Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игра Поле чудес в начальной школе на тему: Птицы

Интеллектуально-развлекательная игра «Поле чудес» на тему «Птицы леса»
Голикова Татьяна Вячеславовна, воспитатель БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху»

Занятие предназначено для педагогов начальных классов, воспитателей групп продленного дня и школ-интернатов, родителей, детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель занятия: закрепление и обогащение знаний обучающихся о птицах леса нашей Родины.
Задачи:
- познакомить обучающихся с названием и жизнью лесных птиц;
- учить обучающихся отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
- обогащать словарный запас учеников;
- развивать кругозор обучающихся;
- обогащать знания о птицах леса нашего края;
- способствовать развитию у школьников любви к природе.
Форма занятия – игра.
Зрительный ряд – слайды презентации.
Словарная работа – грач, скворец, петух, глухарь, рябчик, цыплёнок, утка, гусь, сорока, снегирь, дятел, синица, воробей, клёст, ястребинка, сова.
Оборудование – карточки с алфавитом, простые карандаши, презентация, компьютер, интерактивная доска, игровое поле, система звукового поля, призы.
Виды деятельности обучающихся на занятии:
Регулятивные (Р.) - учатся принимать и сохранять поставленную задачу; оценивать результат своих действий;
Познавательные (П.) - закрепляют новые понятия (слова); учатся наблюдать за изучаемым предметом; осуществляют поиск необходимой информации в рассказе педагога и слайдах презентации, в собственных наблюдениях; знакомятся с правилами поведения во время игры, получают возможность участвовать в игре; учатся воспринимать и строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные (К.) - учатся отвечать на вопросы педагога; строить понятные для окружающих высказывания; учатся нормам правильного поведения во время игры.
Личностные (Л.) – получают возможность обогатить свой кругозор; развивать внимание, мышление, память, устную речь; формируют положительное отношение к природе.
Примечание – неиспользованное слово для замены можно взять для игры со зрителями.
Ход игры:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы собрались здесь, чтобы принять участие в интеллектуально-развлекательной игре поле чудес. Тема игры: «Птицы леса». Поэтому все задания сегодня будут связаны с птицами. Каких-то птиц вы уже знаете, но узнаете что-то новое из их жизни. О каких-то птицах вы услышите впервые.
- Давайте вспомним правила игры:
- для игры мы выберем игроков с помощью загадок, поэтому отвечать на загадку вы должны только по поднятой руке;
- выкрикивать с места нельзя: нарушитель будет удалён из зала и сменено задание;
- во время игры в зале должна быть тишина;
- каждый участник игры получает карточку с алфавитом и карандаш;
- задание для игроков озвучивается только после их расположения около игрового поля;
- участник игры должен называть букву или слово только после поворота волчка;
- названную букву участники вычёркивают на карточке с алфавитом;
- если названная буква в слове отсутствует, то право хода переходит следующему игроку;
- если названная буква есть в загаданном слове, участник имеет право назвать следующую букву;
- за 3 правильно угаданные буквы подряд – 2 шкатулки, в одну из которых помещается небольшой приз;
- победитель тройки выходит в финальную игру и занимает у игрового поля место, соответствующее номеру его тройки.
II. Непосредственно игра.
Загадки для первой тройки игроков
(загадки оформлены в презентации):
1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Ответ - грач)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация грача)
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
(Ответ – скворец)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация скворца)
3. Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(Ответ – петух)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация петуха)
Задание для первой тройки игроков:
(на доске 7 перевернутых карточек с буквами слова "Глухарь")
Эту птицу можно встретить в лесу. Утром и вечером она вылетает щипать сосновую хвою. Если стужа под 30 градусов – она добирается по соснам пешком. А если пурга или сильные ветры, тогда она сидит под снегом сутками, предпочитая тощать, чем зябнуть.
О какой птице идёт речь?
(Ответ – глухарь)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация глухаря)
Всем участникам вручаются поощрительные или сладкие призы.
Запасное слово для замены задания
(на случай подсказки из зала):
(слово из шести букв)
Эту птицу называют лесной курочкой Рябой. Несёт яички в крапинку, сидит на них почти не вставая. Рябенькая от носа до хвоста. Птенцы её похожи на живых одуванчиков на быстрых ножках. Она (птица) – солнцепоклонник, а если заскучает – жди хмурую погоду. Наскоро поклюёт почек берёзы или ольхи и с ветки бух! По 20 часов в сутки проводит она в снежных норах.
О какой птице идёт речь?
(Ответ – рябчик)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация рябчика)
Выбираем вторую тройку игроков:
1. Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Ответ – петух)
(демонстрируется иллюстрация петуха)
2. Он явился в жёлтой шубке:
– Прощайте белые скорлупки!
(Ответ – цыплёнок)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация цыплёнка)
3. Пёстрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(Ответ – утка)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация утки)
Задание для второй тройки игроков:
(на доске 6 карточек с буквами слова "сорока")
Птица во фраке – так называют её за наряд. О строитель в лесу – не любит занимать своё старое гнездо и каждый год строит себе новое. Гнездо у неё прочное, просторное, дно выложено сухой травой, мхом и шерстью. Маленьких птенцов кормит мягкими личинками, гусеницами. Потом приносит крупных жуков, мух и кузнечиков. А двухнедельных птенцов кормит лягушками и мышатами. Эта птица- разбойница не прочь украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда. А если понравится монетка, стёклышко – тут же тащит и прячет в укромном уголке своего большого гнезда. В середине лета она начинает линять, менять пёрышки.
О какой птице идёт речь?
(Ответ – сорока)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация сороки)
Всем участникам вручаются поощрительные или сладкие призы.
Запасное слово для замены задания
(на случай подсказки из зала):
(слово из семи букв)
Эта птица живёт в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо своё устраивает на ёлке невысоко над землёй. Свито оно из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано сухой травой и мхом. Она нетороплива, несуетлива, держит себя с достоинством. Очень доверчива. Может жить даже в клетке. Но наряд её тогда блекнет: румяна линяют, одевается в тёмный, иногда совсем в чёрный наряд. А на воле – чёрная шапочка на голове, крылышки и хвостик тоже блестяще – чёрные с синим шелковистым отливом. Спинка – серо-голубая, ослепительно белое надхвостье, а грудка!? По ней эта птица отличается от всех других. Прилетает к нам с первым снегом.
О какой птице идёт речь?
(Ответ – снегирь)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация снегиря)
Музыкальная пауза
( с танцевальными движениями).
Выбираем третью тройку игроков:
1. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Ответ – дятел)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация дятла)
2. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Ответ – гусь)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация гуся)
3. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Ответ – сорока)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация сороки)
Задание для третьей тройки игроков:
(на доске 6 карточек с буквами слова "синица")
Эта красивая птичка ростом с воробья. У неё белые щёчки и грудка, на голове – чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Брюшко по своей окраске сразу бросается в глаза. Клюв тоненький, как иголочка.
Гнездо начинает вить ранней весной. Делает его из пуха, перьев и шерсти животных. Вьёт гнездо в дупле, которое сделал дятел, или сама делает дупло в старом трухлявом пне. Высиживает птенцов 2 раза за весну. Летом питается только насекомыми, зимой клюют всё – зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала. Морозными ночами прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга, а перед сильной стужей иногда прячутся в снег.
О какой птице идёт речь?
(Ответ – синица)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация синицы)
Всем участникам вручаются поощрительные или сладкие призы.
Запасное слово для замены задания
(на случай подсказки из зала):
(слово из 5 букв)
Это весёлые, шумливые птицы. Ростом они крупнее воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки зеленоватые, у самцов – с оранжево-красным отливом. Клюв острый, крючковатый, загнут в разные стороны. Такой клюв похож на кривые щипцы. Прилетают к нам зимой с далёкого севера – из тайги. Питаются семенами хвойных шишек. Гнёзда вьют в густых елях, промеж заснеженных веток на толстом суку возле самого ствола из тонких веточек и прутиков. Дно укладывают мягким лишайником и мхом. Птенцов выводят зимой. Они вылупляются голенькие и слепые. Мать сама укрывает своих малышей от мороза. Отец кормит и малышей, и мать. Если самочка слетает с гнезда, самец сам садится на место матери и продолжает согревать птенцов.
О какой птице идет речь?
(Ответ – клёст)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация клеста)
Финальная игра для победителей каждой тройки:
(на доске 10 карточек с буквами слова "ястребинка")
По-другому её называют соколиной совой. Это редкая птица в наших лесах. Она полезная: избавляет наши леса и болота от вредных грызунов. В пору игр они крутят в воздухе карусели, могут и разодраться.
Одета птица под ястреба, с толстой головой, с глазами в белых кружках. Летает как сокол: стремительно, плавным лёгким скольжением и покрикивает как сокол: «Ки-ки-ки!»
О какой птице идёт речь?
(Ответ – ястребинка)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация ястребинки)
Запасное слово для замены задания
(на случай подсказки из зала):
(слово из семи букв)
Это маленькая шустрая птичка. Есть городские – они серенькие. Есть деревенские или полевые – они меньше, но наряднее: на белых щёчках чёрные пятна, белая ш6ейка и коричневая шапочка на голове. Это очень прожорливая птичка. Истребляет не только насекомых, но и вредит посевам. Само название птицы говорит об этом. Гнездо сооружает под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Она – плохой строитель. Иногда вообще не строит гнезда, а захватывает чужое. И выгнать её от туда бывает очень трудно.
О какой птице идёт речь?
(Ответ – воробей)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация воробья)
Задание для супер-игры:
(на доске 4 карточки с буквами слова "сова")
У этой птицы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит пристально, не мигая. Зрение у неё отличное. В самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Летает бесшумно. Замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук, или как под снегом бегают мыши. Очень любит купаться. Под мелким тёплым дождиком она долго принимает душ: долго кружится в воздухе, распушась и развернув веером хвост. Гнездо не строит. Устраивает его в готовом дупле, в ямке на земле, на камнях. Не пользуется мягкой подстилкой или пухом. Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда и больше в него не возвращаются, хотя и не умеют ещё летать и охотиться. Бегают неподалёку и писком сообщают о себе родителям.
О какой птице идёт речь?
Можно назвать три буквы. Если они есть в слове, то их откроют.
(Ответ – сова)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация совы)
Победителю супер-игры вручается диплом.
Запасное слово для замены задания
(на случай подсказки из зала):
(слово из пяти букв)
Эта птица тоже живёт в лесу. Есть чёрный, есть, зелёный, есть пёстрый. Эта птица не очень дружелюбна. Она не терпит соседей и изгоняет со своей территории даже подросших птенцов.
Питается насекомыми, которых достаёт крепким клювом из коры дерева, упираясь хвостом в ствол и зацепившись за него сильными лапами. Если жучок или гусеница сидят глубоко, он выдалбливает отверстие и достаёт их длинным и узким языком. Зимой кормится семенами шишек сосен и елей.
О какой птице идет речь?
Можно назвать три буквы. Если они есть в слове, то их откроют.
(Ответ – дятел)
(после названия ответа демонстрируется иллюстрация дятла)
III. Рефлексия.
- Молодцы, ребята!
- Вам понравилась игра?
- Назовите тему нашей игры.
- Какие птицы живут в лесу?
- О какой птице вы услышали сегодня впервые?
- Предлагаю вам выполнить творческое задание: нарисовать понравившуюся птицу леса и мы устроим выставку ваших работ.
- Всем большое спасибо за игру. До новых встреч!
Литература:
1. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. / Ярославль, Академия развития, 1997.
2. Получнов И. Д. Солнцеворот. - Архангельск; Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во, Волог. отд-ние, 1986.
3. Скребицкий Г. здравствуй, солнце красное! – М.: Малыш, 1987.
4. Сладков Н. Азбука леса.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная викторина с ответами для учащихся начальной школы. Животные Викторина с ответами для младших школьников по теме: Насекомые Викторина с ответами для учащихся 4 класса по теме: Озёра Квест игра для младших школьников 3-4 класса. Тема: Шотландия

Похожие статьи:

Интеллектуальная игра. Аукцион знаний для начальной школы, 3 - 4 класс

Литературно-музыкальная викторина для учащихся начальных классов с ответами

Внеурочное занятие для младших школьников на тему: Новый год. Конспект | Весенняя аппликация из цветной бумаги "Яблони в цвету" своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2805 дней назад (11 апреля 2017)
Просмотров: 4323
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!