Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для школьников

Занятие «Семейной студии»
Тема: «Памятники Великой Отечественной войны».
Цель: Воспитывать уважение к истории и культуре своего народа и своей Родины, затрагивая нравственные общечеловеческие качества, способствуя сплочению семейных уз через совместное приобщение детей и их родителей к креативной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Повышать интеллектуальный уровень в видах искусства: скульптуре и ДПИ, литературе и музыке, истории.
• Учить самостоятельному составлению композиции открытки, её технологии изготовления и правилам цветового оформления.
Развивающие.
• Развивать пространственное и образное мышление.
• Развивать эстетически художественный вкус по оформлению открытки.
• Совершенствовать умения и навыки в аппликации, подборе элементов композиции открытки и её цветового решения.
Воспитательные.
• Воспитывать уважение к истории и культуре своей страны, а через него и к мировому культурно – историческому наследию.
• Воспитывать нравственные общечеловеческие качества и способствовать сплочению семейных уз с помощью совместного приобщения детей и их родителей к креативной деятельности.
• Воспитывать способность к сотрудничеству в творческой работе разновозрастных коллективов.
Мотивация для занятия.
• Посещение музея деревянной скульптуры А. И. Новикова
• Изучение нового материала по теме: «Скульптурные памятники Великой Отечественной войны».
• Использование наглядности (мультимедийный проектор, экспонаты музея).
• Выступление районного ансамбля «Ретро» с песнями военных лет.
• Привлечение родителей к совместному обучению вместе с детьми
• Сплочение семьи на основе совместной творческой работы
Занятие состоит из 4 – х частей:
Теоретическая (лекция с использованием слайдов и наглядных пособий).
Проблемная (вопросы-ответы в ходе рассказа ).
Практическая (конструирование, аппликация).
Итоговая (проставление баллов, фотографирование результатов творческой практической деятельности).
Методы контроля.
• Опрос (промежуточный контроль)
• Баллы
• Отбор работ (фотографирование)
Форма занятия.
Учебное занятие в объединённой коллективной форме – родители и дети на базе музея деревянной скульптуры А.И. Новикова.
Организация занятия: словесная, промежуточный контроль, наглядная, практическая, итоговая.
Методическое обеспечение.
• Мультимедийный проектор, экран
• Экспонаты музея
• Призы за правильные ответы (конфеты, фрукты, книжки)
• Материал для практической работы (цветной картон А4,бумага, клей, ножницы, атласные ленты, цветная бумага, фломастеры, бумажные элементы из газет и журналов)
На занятия приглашались учащиеся младшей возрастной группы: подготовительный класс изостудии (6 лет) и 1 года обучения (7-9 лет).
Ход занятия.
Педагог Шагова Т.М.: «2015 год очень знаменательный для нашей страны: 70 лет Победы! Много различных мероприятий, направленных на формирование гражданственно – патриотического воспитания подрастающего поколения, проходило и проходит в ЦДТ в этом учебном году. Одно из них «Акция «Память сердца», где мы с вами приняли большое участие. Во-первых, приняли участие в конкурсе творческих работ «История моей семьи в истории моей страны». Писали рассказы и сочинения о своих родных, живших и боровшихся с фашизмом в годы Войны. Более 12 семей моих студийцев поделились историями о своих родных. Пока мы помним о своих родных и близких, проливавших кровь и отдавших свои жизни во имя Победы, до тех пор и живёт память обо всех людях времён Войны. Во-вторых, приняли мы с вами участие в конкурсе ЦДТ «Открытка для ветерана», более 35 открыток было представлено на конкурс. Это ещё одна дань Памяти. В-третьих, каждый год мы изучаем исторический жанр, часть рисунков посвящая Великой Отечественной войне. В этом учебном году все работы исторического жанра «рассказывают» о всех тяготах военных лет. Столько качественных и интересных работ! Было оформлено 3 выставки, посвященные 70 – летию Победы. Конечно, принимали участие во всех концертах ЦДТ (как зрители), посвященных памяти всех ветеранов войны. Сегодня, наше занятие «Семейной студии» также посвящено Великой Отечественной войне. Мы узнаем о памятниках скульптуры, которые «рассказывают» о тяготах войны, о страшных её проявлениях.
Методист Чернышева Е.А.:
Их много, скромных памятников и величественных монументов,
увековечивших доблесть и мужество нашего народа . Они установлены в городах и селах нашей Родины, во многих городах Европы. Памятники полководцам и солдатам, памятники жертвам фашизма. Мы сегодня поговорим о некоторых из них.
Здесь кипели сраженья когда-то,
А теперь величавый гранит
Об ушедших в бессмертье солдатах
Благодарную память хранит
(В. Кожевников).
1.На зеленом кургане стоит бронзовый воин, прижимая к груди спасенную им девочку. В руках у него меч, а у ног разрубленная этим мечом свастика фашизма. Это монумент советскому воину-освободителю в Трептов - парке в Берлине, автор памятника Е. Вучетич. (см. фото 1)
Как в Трептов-парке появился памятник воину-освободителю? 8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным. Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках». Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику… Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова, который за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов». В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры… Приступая к работе над монументом, скульптор долго искал подходящую натуру. Пока на празднике, посвященном Дню физкультурника, не встретил 21-летнего гвардии рядового Ивана Одарченко. Тот бежал кросс, но выбыл из дальнейшей борьбы и, переодевшись в гимнастерку, присел на трибуне. Тут-то и подошел к нему Вучетич с просьбой позировать для скульптуры… Работа над монументом продолжалась около полугода. Сначала была изготовлена 2,5-метровая гипсовая копия. А отливали 72-тонный монумент в Ленинграде. Это тоже было сделано далеко не случайно – монумент должен был символизировать и мужество защитников города на Неве, которые так и не склонили головы перед гитлеровскими полчищами. Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться. Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей». Вес этого меча был порядка двух пудов. Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо (!) вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью. В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых… А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове. Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей. В отличие от эстонских властей – немцы не собираются сносить памятник в Трептов-парке. Более того, не так давно они его даже почистили, обновили. Они понимают, что переписывать историю – зряшное дело… И этот урок, к сожалению, усвоили далеко не все...
Пролетели года, отгремели бои,
Отболели тяжелые раны твои,
Но далекому мужеству верность храня,
Ты стоишь и молчишь у святого огня.
Ты же выжил , солдат, хоть сто раз умирал.
Хоть родных хоронил и хоть насмерть стоял.
Почему же ты замер? На сердце ладонь,
А в глазах, как в ручьях, отразился огонь.
(из песни Д. Фёдорова «Про солдата» ансамбля учителей «Лира» Сормовского района г. Нижнего Новгорода)
2. Об этом памятнике сложили в Болгарии песню и зовут его Алеша. Стоит он в болгарском городе Пловдиве. (см. фото 2)

Инициатива создания этого монумента целиком исходила от болгарского народа, без всякой рекомендации «сверху», т.е. «Алёша» истинно народный памятник. Еще в 1948 году у жителей города Пловдив родилась идея соорудить на холме Буранджик (он же «Холм Освободителей») мемориал в честь советских воинов и 9 мая этого же года была сделана символическая кладка основания памятника. Так же был создан Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам, в состав которого входили общественные деятели, архитекторы, художники, писатели, преподаватели. Возглавлял его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен Греков. Комитет организовывал различные мероприятия, связанные с популяризацией идеи, выбором места для памятника, сборы средств среди жителей Пловдива. В 1949 году был объявлен общеболгарский конкурс проектов будущего памятника, в котором приняли участие десять творческих коллективов состоявших из именитых болгарских скульпторов, художников и архитекторов. Так как уровень заявленных работ был высок, комиссия не смогла сразу принять решение о том, что же будет стоять над Пловдивом. После долгих споров выбрали два варианта: «Красный богатырь» и «Победа». Авторам обоих был дан год на доработку, и в 1950 году комиссия остановила свой выбор на «Красном богатыре», которого создал коллектив под руководством Васила Радославова.
Первым делом на месте будущего памятника был возведен макет в натуральную величину, который тут же выявил определенные недостатки – по задумке авторов монумент должен был состоять из трех элементов, но выяснилось, что на фоне неба они сливаются и композиция теряет свою красоту. В итоге было решено оставить только воина. Этот вариант и был утвержден в июне 1950 года.
Васил Родославов со своими соратниками-скульпторами Любомиром Далчевым, Тодором Босилковым и Александром Ковачевым приступили к работе над 11-ти метровым железобетонным памятником, который в итоге был водружен на 6-ти метровый постамент, облицованый Среднегорским сиенитом и гранитом с горы Витоша, а так же украшенный барельефами «Советская армия бьет врага» (автор Георгий Коцев) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков). К монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведет широкая лестница (авторы архитектурно-планировочного решения - Борис Марков, Николай Марангозов, Петр Цветков). 7 ноября 1957 года памятник был торжественно открыт и сразу стал еще одним символом города Пловдив.
Как такового прототипа у пловдивской скульптуры советскому воину нет. Таковым по традиции называют разведчика Алексея Ивановича Скурлатова, которому в марте этого года исполнилось 85 лет. Но в памятнике от него только имя, хотя в разных источниках публикуются рассказы о том, как его болгарский друг Методи Витанов передал фотографию Алексея (по другой версии – карандашный рисунок) скульптору Василу Родославову и тот создавал скульптуру основываясь на этом изображении. Кроме того, тот же Методи, якобы при закладке памятника вывел на одном из камней имя «Алёша» (есть версия, что Методи принимал участие в строительстве мемориала и с его легкой руки каменного солдата стали называть Алёшой). Большую путаницу в эту историю привносят различные публикации на эту тему и «интервью» со Скурлатовым. То пишут, что памятник начали возводить еще тогда, когда А.Скурлатов находился в Пловдиве, хотя не понятно, что делал разведчик-связист в Болгарии с сентября 1944 года до июня 1950 года? То, оказывается, что автором названия памятника является болгарская любовница разведчика Илонка, которая уговорила своего «мужа-старика» Васила Родославова, что бы тот назвал свою работу «Алёша». Говорят, что тождество Алексея Скурлатова с «Алёшой» в 1981 году установили уральские следопыты, которые откликнулись на письма болгарина Методи Витанова, которые были опубликованы в журнале «Огонек»…
Примечательно, что коренной пловдивчанин Николай Бузин писал в своей статье о памятнике: «Совершенно неожиданно для авторов памятника и для пловдивчан в общественном пространстве зазвучало имя «Алеша»! Именно такое, звонкое и в то же время нежное имя получил неизвестный русский парень в каменной гимнастерке, накинув плащ на могучие плечи и устремив добрый взгляд в синюю даль. Кто и когда стал его “крестным” - так и не удалось установить за все эти десятилетия…». Как видим, жители Пловдива вообще не в курсе ни о Методи Витанове, ни о Алексее Скурлатове. (Сравним с одной из российских публикаций о Скурлатове: «В общем, 17-метровая статуя оказалась похожа на Алексея Ивановича так сильно, что его болгарский друг Методи Витанов однажды написал на постаменте: «Альоша». Написано было мелом, а из души не стерлось — с тех пор каменного воина никто иначе не зовет. И эту историю в Болгарии знает каждый» газета «Известия»). Темная история…
Но как бы то ни было, монумент «Алёша» стал символом города Пловдив. В 1966 году пыла написана песня «Алёша», которая была официальным гимном Пловдива практически 25 лет. Но, на волне антисоветских настроений песня перестала быть гимном, а в 1989 году пловдивский городской парламент решил снести ненавистный им памятник советскому войну. И вот тут болгарский народ показал, на чьей стороне правда – были организованы мероприятия в защиту памятника, были круглосуточные дежурства у «Алёши», подавались протест против реваншистского желания фашиствующих городских депутатов и, в конце концов, в 1996 году Верховный суд Болгарии постановил, что монумент является памятником Второй мировой войны и не может быть разрушен. Так победила правда.
Песня. Алёша (слова Константина Ваншенкина
музыка Эдуарда Колмановского)
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Болгарии русский солдат.
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги
Из камня его гимнастерка,
Из камня его сапоги.
Немало под страшною ношей
Легло безымянных парней.
Но то, что вот этот - Алеша,
Известно Болгарии всей.
К долинам, покоем объятым,
Ему не сойти с высоты.
Цветов он не дарит девчатам -
Они ему дарят цветы.
Привычный, как солнце, как ветер.
Как в небе вечернем звезда.
Стоит он над городом этим.

Как будто над городом этим
Вот так и стоял он всегда.
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Болгарии русский солдат.

3. Все сожгли. Детей не пощадили.
Все с землей сравняли. Но пришли
Снова люди и сады взрастили
На клочке трагической земли.
И, как прежде, все зазеленело,
Чтоб тянуться к солнцу и цвести.
Только Мать окаменела –
И платка к глазам не поднести.
(К. Ваншенкин)
Стоит на сожженной земле босая женщина в платке и длинной крестьянской одежде. Глубокая скорбь во всем ее облике. Она оплакивает всех погибших в тяжелой войне. Это памятник-монумент жертвам фашизма поставлен на литовской земле в Пирчюписе, автор Г. Иокубонис. (см. фото 3)
4.Памятник полководцу, генералу инженерных войск Д.Карбышеву, которого живьем заморозили фашисты в Маутхаузене в Австрии. (см. фото 4)
В феврале 1946 года представителю Советской миссии по делам репатриации в Англии сообщили, что его срочно хочет видеть раненый канадский офицер, находящийся в госпитале под Лондоном. Офицер, бывший узник концлагеря Маутхаузен, считал необходимым сообщить советскому представителю «чрезвычайно важные сведения». Канадского майора звали Седдон Де-Сент-Клер. «Я хочу рассказать вам о том, как погиб генерал-лейтенант Дмитрий Карбышев», — произнёс офицер, когда советский представитель появился в госпитале. Рассказ канадского военного стал первой весточкой о Дмитрии Михайловиче Карбышеве с 1941 года…
Дмитрий Карбышев родился 26 октября 1880 года в семье военного. С детских лет он мечтал продолжить династию, начатую отцом и дедом. Дмитрий поступил в Сибирский кадетский корпус, однако, несмотря на старание, проявленное в учёбе, числился там среди «неблагонадёжных». Дело в том, что старший брат Дмитрия, Владимир, участвовал в революционном кружке, созданном в Казанском университете, вместе с ещё одним молодым радикалом — Владимиром Ульяновым. Но если будущий вождь революции отделался только исключением из университета, то Владимир Карбышев оказался в тюрьме, где впоследствии и умер. Несмотря на клеймо «неблагонадёжного», Дмитрий Карбышев учился блестяще, и в 1898 году, по окончании кадетского корпуса, поступил в Николаевское инженерное училище. Из всех военных специальностей Карбышева более всего привлекло строительство укреплений и оборонительных сооружений. Талант молодого офицера впервые ярко проявился в русско-японскую кампанию – Карбышев укреплял позиции, наводил мосты через реки, устанавливал средства связи и проводил разведку боем. Несмотря на неудачный для России исход войны, Карбышев показал себя как классный специалист, что было отмечено медалями и чином поручика. Но за свободомыслие в 1906 году поручика Карбышева уволили со службы. Правда, ненадолго – командованию хватило ума понять, что специалистами такого уровня разбрасываться не стоит. Накануне Первой Мировой войны штабс-капитан Дмитрий Карбышев проектировал форты Брестской крепости – те самые, в которых тридцать лет спустя будут драться с гитлеровцами советские солдаты. Первую Мировую войну Карбышев прошёл в качестве дивизионного инженера 78-й и 69-й пехотных дивизий, а затем начальника инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса. За храбрость и отвагу при штурме Перемышля и во время Брусиловского прорыва он был произведён в подполковники и награждён орденом святой Анны. Во время революции подполковник Карбышев не метался, а сразу вступил в Красную Гвардию. Он всю жизнь был верен своим взглядам и убеждениям, от которых не отрекался. В ноябре 1920 года Дмитрий Карбышев занимался инженерным обеспечением штурма Перекопа, успех которого окончательно решил исход Гражданской войны. К концу 1930-х годов Дмитрий Карбышев считался одним из виднейших специалистов в области военно-инженерного искусства не только в Советском Союзе, но и в мире. В 1940 году ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, а в 1941 года – степень доктора военных наук .Накануне Великой Отечественной войны генерал Карбышев работал над созданием оборонительных сооружений на западной границе. Во время одной из поездок на границу его и застало начало боевых действий. Стремительное наступление гитлеровцев поставило советские войска в сложное положение. 60-летний генерал инженерных войск – не самый необходимый человек в частях, которым грозит окружение. Однако эвакуировать Карбышева не сумели. Впрочем, и он сам, как настоящий боевой офицер, решил вырываться из гитлеровского «мешка» вместе с нашими частями. Но 8 августа 1941 года генерал-лейтенант Карбышев был тяжело контужен в бою у реки Днепр, и в бессознательном состоянии попал в плен .С этого момента и до 1945 года в его личном деле будет значиться короткая фраза: «Пропал без вести». Авторитет Карбышева как военного специалиста был очень высок. Гитлеровцы ещё до пленения генерала внесли его в список тех, кого впоследствии рассчитывали использовать на службе Третьему Рейху. Немецкое командование было убеждено: Карбышев среди большевиков – человек случайный. Дворянин, офицер царской армии, он с лёгкостью согласится перейти на их сторону. В конце концов, он и ВКП(б) вступил только в 1940 году, видимо, по принуждению. Однако очень скоро нацисты обнаружили, что Карбышев – крепкий орешек. 60-летний генерал служить Третьему Рейху отказывался, выражал уверенность в конечной победе Советского Союза и ничем не напоминал человека, сломленного пленом. В марте 1942 года Карбышева перебросили в офицерский концентрационный лагерь Хаммельбург. В нём велась активная психологическая обработка высокопоставленных советских офицеров с целью заставить их перейти на сторону Германии. Ради этого создавались самые гуманные и доброжелательные условия. Многие хлебнувшие лиха в обычных солдатских лагерях, на этом ломались. Карбышев, однако, оказался совсем из другого текста – никакими благами и послаблениями «перековать» его не удалось. Вскоре к Карбышеву приставили полковника Пелита. Этот офицер вермахта прекрасно владел русским языком, так как в своё время служил в царской армии. Более того, Пелит был сослуживцем Карбышева во время работы над фортами Брестской крепости. Пелит, тонкий психолог, расписывал перед Карбышевым все преимущества службы великой Германии, предлагал «компромиссные варианты сотрудничества» — например, генерал занимается историческими трудами о военных операциях Красной армии в текущей войне, и за это ему в перспективе разрешат выезд в нейтральную страну. Однако Карбышев вновь отмёл все предложенные гитлеровцами варианты сотрудничества. Тогда нацисты предприняли последнюю попытку. Генерала перевели в одиночную камеру одной из тюрем Берлина, где продержали около трёх недель. После этого в кабинете следователя его ждал коллега — известный немецкий фортификатор профессор Гейнц Раубенгеймер. Гитлеровцы знали, что Карбышев и Раубенгеймер знакомы, более того, русский генерал с уважением относится к работам немецкого ученого.
Раубенгеймер озвучил Карбышеву следующее предложение властей Третьего Рейха. Генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Ему будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха.
Немолодому уже человеку, прошедшему через лишения в лагерях, предлагали роскошные условия с сохранением положения и даже звания. От него не требовали даже клеймить Сталина и большевистский режим. Гитлеровцев интересовала работа Карбышева по его основной специальности. Дмитрий Михайлович Карбышев отлично понимал, что это, скорее всего, последнее предложение. Понимал он и то, что последует за отказом. Однако мужественный генерал сказал: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной». Гитлеровцы очень рассчитывали на Карбышева, на его влияние и авторитет. Именно он, а не генерал Власов, по первоначальной задумке, должен был возглавить Русскую Освободительную армию. Но все замыслы нацистов разбились о непреклонность Карбышева. После этого отказа гитлеровцы поставили на генерале крест, определив его как «убеждённого, фанатичного большевика, использование которого на службе Рейху невозможно». Карбышева отправили в концентрационный лагерь Флоссенбюрг, где стали использовать на каторжных работах особой тяжести. Но и здесь генерал удивлял своих товарищей по несчастью несгибаемой волей, силой духа и уверенностью в конечной победе Красной армии. Один из советских пленных потом вспоминал, что Карбышев умел поднять настроение даже в самые тяжёлые минуты. Когда пленные трудились над изготовлением могильных плит, генерал заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше надмогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте». Его переводили из лагеря в лагерь, условия становились все более жёсткими, но сломать Карбышева не сумели. В каждом из лагерей, где оказывался генерал, он становился настоящим лидером духовного сопротивления врагу. Его стойкость придавала сил тем, кто оказался рядом. Фронт катился на Запад. Советские войска вступили на территорию Германии. Исход войны стал очевиден даже убеждённым нацистам. У гитлеровцев не осталось ничего, кроме ненависти и желания расправиться с теми, кто оказался сильнее их даже в оковах и за колючей проволокой…Связанного колючей проволокой, его оставили замерзать на морозе, предварительно облив холодной водой.

5.Одним из самых больших памятников-монументов является комплекс, равного которому по величине еще не знает история мирового монументального искусства. Это монумент в Волгограде на Мамаевом кургане. (см. фото 5 и 5.1) Он создан в честь героических защитников города-героя Сталинграда. Открыт в 1967г. Его создали скульптор Е. Вучетич и архитектор Я. Белопольский.
На кургане, гремевшем боями,
Не отдавшем своей высоты,
Блиндажи поросли ковылями,
Разрослись по траншеям цветы.
Бродит женщина берегом Волги
И на том дорогом берегу
Не цветы собирает - осколки,
Замирая на каждом шагу.
Остановится, голову склонит.
И над каждым осколком вздохнет.
И подержит его на ладони,
И песок не спеша отряхнет.
Вспоминает ли юность былую,
Вновь ли видит ушедшего в бой…
Поднимает осколок – целует
И навеки уносит с собой.
(из песни Д. Фёдорова «На кургане» ансамбля «Лира» Сормовского района г. Нижнего Новгорода)
Педагог Шагова Т.М.:
Эти стихи и памятник напоминает об одном из братьев моего деда – Ивандикове Игнате Савельевиче, который был танкистом в годы войны. Он мужественно сражался на фронте, но в одном из боёв его танк был подбит. Игнат не покинул свою боевую машину, отстреливался до последнего патрона и сгорел вместе с танком. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен он в братской могиле под городом Борисовом в Белоруссии. Мой отец навещал это место в 1970-х годах, когда ещё был Советский Союз: приклеил красную звезду напротив фамилии своего дяди. Может и мне когда -то удастся там побывать…
Методист:
6.Люди мира, на минуту встаньте!
Слышите, слышите, гудит со всех сторон-
Это раздается в Бухенвальде колокольный звон.
Колокольный звон!
11 миллионов мужчин, женщин и детей всех европейских наций стали жертвами фашизма в лагерях смерти. Самым большим был Бухенвальд. Страшная правда лагеря смерти ошеломляла корреспондентов, проникших первыми на территорию бывшего концлагеря в Бухенвальде. Американский журналист Джордж Файв писал: "Повсюду можно было видеть полумертвых от голода людей. Из них выжали все, что только было возможно. У всех - выступающие под кожей ребра, костлявые руки и ноги, ввалившиеся щеки. Но еще более потрясающее зрелище являют 900 мальчиков моложе 14 лет, представители многих национальностей. Они прибыли в лагерь с отцами, которые теперь уже мертвы или пропали без вести. Эти подростки выглядели, как старики, и зачастую вели себя, как старые люди. У них желтый или очень бледный цвет лица, в глазах - выражение напряженного ожидания, они очень худы, серьезны и молчаливы". Ужасы Бухенвальда, героизм его узников ярко отразил в своем монументальном ансамбле немецкий скульптор Кремер.
Фриц Кремер родился в Арнсберге 22 октября 1906 года. Его отец, Альберт Кремер, обойщик мебели, умер, когда мальчику исполнился всего лишь год. Фрау Кремер, в девичестве Кристина Бругенкампф, была вынуждена переехать в Эссен. Здесь она вновь вышла замуж за учителя. Семья быстро росла, ежегодно рождались новые дети, и все труднее становилось матери вести большое хозяйство в тяжелые военные годы. Фриц уже кончал гимназию, когда мать умерла.

В 1922 году Кремер поступил на вечерние курсы эссенского художественного училища - Фольквангшуле, и это окончательно определило будущую судьбу скульптора. Первым его педагогом был Энзелинг, но своим настоящим учителем и другом Фриц Кремер считает Вилла Ламмерта, о котором вспоминает с большой любовью и благодарностью.

Окончив в 1926 году училище, он должен был три года работать, чтобы накопить необходимые для переезда в Берлин триста марок. Там его ждала удача - он успешно сдал экзамены в Высшую школу изобразительного искусства. Так Кремер оказался в мастерской профессора Вильгельма Геретеля. Последний был именно таким учителем, о котором в сложных исторических условиях двадцатых - начала тридцатых годов мог только мечтать ученик кремеровского склада.
Когда в феврале 1933 года Кете Кольвиц и Генрих Манн были исключены нацистскими чиновниками из состава прусской Академии, Кремер стал инициатором демонстрации протеста. Это был дерзкий поступок, чреватый очень серьезными последствиями, особенно для коммуниста.
Только благодаря вмешательству Геретеля, сумевшего отвести угрозу исключения молодого скульптора за этот смелый политический шаг, Кремер мог продолжать свое художественное образование. Чтобы уберечь ученика, Герстель выхлопотал для него длительную заграничную учебную командировку. В 1934 году Кремер едет в Париж. Вернувшись в Берлин, Кремер продолжал совершенствовать свое мастерство, официально закончив Высшую школу и получив право работать в творческой мастерской у Геретеля. Первые шаги самостоятельного творчества выпали на 1935 - 1936 годы. "Гестапо" - назвал Кремер свою первую большую работу - бронзовый рельеф. Тема материнства, образ скорбной матери вместе с темой страдающего и гибнущего юноши солдата занимают главное место в творческих замыслах скульптора в период с 1936 по 1943 год. В 1940 году Кремера призвали в армию. В форме артиллерийского солдата-завоевателя ступил он на священную землю античной культуры - Грецию. Фрица угнетал и подавлял позор. Однако скоро пришло радостное известие из Берлина. Друзья художники сумели выхлопотать для Кремера право освобождения от военной службы. Как талантливый молодой художник он получил от Академии возможность еще год совершенствовать свое мастерство в Риме.
Однако, возвратившись в Германию, Кремер был принужден вернуться и в армию. Его отправили в Югославию, где он добровольно сдался в плен. Только в 1946 году Кремер смог наконец вернуться к своей работе скульптора. Он приехал в Вену к своей жене Ханне Бергер, жившей тогда у родителей. Его первым монументальным памятником была фигура "Борца за свободу" (1946 - 1947) для австрийского сектора бывшего концентрационного лагеря Освенцим. Вслед за первым памятником в 1948 году мастер приступает к работе над двумя другими: "Памяти казненных членов ЦК Компартии Австрии", "Памятником жертвам фашизма" в Вене. Вена принесла скульптору европейскую известность. Кремер - профессор венской Академии художеств - не только имеет творческую мастерскую и ведет напряженную преподавательскую работу, но получает серию заказов на памятники для Австрии и Германии, для Франции и других европейских стран. Однако не все довольны его работой. Некоторых раздражает гневный пафос и суровая правда его искусства.
Кремер решает переехать в конце 1950 года в Германскую Демократическую Республику. Здесь он с радостью откликнулся на конкурс, объявленный в 1951 году правительством ГДР, на создание памятника героям Бухенвальда, освободившим себя и своих товарищей 11 апреля 1945 года до прихода союзных войск.
В бухенвальдском монументе скульптор проводит идею об интернациональном характере борьбы с фашизмом. В облике одиннадцати героев он передает национальные черты. Здесь и француз - "Борец в берете", и группа русских - "Борец со знаменем", "Человек с винтовкой", и юноша с чертами лица, похожими на итальянца. Все они, сплоченные общей целью, выражают единство в схватке с фашизмом.
Бесчеловечность, зверство фашизма раскрываются до конца в образе "Мальчика из Бухенвальда". Над ним особенно долго работал Кремер, понимая значительность этой фигуры для раскрытия одной из главных концепций памятника. Эскиз 1954 года был первым важным этапом в становлении образа "Мальчика из Бухенвальда".
Фигура мальчика в памятнике - итог долгих исканий. Это ребенок-старик, нечто пугающее, противоестественное. Образ "Бухенвальдского мальчика" Кремера - это живой укор всему человечеству, допустившему в наш век подобную жестокость. Но величие скульптора в том, что он умеет передать в этом пугающем образе красоту сильного человеческого духа. Под хрупкой оболочкой изуродованного, исхудалого детского тела, под ветхими обносками бьется сердце героя.
Вершина горы Эттерсберг, где расположен Бухенвальд, господствует над окружающим пространством, став величавым, естественным постаментом всего ансамбля. А скульптурная группа Кремера стала кульминацией образа архитектурно-пространственного ансамбля, который между тем играет огромную роль в восприятии скульптурного образа. Над созданием этого ансамбля вместе с Кремером работал большой коллектив представителей самых различных видов искусств.
Завершив в 1958 году работу над бухенвальдским ансамблем, Кремер обратился к следующему большому произведению - антифашистскому памятнику заключенным концентрационного лагеря Равенсбрюк. И в дальнейшем Кремер часто обращался к антифашистской теме, создав в 1960 - 1968 годах памятник для немецкого сектора в Маутха-узене "О Германия, скорбная мать!", памятник бойцам интернациональных бригад. Из других монументальных работ надо отметить памятник Галилею и памятник для научного центра в Вюльхаиде.
7.Этой белорусской деревни нет теперь на карте. Она была уничтожена фашистами в 1943г. Жителей маленькой деревни Хатынь согнали в сарай и подожгли. Теперь на месте пепелища возвышается бронзовая скульптура Непокоренного Человека, натруженные руки которого держат тело замученного ребенка. Трагедия белорусской деревни Хатынь, знаковая для истории Великой Отечественной войны, во времена новой России как-то отошла на второй план. Современные историки и политики больше интересовались так называемым «катынским расстрелом», нежели преступлением фашистских головорезов и их пособников из числа коллаборационистов.
Вполголоса даже стали произносить такие фразы: «Какое отношение это имеет к нам, ведь это белорусская история?» Таким людям хочется напомнить: Великая Отечественная война была общей войной советского народа против захватчиков, и те жертвы, которые мы понесли в страшной битве, невозможно растащить по национальным квартирам, как растащили затем страну нечистоплотные политики. Белоруссия оказалась в пламени войны с первых ее дней. Жителям этой советской республики пришлось до дна испить чашу оккупации и «нового порядка», который принесли с собой гитлеровцы. Сопротивление оккупантам было отчаянным. Партизанская война в Белоруссии продолжалась фактически беспрерывно. Фашисты, будучи не в состоянии справиться с партизанами и подпольщиками, обращали свой гнев на гражданское население.22 марта 1943 года подразделение 118-го полицейского охранного батальона отправилось на ликвидацию поврежденной линии связи между Плещеницами и Логойском. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, устроенную отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В перестрелке каратели потеряли трех человек и вызвали подкрепление. Среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке. На этом персонаже следует остановиться поподробнее, ибо именно его гибель называют одной из причин карательной акции в Хатыни. Ганс Вельке стал олимпийским чемпионом на Играх-1936 в толкании ядра, выиграв соревнования с мировым рекордом. Гитлер лично поздравлял Вельке, который стал первым немцем, победившим в соревнованиях по легкой атлетике. Тем временем командир охранного взвода карателей Мелешко приказал арестовать жителей деревни Козыри, занимавшихся неподалеку рубкой леса. Их обвинили в пособничестве партизанам. К месту столкновения с партизанами подтянулись дополнительные подразделения 118-го батальона, а также часть батальона «Дирлевангер». Задержанные лесорубы, решив, что их будут расстреливать, стали разбегаться. Каратели открыли огонь, убив 26 человек, остальных отправили в Плещеницы. Полицейские и эсэсовцы двинулись в сторону деревни Хатынь, куда отошли партизаны. На окраине населенного пункта завязался бой, в котором партизаны потеряли трех человек убитыми, пять ранеными, и вынуждены были отойти. Фашисты их не преследовали, поскольку у них был иной план. В отместку за убийство любимца Гитлера, бывшего толкателя ядра, а в годы войны обыкновенного карателя Ганса Вельке, а также в качестве устрашения местного населения гитлеровцы решили уничтожить деревню Хатынь вместе со всем ее населением. Главную роль в чудовищном преступлении, совершенном в Хатыни, сыграл 118-й полицейский батальон. Его костяк составляли бывшие военнослужащие Красной Армии, взятые в плен под Киевом, в печально известном «Киевском котле», а также жители западных областей Украины. Командовал батальоном бывший майор польской армии Смовский, начальником штаба был бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра. Уже упоминавшийся бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко был командиром взвода. Немецким «шефом» 118-го карательного батальона был штурмбаннфюрер СС Эрих Кернер.
В постсоветское время отдельные историки пытаются придать фашистским пособникам ореол борцов со сталинским режимом, хотя их деяния говорят об ином. Силы, подобные 118-му батальону, представляли собой сборища негодяев, которые, спасая свою собственную жизнь, охотно выполняли для гитлеровцев самую грязную работу по уничтожению мирного населения. Карательные акции сопровождались насилием и грабежами, причем они приобретали такой размах, что вызывали отвращение даже у «истинных арийцев». По приказу Кернера каратели под непосредственным руководством Григория Васюры согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.
Оцепленный сарай обложили соломой, облили бензином и подожгли. В пылающем сарае метались горящие заживо люди. Когда под напором тел рухнули двери, вырывающихся из огня добивали из пулеметов. Всего в ходе карательной акции в Хатыни было уничтожено 149 человек, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была стерта с лица земли. Чудом выжить удалось единицам. Марии Федорович и Юлии Климович удалось выбраться из сарая и добраться до леса, их приютили жители деревни Хворостени. Но вскоре эта деревня разделила судьбу Хатыни, и девушки погибли. Из находившихся в сарае детей остались в живых семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненый в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. Антона Барановского, выжившего в Хатыни, судьба не пощадила – четверть века спустя он погибнет в пожаре в Оренбурге. Единственным выжившим взрослым стал деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов односельчан он нашел своего смертельно раненного сына, который умер у него на руках. Именно судьба Каминского легла в основу памятника «Непокоренный человек», установленного после войны в мемориальном комплексе «Хатынь». О преступлении в Хатыни стало известно сразу же – и из показаний выживших, и из данных разведки партизан. Погибших жителей похоронили на третий день на месте их бывшей деревни. После войны Комитет государственной безопасности СССР, расследовавший преступления против мирного населения, совершенные нацистами и их пособниками, вел розыск участников карательной акции в Хатыни. Многие из них были выявлены и предстали перед судом. Надо отдать должное бывшим карателям: они искусно прятались, меняли документы, встраиваясь в мирную послевоенную жизнь. Помогало и то, что до некоторого времени, согласно официальной версии, считалось, что расправа над жителями Хатыни – исключительно дело рук немцев.
В 1974 году был арестован и предан суду Василий Мелешко, дослужившийся в 118-м батальоне до командира роты. В 1975 году он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян. Именно показания Мелешко позволили полностью изобличить Григория Васюру. Этот человек отступал с немцами до самой Франции, после чего вернулся на Родину, выдавая себя за красноармейца, освобожденного из плена. Но полностью скрыть свое сотрудничество с немцами ему не удалось.
В 1952 году за сотрудничество с оккупантами во время войны трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. В то время о его карательной деятельности ничего не было известно. 17 сентября 1955 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Про амнистию советских граждан, которые сотрудничали с оккупантами во время войны 1941—1945», и Васюра вышел на свободу, вернувшись к себе в Черкасскую область.
То, что Васюра – один из главных палачей Хатыни, сотрудники КГБ смогли доказать лишь в середине 1980-х. К тому времени он работал заместителем директора одного из совхозов, в апреле 1984 был награждён медалью «Ветеран труда», каждый год его поздравляли пионеры с 9 мая. Очень любил выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста, и даже именовался почетным курсантом Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознаменного училища связи имени Калинина.
Для всех, кто знал Васюру в новой жизни, его арест стал настоящими шоком. Однако на процессе, который прошел в Минске в конце 1986 года, прозвучали страшные факты: бывший офицер Красной Армии Григорий Васюра лично уничтожил более 360 женщин, стариков и детей. Кроме зверства в Хатыни, этот нелюдь лично возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи, руководил карательной операцию в селе Осови, где было расстреляно 78 человек, организовал расправу над жителями села Вилейки, командовал уничтожением жителей села Маковье и Уборок, расстрелом 50 евреев у села Каминская Слобода. За это фашистами Васюра был произведен в лейтенанты и награжден двумя медалями. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Григорий Васюра был признан виновным и приговорен к расстрелу. Последний из участников расправы над жителями Хатыни жив до сих пор. Владимир Катрюк, которому сейчас уже за 90, служил в 118-м батальоне, лично расстреливал тех самых задержанных в лесу жителей деревни Козыри, а в самой Хатыни сгонял обреченных людей в сарай. Затем Катрюк расстреливал тех, кому удавалось вырваться из огня. Показания бывших сослуживцев Катрюка, того же Василия Мелешко, говорят о том, что этот каратель участвовал не только в акции в Хатыни, но и в других зверствах нацистских пособников. После войны Катрюк обосновался в Канаде, где и поныне живет под Монреалем, разводя пчел. О его роли в убийстве мирных жителей в Хатыни в Канаде узнали относительно недавно, в 2009 году. Впрочем, заботливые родственники и адвокаты, вся система канадского правосудия не дают благообразного старичка в обиду. Владимира Катрюка вряд ли настигнет возмездие, которое догнало его подельников Мелешко и Васюру. Мемориальный комплекс «Хатынь», в память о сотнях белорусских деревень, разделивших судьбу Хатыни, был открыт в июле 1969 года. Созданный мемориал повторяет планировку сожженной деревни. На месте каждого из 26 сожженных домов – первый венец сруба из серого бетона. Внутри обелиск в виде печной трубы – все, что оставалось, от сожженных домов. Обелиски увенчаны колоколами, которые звонят каждые 30 секунд. Рядом с памятником «Непокоренный человек» и братской могилой погибших жителей Хатыни, расположено «Кладбище невозрожденных деревнь». На нем захоронены урны с землей 185 белорусских деревень, которые, как и Хатынь, были сожжены гитлеровцами вместе с их жителями, и никогда больше не возродились. 433 белорусские деревни, пережившие трагедию Хатыни, были восстановлены после войны. Точное число белорусских деревень, уничтоженное оккупантами и их пособниками, по сей день не установлено. На сегодняшний день известно о 5445 таких населенных пунктах. В годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии немецко-фашистскими захватчиками и коллаборационистами был уничтожен каждый третий ее житель.
Педагог Шагова Т.М.:
Этот памятник имеет отношение и к моей семье. Брат моего деда Ивандиков Опанас Савельевич вместе с женой были сельскими учителями в одном из сёл Белоруссии. Когда в село нагрянули фашисты, они согнали всех жителей в один сарай и подожгли. Никого они не щадили: ни женщин, ни детей, ни стариков. Две маленькие дочери Опанаса Савельевича – Рая и Галя чудом остались живы. Их успела спрятать одна из жительниц села и сама спряталась. Мой дед Ивандиков Виктор Савельевич разыскивал их долгих 30 лет: писал в архивы и разные инстанции. Но безуспешно. Помог счастливый случай. В августе 1972 года в нашем городе (тогда г. Горький) проходила Всероссийская конференция учителей. Раю вместе с мужем, как молодую пару учителей делегировали на эту конференцию. Когда они ехали в поезде (они жили тогда в Подмосковье), то разговорились с попутчиком. Рассказывая о себе, Рая упомянула, что из всей большой родни со стороны отца помнит только двоюродного брата (так как была маленькая) – Ивандикова Михаила. Попутчик ответил, что у них заместителем начальника цеха на заводе «Красное Сормово» работает Михаил Ивандиков, мой отец. Сойдя с поезда, Рая с мужем обратились в справочное бюро. Им дали единственный адрес, так как подобная фамилия в нашем большом городе оказалась одна. Когда в нашей квартире раздался звонок, моя мама открыла дверь, раздались голоса… Мой дед к тому времени был 7 лет парализован, он лежал на кровати. Увидев вошедших, у деда покатились слёзы, он прошептал имя Раечка…Мне до сих пор не понятно, как он узнал во взрослой женщине маленькую девочку, которую не видел 30 лет?! Что это было? Память сердца или зов крови?!
Этот памятник отзывается болью в сердце ещё и потому, что двух других братьев моего деда Ивана и Михаила казнили фашисты за связь с партизанами: одного подняли на штыки, другого повесили. У моего отца – Ивандикова Михаила была два ранения, хорошо они оказались не смертельные. Ему с матерью и сестрёнкой пришлось 2 года жить в оккупации. Фашисты часто ради забавы или устрашения простреливали советские деревни: маленького тогда Мишу так где-то и зацепило.
Методист Чернышева Е.А.:
8. Ледовая трасса к блокадному Ленинграду начиналась отсюда, с западного берега Ладожского озера. Памятник называется «Разорванное кольцо», авторы : скульпторы В. Дугонец и К. Симун, архитектор В. Филиппов. (см. фото 8)
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают.
К ним кто-то приносит букетик цветов
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы-
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь взорванный танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У братских могил нет заплаканных вдов-
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче? (В. Высоцкий)
Педагог Шагова Т.М.:

С этим памятником меня связывает история моего другого деда – Сорокина Алексея Ивановича. Он все 4 года войны крутил баранку военной «полуторки». Ездил он и по так называемой «Дороге жизни»: возил продовольствие в осаждённый Ленинград, вывозил из города людей. Было, что и тонул подо льдом Ладоги… Говорили «в рубашке родился» Алексей Иванович: пришел с фронта без единой царапины. А потом всю оставшуюся жизнь так и работал шофером в одной из военных частей нашего города.
Педагог Шагова Т.М.:
9. К памятнику на могиле Тани Савичевой в районном посёлке Шатки (см. фото 9) нашей области мы с ребятами всегда заезжаем, когда едем в посёлок Большое Болдино в усадьбу А.С. Пушкина. Эта девочка-одна из вывезенных блокадных детей Ленинграда. Полуживую её привезли в посёлок Шатки, но к сожалению она не выжила…После неё сохранился дневник, каждая страничка которого «кричала» о жуткой правде войны: Таня каждый раз отмечала смерть кого-то из родственников. Последняя запись гласила: «Таня осталась одна». Эти странички, сделанные из камня и стали её памятником, где мы с ребятами возлагаем цветы и чтим «минуту Памяти».
Методист Чернышева Е.А.:
Много и других скульптурных композиций существует, посвящённых Великой Отечественной войне в нашем городе и в других городах, да и во многих странах Европы. Война унесла миллионы жизней.
Сегодня вместе с нами пришли почтить Память о Войне ансамбль «Ретро» Сормовского района. Ансамбль исполнит песни военных лет и песни , посвященные войне. Можете петь вместе с ними, если знакомы слова песен. (см. фото 10,11,12)
Педагог Шагова Т.М.:
Спасибо, всем, за исполнение песен, что почтили Память всех, кто воевал и трудился в тылу на благо Победы. Ещё почтим Память «не вернувшихся с полей» созданием открытки для ветеранов.
Педагог показывает примеры открыток, сделанные другими более старшими студийцами (см. фото 13,14,15,16),объясняет технологическую последовательность выполнения открытки:
• согнуть пополам лист цветного картона А4;
• объёмные украшения располагать на лицевой поверхности открытки («георгиевские ленточки», бумажные цветы, аппликации из цветной бумаги или вырезанные фрагменты из газет и журналов, и т.д.);
• можете воспользоваться запасными художественными материалами, необходимыми для придуманной вами композиции;
• некоторые элементы вашей открытки можете дополнить с помощью фломастеров.
Ход работы: учащиеся изостудии и родители изготавливают открытки.
Подведение итогов: педагог проставляет баллы за каждую открытку (баллы, полученные родителями, добавляет учащемуся), фотографирует изготовленные открытки и их авторов.
Педагог Шагова Т.М.:
Спасибо всем участникам сегодняшнего занятия! Занятие получилось длительным по продолжительности, но очень плодотворным: получилось много качественных открыток, большинство из них вы сможете увидеть на выставке в ЦДТ (см. фото 17) и подарить на праздник Победы ветеранам.
Использованные материалы:
1. Журнал «Досуг в школе» №3-2015
2. Журнал «Классный руководитель» №2 -2015
3. Личный архив

















Рекомендуем посмотреть:

Митинг на День памяти и скорби Интеллектуальная игра на тему 9 Мая - День Победы. Сценарий для 7-8 класса Сценарий вечера встречи с ветеранами Спортивное мероприятие на День Победы - 9 мая, 5-7 класс

Похожие статьи:

Фестиваль военно-патриотической песни в школе. Сценарий

Беседа к 9 мая – День Победы, 7-8 класс

Литературно-музыкальная композиция на День Победы, 8 класс

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 9 мая для школьников 8-11 класса

Сценарий общешкольного мероприятия ко Дню Победы в школе

Творческие занятия "Семейной студии" изостудии Шаговой Т. М.
Опубликовано: 3226 дней назад (26 января 2016)
Просмотров: 2940
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (3)
Светлана Васильевна Лапатина # 26 января 2016 в 21:28 +2
Татьяна Михайловна, низкий вам поклон за организацию и проведение занятий, посвященных Великой Отечественной войне в вашей "Семейной студии". У вас накоплен уникальный,
огромный теоретический материал по теме: «Скульптурные памятники Великой Отечественной войны».
Проведение акции "Память сердца", конкурса творческих работ "История моей семьи в истории
моей страны", конкурса "Открытка для ветерана", сочинения о родных, живших и боровшихся с
фашизмом в годы войны,участие в концертах, организация выставок - всё это способствует воспитанию уважения к истории и культуре своего народа и своей Родины,формированию гражданственно – патриотического воспитания подрастающего поколения.
Огромное вам спасибо.Примите мой голос + 1.
Елена Гладкова # 29 января 2016 в 18:23 +2
Уважаемая Татьяна Михайловна! Большое спасибо за проведение "Семейной студии". Мне понравилась форма проведения студии по теме войны. Тема войны всегда для нас свята и трепетна.Обязательно использую Ваш опыт работы. Примите мой голос +1.
Альбина Анатольевна Печникова # 21 марта 2016 в 12:08 +1
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для школьников меня поразило своей масштабностью и большой подготовительной работой,которую вы провели,Татьяна Михайловна! Спасибо огромное за память и пример "Семейной студии" С огромной благодарностью голосую и желаю вам дальнейших творческих находок! Приходите в гости на мои 2 работы, связанные с войной и памятью! Буду очень рада сотрудничеству с вами!+ 2