Реализация парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в старшей группе
Реализация парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в старшей группе
Цель публикации: распространение педагогического опыта.Данный материал может быть полезен воспитателям , работающим со старшими дошкольниками.
В старшей группе мы приступили к реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (Авторы: к.п.н. Волосовец Т.В., к.п.н. Карпова Ю.В., ТимофееваТ.В.; рецензент – д.п.н., профессор Асмолов А.Г.)
Это принципиально новый уровень подходов к развитию детского технического творчества в дошкольном образовании, имеющий методическое сопровождение. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва).
Программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» - это одновременно и обучение, и детское техническое творчество, и развитие комплекса компетенций для успешной социализации, позволяющих ориентироваться в условиях современного мира, это возможность для детей реализовывать свои игровые интересы, потребности в самостоятельности и самореализации.
Выполнение требований ФГОС
Ключевые установки при реализации программы:
Поддержка разнообразия детства;
Создание условий социальной ситуации;
Содействие взрослого и ребенка;
Развитие способностей каждого ребенка.
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (Концепция- 2015): обосновывает формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.
Цель сопровождения профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования – формирование первичного представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Цель программы:
Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи программы:
1. В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно - методическому и дидактическому обеспечению);
2. Формировать основы технической грамотности воспитанников;
3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования..
Принципы реализации программы:
(ФГОС ДО п 1.4)
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2. Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8. Возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к формированию программы
1. Системно – деятельностный подход;
2. Личностно – ориентированный подход;
3. Индивидуальный;
4. Дифференцированный.
В основе организации образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» идея занятия как работы в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение, Добровольное включение детей в деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:1) организацию общего рабочего пространства, 2) возможность выбора цели из нескольких — по силам и интересам, 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
Процесс организации каждого занятия проходит по следующим этапам:
1. На первом этапе мы определяем новые слова, понятия понятные детям, которые «обживаются» не только на занятии, но и в течение дня.
2. Второй этап – проговариваем правила безопасности на занятиях. Заносим в инженерную книгу схемы, рисунки по теме.
3. Намечаем цель для создания той или иной модели или вещи. Так же заносим графические схемы, символы в инженерную книгу.
4. Обсуждаем с детьми идеи, связанные с их играми, задаем вопросы и вводим новую информацию для развития мышления детей.
5. Используем разные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Задаем открытые вопросы, например, Что хочешь делать? Из чего или на чем? И т.д.
6. Дети самостоятельно выбирают себе рабочее место, инструменты и материал для работы.
7. Инженерная книга ведется регулярно, отражает живой процесс работы над моделями.
8. После занятия дети обыгрывают свои модели через различные игры.
9. Вовремя и после занятия фотографируем детские модели и детскую деятельность по их созданию. Ребенок должен быть окружен своими фотографиями в деятельности.
10. Работы детей в итоге образовывают общий продукт (оформляем выставку, коллажи, панно и т.д.)
Мир технического творчества интересен и разнообразен. Он увлек коллектив воспитателей, детей и их родителей. В качестве иллюстрации первых шагов в реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» предлагаю фото рабочих моментов организации образовательной деятельности. Первым успехом в рамках реализации данной программы стало участие в районном конкурсе "Лего-строитель", о чем свидетельствуют грамоты и дипломы.
Строим село
Специальные машины
Подъемный кран
Автосервис
Коробка передач. (Знакомство с принципом работы шестеренок)
Ветряные и водяные мельницы
Первые успехи
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по легоконструировнию во второй младшей группе на тему: Пасха Консультация для родителей старших дошкольников в детском саду. LEGO-конструирование Лего - квест в детском саду в старшей группе. Сценарий Конспект занятия по легоконструированию в подготовительной группе ДОУ с презентацией← Атрибуты для подвижных игр с дошкольниками своими руками | Из опыта работы воспитателя ДОУ. Реализация парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» →
Автор: Татьяна Геннадьевна Антонова
Опубликовано: 1513 дней назад (31 октября 2020)
Просмотров: 2281
Рубрика: Без рубрики
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|
||
|