Средство совершенствования здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования детей
Деятельностная позиция участников образовательного процесса в системе дополнительного образования детей как средство совершенствования здоровьесберегающих технологий
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей и интересов. Основная задача учреждений дополнительного образования детей – создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, программы и времени ее освоения. Другой, не менее важной задачей, становится сбережение и укрепление здоровья воспитанников, формирование ценности здоровья, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.
По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы. Что касается подрастающего поколения, то сегодняшняя жизнь, с ее неблагоприятными тенденциями, требует серьезного подхода к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача.
Весомый вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление детей вносит дополнительное образование. Занятия в спортивных объединениях, творческих клубах, кружках по интересам, секциях служат основой в закладке монолита здоровья.
Так что же такое «здоровье»? Слово «здоровье» является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «Здравствуйте!», «Будьте здоровы!», «Здоровья Вам!». Самое простое определение этого термина «здоровье» – это отсутствие болезни.
Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от качества работы учреждений здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
Не случайно Ф. Энгельс в своё время отметил, что «Здоровье - это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет». Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И.И. Брехман (российский учёный-фармаколог, создатель валеологии), сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровому образу жизни с раннего возраста.
Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные компоненты здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, отказ от вредных привычек.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников в учреждении дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от деятельностной позиции участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся, родителей.
Целью работы педагогического коллектива по здоровьесбережению является создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Ключевая роль в формировании здорового образа жизни в системе дополнительного образования, в целом и нашего учреждения в частности, принадлежит педагогическим работникам (педагогам дополнительного образования, педагогу-психологу, педагогу-организатору, методистам), использующим современные здоровьесберегающие технологии. Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе дополнительного образования, можно выделить несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:
– физкультурно-оздоровительные технологии (мероприятия на свежем воздухе, Дни здоровья, спортивные соревнования и эстафеты. День здоровья – самая устоявшаяся форма работы, которая имеет несколько функций: коммуникативную (участвуют дети всех студий и объединений), соревновательную, здоровьесберегающую, познавательную. Дни здоровья в нашем учреждении всегда проводятся в интересной для детей форме);
– экологические здоровьесберегающие технологии (совместные экскурсии, походы; выходы в лес в зимний и летний периоды);
– технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (викторины, конкурсы, инсценировки по ПДД и противопожарной безопасности и т.д.);
– здоровьесберегающие образовательные технологии.
Приоритетом последних являются информационно-обучающие, обеспечивающие информирование о здоровье и способах его сохранения, воспитывающие культуру здоровья, обучающие навыкам здоровья.
Культура здоровья человека понимается как критерий личностного роста, условие и фактор его нормальной жизнедеятельности, коммуникабельности, творческого потенциала.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в нашем учреждении обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детстве, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в детском и подростковом возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности.
Следует отметить, что культура здоровья в деятельности нашего учреждения, работающего в режиме здоровьесбережения, занимает достойное место в содержании всего образовательного процесса.
Для МБОУ ДОД ДДТ наиболее актуальными являются здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, связанные с профилактической работой по детскому дорожно-транспортному травматизму, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям.
Основными содержательными блоками здоровьесберегающих технологий в нашем учреждении являются:
– создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни воспитанников;
– обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для обучающихся, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения;
– организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности;
– культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.
Здоровьесберегающий аспект развития успешности детей является актуальным на современном этапе. Насыщенная, интересная и увлекательная жизнь в Доме детского творчества становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
Осознанное отношение к здоровью – один из важных аспектов обеспечения качества образования. Педагогический коллектив систематически занимается вопросами формирования мотивации обучающихся на здоровый образ жизни, критического отношения к вредным привычкам, развивает способности воспитанников к саморегуляции, осуществляет психолого-педагогическую поддержку детей и подростков.
Здоровьесберегающая работа включает и психологическое здоровье обучающихся. Психологом учреждения проводятся индивидуальные беседы с детьми, испытывающими трудности в обучении и в коммуникации, психологические тренинги и консультативная работа. Такая работа проводится не только с обучающимися, но и с педагогами, и родителями, представляет собой многоплановую повседневную текущую деятельность, направленную на оказание содействия и помощи по вопросам здоровьесбережения в конкретных случаях и ситуациях.
С целью привлечения родителей к совместной здоровьесберегающей деятельности проводятся родительские собрания, совместные с детьми посиделки, творческие гостиные и другие формы работы.
Успешность работы по здоровьесбережению является одной из основ оценки эффективности МБОУ ДОД Дома детского творчества. Следует отметить, что с внедрением здоровьесберегающих технологий произошла определённая перестройка всего учебно-воспитательного процесса нашего учреждения.
Таким образом, здоровьесберегающее образование – это процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимися уровня образованности без ущерба своему здоровью посредством активной деятельностной позиции участников образовательного процесса.
Литература
1.Ахаев А.В. Управление здоровьесберегающим образовательным процессом. Учебно-методическое пособие / А.В. Ахаев. – Усть- Каменогорск: Издательство ВКГУ имени С. Аманжолова, 2004.
2.Березина В.А. реализация государственной политики по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. – Внешкольник, №2, стр. 115, 2011
3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М., 2006.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока. Знакомство с русской избой Конспект интегрированного занятия с воспитанниками творческих объединений Сценарий творческого отчёта в ДДТ Сценарий праздника посвящения в кружковцыПохожие статьи:
Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»
Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре
Городской конкурс к году кино. Сценарий
Конкурс для школьников «Мир профессий»
Визитная карточка педагога дополнительного образования на конкурс «Сердце отдаю детям»
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!