Воспитательное мероприятие для начальных классов. Тема: "Что такое доброта?"
Воспитательное занятие для младших классов. Тема: "Что такое доброта?".
Цель:воспитание доброго, отзывчивого, порядочного человека.Задачи:
1. Расширить представление детей о понятии «доброта»;
2. Показать детям значимость их позитивного отношения к окружающему миру;
3. Выявить с детьми некоторые приёмы самопознания и самовоспитания, пути формирования положительной Я-концепции (через помощь окружающим, умение поделиться, умение посочувствовать и порадоваться за других, через терпимость к окружающим, управление своими отрицательными и положительными эмоциями);
4. Продолжить развитие нравственных качеств воспитанников (внимательность, отзывчивость, сочувствие, соучастие, добропорядочность), обогащение опыта нравственного поведения;
5. Содействовать формированию доброжелательных отношений в группе
Оборудование:оргтехника, цветные карандаши, рисунки цветов, зеркало, платок, очки, посуда, картинки рюкзачков, солнце с лучами из бумаги.
Предварительная работа:разучивание стихов с детьми, чтение соответствующих теме произведений, заготовка наглядных пособий.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Дети становятся в круг, дают друг-другу руки и говорят:
«Будем мы работать дружно –
Пусть крепчает наша дружба!»
Все садятся на свои места. Воспитатель напоминает правила поведения на занятии:
- Веди себя сдержанно, не шуми, не отвлекайся и не отвлекай других;
- Не говори без разрешения, поднимай руку, если хочешь ответить на вопрос;
- Подумай, прежде чем поднимать руку для ответа;
- Говори громко и внятно, договаривай мысль до конца.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень серьёзное занятие. Вы узнаете его название, если решите головоломку. На доске написано: «Что такое …», а дальше идут буквы разной величины, вперемешку. При их правильной расстановке получается нужное слово. («ДОБРОТА».) (Дети расставляют буквы, читают хором название занятия.)
Послушайте рассказ о мальчике и скажите, какая с ним приключилась беда.
«Самое страшное». Е. Пермяк
Вася рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Кота Мурзея за усы дёргал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Ничего не боялся Вася. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вася к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вася с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вася из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вася к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вася остался один. Один-одинёшенек!
Воспитатель. 1). Почему Вася остался один?
2). Какое качество, по-вашему, отсутствует у мальчика?
3). Что бы вы посоветовали Васе?
- Вам не кажется, что среди вас есть дети, похожие на Васю? А чем они похожи?
Ответы детей: дерутся, грубят, не слушаются, обижают слабых, мешают другим.
Тренинг «Зеркало правды».
Дети по очереди берут в руки зеркало и перед ним разговаривают с собой, сначала хвалят себя за что-то, а потом ругают за совершённые недавно проступки.
Воспитатель: «Выходит, нам просто необходимо выяснить, что такое доброта и найти путь к ней. Согласны? Вы сами сможете это делать, если будете задумываться о своих поступках: за хорошие хвалить, за плохие – ругать.
3. Основная часть.
- А что же такое доброта?
В толковом словаре значение этого слова такое: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»
Доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами – и на душе у нас становится теплее.
Есть много высказываний великих людей о доброте. Приведу лишь одно.
«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». В.Гюго
- А кто учит детей доброте? (Конечно, ваши родители. А порой – друзья.)
- Подберите другие слова со словом ДОБРО.
(Добродушный, добросердечный, доброжелательный, добросовестный, добропорядочный, добродетельный.)
- Можно ли заставить человека быть добрым?
Ответы детей
- Конечно, нет! Доброте нужно учиться!
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, какое качество помогло мальчику стать добрым волшебником.
«Попробуй волшебником стать!» С. Погорельский
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой!
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие, честное слово!
На клумбе цветок – его листья повисли.
Грустит он, о чём? Угадал его мысли?
Он хочет напиться. Эй, дождик, полей!
И дождик струится из лейки твоей.
А что же сестрёнка скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь сделай сестрёнке!
И ты обернулся ретивым конём –
Галопом сестрёнка помчалась на нём.
Хоть мама ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы пошить, почитать,
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь весёлое чудо:
И пол засверкал, засияла посуда!
И ахнула мама, вернувшись домой:
«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!» Ответы детей: Заботливость, чуткость.
Воспитатель. 1-й способ стать добрей - позаботиться о близких, о тех, кто в этом нуждается!
4. Физминутка.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения разминки:
Мы посуду мыли сами – помогали дружно маме.
А потом мы постирали и бельё пополоскали.
На верёвку всё бельё мы повесили своё.
Хорошо помыли пол и пошли играть в футбол.
Воспитатель. Сейчас посмотрим, как вы проявите внимательность и заботливость.
Инсценировка ситуаций
Воспитатель. Сейчас я буду разыгрывать ситуацию, а кто-то из вас мне подыграет.
Ситуация 1.
Воспитатель. Сядьте поудобней, закройте глаза. По хлопку откройте глаза. (Сама надевает платок, передник, очки, превращаясь в бабушку).
- Кто я? (БАБУШКА). А кто хочет стать мне внучкой или внучком на две минутки? Посмотрим сейчас, догадается мой внучек угадать и исполнить моё желание!
(На столе лежат клубок ниток, спицы, газета. Бабушка делает вид, что что-то ищет. Внук должен догадаться, что она ищет, а, главное, помочь найти очки.)
- Ты, внучок, не видел мои очки? Куда же они пропали?
(Если внук догадался помочь найти очки, то бабушка радуется:)
- «Ой, спасибо тебе, внучек, вдвоём-то искать веселее!»
(Если не догадался и не помогает, то бабушка вздыхает:)
- Полдня ищу! Ни повязать, ни газету почитать!
Обсуждение. – Какие качества надо было проявить внуку в этой ситуации?
(Внимательность – обращай внимание на окружающих, на их заботы.)
Ситуация 2.
На столе кастрюля, тарелка, ложка. Выбирается другой внук.
- Иди, внучек, кушать! Ты, наверное, проголодался после школы?
(Сама же бабушка грустная, всхлипывает, вытирает платком глаза.)
- Я тут тебе супчику сварила. Ешь мой хороший!
(Продолжает вздыхать, качает головой. Если внук ничего не заметил и не спрашивает у бабушки, что случилось, игра заканчивается. А если спросил, то бабушка благодарит внука за заботу, объясняет, что случилось. Например, «Обидел меня твой отец, накричал…»)
Обсуждение. – Что случилось с бабушкой? Почему это было заметно? –Какое качество проявил внук?
(Чуткость, внимательность, участливость.)
Воспитатель. - 2-й способ. Умей посочувствовать, приди на помощь!
Обсуждение проблемных ситуаций.
Ситуация 1). Игорь, возвращаясь из школы, увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2). Когда старушка-соседка попросила Вову сходить в магазин и купить ей хлеба, мальчик согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то угостить.
Воспитатель. - Кто из героев добрый по-настоящему? Каким качеством обладают такие люди?
(Бескорыстие.)
- Значит 3-й способ стать добрее - делать добро другим без вознаграждения.
Сейчас проверим вашу щедрость.
Тренинг «Цветик-семицветик»
Дети располагаются парами за столами, на которых разложены контурные рисунки «цветиков-семицветиков», получают по три карандаша разного цвета (одному - красный, синий, оранжевый, другому – жёлтый, фиолетовый, розовый).
- Вы должны раскрасить лепестки своего цветочка в разные цвета. Цвета не должны повторяться. Использовать при этом как можно больше вежливых слов. Обратите внимание, что у вас есть не все карандаши.
Стихи.
Кто любит собак или прочих животных –
Серьёзных котов и щенков беззаботных,
Кто может любить и осла, и козла,
Тот людям вовеки не сделает зла!
*** С. Михалков
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком!
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки!
Воспитатель. – Какие качества нужны, чтобы общаться с животными?
(Добродушие, терпеливость, заботливость.)
- 4-й способ стать добрее – любить животных, заботиться о них, не обижать!
Воспитатель. - Давайте вспомним все способы как стать добрее.
(Дети их перечисляют.)
Игра на саморегуляцию поведения "Собери рюкзак в дорогу".
- Каждый из вас отправился сегодня в путь за ДОБРОТОЙ. Дорога будет неблизкой и нелёгкой. ДОБРОТУ не найдёшь за один день. Её нужно собирать по крупицам.
Каждый из вас возьмёт с собой в путь рюкзак, в который мы положим плохие качества этого человека. Пусть он в путешествии за ДОБРОТОЙ поменяет плохие качества на хорошие.
На доске список разных качеств, хороших и плохих: внимательный – невнимательный, тактичный – грубый, щедрый – скупой, послушный – непослушный, заботливый – равнодушный, сдержанный – несдержанный, неконфликтный -задиристый, честный – лживый. Эти же качества напечатаны на полосочках бумаги по чеслу детей
Для каждого ученика дети называют его плохие и хорошие качества, а воспитатель кладёт полосочки с плохими качествами в конверт-рюкзачок и отдаёт ученику. Через время можно провести обсуждение успехов каждого ученика и убрать или добавить какие-то качества.
6. Подведение итогов занятия
Воспитатель. - Ребята, наше занятие подходит к концу. Вам оно понравилось? Надеюсь вы поняли, что такое ДОБРОТА и каким путём можно обрести это качество?
- Что можете уже сегодня начать делать, чтобы становиться добрее?
Ответы детей.
Воспитатель. - Тогда я пожелаю вам терпения и скажу: «В добрый путь, ребята!»
Рекомендуем посмотреть:
Воспитательный час для учащихся начальных классов с презентацией. Правильное питание Модель воспитательной работы в начальных классахПохожие статьи:
Основные направления воспитательной работы в начальной школе по ФГОС, 1-4 класс
+11↑ Голосов: 11 |
Комментарии (6)
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|