Педагогический проект в детском саду. Подготовительная группа
Педагогический проект «Мы - писатели»
Участники проекта: Воспитатель подготовительной к школе группе;
Методист;
Педагог – логопед.
Целевая группа: дети 6 – 7 лет.
Период: сентябрь – апрель.
Проблема:
Актуальность. Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
У детей старшего возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев выполняют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета и явления. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находят прямое отражение в монологической речи детей. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.
Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательные и сюжетные рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, еще нуждаются в образце взрослого.
Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях.
Особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На мену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сензитивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка.
Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить почувствовать «вкус» языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать. К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Ребёнок должен применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации должен преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок должен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе («Социальный портрет выпускника», как результат освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 655 от 23.11.2009 «Федеральные государственные требования к структуре общей образовательной программы дошкольного образования»). Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Цель: Знакомство с особенностями и богатством русского языка через обучение детей 6-7 лет творческому рассказыванию.
Задачи:
- Познавательно - речевое:
Расширять знания детей об окружающем мире посредствам художественного слова, наблюдений в природе, играм, труде;
- Связная речь:
Учить детей составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем;
Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану, включать в повествование элементы описания, диалог и рассуждения;
Учить детей составлять рассказы из личного опыта;
Продолжать учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать предшествовавшие и последующие события;
Продолжать учить детей использовать схемы, алгоритмы при составлении рассказов;
- Словарь и грамматика:
Формировать у детей грамматический строй речи путем словообразования, морфологии, разнообразными грамматическими формами и конструкциями;
- Звуковая культура речи:
Учить детей правильно произносить все звуки родного языка, отрабатывать четкую дикцию Учить дифференциации звуков;
Развивать интонационную выразительность речи (различению ритма, темпа речи и силы голоса)
Социально-коммуникативное:
Воспитывать любовь и уважение к родному языку;
Развивать активность, самостоятельность, инициативность;
Развивать коммуникативные умения;
Художественно-эстетическое:
Продолжать учить детей передавать свои впечатления, мысли, рассказ через творчество;
Вызывать эмоциональные переживания посредствам музыкального сопровождения, чтения художественного произведения, драматизаций, игры;
Физическое:
Продолжать приобщать детей к народным играм;
Учить имитировать движения животных, походку людей; развивать мимику;
Использовать в речи считалки;
Развивать речевой аппарат, правильное дыхание;
Основное содержание и этапы реализации проекта
1. Диагностико - аналитическая деятельность (анкетирование родителей воспитанников, диагностика речи детей 6 – 7 лет, формирование, обработка и анализ данных, разработка целей и задач)2. Пополнение развивающей среды дидактическими играми по развитию речи.
3. Изучение литературы, подбор материала, разработка перспективного плана.
4. Подбор художественной литературы, картин, иллюстраций для детей.
5. Разработка конспектов НОД, родительского собрания.
6. Подбор информационного материала для родительского уголка.
7. Создание картотек: «Игры на развитие связной речи», «Игры для развития лексической стороны речи», «Игры для развития грамматического строя речи»
8. Подбор материала для родителей
9. Создание альбома «Мы – писатели» с детскими рассказами
План мероприятий
СентябрьДиагностика речи детей 6 – 7 лет, формирование, обработка и анализ данных
-Оформление альбома «Мы - писатели» с детскими рассказами
-Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»
-Комплексно-тематическое «Мое любимое время года» (составление рассказа из личного опыта и рисование), оформление в альбом
-Комплексно-тематическое «Мой друг» (составление описательного рассказа и рисование), оформление в альбом
- Составление рассказа по картине «В школу»
- Составление рассказов по серии сюжетных картин.
-Заучивание стихов Е. Трутневой «Осень», Я. Яким «Грибной лес»
-Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи», «Постирушки», «Мы с приятелем»
-Д/и «Радио», «Идет-стоит», «Как сказать правильно», «Подбери словечко», «Когда это бывает?»
-М/п игра «Узнай, кого не стало» (опиши его), «Узнай голосок»
-Психогимнастика «Атомы», «Бусы»
Исследовательская деятельность: «Кто из нас выше (ниже)?», «У кого голубые (карие, серые и др.) глаза?», «У кого есть розовый (зеленый, черный и т.д.) цвет в одежде?»
-Рассматривание иллюстраций «Времена года», группового фотоальбома
-Чтение пословиц, поговорок о дружбе
Работа с родителями
Анкетирование родителей воспитанников «Речь моего ребенка», выставка детских рисунков на тему «Мое любимое время года»,демонстрация альбома «Мы – писатели»
Октябрь
-Составление рассказа по картине «Белые медведи»
-Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду», оформление в альбом
- Чтение стихотворение Н. Найдановой «Новая девочка»,
О. Высоцкая «Детский сад»
-Комплексно-тематическое «С Днем рождения» (составление текста-поздравления и творчество «Подарок для именинников»)
День именинников, родившихся в октябре
-Показ кукольного спектакля «Заюшкина избушка» для малышей
-Составление рассказов на тему «Кем и как работают мои родители», оформление в альбом
-Чтение худ. Литературы В. Маяковский «Кем быть? », Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла», С. Маршак «Откуда стол пришел», «Почта», С. Михалков «А что у вас? », С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», Л. Толстой «Пожарные собаки», Чуковский «Айболит»
-Рассматривание фотоальбома «Профессии моих родителей»
-Д/и «Магазин игрушек», «Один - много», «Сплетем венок из предложений», «Живые слова», «Найди картинке место»
-Рассматривание поздравительных открыток
-С/р игры «Детский сад», «Школа», «День рождения», «Пожарные»
-Психогимнастика «Скульптор и глина»
Работа с родителями
Показ альбома «Мы – писатели», консультация на тему «Речь детей 6-7 лет»
Ноябрь
-Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами»
-Сочинение сказки «Как ежик выручил зайца», оформление в альбом
-Сочинение сказки «День рождения зайца», оформление в альбом
-Беседа «Разговор о маме», составление пожелания для мамы
-Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Родина»
-Чтение худ. литературы М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны», З. Александрова «Родина»
-Д/и «У ежа - …, у зайца -…(детеныши животных)», «Кто как голос подает?», «Подбери словечко (медведь - рычит, бежит, спит; кошка – мяукает, мурлычет, лакает и т.д.), «Скажи наоборот», «Подбери рифму (зайчик, зайчик, где гулял? Ежик, ежик, с кем плясал?)»
-Пословицы и поговорки о Родине, маме
-С/р игры «День рождения», «Спасатели»
-Конструирование из строителя «Строим дом для ежика и зайца»
-Заучивание стихов о маме, бабушке
-Праздник ко Дню Матери
Работа с родителями
Папка – передвижка на тему «Развиваем речь, играя»,фотовыставка «Я и моя мама»,показ альбома «Мы – писатели»
Декабрь
-Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»
-Комплексно-тематическое на тему «Моя любимая игрушка» (составление рассказа и творчество), оформление в альбом
-Составление письма Деду Морозу
-Запись (грамзапись) пожеланий для родителей к Новому году
-Д/и «Что бывает твердым…, мягким и т. д.», «Дом – домище, рука – ручка – ручище и т. д.», «Скажи по - другому (красивый – пригожий, хороший; холодно – морозно, зябко и т. д.)»
-С/р игры «Магазин игрушек», «Семья готовится к Новому году»
-Чтение Новогодних открыток с пожеланиями
-Чтение загадок о явления природы зимой
-Заучивание стихов о зиме, о празднике Новый год индивидуально
Работа с родителями
Родительское собрание на тему «А как речь – то говорит, словно реченька журчит», подбор афоризмов о русском языке великих людей, показ альбома «Мы – писатели»
Январь
-Комплексно – тематическое на тему «Мой четвероногий друг» (составление рассказов и рисование), оформление в альбом
-Комплексно-тематическое на тему «Как мы играем зимой на участке» (Составление рассказа и рисование), оформление в альбом
-Сочинение сказки на предложенную тему «О ветре, ветерке и ветрище»
-Составление рассказа «Как ежик попал в беду» по серии сюжетных картин
-Заучивание стихотворение е. Макаровой «Много правил есть на свете»
-Рассматривание альбома «Домашние животные»
-Д/и «Брат – братец – братик» (мама – мамочка – мамуля; заяц-заинька - зайчишка – зайчище и т. д.), «Кто, как голос подает?», «Эстафета» (собака – лает, кусает, бегает, прыгает, облизывает, сторожит, скулит)
-М/п игра «Дед Мазай» (где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем)
С/р игры «Цирк», «Поликлиника для животных»
Работа с родителями
Фотовыставка «Мой четвероногий друг», показ альбома «Мы - писатели»
Февраль
-Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин
-Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин
-Составление рассказа о животных по сюжетным картинам
-Составление рассказа из личного опыта «Как я ходил в лес», оформление в альбом
-Заучивание стихов к празднику 23 февраля
-Д/и «Скажи по другому» (летят тучи по небу… несутся, летит снег…кружится, мальчик летит с горки…падает, пыль летит…поднимается, книги летят со стола…падают), «Учимся рассуждать» (зима в этом году холодная, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…) или потому что…
-С/р игры «Магазин», «День рождение у Мишутки», «Кафе»
Работа с родителями
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики», приглашение родителей в группу «Играем вместе с детьми», показ альбома «Мы – писатели»
Март
-Сочинение сказки на заданную тему, оформление в альбом
-Описание пейзажной картины
-Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками»
-Заучивание стихов к празднику 8 Марта
-Чтение стихов о весне А. Фет «Уж верба вся душистая», « Я пришел к тебе с приветом», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи», С. Баруздин «Ледоход»
-Загадки о приметах весны
--Д/и «Слова – родственники» (веселый – весело, веселиться; весенний – весна, веснушки, веснянка), отыскать на прогулке предметы, названия которых обозначаются родственными словами
-Рассуждение на тему афоризмов «Дождик льет как из ведра», «Лить слезы в три ручья», «Льется песня над полями»
-С/р «Дочки-матери», «Семья», «Собираемся на бал», «Парикмахерская»
Работа с родителями
Индивидуальные консультации для родителей, совместный праздник к 8 Марта
Апрель
-Составление рассказов по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белка с бельчатами»
-Составление рассказа на тему «Веселое настроение», оформление в альбом
-Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему, оформление в альбом
-Загадки о диких животных
-Чтение стихов В. Степанова о животных, рассказов В. Бианки, Е. Чарушина
-Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина о животных
-Рассматривание альбома «Дикие животные»
Д/и «Задумай слово» (например: это комната, где занимаются ученики в школе. Что это?), «Ручка» (У белки-лапы, у мамы и папы-руки, если одна, то рука. У ребенка - ручка. Нарисуйте ручку).
-Рассуждение на афоризмы «Золотые руки», «Мастер на все руки»
-Загадки о дверной ручке, пишущей ручке; о ногах – грибной ножке, кочерге, столе, капусте.
-Проигрывание игровых ситуаций «Мне подарили подарок», «Попали под дождь», «Меня обидели», «Меня похвалила мама», «Нечаянно разбили вазу»
Игры на развитие мимики детей
Работа с родителями
Презентация проекта для родителей, ознакомление с диагностикой речи (педагог - логопед)
Ожидаемые результаты
- Альбом «Мы – писатели» с детскими рассказам; - Дети самостоятельно составляют небольшие рассказы по плану, предложенному воспитателем; - Обогащение словаря детей; - Речь ребенка выразительная, с правильным произношением всех звуков; - Дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение при общении с взрослым и сверстниками; - Картотека игр по развитию речи «Игры на развитие связной речи», «Игры для развития лексической стороны речи», «Игры для развития грамматического строя речи»;
Трансляция проекта
- Презентация проекта в ДОУ, ГМО
- Презентация родителям
- Обсуждение проекта на сайте.
Дальнейшее развитие проекта
- Обучению детей составлению рассказов по пейзажным картинам;
Список литературы
1. Программа «Радуга»
2. О.С.Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» (НОД)
3. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой»
4. Л.Л.Тимофеева «планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня»
5. Н.С.Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий» (подготовительная к школе группа)
6. В.В.Коноваленко, С.В.Коковаленко «Развитие связной речи» (тема «Человек: я, моя семья, моя страна»)
7. В.Коноваленко, С.В.Коковаленко «Развитие связной речи» (тема «Зима»)
8. Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию»
9. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 12 2011г. Ф.К.Гизатулина «Этапы работы по развитию речи дошкольников»
10. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1 2011г. Н.Н. Люкина, Е.А.Митричева «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников»
11. Т. А. Ладыженская. Характеристика связной речи детей 6-7 лет
Рекомендуем посмотреть:
Социальный проект для детей подготовительной группы детского сада Творческий проект по сказкам для детей подготовительной группы Проект в детском саду для детей подготовительной группы. Доброта спасет мир Проект в подготовительной группе в детском саду. Арахис- земляной орех у меня на окнеУчастник №15 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
← Развлечение на тему: ЗОЖ для детей старшей группы | Осеннее развлечение во 2 младшей группе во время прогулки →
Автор: Светлана Валерьевна Рыжакова
Опубликовано: 3350 дней назад (21 сентября 2015)
Просмотров: 7383
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 3 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|