Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста

Приложения к проекту "Наша Родина - Россия. Часть первая.
Паспорт проекта можно посмотреть здесь /blogs/tatjana-genadevna-antonova/pasport-proekta-nasha-rodina-rosija.html
Автор: Антонова Татьяна Геннадьевна
Описание: В данной публикации я представляю подборку конспектов занятий и бесед к проекту "Наша Родина - Россия". Материал может быть полезным воспитателям ДОУ, родителям и детям.
Цель публикации: распространение педагогического опыта.

Приложение №1
Беседа «Наша Родина - Россия».

Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, иллюстрации природы, городов России.
Методы и приёмы: словесный (беседа, художественное слово); наглядный.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Как называется наша страна? (Ответы детей).
- Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия! Давайте повторим его вместе.
- В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа (показ иллюстраций); красивые города (показ иллюстраций); удивительные люди.
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Кто из вас может показать на глобусе территорию России?
- Вот как много места занимает территория России. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии (показ на глобусе).
- омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим (показ на глобусе).
- Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.
- Россия граничит с 16-ю государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей.
- Посмотрите на глобус: видите, границы России проходят и по суше, и по воде.
- В нашей стране более тысячи городов.
- Какие города вы знаете? (Ответы детей).
- Самые крупные города нашей страны это Москва, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Новосибирск (показ иллюстраций)
- А какие реки России вы знаете? (Ответы детей)
- В России очень много рек – Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур.
- Россия - наша Родина! В народе говорят: «Человек без родины не живёт». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все – россияне. Все горячо любим свою Родину!
- Послушайте, как говорит об этом в своём стихотворении поэт Сергей Александрович Васильев:
Россия…как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей!
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть!
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
- О России, о Родине писали многие поэты. В народе с давних времён любовь к Родине выражалась в пословицах и поговорках.
- А вы, знаете пословицы и поговорки о Родине? (Дети вместе с воспитателем вспоминают поговорки и пословицы о Родине)
- «Родина – мать, умей за неё постоять!»;
- «Родная сторона – мать, Чужая – мачеха»;
- «Всякому мила своя сторона»;
- «Скучно Афонюшке, на чужой сторонушке»;
- «На чужой стороне и весна не красна»
Итог беседы:
- Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.

Приложение №2
Познавательная беседа «Главный город нашей страны»




Цель: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: открытки с видами Москвы, фотографии; д/ игра «Найди герб (флаг) России»
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ иллюстраций); игровой.
Ход беседы:
Воспитатель:
- Ребята, в какой стране мы живём? (В России)
- Как можно сказать про нашу страну? Какая она? (Большая, великая, красивая)
- Какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб)
- Посмотрите, у меня на мольберте размещены флаги и гербы разных стран. Кто из вас найдёт флаг России? Герб России?
- Ребята, на Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город – столица этой страны. Сегодня мы поговорим о самом главном городе нашей страны – Москве.
Москва – столица нашей Родины. Столица – это главный город государства, здесь находятся правительственные учреждения и правительство страны. Наша столица – самый большой и красивый город России.
- Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Что вам запомнилось больше всего? (Рассказы детей)
- В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Москва – один из самых древних городов России.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы.
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
Глаз не схватит улиц длинных…
Это – матушка Москва…
Ф. Глинка
- Основание Москвы начиналось со строительства Кремля. Так строились почти все русские города. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его видим и сегодня. (Показ иллюстрации).
- В Кремле работают президент России и правительство.
- Посмотрите, на главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. Бой именно этих часов, мы слышим с вами по телевизору в Новогоднюю ночь. Называются эти часы – Кремлёвские куранты.
- Главная площадь Москвы называется Красная площадь. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей).
- В старину слово «красный» означало «красивый». Вот почему Красную площадь назвали «красной» - значит Красивая площадь.
- Посмотрите, какая она большая! (Показ иллюстрации). Здесь проходят праздничные парады, салюты, выступления знаменитых артистов. Мы с вами много раз видели Красную площадь по телевизору, а кто-то бывал на ней с родителями. (Рассказы детей).
- Мы можем приехать в Москву на поезде, прилететь на самолёте, приплыть на теплоходе. В Москве всегда очень много гостей! Кто-то приезжает в Москву по работе, в командировку, решать важные дела, кто-то едет в гости к друзьям, родственникам, многие приезжают в Москву в отпуск – полюбоваться её красотой, погулять по её улицам, площадям, побывать в музеях. А сколько в Москве иностранных туристов! В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий. Поэтому люди из других стран так хотят побывать в Москве.
И действительно, Москва – очень красивый город. Много веков трудился наш народ, чтобы сделать её ещё краше.
Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Посмотрите, какие красивые старинные храмы есть в Москве. (Показ иллюстраций). У каждого храма – колокольня. В старину говорили, что звон Московских колоколов слышен по всей Руси! Это храм Василия Блаженного, он находится на Красной площади, это храм Христа Спасителя. (Показ иллюстраций). Представляете, ребята, как много людей трудились, чтобы построить такую красоту.
- В Москве на Воробьёвых горах был построен первый в России университет имени Михаила Васильевича Ломоносова – это самое большое учебное заведение России. (Показ иллюстрации). Здесь учатся тысячи студентов. Конечно, потом в Москве были построены и другие институты.
Москва сегодня – это огромный город, в котором множество улиц и переулков, автомобильных дорог и мостов, театров и парков. В Москве самое протяжное в мире метро. Это целый город под землёй, по которому бегут поезда во все концы родной столицы.
Итог беседы:
Воспитатель:
- Во все времена граждане нашей большой страны искренне восхищались Москвой, любили её глубоко и преданно. Недаром знаменитый поэт А.С. Пушкин писал: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…».
Современные поэты тоже не перестают восхищаться красотой Москвы:
Здесь Кремль,
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город.
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава.
Столица Родины – Москва.
И. Векшегонова
- И не важно, что мы с вами живём не в Москве, любим мы её так же сильно, как все россияне, потому что Москва – одна на всех, это наша столица!
Домашнее задание.
Воспитатель:
- Для того чтобы нам лучше познакомиться с нашей столицей – Москвой, мы с вами оформим фото альбом о Москве. А для этого вы и ваши родители будете собирать информацию об этом прекрасном городе. Вам нужно будет найти и принести в детский сад открытки, фотографии, иллюстрации и рисунки из журналов о Москве, а родители помогут вам написать краткие сведения о той достопримечательности Москвы или о том памятном месте города, которое будет отражено на ваших иллюстрациях.

Примечание: для закрепления материала беседы, в ближайшие дни с детьми проводится игра «Иностранец».
Цель игры: В игровой форме закрепить знания детей о Москве.
Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к ним в гости придёт иностранец, который ничего не знает о нашей столице Москве (в роли иностранца выступает приглашённое лицо – кто-то из родителей, другой воспитатель). Дети должны рассказать иностранцу самое главное. «Иностранец» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказывать:
- Как называется наша страна?
- Что такое столица?
- Как называется столица России?
- Чем она знаменита?
В конце игры «иностранец» благодарит детей за рассказ и дарит сладкий приз.

Приложение№3
Москва-столица нашей Родины




Программное содержание: познакомить детей с главным городом России- Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.

Ход образовательной деятельности

-В какой стране мы живем? (В России.)
-В каждой стране есть главный город - столица. Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)
-Правильно, Москва. Это очень красивый и древний город. Он был осно-ван на Москва-реке, поэтому и получил такое же имя. Москва сегодня - это современный, процветающий город. В Москве работают наше прави-тельство и президент. В Москве принимаются все важные законы, по кото-рым живет наша страна Россия.
В Москве строится много новых зданий, мостов, ведь это главный город страны, значит, он должен быть самым красивым. Но многое делается и для сохранения старинных памятников, потому что это история Москвы, которая насчитывает более восьми веков. Посмотрите, как Москва выгля-дела в старину. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами ста-ринных московских улиц.)
-А это современная Москва. (Воспитатель показывает детям иллю-страции с видами современных московских улиц.)
Москва - очень красивый город. Огромное количество иностранных гос-тей приезжает в Москву, чтобы посмотреть на столицу России.
-Кто из вас, ребята, бывал в Москве? Расскажите о своих впечатлениях. (Дети показывают фотографии и рассказывают о Москве.)
-Ну а кто еще не побывал в Москве, пусть не расстраивается. Все впереди, вы обязательно побываете в нашей столице!
-Давайте вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Дос-топримечательности - это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего. (Воспитатель рассказывает о досто-примечательностях Москвы и показывает картинки.)
-Посмотрите, это Московский Кремль. Снего в старину начинала строиться Москва.
А это Красная площадб. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады в праздники.
В Москве много красивых храмов, театров, памятников известным росси-янам. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных па-мятника: Царь-пушку и Царь-колокол. Посмотрите на них. (Воспитатель показывает иллюстрации.)
Сначала была изготовлена Царь-пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь-пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Названа она так, потому что имеет огромный размер и вес. Царь-пушка - значит самая большая пушка.
Царь-колокол был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили Царь-колокол русские мастера Иван и Михаил Моторины. Но во время пожара в Кремле мастера, испугавшись, что от ог-ня колокол расплавится, стали заливать его водой. Колокол треснул, и от него отвалился кусок. Поэтому Царь-колокол никогда не звонил. Он стоит в Москве как памятник русским мастерам. Туристы очень любят фотографи-роваться на фоне этих памятников.
Много еще в Москве всего удивительного. Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за па-мятники архитектуры любят россияне свое столицу. Каждому русскому человеку дорого Москва, потому что она главный город нашего государ-ства - России. Вот какими теплыми словами говорил Пушкин о Москве.
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе.
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Воспитатель предлагает детям по желанию нарисовать башню Кремля, Царь-пушку,Царь-колокол или Спаскую башню.


Приложение №4
Природа России




Цель: Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.



Наглядный материал: Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.

Ход занятия:
Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.
- Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположение детей). Это карта. У нас в группе висит карта Белгородской области. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.
На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложение детей.) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям.) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др.)
-Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?
- Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предложение детей.) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете, города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте.) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России. Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов.) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.
- Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это синие волнистые линии, которых очень много? (Предложение детей.) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Оскол, Москва река, Волга и др.) Название рек тоже написаны на карте. (Читает название самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, - Волга, Лена, Енисей и др. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек.)
- А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря.)
- Посмотрите, какого цвета на карте очень много? (Зеленого.) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей.) Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса.) В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
- А что дают леса? (Ответы детей.) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб - богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.
- Еще, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и др.) А что дают горы? (Предложение детей.) В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? (Предложения детей.) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.
- И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи.)
- Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей)
- Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.
- Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.
- Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летал на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток.) Глава называется:

САМАЯ БОЛЬШАЯ, САМАЯ БОГАТАЯ

- Сибирь и Дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я.
Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:
- А это какая река?
Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетели: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.
… Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы.
… На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.
На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.
На севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.

Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.

Приложение №5
Конспект занятия по познавательному развитию.
«Города России»



Программное содержание: познакомить детей с крупными городами России, с историей Оренбурга, побуждать детей восхищаться красотой Оренбурга, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: слайд шоу «Города России».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Наша страна – самая большая в мире. Сегодня мы с вами попутешествуем по городам России. Но чтобы объехать нашу огромную страну, нам понадобятся все виды транспорта. Отправляемся!

На лошади ехали,
До угла доехали.
Сели на машину,
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали.
Тр-р! Стоп! Разворот.
На реке – пароход.
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Пароход не везёт,
Надо сесть в самолёт.
Самолёт летит,
В нём мотор гудит:
У-у-у, у-у-у.
И. Токмакова

- Назовите самый главный город нашей страны? (Ответы детей)



- Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Послушайте, как они называются: Новгород, Санкт-Петербург, Саратов, Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Волгоград и др.
- А в каких ещё городах России вы бывали? (Ответы детей)
- Посмотрите, это старинный русский город Новгород. (Показ слайда)
Он поражает красотой своих старинных построек. Горожане берегут свои памятники. Новгород – это страница истории нашего государства. Более тысячи лет назад поселились на реке Волхов русские люди. Построили Кремль, основали город и назвали его Новгородом – новым городом. Новгород объединил своей властью весь север Руси.
В России ещё очень много прекрасных старинных городов: Суздаль, Кострома, Ярославль, Владимир, Ростов. (Показ слайдов).
- Эти города поражают своей многовековой историей и красотой. Их даже назвали Золотым кольцом России!

- Есть в России ещё один великий и прекрасный город – Санкт-Петербург! (Показ слайда)



- А кто из вас бывал в этом городе? (Ответы детей)
- Санкт-Петербург построен на реке Неве. Основал его русский царь Пётр Первый. Санкт-Петербург хоть и основан в далёкие времена, как Москва, но всё же он намного моложе Москвы. Недавно Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет.
Строительство этого города было необычным для России. Царь Пётр первый задумал построить чудо-город и сделать его столицей России. Поэтому сейчас Санкт-Петербург часто называют второй столицей России.
Город строился на удивление всем иностранцам: просторным, широким, с великолепными мостами, дворцами, храмами. И сейчас Санкт-петербург считается одним из самых красивейших городов мира. Со всего мира люди едут посмотреть на это чудо! (Показ слайда)
- Посмотрите, какие дворцы, фонтаны, мосты есть в Санкт-Петербурге. (Показ слайдов). Люди не устают ими любоваться!
- Санкт-Петербург, так же как и Москва, является городом-героем.
- Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей)
В годы Великой Отечественной войны жители города перенесли блокаду. Враги окружили город со всех сторон, отрезали его от всей страны. Город всё время бомбили, запасы еды быстро заканчивались. Горожане голодали. Из-за голода и бомбёжек очень многие умерли. Но всё-таки город выстоял! Наши люди восстановили разбомблённый город: построили новые дома, парки восстановили дворцы, храмы. И город снова стал прекрасным!
Те тяжёлые времена навсегда остались в памяти всей страны и особенно жителей Санкт-Петербурга. И вы, ребята, никогда об этом не забывайте.

А это город Оренбург.

Оренбург - место, где встречаются Европа и Азия. Оренбург из-за своего географического положения стоял у истоков отношений между Россией и стран Азии. Сегодня это один из крупных промышленных, культурных центров на Южном Урале.

В городе находится подвесной мост, перекинутый через реку Урал, по которому попадают из Европы в Азию. Оренбург — прекрасный город с большой историей, первозданной природой и интересными местами.

Конечно же в Оренбурге много достопримечательностей, театров, музеев. Есть галерея "Оренбургский пуховый платок", выставочный зал Оренбургского областного музея изобразительных искусств, памятники и соборы.

Много ещё есть славных городов в России и у каждого города есть своя история. Ваши родители могут помочь вам выбрать какой-нибудь город и узнать его историю. Потом вы сами сможете рассказать всем ребятам об этом городе. А чтобы рассказ ваш был интересным, не забудьте найти иллюстрации, фотографии этого города.
Когда ваших историй о городах соберётся много, мы с вами оформим альбом «Города России».

Приложение №6
Государственные символы России: герб, флаг, гимн


Программное содержание: закрепить знания детей о государственных символах России, формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.

Ход образовательной деятельности
- Ребята, в какой стране мы живем? (В России.)
-Какие государственные символы нашей страны вы знаете?
(Герб, флаг, гимн.)
Государственные символы - это официальные знаки отличия страны от других стран. Это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.
- Посмотрите на флаг России. (Воспитатель показывает пособие.)
Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета.
- Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге? (Белого, синего, красного.)
В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий - честность, красный-смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.
Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни государственных праздников . Кремль- место работы президента России. Когда президент в Кремле, над зданием поднят государственный флаг России.
Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях. На международных спортивных соревнованиях тоже поднимается государственный флаг, когда наших спортсменов награждают победу.
-Посмотрите на герб России. Это темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел.
-Что вы знаете об орле? Какая это птица?(Гордая, красивая, сильная.)
Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Неслучайно так много пословиц и поговорок о золотом солнышке придумано русскими людьми.
• Солнце встает, так и день настает.
• Солнце, как родная матушка, никогда ни обидит.
• Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Русский блин-это тоже символ солнца.
Жизнь русского человека связана с солнцем. Наши предки-славяне
изображали символ солнца на всех предметах быта, которыми пользовались. На национальных костюмах, прялках, рушниках, наличниках. Люди считали, что солнце встает рано утром и едет на огненной колеснице по небу, а вечером садится за горизонт и умирает. Но утром рождается вновь.
Вот почему орел золотого цвета.
На груди орла - изображение всадника на белом коне, который копьем поражает черного змея. Это добро побеждает зло.

Звучит фонограмма гимна (отрывок).

Это гимн России - самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, ученым, писателям - вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности, обещание защищать ее от врагов.
-Как надо слушать государственный гимн? Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране.
-Какие государственные символы есть у нашей страны?
-Где можно увидеть наш флаг?
-Что изображено на гербе России?
-Почему орел золотого цвета?
-Что такое гимн?
-Как его надо слушать?
Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном.

Приложение №7
Конспект занятия по познавательному развитию «История Московского Кремля»


Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: слайды с изображением древнего и современного Кремля; мультимедийный проектор, магнитафон.
Методы и приёмы: игровой (игровая ситуация – путешествие); словесный (беседа, рассказ, художественное слово); наглядный (показ слайдов).
Ход занятия:

Воспитатель:
- В нашей удивительной стране России всё удивительное: прекрасные города, полноводные реки, замечательные люди и очень богатая история. Богатая – значит интересная, многовековая.
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в давние-давние времена, в старинную Москву. Хотите туда попасть? Тогда отправляемся!
(Дети переходят в музыкальный зал. В зале загорается свет, звучит музыка. Зал украшен иллюстрациями старинной Москвы).
Воспитатель:
- Вот мы и в старинной Москве. Ребята, сколько вам лет? (Ответы детей).
А нашей Москве более восьми веков, а один век – это сто лет. Правда, Москва древний город? Поэтому так много в Москве красивых старинных зданий, великолепных храмов и площадей. Первым московским правителем был князь Юрий Долгорукий. Он и основал город Москву. А начиналась Москва с Кремля, с маленькой деревянной крепости.
Сегодня мы погуляем по старинному Московскому Кремлю.

К нам пришёл издалека
Город златоглавый.
Метили его века
Шрамами и славой.
Как корабль среди стремнин,
Шёл под стать стихии
Древний город – исполин,
Сердце всей России.
О. Александрова
(На экране появляется изображение древнего Московского Кремля)
- В старину в каждом городе на Руси был Кремль – это крепость, которая защищала жителей от врагов. Московский Кремль был построен на высоком холме, чтобы всех неприятелей было хорошо видно сверху.

Застучали топоры
Над Москвой-рекою.
Стали рощи и боры
Стройкой городскою.
Был построен град Москов
За рекой Неглинной.
И прошло с тех пор веков
Восемь с половиной.
О. Александрова

- Сначала Московский Кремль был построен из дерева: деревянный высокий забор, деревянные башни, колокольни, дома внутри Кремля – всё было из дерева. Но, как известно, дерево очень легко загорается, поэтому Кремль много раз горел. Тогда решено было построить его заново, из камня. Так появился Кремль белокаменный. Посмотрите, какой красивый! (Показ слайда)
- Но и белокаменный Кремль со временем начал стареть, разрушаться, терять свою красоту. Тогда горожане решили построить Кремль из красного кирпича. Таким мы видим его и сегодня: (Показ слайда)
- Высокие стены с острыми зубцами, сторожевые башни. Каждой башне люди дали своё название: Спасская, Набатная, Водовзводная и т.д. самой известной считается Спасская башня, на которой располагаются Кремлёвские куранты – самые главные часы России. Посмотрите, какие они большие и красивые (Показ слайда)

Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлёвской башни
Свой салют двенадцать раз.
С. Маршак

В Водовзводной башне находится колодец, на Набатной башне висел сигнальный колокол.
Стены и башни Кремля – настоящее украшение современной Москвы. Все иностранные гости стремятся побывать в Кремле.
- А сейчас давайте заглянем за стены Кремля. Сколько здесь чудес! Вот колокольня Ивана Великого. Она долго была самым высоким строением на Руси. За это народ называл её Великой! (Показ слайда)
В Кремле много соборов, они окружают целую площадь, которую назвали Соборной площадью. Соборная площадь – главная площадь Кремля. Здесь в далёкие времена русские цари собирались с народом и знатью в самые торжественные для всей России дни.
Здесь расположены Успенский и Благовещенский соборы! (Показ слайда).
- Есть в Кремле Грановитая палата. (Показ слайда).
Здесь русские цари принимали знатных иностранцев. Послы из разных стран приезжали в Москву. Ведь наша страна была очень сильной и богатой, все хотели с ней дружить.
Грановитая палата – это великолепный зал, в котором находятся трон русского царя, символы царской власти: скипетр и держава.
- Ребята, где можно увидеть изображение скипетра и державы?
- Правильно, на российском гербе в лапах у орла!
Вот и подошла к концу, наша прогулка по Московскому Кремлю. Давайте на прощание ещё раз полюбуемся красотой Московского Кремля! (показ слайд шоу «Московский Кремль»).

Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Н. Кончаловская
(Экран гаснет, звучит музыка, дети возвращаются в группу)
Итог занятия:
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам наше путешествие? Тогда давайте проверим, что вы узнали, путешествуя по Московскому Кремлю.
- Кто основал Москву?
- Из чего был построен Кремль сначала?
- Почему Кремль перестраивали много раз?
- Как называются башни Кремля?
- Где принимали русские цари иностранных гостей?
- Молодцы! Вы были очень внимательны! Дома расскажите родителям о нашем сегодняшнем путешествии и нарисуйте то, что вам понравилось больше всего!

Приложение № 8
«Белая береза - символ России».


Программное содержание: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами , ритуалами ,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре , воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Материал: Берёзка , аудиозаписи, светец и лучина , спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки , стихи читать , хороводы водить.
Берёза моя берёзонька,
Берёза моя белая , берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки ,
На тебе , берёзонька , листья зеленые .
Под тобой, берёзонька , трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки хоровод водят.
( Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла»).
Воспитатель: Только мы развеселились, а тут дождь пошел.
(звучит музыка дождя).
Дождик ,дождик, убывай,
Будет славный урожай:
В поле лен и бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В саду мак и сирень,
В огороде зелен хмель!
Радуга-дуга, радуга- дуга
Отворяй ворота- перекинься на луга,
Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,
Шелковым платочком- золотистым мостом!
Воспитатель: а сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России ,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас , начиная с 14 апреля , люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний , обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:
С одного дерева , да четыре угодья:
Первое- от темной ночи свет.
Второе – некопаный колодец.
Третье- старому здоровье.
Четвертое- разбитому связь.
В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимнее вечера , пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение , при котором все становилось таинственным и чудесным ,ушло в прошлое. Дети , мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе .
Посмотрите, как это было( зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой ).
А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают , причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком ( дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).
А это что?( показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником( тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать , отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.
Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года , а особенно весной и ранней осенью ( показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу , с молодыми нежными листьями , висячими сережками . очень много есть песен , в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки , которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.
Ельня, Ельня берёзонька,
Ельня, Ельня кудревата,
Кудревата, беловата.
Похотел пан жениться,
На душе красной девице,
На берёзовой сестрице…
Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы , либо сплетать их между собой , пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания , загадывали о своей судьбе.
Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду , украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.
Встанем в хоровод вокруг берёзки:
Встанем в хоровод вокруг берёзки.
Берёзонька весёленька,
Кудрявенькая, зелененькая,
Кудрявенькая, зелененькая,
Завивайся-ка да во весь год.
Нам весёлым быть да весь год!
Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова , хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться , не обижаться , не ссорится.
( хором, стоя в парах, дети произносят слова).
Ай, кумушки- голубушки
Подруженьки мои
Кумитеся, любитеся,
Любите меня,
Пойдите во зеленый сад,
Возьмите меня,
Завьем венки на все деньки,
На все праздники!

Приложение №9
Конспект занятия по познавательному развитию «Какие народы живут в России»


Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, блюда национальной кухни разных народов (сладости), иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Ход занятия:
- Ребята, в какой стране мы с вами живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки, города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, татары, чуваши, марийцы, мордва, башкиры – проживают в средней полосе России; чукчи, ненцы – на севере; осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке.
- На каком языке говорят татары? (На татарском)
- А русские? (На русском)
- Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции.
- Что такое народные традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Ответы детей)
- Что это за праздник Масленица? (Проводы Зимы, встреча весны)
Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие праздники других народов вы знаете? (Ответы детей)
- У каждого народа есть свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
И начнём мы своё знакомство с самой дальней стороны нашей огромной Родины - Севера.
- На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. (Показ иллюстрации).
- давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
- Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.
- Посмотрите, национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.
- А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. (Показ иллюстрации). Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

- Молодцы! Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
- мы уже с вами говорили о том, что у каждого народа свой язык. Но люди разных народов нашей страны знают два языка: свой национальный, например татарский, и ещё русский. Потому что русский – это государственный язык и на нём общаются все народы нашей страны.
- Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что-то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
- Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей).
Да, в них есть добрые и злые персонажи, волшебные вещи, говорящие животные и т.д. А ещё во всех сказках, у всех народов, добро всегда побеждает зло.
- А какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
У каждого народа есть свои любимые национальные блюда: у чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины; У осетин и ингушей – халва, пахлава.
Татары делают вкуснейшие сладости, например чак-чак.
- А какие русские национальные блюда вы знаете? (Ответы детей).
- Конечно, это блины, пироги.
Итог занятия:
- Какие народы проживают в России? (Ответы детей)
Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть, и татары и русские и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!
А теперь давайте пить чай с татарским чак-чаком и русскими блинами!

Приложение №10
Дымковская игрушка


Цель: Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров.
Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и росписи.
Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Закрепить умения расписывать ярким узором фигуру коня; располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами или по всему силуэту.
Закрепить умение использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, колечки, точки, полоски, сетку, кольцо, волнистые дуги. Продолжать работу «тычком».
Воспитывать у детей чувство цвета, умение радоваться результатам своего труда.
Предварительная работа:
- рассматривание дымковских игрушек;
- рисование элементов дымковского узора;
- рисование дымковского узора на полосе.

Ход образовательной деятельности
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
(Было это в далёкие времена. Возле реки Вятки стоит посёлок «Дымково». Жили в том селе дед и баба, и был у них огород. Вот однажды пошёл дед в огород, стал землю копать и вдруг, земля к лопате прилипла. Удивился мужик взял эту липкую землю в руки. А она необычная оказалась: красная, жирная, мягкая, гладкая, гибкая. Попробовал мужик из неё птичку слепить - ладная получилась, красивая. Решил тогда мужик диковинную землю в ведро сложить, да своей бабке показать. Принёс домой, а когда бабке показал, она очень обрадовалась - ведь это красная глина была, та самая, из которой в селе «Дымково» игрушки изготавливали, но летом некогда игрушки мастерить, решили они - позже пригодиться. Наступила зима, дел поубавилось, вот про глину и вспомнили. Намесили глины, вылепили птичек, зверюшек да барынь, а чтобы крепче стали в печи, обожгли, а потом белым мелом побелили и стали все игрушки белые. Вот баба и говорит: «Что - то белая игрушка не весёлая, деток не порадует. Давай игрушки красками цветными разрисуем». Так и сделали. Разрисовали игрушки кругами красными, синими, желтыми. Точками черными, красными, зелеными; линиями прямыми, да волнистыми.
И получились игрушки вот такие (показывает) .
А ребята наши и стихи знают про эти игрушки.

Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.

Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.


Индя – индя.
Индя - индя - индючок
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.

Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Вот уж детям было радости, и решила баба приготовить всем детям в селе по лошадке и расписать их узором, каким расписывали только в селе «Дымково».
(показывает элементы)
А вы, ребята, помните, как называются элементы в дымковском узоре?
Дети: круг, колечко, точка, волнистая линия, прямая линия, клетка.
Воспитатель: Как называется этот элемент? (точка). Он обозначает звезды
Что обозначает круг с точками? (солнце)
- прямая линия — дорога
- Волнистая линия – река.
- Перекрещенные полоски – колодец
- Елочка – символ здоровья

Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, который существует на Вятской земле более 400 лет. Возникла она в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Яркая, нарядная дымковская игрушка, аналогов которой нет, стала своеобразным символом Вятской земли. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают.
Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила.
Раскрашивали игрушки, составляя краски на яйце с квасом, и не две-три краски, как в других промыслах, а добрый десяток. Синяя, желтая, зеленая, оранжево-красный сурик, малиновая - фуксин, сажа черная и еще смешанные: голубая, розовая, коричневая, украшали игрушки в самых разных сочетаниях. Кисти у мастериц были самодельные, из лучинок и тряпок, но одна непременно тонкая хорьковая - для росписи лица. Узоры на игрушках наводили традиционные, что восходят к древним истокам: клетки, полоски, кружки, овалы, точки. Но сколько их вариантов знали мастерицы, в каких только комбинациях не давали! Как умели заставить звучать краски на матовой белизне фона! И в довершение всего украсить сияющими листочками-ромбиками сусального золота, отчего игрушка становилась нарядней и богаче. Да и как было ни стараться! Ведь на ярмарках она конкурировала с многотиражной фабричной игрушкой, с аляповатыми гипсовыми и дешевыми фарфоровыми статуэтками. Вот и стремились мастерицы делать свои игрушки заметными, красочными. И выработали такой яркий "потешный" стиль, что среди любого количества игрушек можно было безошибочно узнать дымковские.

Приложение№11
Конспект занятия по познавательному развитию «Климатические зоны России»
Программное содержание: познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью; формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины, воспитывать патриотические чувства.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений, атрибуты для игры «С какого дерева листок».
Ход занятия:

- Ребята, ни одна страна в мире не имеет такой богатой и разнообразной природы, как Россия.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
- Правильно, потому что наша страна – самая большая в мире!
На севере нашей страны очень холодно. Там можно увидеть льдины, айсберги, вечные снега, а на юге протянулись жаркие пустыни.
Давайте мы, сегодня совершим путешествие по нашей стране и увидим всё своими глазами.
- На чём отправимся в путешествие? (Дети предлагают варианты. Воспитатель вместе с детьми обсуждает, что можно увидеть, если лететь на самолёте, ехать на поезде? Все вместе выбирают автобус. Дети садятся на стулья, поставленные в два ряда)
- Рассаживайтесь поудобнее, отправляемся.

Мы в автобусе сейчас
По России едем,
Что увидим – всем расскажем,
Как домой приедем!
Л. Осипова

- Ну вот, мы с вами добрались до Крайнего Севера! (Показ иллюстрации с изображением тундры).
- Посмотрите, природа Крайнего Севера, такая же, как в нашем посёлке? (Ответы детей).
- А чего не видно на фотографии? (Ответы детей)
- Правильно, здесь нет лесов, на многие, многие километры простирается тундра – земля с бедной, скудной растительностью. Ведь на севере нашей Родины очень холодно. Зима там длинная, а лето короткое. Поэтому почва не успевает прогреться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называют карликовыми.
- Ой, посмотрите, какие-то животные показались вдалеке! (Показ иллюстраций) Вы их узнаёте? (Ответы детей)
- Да, это белый медведь и олень – главные животные тундры. Они не боятся северных снегов, льда и мороза – толстый мех и шкура защищают их от стужи.

Продолжаем наше путешествие, садитесь в автобус, поехали.
- Постепенно заканчивается тундра и начинается тайга. Это густые, хвойные леса.
- Что значит хвойные леса? (Ответы детей)
- Какие хвойные деревья в них растут? (Ответы детей. Каждый ответ детей воспитатель сопровождает показом иллюстрации)
- Есть в тайге ещё одно хвойное дерево – кедр. Оно даёт людям очень ценные, полезные для здоровья орешки – кедровые. Давайте их попробуем. (Все пробуют кедровые орешки)
- Растительный мир тайги очень богат. Деревья в тайге образуют непроходимые заросли – настоящую чащу. Если человек пойдёт в тайгу один, то может очень легко заблудиться.
- Животных в тайге очень, очень много! Это и медведи, и белки, и лисы, и бурундуки. Но есть и такие животные, которых вы не очень хорошо знаете, потому что они не живут в лесах нашего родного края. Посмотрите на картинки: это куница, рысь, соболь. (Показ иллюстраций).
- Тайга даёт человеку прекрасный строительный материал – ценные породы деревьев, а так же грибы, ягоды, лекарственные растения.

Отправляемся дальше.
- Посмотрите, как меняется лес. (Показ иллюстрации) Появляются дубы, берёзы, липы, клёны, орешник.
- Вам знакомы эти деревья? (Ответы детей)
- Верно, это деревья лесов средней полосы России. Здесь живём мы с вами.
- Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья, называется смешанным.
- Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок»

- Ребята, а какое дерево встречается в наших лесах чаще всего? (Ответы детей)
- Правильно, берёза. Это любимое Российское дерево. Берёзу можно увидеть и в лесу, и в городе, и около нашего детского сада. Посмотрите, какая она стройная, красивая! (Показ иллюстрации)
- Животные смешанных лесов вам хорошо знакомы, назовите их. (Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: медведь, заяц, волк, лиса, белка, ёж, кабан).
Проводится игра «Чьи припасы?»
Ход игры: Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением орешков, грибов, яблок, бочки мёда, малины, морковки, семечек. Предлагает отгадать: кто забыл свои припасы, и вернуть их в хозяину. В случае правильного ответа рядом с картинкой с изображением припасов появляется картинка с изображением хозяина: белка, ёжик, медведь, заяц, мышка.

Едем дальше.
Лес постепенно меняется. Посмотрите, деревьев становится всё меньше. Неужели это опять тундра? Конечно, нет! Ведь мы двигаемся на юг, значит, солнышко греет всё сильнее и сильнее. Начинаются степи. (Показ иллюстрации).
- В начале лета степи напоминают яркие ковры, так много трав и цветов в степи: шалфей луговой, душица, румянка, ковыль и др. Живут в степях суслики, бурундуки, мыши, змеи. А за степью начинаются берега Чёрного и Каспийского морей. (Показ иллюстраций)
Это юг России. Погода здесь тёплая, зима короткая и очень мягкая, а лето жаркое и длинное. Здесь растут Кипарисы, олеандры, акации.
Юг России – любимое место отдыха россиян. Люди приезжают сюда летом, чтобы позагорать, поплавать в море, набраться мил и здоровья на целый год. Многие из вас здесь уже побывали. Расскажите о своём путешествии. (Рассказы детей).
Итог занятия:
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться. Сегодня мы с вами узнали, как разнообразна и богата природа нашей страны России.

Рекомендуем посмотреть:

Проект "Лондон". Английский в детском саду Краткосрочный Новогодний проект для детей 5-7 лет. Санта Клаус и его друзья Краткосрочный информационно-познавательный проект "О лыжах" для детей старшей группы Информационно-познавательный краткосрочный проект для детского сада. Старшая группа
Паспорт проекта "Наша Родина - Россия". Подготовительная группа | Проект "Наша Родина - Россия". Подготовительная группа
Опубликовано: 2513 дней назад (3 июня 2017)
Просмотров: 38137
+4
Голосов: 4
Комментарии (1)
Вера Анатольевна Варенцова # 5 июня 2017 в 22:13 +3
Татьяна Геннадьевна, у Вас представлены прекрасные приложения к проекту. Можно брать готовый материал и создавать интересные занятия применительно к своей аудитории. Темы актуальны, патриотичны, необходимы для развития личности ребенка. Спасибо! Голосую!