Классный час с презентацией по теме: Бухенвальд – лагерь смерти, 10-11 класс
Классный час для старшеклассников по теме: «Бухенвальд – лагерь смерти»
Автор: Каргаполова Татьяна МихайловнаПояснительная записка: много лет прошло с окончания 2-ой мировой войны, но люди никогда не забудут события тех страшных лет: тяжелые битвы, голод и холод, ленинградскую блокаду, концентрационные лагеря, где в ужасных условиях содержали узников. Мне хочется рассказать о лагере смерти в Бухенвальде. Этот материал предназначен для учащихся 10 – 11 х классов. В сценарии классного часа есть ведущие и чтецы. Этот материал будет полезен для урока мира.
Цель: формирование представления учащихся о Бухенвальде;
Задачи: воспитывать у учащихся чувство сострадания к узникам Бухенвальда;
вызвать чувство ненависти к войне;
вызвать у учеников желание изучить материалы о Бухенвальде.
Чтец (1):
Закончилась Вторая мировая,
Тот день мы не забудем никогда,
Земля освободилась от фашизма,
Прочь отступили горе и беда,
Мы вспомним тех, кто с боя не вернулся,
И тех, кто выжил вопреки всему,
Пусть никогда не повторится это,
Не погрузится мир наш в страх и тьму!
(автор неизвестен)
Чтец: (2)
Эхо прошедшей войны
Гулкою болью звенит,
И о цене тишины
Нам забывать не велит.
Помни погибших в бою,
Мир защитивших от зла,
Жизнь и свободу твою
Наша победа спасла.
Мирного неба — полям
Каждой спасенной страны.
Помнит родная земля
Эхо ушедшей войны.
(автор неизвестен)
Ведущий: (1)
Да, эхо прошедшей войны гулкой болью звенит в сердце каждого человека. Нет ни одной семьи в нашей стране, где нет погибших людей в этой страшной войне. Люди погибали в битвах, на полях сражений, при разных обстоятельствах, встречаясь с врагом, ну и, конечно в концентрационных лагерях. Было много фашистских лагерей: Дахау, Освенцим, Саласпилс, Майданек, Бухенвальд.
Ведущий: (2)
Но нам сегодня хочется рассказать о лагере смерти в Бухенвальде. Люди попадали сюда из-за разных причин: кто-то попал в плен, кого-то увозили насильно. Вспоминаются слова известного дальневосточного писателя Н. Д. Наволочкина, который говорил, что умереть не страшно на войне, «страшно попасть в плен», так как пленного долго мучат, бьют, морят голодом и разными методами выбивают признание.
Ведущий: (1)
Итак, Бухенвальд. Бухенвальд – это концлагерь, где совершались массовые убийства людей.
Он существовал восемь лет вплоть до апреля 1945 года. Он находился поблизости Веймара.
Именно здесь, в этом лагере было физическое истребление евреев, погибло 55 тысяч человек.
Находясь в лагере, узники писали стихи, в которых есть отчаяние и боль.
Чтец: (1)
Кровью и пеплом покрытая гора,
Где кроется каменный клад,
Стоит концлагерь смерти,
Проклятый Бухенвальд.
Чтец: (2)
На Эттеренбергской горе в Бухенвальдском саду
Жгут души людские и муки,
Прах верный сеют по нивам полей,
Для новой фашистской науки.
(Василий Петрович Казмирук, политический узник Бухенвальда)
Ведущий: (2)
Этот лагерь был страшен тем, что именно здесь проводились опыты над людьми. Узников этого лагеря специально заражали вирусами разных болезней: туберкулёзом, сыпным тифом, лихорадкой и др. Это уносило жизни многих заключённых. Узников морили голодом, держали в холодных бараках, не давали одеял для укрытия. Все узники выглядели измождёнными,
измученными и очень худыми, на теле виден был скелет. Это ужасное зрелище.
Ведущий: (1)
Каждый день в концлагерь прибывали новые узники. Их было очень много. Поэтому фашисты придумали новое зверство- сжигать людей в печах. Сжигали тех, кто уже не мог работать, был физически слаб. На воротах лагеря была надпись: "Каждому своё".
Значение этой надписи
Печи работали без перерыва. Пепел ссыпался в земляную воронку южнее вилл эсэсовцев.
Ведущий: (2)
Эсэсовцам не было интересно просто убивать узников. В феврале 1938 года они придумали пыточное помещение, которое называлось «Бункером». Этим бункером заведовал Мартин Зоммер, очень жестокий и циничный человек. В бункере он отрабатывал разные методы «разговора по душам».
Мартин Зоммер
Ведущий: (1)
В «Бухенвальде» была создана камера №1. Здесь после неоднократных пыток люди проводили последние часы своей жизни перед убийством в крематории.
Чтец (1):
ЛАГЕРЬ
Здесь страдания – море,
Жизнь горька, как полынь…
Ток – в колючем заборе,
А на вышках – стволы.
Здесь застыли бараки
Мрачной серой стеной
И зверюги-собаки
По ночам тянут вой.
А в бараках на нарах –
Голых три этажа –
Молодой ли ты, старый?
Полулюди лежат.
В их лице только малость –
Лишь глаза из всего,
А от тела осталось
Ну, почти ничего…
(Сергей Скорый)
Ведущий (2):
Комендантом лагеря был Карл Кох. Карл Кох был очень жестоким человеком, издевался над узниками. Он изобрёл специальный бич, на конце этого бича были бритвы. Также он придумал тиски для пальцев и клеймение калёным железом.
По его приказу у мёртвых вырывали золотые коронки, отбирались драгоценности, обручальные кольца у узников, если они прятали их в одежде.
По его приказу был убит пастор, который хотел обо всём рассказать. У него было обнаружено много денег и золота, которые должны были поступить в банк Рейхстага.
На его счету было много преступлений. В 1945 году он был расстрелян союзными войсками во дворе того самого лагеря, где он распоряжался человеческими жизнями.
Карл Кох – комендант лагеря
(1897 – 1945)
Ведущий (1):
Но более жестокой была его жена- Ильза Кох.
(1906 – 1967)
Она в 1936 году работала охранницей в концлагере Заксенхаузен под берлином, туда приехал Карл Кох, устроившись комендантом. Так началась их карьера на этом «поприще». Ильза имела садистские наклонности. Она била заключённых плёткой, могла натравить на них свою овчарку.
Из кожи заключённых Кох собственноручно изготавливала различные поделки – перчатки, сумочки, переплеты для книг, абажуры, скатерти… Так эта женщина заслужила свое «главное» прозвище – «фрау Абажур». Хотя не менее часто ее называли «Бухенвальдской ведьмой». Муж во всем ее поддерживал.
30 июня 1945 года ее арестовали американские военные. В 1947 году ее судили, но Ильза наотрез отрицала все обвинения, твердя, что стала всего лишь «жертвой режима». Не признавала она и факта использования человеческой кожи для поделок. Но против «Бухенвальдской ведьмы» свидетельствовали сотни выживших бывших узников.
Однако общественность не пожелала мириться с оправданием «фрау Абажур». В 1951 году суд Западной Германии вторично приговорил Ильзу Кох к пожизненному заключению. Она так и не выразила раскаяния в содеянном.
1 сентября 1967 года Ильза повесилась на простынях в камере баварской женской тюрьмы Айхах. В 1971 году ее выросший в приюте сын Уве, которого она родила в заключении от немецкого солдата, попытался восстановить доброе имя матери, обратившись в суд и прессу. Но у него ничего не получилось. Хотя имя Ильзы Кох так и не было забыто. В 1975 году о ней сняли фильм «Ильза,
волчица СС».
Чтец (2):
Шарфюреры с овчарками резвились,
В распятиях людей впадая в транс,
И тщетно обреченные молились
За самый скорый в жизни смертный шанс.
А впрочем, в этом даже было что-то,
И маскарадец был не так уж плох:
Верхом на соколиную охоту
Со свитой выезжала Ильзе Кох.
Перчатку с отворотами сжимая,
Фашистский сокол провожал ее,
А на воротах извергского «рая»
Кривились буквы: «Каждому свое».
Текла в ручьях прозрачная водица,
А в ней косилась узкая форель…
В ответе ли форель, овчарка, птица
За подлость убивать трусливо, в щель!
Казалось, мир ополоумел, замер,
Но он искал для новых связей нить:
Перчаткам – гнить, распятым – выйти в мрамор,
Шарфюрерам – повешенными быть.
(Екатерина Шереметьева)
Чтец (1):
ЭЛЬЗА КОХ
Белокурая Эльза
Симпатична донельзя…
И глаза голубые,
И чувственный рот,
И кудряшки к лицу ей,
И лошадкой гарцуя,
Эта фрау к мужчинам –
Заключённым идёт.
У ней тяга к искусству…
Улыбаясь искусно,
Всем гуманная Эльза
Повторяет: «Пора
Вам раздеться по пояс,
Вы трудились на совесть,
А сегодня безумно
Какая жара!»
Полосатая роба
Давит крышкою гроба…
Это добрая фея,
Что ли к ним снизошла?
Вот какая забота,
Легче стало работать!
Но глядит Эльза цепко
На мужские тела.
Жизни стоило скольким
Голубые наколки…
На груди одессита
По волнам мчит корвет.
Ей рисунок по нраву,
Он волнует так фрау –
Одессита под вечер
Пригласят в лазарет.
Белокурая Эльза
Симпатична донельзя…
Ей глаза голубые,
Не травмирует свет,
Эльза книгу читает,
Над романом страдает…
Абажур украшает
Одессита корвет.
(А. Скорый)
Ведущий (2):
В концлагере находились и дети. Голодные, оторванные от родителей, они плакали, но их били. У всех были испуганные глаза, они от недоедания выглядели очень худыми и болезненными. Их заставляли работать, слабых просто убивали.
Чтец (2):
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На чёлках детских седые волосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими,
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны – боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания.
(Голодяевс Л.М.)
Ведущий (1):
11 апреля 1945 года Бухенвальд был освобождён от фашистского гнёта американцами. Их потрясло то, что они увидели. Были журналисты, пресса, Узники давали показания. Врачи осматривали бывших заключённых: некоторые были так слабы, что не могли подняться. Лагерь был освобождён, но бывшие узники по-прежнему умирали, для многих из них не было возможности восстановления.
Чтец (1):
ЭПИЛОГ
Может, скажет мне кто-то
Сегодня, ну, так, ненароком,
Все, мол, в прошлом далёком
И немцы нам ныне друзья…
Это так, но урок был
Излишне жестоким,
Потому забывать нам
Об этом, поверьте, нельзя…
Вы в Тюрингии всей
Лучше буков, чем здесь не найдёте –
Каждый ствол в пол-обхвата
И крона, летящая вверх …
Вдохновение здесь
Обретал Иоганн Вольфганг Гёте,
По тропе поднимаясь
К вершине горы Эттерсберг…
(А. Скорый)
Просмотр презентации: «Бухенвальд – лагерь смерти». Звучит песня в исполнении Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».
Чтец (2):
Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.
Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.
Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.
Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
(В. Шефнер)
Чтец (1):
Мы будем помнить Бухенвальд,
Фашистский лагерь смерти,
Где узников пытали, убивали,
В ужасной круговерти.
Становимся пред ними на колени,
За то, что счастливо теперь живём,
За солнце, небо голубое,
Мы всё теперь перенесём!
(Т. М. Каргаполова)
Мемориал "Бухенвальд"
Воспоминания узников Бухенвальда
Презентация на тему: Бухенвальд – лагерь смерти
Рекомендуем посмотреть:
Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно Воспитательный час для 9-10 класса с презентацией. Предназначение мужчины и женщины Классный час, 8-10 класс. Что такое совестьПохожие статьи:
Участник №22 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» с 1 мая по 31 августа 2018 года
← Роль учителя в обществе | Стихотворение о Великой Отечественной войне для учащихся 8-11 класса: Память →
+28↑ Голосов: 28 |
Комментарии (27)
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|