Проект "Наша Родина - Россия". Подготовительная группа
Приложения к проекту "Наша Родина - Россия" Часть вторая.
Описание: Предлагаю вашему вниманию вторую часть приложений к проекту "Наша Родина Россия"
Паспорт проекта можно посмотреть здесь /blogs/tatjana-genadevna-antonova/pasport-proekta-nasha-rodina-rosija.html
Первую часть приложения можно посмотреть здесь /blogs/tatjana-genadevna-antonova/prilozhenija-k-proektu-nasha-rodia-rosija-chast-pervaja.html
Приложение 12
Русский национальный костюм.[/b]
Цель: познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды ,познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и головных уборов, познакомить с новыми пословицами о труде.
Оборудование: сюжетные картинки об одежде и быте русского народа , светец , пяльцы с отрезом ткани и вышивкой.
Предварительная работа: беседа о профессии - портной, швея ; беседа «Как льняная сорочка в поле выросла» , занятие «Русская береза» , «Русская изба» , этические беседы о труде.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, мы живем в великой стране , которая называется Россия. Наша страна огромна :есть здесь океаны и моря , горы и леса ,реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей : русские, украинцы, белорусы , татары. А у нас в Сибири , в Бурятии проживают буряты , эвенки ,тофы . Объединяет всех язык на котором они говорят – русский. Сегодня я предлагаю вам послушать рассказ о том , как русские люди жили в старину , какую одежду носили . Вы хотите об этом узнать?
Русский народ очень талантливый и изобретательный. Многое из того, что придумали ранее, мы используем сейчас.
Прежде чем вы услышите рассказ о старине , я хотела бы узнать, для чего людям нужна одежда?
- (защищает от холода, жары, оберегает от болезней.)
Где шьют одежду?
- (ателье, швейные фабрики.)
В старину на Руси не было швейных фабрик ,женщины шили одежду сами.
Из чего же шьют одежду? (ткань)
А в старину шили одежду из льняной ткани. Давайте вспомним с вами рассказ « Как льняная сорочка в поле выросла».
(рассказ двух- трех детей , помощь воспитателя).
Теперь поговорим об одежде , которую носили русские люди в старые времена.
Повседневной одеждой мужчин была рубашка да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Повторим это слово- кафтан. Это верхняя одежда. Послушайте какую потешку сочинили о кафтане.
- Федул , чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика ли дыра?
- остались одни рукава.
Если было холодно, под кафтан поддевали зипун , подбитый заячьим или собачьим мехом. Как вы думаете, для чего надевали меховые зипуны? ( для тепла).Давайте повторим новое слово- зипун.( повторяет несколько детей).
Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Найдите в своей одежде эту деталь. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак вешали нож ,расческу, ложку, мешочек для денег. И пуговицы появились намного позже.
С начало и богатые, и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные ; остроконечные, округлые, с отворотами. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник – вот таким. Зимой носили шапки, отороченные мехом- малахай. Проговаривание новых слов. Мужчины носили головной убор- картуз. Они были тоже разные и для торжественных случаев, и для повседневной жизни.
Физкультминутка «Как живешь?».
Женщины и в городе , и в деревне носили одинаковые рубашки- сорочки. Только бедные шили из льна, а богатые- из шелка. Поверх сорочки надевали длинный сарафан , украшенный лентами. Вышитыми узорами; цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По приданиям, вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.
В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице , пели песни , вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было. ( девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах , приговаривая.). ( вспомнить и использовать в инсценировке светец).
В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.
Во второй раз вышивали, красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.
В третий раз вышивали, сине море со волнами,
Сине море со волнами, с белыми облаками.
В четвертый раз вышивали , чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.
Все: середину украшали светло- синими цветами.
Воспитатель: Какие нарядные девицы и сарафаны у них очень нарядные.
А теперь рассмотрим обувь , которую носили в старину. Очень- очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко были распространены лапти. Их плели из лыка- коры липы. На одну пару лаптей уходила кора 3-4 деревьев. Для мягкости и тепла клали в лапти солому. На ногах лапти держались с помощью веревок, их обматывали вокруг ноги. Позже стали шить сапоги.
Дети, как можно назвать народ, который много трудится , умеет шить красивую одежду?( мастеровой, трудолюбивый, работящий).
Послушайте какие пословицы передаются из поколения в поколение.( дети тоже вспоминают пословицы).
Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ремесло есть и пить не просит, а само кормит.
О какой стране, народе мы сегодня вели речь?( России, русском народе). О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить наше занятие.
Для меня Россия- белые березы,
Для меня Россия- утренние росы.
Для меня Россия- ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.
У моей России- светлые реснички,
У моей России- длинные косички,
У моей России- голубые очи.
На меня, Россия , ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.
Ты, моя Россия , песни петь умеешь.
Ведь Россия наша- это мы с друзьями.
Пока вы еще маленькие , но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких , не будете ссорится. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать , что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
« Если дружба велика- будет Родина крепка».
Всем спасибо за занятие.
Приложение №13
Беседа «Голубые реки России»
Цель: расширять представления детей о природе России, познакомить с названиями рек, с озером Байкал.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением рек, озера Байкал, растений и животных тайги.
Ход беседы:
- Россия – это морская держава, речной и озёрный край. Посмотрите, как много на карте России голубого цвета. Что им обозначают?
- Правильно, на карте им обозначены моря, реки и озёра.
- Всего в России около 120 тысяч рек. Даже трудно себе представить, такое количество рек. Вот какая огромная наша страна Россия!
- Реки страны – это её настоящее богатство.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Правильно, в реке водится рыба и ещё река даёт людям воду. Поэтому именно по берегам рек всегда селились люди, ведь человек не может жить без воды.
- Реки это речной путь. По рекам плавают большие пассажирские теплоходы, огромные грузовые баржи, рыболовецкие суда. На реках построены гидроэлектростанции, которые снабжают города электричеством. (Показ иллюстраций).
- Какую реку России называют матушкой? Правильно, Волгу.
- Все вы знаете эту реку. Расскажите про неё, какая она? (Ответы детей: сильная, красивая, полноводная)
- Самые большие реки России – Волга, Енисей, Обь, Лена, Ангара.
Сибирская река Енисей в переводе с тувинского языка означает большая вода.
- Озёра – тоже очень важная часть природы России. Среди всех озёр России есть одно, знаменитое на весь мир – это озеро Байкал – гордость России!
- Посмотрите, какое оно красивое! (Показ иллюстрации).
- Озеро Байкал – самое большое озеро в мире. Иногда его сравнивают с морем, потому что если встать на одном берегу озера, то противоположный берег не видно. Так он далеко! Во время сильного ветра на Байкале поднимаются волны, как на настоящем море во время шторма.
- Вода в озере Байкал – самая чистая и прозрачная. В Байкале водится очень много видов рыб. Среди них встречаются очень редкие: омуль, бычки.
- По берегам озера Байкал стоит высокий лес. Это тайга.
- Вы уже знаете, какие деревья растут в тайге. Назовите их. (Ответы детей).
- А кто живёт в тайге? (Ответы детей).
- Ребята, как вы думаете, может ли Земля существовать без воды? (Ответы детей)
- Что будет, если вдруг исчезнут все моря, реки, озёра? (Ответы детей)
Реки это богатство нашей страны, но любое богатство можно потерять, если им не дорожить. Давайте бережно относится к нашим рекам, морям и океанам.
Приложение №14
Животный мир средней полосы России.
Программное содержание: расширять представления детей о животном мире средней полосы России, воспитывать эстетические чувства, учить детей
восхищаться родной природой, познакомить с названиями, повадками животных и птиц средней полосы.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель. Ребята, мы с вами много узнали о родной природе.
Есть в России и леса, и горы, и степи, и реки с озерами. Давайте вспомним,
какие деревья и кустарники вам знакомы. Почему надо беречь леса?
В русском лесу живит птицы, насекомые, животные. Их очень много!
У каждого зверька в лесу свой дом, свои повадки и привычки.Медведь сооружает себе берлогу, волк- волчье логово, лиса-нору, белка-дупло, а птица-гнездо.
Есть и в лесу другие животные. (Воспитатель показывает картинки).
Лось - очень большой зверь с тяжелыми рогами, которые он сбрасывает в начале зимы. Лоси живут в лесах и питаются растениями. В лесах средней полосы живут зайцы-беляки и зайцы-русаки. У белого зайца уши короче, чем у русака.
Заяц - беляк меняет окраску - становится на зиму белым (кроме кончиков ушей).
Лисица - приносит пользу тем, что ловит мышей. У нее красивый рыжий ценный мех.
Белка - растительноядное животное. Белка - небольшой зверек, целиком помещается на ладони взрослого человека. Белка проводит всю жизнь на
деревьях, в дупле прячет семена, орехи, ягоды.
Волк- достаточно крупный зверь. Ростом примерно по пояс взрослому
человеку. Тело у волка поджарое, спина прямая, грудь широкая, лапы длинные. Волк - хищник, охотится на кабанов, лосей, зайцев, бобров, сурков.
Очень разнообразен и богат животный мир России. Водятся у нас и ежики, и барсуки, и косули, и горностаи.
Степь на первый взгляд кажется пустынной. Но это не так. Живут здесь
заяц - русак, светлый хорь, тушканчик, хомяк, суслик. мышь, серая куропатка.
черный жаворонок. На полях распространены мыши, суслики, полевки, при-
носящие вред посевам.
Вот как много водятся животных в наших лесах! Кто запомнил больше всех? (Ответы детей).
Воспитатель. Большое значение природе имеют полезные насекомые:
жуки - краснотелы, божьи коровки, которые поедают много вредных гусениц. Шмели, пчелы, осы, бабочки являются опылителями растений.
Весной из теплых стран прилетают разные птицы, давайте отгадаем загадки про них.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица...(Грач).
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
деревянный свой дворец
темно-бронзовый...(Скворец).
А еще прилетают жаворонки, пеночки, мухоловки, соловьи, кукушки, иволги, ласточки.
-Каких еще птиц вы знаете? (воробьи, синицы, голуби, вороны и т.д) Вот как много птиц, насекомых и животных обитает в России.
Приложение №15
Былинные богатыри земли Русской
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.
3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях .
3. Чтение отрывков о былинных богатырях .
4. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Книжная выставка:
1. О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
2. Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).
3. Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
4. Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
5. Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
6. Альбом «Россия».
7. Картина В.М.Васнецова «Богатыри».
– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили несколько лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Вопросы:
1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
2. Что такое Былина?
– Былина произошла от слова быль, было.
3. Кто слагал Былины о богатырях?
– Сказитель.
4. Как сказитель рассказывал Былину?
– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.
И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.
– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.
1. Смелость силе воевода.
2. Кто смел, тот на коня сел.
3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
4. На Руси не все караси, есть и ерши.
5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Беседа о Богатыре – Стихии.
– Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).
– Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).
– Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?
Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
– С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)
– Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).
– Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).
– Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч - кладенец, чтобы он владел силой богатырской).
– Куда же исчезли богатыри – великаны?
В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».
Беседа о Богатыре – Человеке.
– Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.
– Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).
– Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин).
– Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях).
– Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
– Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.
Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:
Подъехал он ко городу Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано врагов черным-черно,
Он как стал-то эту силу великую
И конём топтать и копьём колоть
– И побил он эту силу великую.
– Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?
– Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.
– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?
Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:
Он одной рукой камень вывернет,
А двумя – то руками быка свалит,
Зовут его Микула Селянинович.
Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:
«Ой же ты, оратай – оратаюшко
Ты поди – ка с нами во товарищах
Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»
– Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?
Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:
Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Яровая жинка.
Уроди пшеничку
Горох да чечевичку. (делают взмахи руками снизу вверх).
На поле копнами (руки вверх).
На столе пирогами (лепят пироги).
Нивка золотая (идут по кругу).
Добра, медовая
Принеси нам хлеба
Стебелёк до неба. (руки вверх).
Матушка рожь,
Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх).
Стебель в оглоблю
Колос в дугу. (наклоны вправо–влево).
Встань рожь большая
Вот такая. (руки вверх).
Расти копна золотая, –
Вот такая. (присели, медленно встают, поднимая руки вверх).
Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
Вопросы:
Кто изображён на картине художника Васнецова?
Три богатыря.
Кто находится в центре картины?
Илья Муромец.
Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.
Кто слева от Ильи Муромца?
Добрыня Никитич.
Расскажите о нём.
Кто справа от Ильи Муромца?
Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.
Какими качествами обладал Алёша Попович?
Хитростью, смекалкой, дерзостью.
Куда смотрит каждый из богатырей?
Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.
Что охраняют богатыри?
Землю русскую, её границы.
Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?
Уздечка, стремена, седло.
Как одним словом можно назвать этих богатырей?
Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.
Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:
«О Витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт».
Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?
1. Не родом богатырь славен, а подвигом.
2. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
3. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
4. В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
Продолжение беседы по картине «Богатыри».
Вопросы:
1. Как одеты богатыри?
На тело надета кольчуга – железная рубашка.
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
2. Что надето на головы богатырей?Шлем.
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.
Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.
– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.
Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.
– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?
Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.
Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.
Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:
«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.
Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».
Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».
Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)
А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.
Обряд – поклонение «Дубок»
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).
Вот таков!
Корень да его –
Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)
Листья да его –
Вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его –
Вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Заключение.
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисман «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.
Приложение №16
Конспект занятия по познавательному развитию «Русские народные промыслы»
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.Обогатить словарь детей словами: Хохлома; Филимоновская, Богородская, Дымковская игрушки; Жостовские подносы; Палехские шкатулки.
Оборудование и материалы: предметы русских народных промыслов.
Ход занятия:
(Звучит русская народная музыка, дети входят в музыкальный зал, где расставлены предметы русских народных промыслов: вышитые рушники, головные платки, затейливые половики, Хохломская посуда, Дымковские Филимоновские и Богородские игрушки, Жостовские подносы, Городецкие доски, Палехские шкатулки. Разные предметы быта: самовар, прялка, ухват; посуда – крынка, чугунок ит.д.)
- Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев – всё мило сердцу русского человека. А как красивы русские сказки!
- А вы, ребята, какие сказки знаете? (Ответы детей)
Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились русские народные промыслы.
- Во что играли дети на Руси? Так же как и вы, в разные игрушки.
- Откуда у вас, ребята, появляются игрушки? (Ответы детей).
- А в старину люди делали игрушки для своих детей сами.
- Из чего сделаны ваши игрушки? (Пластмассы, резины, ткани, железа).
- Как вы думаете, из чего делали игрушки русские мастера? (Ответы детей)
- Да из того, что было под рукой: из глины, дерева, соломы. Лучшие игрушки становились известны в других городах. Так появились Богородские, Филимоновские, Дымковские, Каргопольские игрушки. Название они получили по названию местности, где их делают. Так, Дымковские игрушки делают в селе Дымково. Они вам уже хорошо знакомы. Посмотрите на них. (Показ игрушек)
- Где здесь Дымковские игрушки? (Дети выбирают) Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные. Вот барыня в цветастом кокошнике, а вот важный павлин с нарядным хвостом. Сколько озорства, веселья вложил мастер в эти игрушки. Значит, и сам мастер был человек весёлый.
- Из чего сделаны Дымковские игрушки (Из глины).
- Значит, это, какие игрушки? (Глиняные).
Каргопольские игрушки тоже сделаны из глины. В основном это фигурки животных. Найдите их. Назовите. (Медведь с гармошкой, нарядный олень).- изготовление этих игрушек – дело не простое, требует от мастера терпения и умения. Сначала он лепит фигурку из глины, раскрашивает, потом обжигает в печи, чтобы игрушка была твёрдой, а краска ярче блестела.
- Найдите теперь, игрушки сделанные из дерева. (Матрёшки, птички-свистульки). Это Филимоновские игрушки. Давайте их рассмотрим.
- Матрёшка не зря считается символом России. Ведь где только не делают матрёшек. И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у матрёшки.
Дерево издавна было любимым материалом народных умельцев. Из дерева в старину делали не только игрушки, но и предметы быта. Некоторые из них есть и на нашей выставке. Назовите их? (столы, посуда, разделочные доски, шкатулки, прялка)
- Всё вокруг стремится украсить русский умелец! Если деревянная посуда, то с золотой росписью! Так появилась хохломская роспись!
- Хохломская роспись – это чудо, созданное руками человека! Здесь на красном фоне затейливо переплетаются золотые ягоды, цветы, листочки. Посмотрите, какая красота! (Показ образцов хохломской посуды).
- Чтобы получить такое чудо, мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло, закалилось. Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках. Давайте и мы с вами попробуем.
(Дети под музыку «Во поле берёзка стояла» проигрывают на ложках ритм первого куплета и припева)
- Очень много прекрасных вещей создавали русские мастера. Их и вещами то назвать нельзя. Это настоящие произведения искусства!
(Воспитатель показывает детям жостовский поднос)
- Эта роспись сделана по металлическому подносу.
Не цветы, а просто диво!
Нарисованы красиво!
Маки, лютики, ромашки
Оживут из русской сказки.
Л. Осипова.
- Посмотрите, как настоящие художники расписали эти подносы. Делают такие подносы в городе Жостово, рядом с Москвой.
- А эта шкатулка сделана мастерами, которые живут в селе Палех, поэтому роспись на изделиях называется палехской росписью. Часто мастера на шкатулках изображали удалую тройку сказочных коней, а на этой шкатулке изображён сюжет хорошо знакомой вам сказки. Что это за сказка? («Конёк-горбунок»).
- Изделия русских народных промыслов широко известны за пределами России. Это наша национальная гордость. Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
- А означает это ребята то, что мы гордимся умением наших мастеров, их необыкновенными произведениями, которые несут людям красоту и радость. Таких изделий нет больше нигде в мире, их делают только в России.
- Ребята, а что вам больше всего понравилось из предметов русских народных промыслов? Расскажите почему? (Ответы детей).
- А вы хотите, что бы и нашу группу украшали такие красивые изделия русских мастеров? Тогда давайте откроем в нашей группе музей русских народных промыслов! А экспонаты для нашего музея будем собирать все вместе!
Приложение №17
Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами
Цель: Вызвать интерес у детей к народным инструментам.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с вами с народными инструментами.
Начну свой рассказ с самого древнего струнного русского народного инструмента. В древней Руси кроме гуслей были еще инструменты с круглым корпусом и тонким грифом и играли на нём специальной щепочкой из дерева (медиатр). Потом этот инструмент был забыт – назывался он «домра» (то-ли от татарского-«думбра», или калмыцкого – «думбр» или от слова «дом». Русский музыкант В. В. Андреев на основе домры придумал балалайку и сделал её треугольной.
Есть инструменты ставшие символом народа. Все в мере знают, что балалайка – это русское. В18 веке царь Пётр1 приказал собрать оркестр из инструментов со всей России. И мастер-музыкант В. В. Андреев придумал балалайку и принёс её в оркестр. Ему пришлось собрать целую коллекцию балалаек. И овальных и треугольных, от 2-х до 4-х струн, а потом решил : быть ей треугольной с тремя струнами. О балалайке пели песни, сочиняли сказки и былины. И сейчас это самый популярный инструмент.
Из русских инструментов наиболее популярна гармонь. Она появилась в городе мастеров – Туле. Это маленький, лёгкий инструмент на котором можно было играть при ходьбе. В ней звучит несколько голосов, мелодия и аккомпанемент. Гармонь звучит на всех праздниках. Под гармошку пели частушки, песни, танцевали. В 1907 году мастер Стерлигов на основе хроматической гармони придумал баян.
В России народ узнал о гитаре в 1837 году. Сначала была 5-и струнная гитара, а позднее цыгане стали играть на 7-и струнной гитаре, придумал её арфист Андрей Сихра. В 19 веке гитара стала популярной и 7-и струнную гитару стали называть русской. Сейчас популярна 6-и струнная гитара и на эстраде и в жизни.
На просторах нашей Родины с незапамятных времён звучат пастушеские наигрыши на рожках, жалейках, дудочках. Их вырезали из берёзы и липы. Эти духовые инструменты наиболее просты в изготовлении. Дудочки вырезали из веток орешника, вербы, рябины и т. д. Сейчас народные музыканты сами не вырезают дудочки, а играют на готовых духовых инструментах. На жалейку и дудочку очень похожа и флейта.
Ребята, а сейчас мы все поиграем в русскую народную игру «Ворон».
Приложение № 18
Растительный мир средней полосы России
Программное содержание: расширять представления детей о природе родной страны, воспитывать эстетические чувства, учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы, формировать представления
о лесах как об особом богатстве России.
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель. Ребята, наша страна Россия очень большая. Это самая большая страна в мире. территория нашей страны покрыта густыми лесами , бескрайними степями, полноводными реками и прозрачными озерами.
Чтобы догадаться, о чем мы будем говорить сегодня, отгадайте загадку.
Нам дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
(Дерево).
Воспитатель. Правильно, ребята, это дерево. Из чего состоит дерево?(Корни, ствол, ветки, листья).
Россия - самая богатая лесами страна в мире! Лес - это огромный дом.
Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам.
А в лесу таких деревьев тысячи!
-Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Ответы детей).
Больше всего в России дубовых, осиновых, сосновых лесов. Леса, в которых
растут и хвойные, и лиственные деревья, называются смешанными. Всем
нам известны следующие деревья и кустарники.
(Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют дерево, воспитатель
рассказывает о нем). Ель - может расти в тени. Иголки сосны и ели применяют в медицине.
Отгадайте еще одну загадку.
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке. (Сосна).
Сосна - вечнозеленая, быстро растет, очень любит свет.
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.(Дуб).
Дуб - одно из самых красивых, могучих деревьев, растет очень медленно,
не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами. Дуб- самое
главное дерево в лиственном лесу. Он растет долго, но и живет триста лет.
А кто знает, что растет на дубе? (Желуди).
Послушайте стихотворение про желуди.
В каждом желуде на ветке
Спал дубок зеленый крепко.
И казалось: дуб стоял
Высоко над горной кручей-
Рощу целую держал
На плечах своих могучих.
Воспитатель. А про какое дерево еще загадка.
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
Стоит под горой
С белой корой?(Береза).
Береза - быстро растет, не боится зимних морозов, очень любит свет.
Липа-дерево, с которого пчелы собирают мед. Липовым цветом лечат простуду. очень полезен липовый мед. Послушайте стихотворение про липу.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Тополь - растет очень быстро, крона большая, хорошо задерживает пыль;
когда тополь цветет, будет много пуха.
Воспитатель. Но в лесу растут не только деревья. Сколько ягод и грибов дарит лес людям и животным! Растут в русском лесу малина, брусника,
клюква, земляника. А какие грибы вы знаете?
(Белый гриб, опята, подберезовик, подосиновик, маслята, лисички, сыроежки.)
-Но бывают и ядовитые грибы. Кто знает, что это за грибы? (Мухомор, поганка.)
Воспитатель. Леса нуждаются в нашей охране и защите. Ведь они приносят столько пользы человеку: закрывают поля и сады от ветров, спасают реки от обмеления. Лес-это легкие планеты, потому что он очищает воздух. Лес-это строительный материал, это ягоды, грибы, лекарственные растения,орехи. Вот как много полезного дает лес человеку! Люди обязаны сберечь то,что им дает щедрая российская природа!
-Сегодня мы поговорили о природе России.
А сейчас я вам предлагаю нарисовать, что полезного дает лес человеку.
Приложение № 19
Легенда о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее, правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Хохломские узоры
Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богатство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.
Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые кабы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Хохломские узоры создавались при помощи сложной техники промысла. К тому времени овладели мастера секретом прочности рисунка. Чтобы ложилась краска ровно на шероховатую поверхность дерева, нужно ложку «провапить» - обмазать тонким слоем особой жирной глины. Потом покрыть олифой, чтобы пристала краска. А когда нанесен рисунок, ложку несколько раз «лачат» - кроют лаком, сваренным из льняного масла. После сушки выходит ложка из дышащей жаром печи гладкая и блестящая. Не страшны
Хохломской орнамент
Легенда о хохломе гласит, что жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами.
Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.
Хохлома появилась в 17 веке в Заволжье Нижегородской губернии. Это декоративная роспись по деревянной посуде, мебели. Этот вид промысла объединил бедных крестьян и староверов. Хохлома пользуется большой популярностью. В 19 веке этот вид промысла был представлен на большом количестве ярмарок в иностранных государствах. Хохломские изделия покупают по все Западной Европе и Индии.
Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды.
Роспись под хохлому – это особенный художественный стиль, так называемый «растительный орнамент». Самый любимый – «травяной». Этот стиль напоминает осоку, которая растет вокруг озера, луга, поэтому некоторые орнаменты называются «осока».
Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок.
Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность.
Но художники стремятся улучшать не только глубину красоты орнаментов. Они хотят обогатить сами виды и формы предметов. Эти изменения помогают древнерусскому орнаменту хохломы по-новому заблистать в современных городских пейзажах, не быть чуждым предметом в нашем урбанистическом мире.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе
«Золотая хохлома»
Программное содержание:
Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;
Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;
развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.
Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.
Ход занятия:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)
Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальные из глины и фарфора. Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне)
Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
- Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
- Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).
- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.
- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)
- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.
- Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем
Физкультминутка.
(следуя словам выполняем движения)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- Молодцы! Присаживайтесь!
- Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.
- Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Работа детей.
- А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?
- Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.
- Теперь покажите самую красивую миску, вазу?
- Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.
- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входит в царство Берендея,
В мир волшебной Хохломы.
Приложение № 20
Беседа «День Победы»
Цель: знакомство детей с героическими страницами истории России.
Задачи:
1.Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.
2.Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны, ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях.
3.Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация с подборкой серии тематических картин о ВОВ, музыкальный проигрыватель, подборка песен военных лет.
Предварительная работа: чтение тематических рассказов, заучивание стихов, пословиц о ВОВ.
Ход беседы:
Воспитатель: Совсем скоро мы будем отмечать знаменательный день – День Победы. Вот уже 70 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная Война, но каждый год снова и снова мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в той страшной войне.
Воспитатель: Так что же это за праздник – День Победы? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята! Это праздник всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем одерживал победу над врагом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете когда началась Великая Отечественная Война? (ответы детей )
Воспитатель: 22 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись немецкие самолеты с бомбами. Громом покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия, без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские лагеря, сады, школы, больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. Но они просчитались, на защиту свободной любимой Родины встал весь народ от мала до велика. В те дни появилась песня – призыв:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
- Я предлагаю вам послушать отрывок этой песни и посмотреть на экран (звучит отрывок песни «Вставай, страна огромная!»; показ слайда 1 «Родина Мать – зовет!»)
Воспитатель: Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт шли не только солдаты, но даже дети нередко убегали на фронт, чтобы воевать с фашистами. Молодые девушки стремились на фронт, многие были санитарками, разведчицами, даже летчицами (показ слайда 2,3,4).
Воспитатель: Каждый день увозили бойцов на фронт. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах, но с верою в победу (показ слайда 5,6)
Воспитатель: В годы Великой Отечественной Войны ни один гражданин не оставался равнодушным…
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем могли помочь те, кто не воевал на фронте? (Ответы детей)
Воспитатель: В тылу работали заводы, для фронта они делали танки, самолеты; отливали снаряды и пули; шили солдатам одежду и сапоги; изготавливали бомбы и ружья для солдат (показ слайда 7).
« Все для фронта! Все для победы!» – лозунг советского народа во время Великой Отечественной Войны (показ слайда 8)
Воспитатель: Целых четыре года длилась война. Великая Отечественная Война была самой тяжелой из всех войн, но люди не теряли веры в победу. «Враг будет разбит – победа будет за нами!». В этой страшной войне погибли более 20 миллионов людей. У каждого из них были родные и близкие. Нет в России семьи, которую война обошла стороной.
Воспитатель: На войне было сложено много пословиц и поговорок бойцами. Я предлагаю вам вспомнить их.
Дети:
- Русский солдат не знает преград.
- Солдатское дело – воевать храбро и умело.
- Друг за друга стой и выиграешь бой.
- Набирайся ума в ученье, храбрости – в сраженье.
- С родной земли умри – не сходи!
- Где смелость, там и победа.
- Кто дрожит, тот и от врага бежит.
Воспитатель: Ребята, а когда закончилась война? (ответы детей )
Воспитатель:
Война! И жестче нету слова!
Войну мы вспоминаем снова.
Ты миллионы жизней унесла..
Война! Проклятая война!
- 9 мая 1945 года наши солдаты дошли до Берлина – столицы Германии. И там, на самом главном здании, которое называлось Рейхстагом, был водружен наш красный флаг Победы. Красное знамя на здание Рейхстага водрузили сержант М. Егоров и младший сержант Кантария (показ слайда 9,10)
Воспитатель: Знамя Победы – это красное знамя, оно стало символом Победы. Красный цвет знамени обозначает огонь и отвагу. На знамени изображены серп и молот, а также пятиконечная звезда (показ слайда 11)
Воспитатель: 9 мая – это светлый радостный праздник для всех людей. А в этом году мы отмечаем 70 лет великой Победы. К сожалению, все меньше и меньше остается ветеранов, которые были участниками той войны и кому мы обязаны своей свободой. Мы благодарим ветеранов Великой Отечественной Войны за чистое и светлое небо, здоровья и благополучия им еще на долгие годы! (показ слайда 12,13)
Воспитатель: Настя прочтет нам стихотворение «Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!»
Ребёнок:
Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!
Спасибо Вам, что мы войны не знаем!
Ведь Вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!
Воспитатель: Спасибо Настя! Молодец! Ветераны – это люди, отвоевавшие у врага победу, это герои!
Воспитатель: В этот день – 9 мая каждый год вспоминают и тех, кто остался на полях сражений, с благодарностью вспоминают наших славных воинов-защитников, отстоявших мир в жестоких сражениях (показ слайда 14).
Воспитатель: 9 мая принято бывать на могилах погибших воинов, возлагать венки, живые цветы тем, кто не вернулся с войны. В память о них горит Вечный огонь (показ слайда 15,16)
Воспитатель: Артем прочитает стихотворение М. Исаковского «Куда б ни шел, ни ехал ты…»
Ребёнок:
Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак,
Шахтер,
Ученый иль пастух,-
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.
Воспитатель: Молодец Артём, спасибо! Ребята, ежегодно 9 мая устраивают парад военных войск в честь праздника Победы! (показ слайда 17,18)
Воспитатель: А что еще бывает в этот день, послушайте загадку:
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты
А на них – то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми.
Воспитатель: Что же это такое?
Дети: Салют.
Воспитатель: Конечно же, ребята, это салют (показ слайда 19)
Воспитатель: Это салют для всех людей, кто участвовал в этой страшной войне, кто погиб и кто вернулся живым.
Воспитатель: День Победы – это праздник со слезами на глазах, это слезы радости и большого горя (звучит отрывок песни «День Победы»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы должны сделать, если встретим ветерана?
Дети: Поздравить с праздником, поблагодарить за мирную жизнь, вручить цветы и т.д.
Воспитатель: Правильно ребята! Молодцы! (показ
Рекомендуем посмотреть:
Социальный проект для детей подготовительной группы детского сада Творческий проект по сказкам для детей подготовительной группы Педагогический проект в детском саду. Подготовительная группа Проект в детском саду для детей подготовительной группы. Доброта спасет мир← Проект "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста | Визитная карточка детского сада. Презентация →
Автор: Татьяна Геннадьевна Антонова
Опубликовано: 2729 дней назад (3 июня 2017)
Просмотров: 3742
Рубрика: Проект "Наша Родина - Россия"
|
+6↑ Голосов: 6 |
Комментарии (1)
|
||
|