Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Формирование конкурентоспособной личности в учреждениях дополнительного образования детей

Из опыта работы педагога дополнительного образования. Формирование конкурентоспособной личности в учреждениях дополнительного образования детей
В.Н. Беликова, методист МУДО ДДТ

Отечественная наука и практика ставит перед образовательными учреждениями задачу - воспитание личности в новых условиях хозяйствования, которая может самостоятельно, критически и творчески мыслить, имеющую активную жизненную позицию, способную благоприятно адаптироваться на рынке труда, т.е. конкурентоспособную личность.
Прежде чем дать определение конкурентоспособной личности, необходимо разобраться в сути понятия «личность».
Понятие личности является одним из наиболее распространенных в общенаучных словарях, изучающих общество и науку.
Так философский словарь толкует это понятие следующим образом: «Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений»
Цель сегодняшнего образования заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развивать у учащихся потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях - трансформациях, психологических знаниях, знаниях - инструменте, которые позволят обрести утраченный менталитет, этнокультурную идентичность и эмоционально-нравственное отношение к жизни, и в то же время в современных условиях все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. В этой связи одной из приоритетных задач современного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы.
Конкурентоспособность – это основное условие социальной успешности человека, которое обеспечивается уровнем образования и степенью проявления будущим специалистом своей субъектности.
Как показывает практика, выпускники общеобразовательных школ, не получившие специальной подготовки, не обладают способностью личностного и профессионального самоопределения, способностью проводить объективный анализ меняющейся социально-культурной и экономической ситуации в стране, осуществлять проектирование собственно-профессиональной образовательной деятельности с целью будущего трудоустройства.
Известно, что одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является система образования, а в составе этой системы – подсистема дополнительного образования. Дополнительное образование детей обладает значительным потенциалом для включения учащихся в социокультурную и профессиональную среду и формирования на этой основе конкурентоспособной личности. Для эффективной организации процесса формирования конкурентоспособной личности необходимо обеспечить интегративное взаимодействие общего и дополнительного образования. Системное проектирование процесса формирования конкурентоспособности личности базируется на теоретической модели конкурентоспособности личности, идеях и принципах инновационного педагогического менеджмента.
Развитие системы дополнительного образования связывается со стремлением к общественному идеалу развития личности обучающегося человека, соответствующей образу, представленному в Концепции модернизации российского образования, в которой отмечается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Таким образом, социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения. Достижение этой цели под силу дополнительному образованию, которое, в отличие от базового, традиционного, вооружает не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, понимаемой как культура жизненного самоопределения, как способ целостного освоения мира.
Конкурентоспособная личность воспитанника - это субъект учебной деятельности, обладающий интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции. Модель формирования конкурентоспособной личности воспитанника представляет собой дидактическую систему, которая в структурном отношении отражает психологические, социально-психологические и социокультурные характеристики и параметры формируемой личности, определяет приоритетные направления и логико-содержательную основу интеграции информационных и традиционных технологий. В нашем учреждении дополнительного образования каждому воспитаннику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы.
Система работы Дома детского творчества позволяет удовлетворить потребности подростков в жизненном самоопределении.
Социальный заказ обучающихся и родителей определил основные задачи деятельности педагогов Дома детского творчества:
• помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников;
• формирование базовых ключевых компетенций учащихся;
• оказание психологической помощи в саморазвитии, самосовершенствовании, личностном самоопределении;
• организация познавательно-развлекательной деятельности и активного творческого досуга;
• обеспечение эффективного сотрудничества родителей, учащихся и педагогов.
Мы считаем, что в нашем учреждении созданы условия, которые позволяют формировать у воспитанников обоснованные профессиональные намерения на основе их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей и организовать эффективное обучение с целью развития и совершенствования способностей детей и подростков.
Во всех творческих объединениях, студиях и клубах Дома детского творчества проводится профессиональное консультирование обучающихся по определению их индивидуальных особенностей, склонностей к тому или иному виду деятельности, изучаются профессиональные намерения обучающихся, мотивы их выбора профиля обучения и будущей профессиональной деятельности.
Привлечь обучающихся во внеурочное время к освоению образовательных программ и, таким образом, способствовать их профессиональному самоопределению – одна из основных задач деятельности педагога дополнительного образования.
В детской образцовой модельной студии «Силуэт» педагог воспитывает у старшеклассников интерес к творчеству, самостоятельности и индивидуальности, подготавливает их к взрослой жизни, позволяет раскрыть в них таланты и способности. Самое главное – дает возможность овладеть навыками допрофессионального швейного мастерства, а также ознакомить обучающихся с основами хореографии и особенностями дефиле.
Обучающиеся детского хореографического ансамбля «Огоньки» к седьмому году обучения своим кропотливым трудом, преданностью идеалам танцевального искусства, приобретенной достаточной физической подготовкой, овладев музыкальной грамотой и актерским мастерством, ставят перед собой цель продолжить обучение в профильных средних специальных и высших учебных заведениях.
Объединение «Радиоэлектроника» дает дополнительное образование школьникам по основам электроники и радиотехники. Занимаясь в этом направлении, обучающиеся расширяют и углубляют знания, полученные на школьных уроках физики, математики, черчения. В процессе теоретического обучения воспитанники знакомятся с назначением, структурой и устройством электрорадиоэлементов и схем, что в будущем помогает мальчикам определиться с выбором профессии.
Обучающиеся музыкально-поэтического клуба «Родники» учатся грамотно писать свои стихи, выразительно их читать, сочинять собственные песни. Выпускники клуба могут стать музыкантами, поэтами и писателями.
В клубе «Юный патриот» организована целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов Родины при несении военной службы в рядах Вооруженных сил России.
Деятельность педкласса «Надежда» направлена на допрофессиональную подготовку вожатых из числа старшеклассников, склонных к педагогической деятельности. Ребята ориентированы на профессию учителя, педагога, психолога, организатора досуга.
В настоящее время дети любят заниматься эстрадным пением. В современной музыке эстрадное пение занимает особое место. В процессе занятий в вокальной студии «Фантазия» формируются вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотный слух, чистота интонирования, чувства ритма. Более 85 % выпускников студии поступают в высшие учебные заведения по специальности «вокальное искусство».
Обучение в сатирическом театре миниатюр «Ералашки» строится на основе традиционной системы подготовки профессионального актера, что в настоящих условиях жизни гарантирует воспитанникам защиту и поддержку в выбранном деле.
Выпускники объединений декоративно-прикладного творчества способны создавать атмосферу уюта в окружающей обстановке и ориентированы на профессию дизайнера.
Одним из видов социально-педагогической направленности являются занятия в творческом объединении «Юнкор», где старшеклассники знакомятся с жанрами средств массовой информации и нацелены на информационно-литературную деятельность.
Приобщая школьников к практической работе в объединении «Техническое творчество» по определённым направлениям - резьба по дереву, чеканка по металлу, основы электротехники, педагог развивает у детей и подростков культуру художественного восприятия и оказывает помощь в выборе ремесла и в целом специальности «плотник», «мастер по художественной обработке металла» и т.д.
Выпускниками Дома детского творчества считаются обучающиеся, прошедшие обучение по образовательным программам при условии формирования твердых знаний, умений и навыков по виду деятельности объединения и при полном выполнении учебного плана. Они готовы, как к выполнению основных требований жизни, так и к активному ее совершенствованию и своему профессиональному самоопределению.
В настоящий момент педагогический и детский коллектив нашего учреждения работают в режиме развития, решая вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения мотивации детей к дополнительному образованию.
Особое место в формировании конкурентоспособной личности занимает разработка и использование психолого-педагогических механизмов, стимулирующих потребности личности в самореализации, самоактуализации, в самооценке, в самовыражении, в самосовершенствовании с учетом особенностей возраста, так как, прежде чем внедрять рекомендации, их нужно создать, то есть подкрепиться теоретически – будь то образовательная программа или методические материалы. Эффективность формирования конкурентоспособной личности воспитанника обеспечивается реализацией комплекса педагогических условий, которые направлены на организацию образовательного пространства и создание в учебном заведении конкурентной среды; стимулирование самосовершенствования личности учащегося, ее самопреобразование; обеспечение субъектной позиции обучающихся в образовательном процессе; усиление индивидуально-творческого характера учебной деятельности; развитие побудительной мотивации обучения.
Таким образом, развитие конкурентоспособности обучающихся творческих объединений, студий и клубов Дома детского творчества - это сложный, многоаспектный процесс, протекающий поэтапно. Возможность у детей и подростков приобрести опыт творческой допрофессиональной деятельности, опыт конструктивного общения моделирует конкурентоформирующую образовательную среду, которая является гарантом качества дополнительного образования.

Литература
1. Андреева В.И. Конкурентология. – М., 2004.
2. Горский В.А., Соколова Н.А. Проблемы и перспективы системы дополнительного образования детей. – Пермь, 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока. Знакомство с русской избой Конспект интегрированного занятия с воспитанниками творческих объединений Сценарий творческого отчёта в ДДТ Сценарий праздника посвящения в кружковцы

Похожие статьи:

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре

Городской конкурс к году кино. Сценарий

Конкурс для школьников «Мир профессий»

Визитная карточка педагога дополнительного образования на конкурс «Сердце отдаю детям»

Благотворительные акции в Доме детского творчества | Коммуникативная культура педагога это
Опубликовано: 2927 дней назад (8 декабря 2016)
Просмотров: 6349
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Валентина Валерьевна Саясова # 8 декабря 2016 в 20:09 0
Валентина Николаевна, здравствуйте! Это замечательно, когда дети имеют возможность посещать Дома детского творчества! Печально, что многие дети сёл и деревень не имеют такой возможности, вот и стараешься заинтересовать детей чем- либо ещё в дошкольном возрасте, чтобы не угасал этот огонёк и в школе. Спасибо вам за работу!