чайковскому – лиричность живописи И. И. Левитана, психологизм А. П. Чехова, Л.Н. Толстого. П. И. Чайковский стремился к выражению в музыке вечных философских тем. Сила эмоционального напряжения и воздействия его музыки огромна. Это достигается стремлением к развитию, преобразованием образов. Мелодика, гармония, инструментовка, форма подчинены выражению психологического состояния человека. Простая, близкая русской песне, романсу мелодика, часто встречающийся вальсовый режим делают музыку Чайковского доступной. Сложные преобразования, напряженное развитие рождают обобщения, психологизм. Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная», -разъясняет Радынова.
Произведения из репертуара П. И. Чайковского можно применять и в детском саду. Две вокальные (на стихи русских поэтов А. Плещеева и А. Майкова) и две инструментальные (оркестровая из балета «Щелкунчик» и фортепианная), которые слушают дошкольники.
Марьина Е. С рассказывает: «Обе вокальные колыбельные звучат непривычно для колыбельных – тревожно и грустно. Мелодия одной из них (на стихи А. Плещеева) похожа на романс, мелодия другой (на стихи А. Майкова) – на народную песню. Размер три четверти в первой колыбельной позволяет говорить о некоторой вальсовости, чрезвычайно любимой Чайковским. В обеих колыбельных передана сложная гамма чувств – встревоженность и желание успокоить ребенка. Эта встревоженность усиливается изображением в музыке таинственного ночного пейзажа.» [2]
Иная по настроению инструментальная (фортепианная) колыбельная, пронизанная негой, светом, лаской. Нарушают безмятежность тревожные нотки, слышимые в музыке.
«Колыбельная из балета-сказки «Щелкунчик», казалось бы, самая простая по образному содержанию и выразительным средствам – светлая, нежная, убаюкивающая. Но она вся окутана мягкой дымкой волшебства, необыкновенно поэтична и добра, в ней слышатся предчувствия будущих сказочных превращений.» [1]
Как по-разному колыбельные Чайковского завораживают своей необычностью, глубиной чувств!
Колыбельные русского композитора Антона Степановича Аренского (1861-1906), ученика Н. А. Римского-Корсакова и друга П. И. Чайковского звучат иначе. Колыбельные Аренского элегически-созерцательны, просты по музыкальным средствам выражения, они лишены драматизма, накала чувств, в них «чувствуется тесная связь с русской народной песенностью, народный колорит.»
Сравнивая колыбельные Аренского и Чайковского Радынова замечает: «Колыбельные Чайковского и Аренского, написанные на одни и те же стихи А. Майкова, резко контрастны между собой. Запев песни, в котором у Чайковского выражена тревога, беспокойство и смятение, у Аренского звучит светло, нежно, в манере неторопливо рассказывающейся сказки. В припеве, наоборот, у Чайковского слышится некоторое просветление, появляется мажорный лад, а в песне Аренского припев звучит в миноре: музыка следует за текстом, чутко реагирует на каждое слово.»
В музыке Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) прослеживается иная образная и интонационная сфера. Колыбельная «С куклой» из цикла «Детская» «оригинальна по музыкальному языку, отличается юмором, детской непосредственностью. Изумителен текст, написанный композитором. В этой колыбельной с блеском проявилось мастерство Мусоргского в подражании человеческой речи в музыке. Так, начальные интонации мелодии близки к монотонной речи. Они звучат в небольшом диапазоне, с повторяющимися звуками. Следующая интонация, восходящая на тритона и падающая утвердительно на квинту, прерывающаяся паузами, похожа на строгую, приказную речь. Колыбельная Мусоргского необыкновенно остроумна и свежа. Детские мечтательные, трогательные, лукавые, смешные интонации как бы подслушаны Мусоргским и переданы в музыке. Первые открытия окружающего мира слышны в ней, первые радости и огорчения.» [1]
Список литературы. 1.Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 296 с.
2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2
Рекомендуем посмотреть:
Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Музыкальное развитие детей 5-7 лет посредством фольклора
Консультация для родителей детского сада о влиянии музыки на развитие ребенка
Похожие статьи:
Обучение дошкольников музыке. Занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет