Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Литературная игра для 8 класса с презентацией. Поэма Твардовского «Василий Тёркин»

Кто такой Василий Тёркин?
(Литературная игра для учащихся 8-ых классов по поэме А.Т. Твардовского: «Василий Тёркин»
Автор: Савельева Светлана, библиотекарь библиотеки имени К. Савицкого, Таганрог
Пояснительная записка:
Я очень люблю произведения А. Твардовского. Эта разработка игры содержит шесть конкурсов по поэме А. Твардовского. Эти конкурсы следует проводить после изучения произведения, поскольку в заданиях конкурсов содержатся отрывки из поэмы. В этих разнообразных конкурсах как – бы раскрывается образ Василия Тёркина – простого русского солдата с открытой душой и горячим сердцем. В игре присутствует элемент азарта, поскольку играют две команды. Есть и зрители (болельщики), поскольку очень трудно выполнять задания, угадывая отрывки из текста поэмы, я использую в материале картинки – подсказки. Конкурсы подобраны таким образом, чтобы в них раскрывался образ героя, каким он был. Описывается история с часами и шапкой. В. Тёркин был солдатом, всегда помогал всем, был мастер на все руки и весельчак: он мог печь сложить, починить часы, развести пилу, сыграть на гармони, бескорыстно помочь людям. В его образе соединились все хорошие черты русского солдата, образ его вымышленный, но имеет огромное значение. С него нужно брать пример: ему свойственны смелость, упорство, находчивость, оптимизм и преданность своей родной земле. «Человек простой закваски…» - так называли Тёркина. Эта игра предназначена для учащихся восьмого класса.

Подготовка:
В игре принимают участие две команды по 6 человек, а также зрители (болельщики). Каждая команда должна придумать себе название и выбрать капитана.
Цель: проверка знаний произведения А. Твардовского «Василий Тёркин» с помощью проведения конкурсов;
Задачи: развивать умения учащихся проявлять смекалку в конкурсах, опираясь на знания произведения;
воспитывать любовь к художественной литературе;
уметь играть в команде.


Конкурс 1
«Вперёд, ребята!»
(Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ с первой попытки команде начисляется 2 балла, со второй – 1 балл.)
1. Без чего, по мнению А. Твардовского, нельзя прожить на войне « ни одной минутки»?
•Без воды;
•без пищи;
без шутки.
Комментарий:
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
--------------------------------------------------------------------
2. Где, по словам повара, должны служить люди с таким аппетитом, как у Василия Тёркина?
Во флоте;
•в авиации;
•в артиллерии.
Комментарий:
Покосился повар:
«Ничего себе едок –
Парень этот новый».
Ложку лишнюю кладёт,
Молвит не сердито:
- Вам бы, знаете, во флот
С вашим аппетитом.

----------------------------------------------------------------
3. Кто, согласно лозунгу в газете, « с виду грузен очень, а на деле глух и слеп»?
•Фашист;
•самолёт;
•танк.
Картинки – подсказки:



4. «Эх, суконная, казённая»,
Костра в лесу прожжённая»,
«Знаменитая, пробитая
В бою огнём врага
Да своей рукой зашитая, -
Кому не дорога!»
О какой вещи с такой теплотой отзывается Василий Тёркин?
•О шапке;
•о шинели;
•о портянке.
Картинка – подсказка:

5. Чья любовь, по мнению автора поэмы, «на войне сильней войны"
И, быть может, смерти»?
Картинки – подсказки:
•Жёны;
•матери;
•родины.



6. Где- то там, за полем бранным
Думу думает свою,
Тот, по чьим часам карманным
Все часы идут в бою.
О ком идёт речь?
•О маршале;
•о генерале;
•о Сталине.
Картинки – подсказки:



Конкурс 2
«В рифму что-нибудь про нас…»
(Команды должны вставить пропущенные слова. За каждый верный ответ команда получает 2 балла.)
Для команды 1
1. Низкогрудый, плоскодонный,
Отягчённый сам собой,
С пушкой, в душу наведённой,
Страшен…(танк) идущий в бой!)
2. В строй с июня, в бой с июля,
Снова Тёркин на войне.
_ Видно, бомба или…(пуля)
Не нашлась ещё по мне.
Картинка - подсказка:

3. Дед кипит:
- Позволь, товарищ.
Что ты…(валенки) мне хвалишь,
Разреши-ка доложить,
Хороши, а где сушить?

Не просушишь их в землянке,
Нет, Ты дай-ка мне сапог,
Да суконные портянки
Дай ты мне – тогда я бог!

4.- Эти шутки в жизни нашей,-
Дед расхвастался, - пустяк!
Нам…(осколки) даже в каше
Попадались. Точно так.
Попадёт, откинешь ложкой,
А в тебя – так и мертвец.
5. «Тёркин тотчас в снег – ничком.
Вдался вглубь, лежит – не дышит,
Сам не знает: жив, убит?
Всей спиной, всей кожей слышит,
Как…(снаряд) в снегу шипит)
Картинка – подсказка:

Для команды 2
1. Посыпает дождик редкий,
Кашель злой терзает грудь,
Ни клочка родной…(газетки)
Козью ножку завернуть.
Картинка – подсказка:

2. Утомлённые ночлегом,
Шли бойцы из всех берлог
Греться бегом, мыться…(снегом)
…жёстким, как песок.
Картинка – подсказка:

3. «А у нашего солдата –
Адресатом белый свет.
Кроме…(радио), ребята,
Близких родственников нет.
Картинка – подсказка:

4. Пусть тот конник на коне,
Лётчик в самолёте,
И, однако, на войне
Первый ряд - …(пехоте)
Картинка – подсказка:

5. «Свет пройди, - нигде не сыщешь,
Не случалось видеть мне
…(дружбы) той святей и чище,
Что бывает на войне.
Картинка – подсказка:

Конкурс 3
«Тёркин – Тёркин»
Ведущий:
В главе «Тёркин – Тёркин» встретились два Тёркиных – Василий и Иван. Определить, кто из них настоящий Тёркин, всем известный герой, а кто однофамилец, оказалось непросто. Сейчас в роли Тёркина выступят наши капитаны. Посмотрим, кому удастся доказать, что он настоящий Тёркин.
(Перед началом конкурса капитаны могут переодеться в рубашки защитного цвета, пилотки. Вопросы капитанам предлагаются по очереди. Если капитан, которому был адресован вопрос, не ответил на него или дал неверный ответ, то его соперник имеет право дать свой ответ, дополнить, уточнить. Команда может помочь своему капитану. За каждый правильный ответ – 2 балла.)
1. Уважаемый Василий Тёркин, вы утверждаете, что именно вы – настоящий. Тогда скажите нам, как ваше отчество.
(Иванович.)
Комментарий:
И несмело у него
Просят: - Ну-ка, на ночь
Расскажи ещё чего,
Василий Иваныч…
Возможно, Иванычем Тёркина назвали, не зная отчества, тогда это иронически – уважительное обращение, как Батькович.
2. Вы, Василий, говорили про себя:
«Я вторую, брат, войну
На веку воюю».
Вторая война – Это Великая Отечественная. А первая? ( Война с белофиннами 1939 – 1940гг.)
Комментарий:
На Карельском воевал
За рекою Сестрою.
3. Скажите нам, пожалуйста, Василий, откуда вы родом? (Смоленщина.)
Разговор идёт меж нами,
И спроси я с первых слов;
- Вы откуда родом сами,
Не их наших ли краёв?
Смотрит он:
- А вы откуда?-
Отвечаю:
- Так и так,
Сам как раз смоленский буду,
Может, думаю, земляк?
4. Скажите нам, пожалуйста, в каком роде войск вы служили и для чего была предназначена катушка провода, который вы тянули? (Тёркин обеспечивал связь.)
Комментарий:
Вслед за ротой на опушку
Тёркин движется с катушкой,
Разворачивает снасть,-
Приказали делать связь.

5. Василий, нарисуйте, пожалуйста, ваш словесный портрет, так, как он представлен в главе «На привале».
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Комментарий:
Тёркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.
И чтоб знали, чем силён,
Скажем откровенно:
Красотою наделён
Не был он отменной.
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой героем.

-------------------------------------------------------------------------------------------
6. Расскажите, Василий, какой подвиг вы совершили в главе «Переправа».
(Переплыл на другой берег в ледяной воде. И доложил полковнику):
«Взвод на правом берегу
Жив – здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить"

7. Расскажите, пожалуйста, за что вы получили из рук генерала орден, а также недельный отпуск на родину? (Тёркин из винтовки сбил немецкий самолет.)

Комментарий:
То не шутки – бой идёт.
Встал один и бьёт с колена
Из винтовки в самолёт.
- Вот что, Тёркин, на неделю
Можешь с орденом домой…

--------------------------------------------------------------------------------------
8. И последний вопрос к вам, Василий. Вспомним строки главы «О любви».
Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда – то…
Василий, а кто провожал вас?
(Никто.)

Комментарий:
Но хотя и жалко мне,
Сам помочь не в силе,
Что остался в стороне
Тёркин мой Василий.
Не случилось никого
Проводить в дорогу.
Полюбите вы его,
Девушки, ей – богу!
----------------------------------------------------------------------------------------
Конкурс 4
«Я не так ещё сыграл бы»
Ведущий: Несмотря на тяжёлые будни « войны – работы», у бойцов в поэме «Василий Тёркин» всё же находилось время послушать гармонь, спеть, а то и сплясать на стоянке по дороге на фронт, « словно в праздник на вечерке». Давайте посмотрим и послушаем, что приготовили наши команды.



(Каждая команда должна заранее подготовить какое – нибудь короткое выступление – спеть 1 -2 куплета из песни военных лет, станцевать. Максимальная оценка конкурса – 5 баллов.)
Конкурс 5
«Разрешите доложить!»
( Командам предлагается по 2 фанта. На каждом фанте изображён какой – либо предмет: шапка, кисет, часы, гармонь. Задача команд: рассказать всё, что им известно о предмете, с изображением которого ей достался фант. Время на подготовку даётся по желанию. Оценка конкурса – 5 баллов за правильный и полный ответ.)
Шапка
Ответ
Шапка - «родимый головной убор» для солдата.
… Боевой, пропахший дымом,
И землёй, как говорят, -
Тот, обношенный на славу
Под дождём и под огнём,
Что ещё колючкой ржавой
Как – то прорван был на нём,
Тот, в котором жизнь проводишь,
Не снимая, - так хорош! –
И когда ко сну отходишь,
И когда на смерть идёшь…
…Боец без шапки –
Не боец. Как без ремня.
У Тёркина оказалось сразу две шапки. Об этом он рассказывает в главе « О потере». Раненого Тёркина привезли в санбат без шапки:
Только нет моей ушанки,
Непорядок чую вдруг.
Медсестра, перевязавшая его
Рану, надела ему свою шапку:
Шапки вашей, - молвит,- нету,
Я вам шапку дал свою
Тёркин взял эту шапку, надеясь вернуть её когда – нибудь при встрече.

Кисет
Ответ
Этот предмет солдатского быта неоднократно упоминается в поэме.

Без кисета как без рук.
Без кисета у махорки
Вкус не тот уже! Слаба!
Пропажей кисета очень огорчён « бородач» в главе «О потере». Тёркин приходит ему на помощь:
-Без кисета, несомненно.
Ты боец уже не тот,
Раз кисет – предмет военный,
Принимай, я – добрый парень.
На-ка мой, не подойдёт?
Принимай, я – добрый парень,
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне ещё пять штук подарят
В наступающем году.
Гармонь

Гармони посвящена целая одноимённая глава. Гармонь « трёхрядка» помогает бойцам в их нелёгком ратном труде:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как – то вдруг теплее стала
На дороге фронтовой.
Василий Тёркин – прирождённый гармонист. О том, как досталась ему гармонь, принадлежавшая убитому накануне командиру танкистов, мы узнаем из главы «Гармонь2. Эти танкисты вспомнили Тёркина, которого они, раненого, доставили однажды в санбат.
- А гармонь-то,
Знаешь что,- бери с собой,
Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.



Часы
Ответ
Часы принадлежали деду и бабе, в избе которых оказался Тёркин в главе «Два солдата»:

Их повесил в хате новой
Дед – солдат давным – давно…
Старуха просит Тёркина:
Поглядел бы, что с часами,
С той войны ещё сточт…
Тёркину удалось починить часы
Но куда – то шильцем сунул,
Что-то высмотрел в пыли,
Внутрь куда – то дунул, плюнул,-
Что ты думаешь – пошли!
О дальнейшей судьбе часов мы узнаём из главы «Дед и баба»:
Им бы не было износу
Впредь до будущей войны,
Но, как водится, без спросу
Снял их немец состены…
Вновь встретившись с Тёркиным, баба пожаловалась ему. Тёркин утешил её:
-Будет, бабка! Из берлина
Двое новых привезу.
Конкурс 6
«Сабантуй»
Вопросы для болельщиков:
1. Какой подзаголовок имеет поэма: «Василий Тёркин»? («Книга про бойца».)

2. О чём идёт речь? « Гладкий, круглый, тупоносый, и над ним сырой дымок»
(Снаряд.)

3. Что представлял собой «населённый пункт Борки?», за которым шёл бой в болоте?
« В нём осталось ровным счётом обгорелых три трубы; там в щебёнку каждый камень, в щепки каждое бревно, называлось там Борками, место – чёрное дно».)
4. В какой главе « Люди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно…»?
(«Переправа».)

5. О ком говорил Тёркин: « Прогоните эту бабу, я солдат ещё живой»
(О смерти)
6. Откуда родом был герой - «мальчишка, недолеток –стригунок», с которым Тёркин познакомился в госпитале?
(Из под Тамбова.)
7. Для чего пригодилась Тёркину «трёхлинейная винтовка на брезентовом ремне, да патроны с той головкой, что страшна стальной броне»?
(Выстрелом Тёркин подбил вражеский самолёт.)

8. Почему, вступая в рукопашный бой с немцем, « Тёркин знал, что в этой схватке он слабей»?
(«Не те харчи».)
9. Какой закуски, по мнению автора, « нет полезней и прочней.»
(«Яичницы».)
Картинка – подсказка:

10. Кто это?
Сытый, бритый, береженый,
Дармовым добром кормленый,
На войне, в чужой земле
Отоспавшийся в тепле.
(Немец.)
Картинка – подсказка:

11. Кто из героев поэмы « В ночь, как все…поселились в яме»?
Под накатом из жердей,
На мешке картошки,
С узелком, с горшком углей,
С курицей в лукошке.
(Дед и баба – знакомые Василия Тёркина)
Картинка - подсказка


12. Продолжите крылатые строки поэмы: «Бой идёт не ради славы…»
(«Ради жизни на земле.»)

13. Знаки, точно письмена
Памятной страницы.
Тут и Ельня, и Десна,
И родная сторона
В строку с заграницей.
О каких знаках идёт речь в главе под названием «В бане»?
Знаки – следы ранений на теле солдата:
(«Припечатана звезда
На живом, на белом;
Там ещё рубец стручком,
Там иная мета».)

14. Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне,
Повстречавшись на войне.
От Москвы, от Сталинграда
Неизменно ты со мной –
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой!

К кому с такой благодарностью обращается автор в заключительной главе поэмы? (К Василию Тёркину.)
(Подведение итогов, награждение победителей.)

Презентация: "Василий Тёркин!"























Презентация на тему: Василий Тёркин

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по лирике Пушкина. Сценарий для 8-9 классов Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Сценарий Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 класса на тему: Семья Сценарий внеклассного мероприятия для 8 класса на тему: Доброта

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 7, 8 класс по математике

Внеклассное мероприятие в 8 классе

Внеклассное мероприятие для 8, 9 класса ко Дню пожилого человека

Внеклассное занятие по литературе 8 класс

Сценарий мероприятия для школьников 8 - 9 класс по теме Владимир Высоцкий

Городской литературный конкурс для школьников: О подвиге, о доблести, о славе | Стихотворение для старшеклассников. Материнское сердце
Опубликовано: 3017 дней назад (23 августа 2016)
Просмотров: 12806
+5
Голосов: 5
Комментарии (3)
Вера Валерьевна Ляпина # 23 августа 2016 в 12:19 +1
Прекрасная работа, посвященная самому оптимистичному герою художественной литературы, посвященной Великой Отечественной войне. Ваш материал поможет учителям при подготовке к уроку по данной теме.Прекрасное оформление, вопросы с выбором ответа.Поставленные задачи выполнены, а цель достигнута. Принимайте голос и пожелание удачи!
Лариса Инова # 23 августа 2016 в 21:13 +1
Очень интересный материал! Отличное оформление! Голос.
Алла Алексеевна Кондратьева # 6 октября 2016 в 18:51 +1
Здравствуйте!
Спасибо Вам за насыщенный, познавательно игровой материал по литературе. Вы умело и грамотно составили вопросы к произведению "Василий Теркин", которые развивают умения учащихся анализировать стихотворение. Дети с удовольствием проявляют смекалку в конкурсах, опираясь на знания произведения.
Задачи по воспитанию любви к художественной литературе выполняются Вами в совершенстве. Примите мой голос в поддержку! Желаю Вам творческих успехов!