Классный час на тему: Зима для учащихся 5-6 класса
Классный час на тему: «Зима в картинах русских художников»
Автор: Каргаполова Татьяна МихайловнаПояснительная записка:
Многие учащиеся любят зиму, она является их любимым временем года. О зиме сложен песни, написаны стихи, а художники рисуют зиму в своих замечательных картинах. В этой работе мне хотелось рассказать учащимся о некоторых картинах известных русских художников, поговорить с учащимися об этих картинах. К каждой картине написаны мной стихи. Я писала так, как сама чувствовала эту картину. Есть чтецы и два ведущих.
Думаю, что ученики надолго запомнят эти картины и захотят посмотреть картины других известных художников.
Этот классный час предназначен для учащихся среднего школьного возраста.
Цель: формирование представления учащихся о зимних картинах русских художников;
Задачи: рассказать о некоторых русских известных художниках, которые рисовали зимние пейзажи;
воспитывать любовь к зимним пейзажам, уметь видеть в них красоту;
вызвать желание у учащихся нарисовать зимние пейзажи.
Ход классного часа:
1. Учитель:
Дорогие ребята! Наступила зима!
Видеоролик о зиме.Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
(И. Черницкая)
2. Ведущий: (1) Зимой очень много развлечений у детей. Скажите, а какие признаки зимы вы знаете?
3. Ответы учащихся:
Снег, метель, морозы, узоры на оконных стёклах, холод, скользко на дорогах, вьюга, снежные вихри, санки, коньки, снежки, снег скрипит под ногами, снег кружится и летает, снежная позёмка и т.д.
4. Ведущий: (2)
О зиме наши русские поэты писали стихи, композиторы писали и пишут замечательные песни, а художники пишут картины. И сегодня мы с вами разберём несколько картин наших русских художников, которые рисовали зиму.
Вот две картины Ивана Ивановича Шишкина.
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Этого художника называли: «Певцом русского леса». Никто так тонко не мог чувствовать лес, так его рисовать, как Шишкин.
(1832 – 1898)
«Зима»
Зима в лесу
5. Ведущий: (1)
Вопросы к учащимся:
Какое чувство вызывает у вас картина «Зима»? Какие краски использовал художник? Где происходит действие на картине?
(Ответы учащихся)
Чтец: (1)
Скачет конь, простору много,
Сыплет снег и стелет шаль,
Бесконечная дорога,
Убегает лентой вдаль.
6. Ведущий: (2)
«Зима в лесу»
Посмотрите внимательно на эту картину. Зимний царственный лес. Морозное утро. Недавно выпал снег. В лесу тишина и покой. Проглядывает солнечный лучик через верхушки деревьев. Лежат сломанные деревья, согнутые стволы. Снег лежит толстым слоем. На одной из веток сидит птичка. Завораживает белизна огромного количества снега.
Вопрос к учащимся:
Какие чувства вызывает у вас эта картина?
(Ответы учащихся)
7. Чтец (2)
Зимний лес в своём величии,
Царственно стоит,
Он уснул под белым снегом,
И ни с кем не говорит.
Согнулись ветки, много снега,
И мрачен лес в своей красе,
А вот и ёлочки нахмурились,
И нет следов нигде.
Один просвет в картине виден,
Средь мёртвой тишины,
Покой, безмолвие в лесу,
Окутан тайнами мечты.
Природа спит в своём покое,
И видно птичку вдалеке,
Как много, очень много снега,
А лес как будто на замке.
(Т.М. Каргаполова)
8. Ведущий: (1)
Исаак Израилевич Бродский
(1883 -1939)
Зима
Ребята! Что вы видите на этой картине?
Ответы учащихся:
• Это обычная русская зима;
• это деревня, это видно по домам, расположенных вдали;
• белоснежное покрывало;
• одинокая лошадь что-то ищет в снегу;
• судя по проталинам, наступает оттепель, видна серая земля;
• голые кусты;
• небо голубое, значит близка весна.
В то смутное время художник хотел показать, как красива наша Русь, когда нет войн, убийств. Он показал красоту русской природы зимой.
9. Чтец: (3)
Белоснежным покрывалом,
Укутана земля,
Начинает таять снег,
Проталина видна.
Что-то ищет лошадь,
Уткнулась носом вниз,
И ветки опустились,
Зимы такой каприз!
Домишки деревенские,
Виднеются вдали,
И небо голубое,
Уходит от земли.
(Каргаполова Т.М.)
10. Ведущий: (2)
Знаменитый русский художник А. А. Пластов написал немало выдающихся картин: «Фашист пролетел», «ужин трактористов», «Первый снег», «Сенокос» и другие.
(1893 -1972)
Взгляните на эту картину. Она называется «Первый снег» и была написана художником в 1946 году.
Главный цвет на картине – розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту русской зимы, природу, свежесть зимнего утра, праздник первого снегопада.
11. Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? (это утро, снег выпал ночью)
Почему дети выбежали на крыльцо?
Какие у них лица?
Почему девочка смотрит вверх?
Что выражает её лицо?
А мальчик? Что скажете о нём?
Что удивляет и радует детей?
12. Ведущий: (1)
Первый снег – самое начало зимы, особое время, когда на опустевшую от травы землю легко ложатся снежинки. Судя по большим сугробам, снегопад шел, возможно, всю ночь. Но земля не успела остыть, поэтому в некоторых местах все еще проглядывают темные участки после растаявшего снега. На один из сугробов опустилась ворона. Рядом с березой виден сухой кустарник, ветки которого, засыпанные снегом, под его тяжестью уже наклонились до самой земли. Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.
В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.
На деревенскую улицу выбежал еще один мальчуган, порадоваться снежку.
Серо-сизое небо покрыто темными тучами. Особые чувства вызывает в душе первые снежинки, несущие с собой необъяснимое очищение и светлую радость после осенней грусти. Конечно, этот снег пролежит недолго. Видны незамерзшие бурые лужи: снег лишь прикрыл осеннюю грязь. Но это уже преддверие веселья и зимних игр для детей.
В своей картине Пластов словно сравнивает непосредственность детей со сверкающим первым снегом. Художник воспринимает как чудо и детей, не разучившихся радоваться и восхищаться, и сияющий снег.
13. Чтец: (1)
Первый снег, зимы начало,
Падал, падал ночью снег,
Из избы бежали двое,
Чтоб сказать ему: «Привет!»
И снежинки как пушинки,
В воздухе кружились,
И на землю тихо-тихо,
Падая ложились.
Рады очень снегу дети,
Он сверкает и блестит,
Радуется на сугробе и ворона,
И о чём – то говорит.
Первые снежинки
Радость принесут,
И покроют землю,
Зиму берегут!
(Т.М. Каргаполова)
14. Ведущий: (2)
А это картина известного художника А. Воля.
Александр Воля
Называется она: «Зимний пейзаж»
Родился в Кривом Роге. Работы находятся в частных коллекциях России, Украины, США, Китая, Франции, Германии, Великобритании. Посмотрите это видео.
Это современный художник. В этой картине он изображает деревню.
Скажите: какая деревня сегодня? Отличается ли она от старой русской деревни?
(Ответы учащихся)
15. Ведущий: (1)
Дома в современной деревне такие же, как и раньше. Топится печка, дом обнесён старой изгородью, со ставнями окна. Картина написана ярким красками, голубое небо, близко к весне, вдали синеет лес, около дома растут зелёные ели, стоит старый сарай. Обычный деревенский быт, а как красиво! Всё точно подмечено художником! И использованы яркие краски!
16. Чтец: (2)
Обычная окраина деревни,
Типичный деревенский дом,
Вдали синеет лес и небо голубеет,
Он изгородью старой обнесён.
Две ели, две красавицы,
Дом сутки сторожат,
На самой той окраине,
Притихли все, молчат.
(Т.М. Каргаполова)
17. Учитель:
Ребята! Мы сегодня рассмотрели несколько картин о зиме. Много художников рисовали зиму: К. А Коровин, Коновалов Ю. А., Изотов М.Н., Е. М. Самарская,
К.Ф. Юон, Б.М. Кустодиев. и другие художники. Их очень много. Полюбуйтесь их картинами! Они открывают нам мир природы, вызывают чувство любви к прекрасному, вызывают восхищение и восторг!
18. Чтец: (3)
Художник, так же, как поэт...
Сюжет в себе переживает...
Он оставляет в душах след...
Хоть о последствиях не знает...
Вблизи посмотришь, так мазня...
Всё так наляписто и криво...
А отойдешь, поёт душа...
В картине всё играет мило...
Там каждый штрих или мазок...
Душой художника сияет...
И чем древней картины срок...
Шедевр бесценность обретает...
Ведь то, что писано душой...
Храниться будет в душах вечно...
Как смерть не властна над строкой...
Творец живёт пусть бесконечно...
Шедевры пусть свои творит...
Чтоб Мир наш стал намного ярче...
Уж утро, он ещё не спит...
Творит, чтоб стали мы богаче.
(Повещенко. О)
19. Видео. Песня: «Три белых коня».
Рекомендуем посмотреть:
Классный час: Человек начинается с добра, 5 класс Классный час "Дружба", 5-6 класс Игра «Поле чудес» на тему: Зима, 8 класс. Сценарий Классный час, 5-7 класс. Книга – лучший другПохожие статьи:
Участник №49 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 сентября по 30 декабря 2016 года
+19↑ Голосов: 19 |
Комментарии (18)
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|