Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Занимательные задачи для детей 6-9 лет

Занимательные задачи для детей и их родителей
Данный материал может быть интересен воспитателям подготовительных групп, учителям начальной школы, родителям, которые занимаются формированием у детей нестандартного мышления. Задачи доступны для детей старшего дошкольного возраста, интересны для школьников и даже взрослых.
Автор: Почаева Татьяна Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №2» г. Конаково

Цель: развитие способностей ребёнка
Задачи:
- заинтересовать ребёнка в решении нестандартных задач;
- развить образное и логическое мышление;
- предложить материал для проведения досуга в семье.

Работая с детьми, я всегда старалась развить в них творческое нестандартное мышление. Для этой цели хорошо подходят задачи, для решения которых недостаточно уметь складывать или вычитать числа или уметь считать до ста. Найти такие хитрые задачки – полдела, вызвать у детей интерес к их решению – дело посложнее. Сложно потому, что занятия регламентированы по времени весьма жёстко, они не рассчитаны на решение нестандартных задач. Что-то мне все-таки удаётся сделать, но всегда хочется большего.

В прошлом учебном году на родительском собрании в подготовительной группе я предложила вариант: в конце недели каждый ребёнок получит конверт с задачей. Эту задачу нужно решить в течение недели и в конверте прислать мне ответ. Дело это добровольное, хотите, участвуйте – не хотите, воля ваша. Конечно, захотели все, но через два месяца желающих поубавилось, потому что часто родители (!) сами не понимали, как решить ту или иную задачу. И это очень горько. До финиша дошла только одна девочка, что было вполне предсказуемо.

Мне захотелось поделиться подборкой задач с коллегами, ведь вы проводите разные олимпиады, конкурсы эрудитов, занимаетесь со своими детьми и внуками, думаю, что этот материал будет вам интересен.

Итак, самая простая задача, которую я предлагала детям на занятиях, звучала так: «Как поделить 3 яблока, лежащие в корзине, между тремя девочками так, чтобы каждой девочке досталось 1 яблоко, и одно яблоко осталось в корзине?» Дети сразу начинают предлагать 2 яблока разрезать, но это не соответствует условию задачи, в котором говорится, что каждая девочка должна получить целое яблоко. Тогда я беру в руки корзинку с 3 яблоками и прошу кого-нибудь из детей выполнить условие задачи - поделить яблоки. В этом момент и происходит инсайт – одно яблоко забираем вместе с корзиной!
Задачи
1. Миша вернулся с рыбалки довольный.
- Сколько рыбок поймал? – спросили его товарищи.
- Не скажу. Но обеих сам съел.
Сколько рыбок поймал Миша?
Это очень лёгкая задача, но когда ребёнок не слышит привычных цифр, он сначала не понимает, как её решить.

2. У Марины было 7 конфет. 2 конфеты она отдала сестре Кате, у которой тоже были конфеты. После этого конфет у сестёр стало поровну. Подумай, сколько конфет было у Кати сначала?
Тоже одна из простых задач, но на занятии сразу её может решить 2-3 человека, остальные не успевают самостоятельно додуматься.

3. Сколько надо взять квадратиков, чтобы обклеить кубик, наклеивая по 1 квадратику на каждую сторону?

4. 3 человека ждали поезда 3 часа. Сколько времени ждал каждый?

5. Три рыбака съедают три рыбы за три дня. За сколько дней пять рыбаков съедят пять рыб?
Решение: Если 3 рыбака съедают 3 рыбы за 3 дня, значит, 1 рыбак съедает 1 рыбу за 3 дня. Следовательно, 5 рыбаков съедят 5 рыб за те же 3 дня, а не за 5, как часто отвечают и дети, и взрослые.

6. 2 курицы за 2 дня снесли 2 яйца. Сколько яиц снесут 4 курицы за 4 дня.
Решение: 2 курицы за 2 дня несут 2 яйца, следовательно, 1 курица за 2 дня может снести 1 яйцо. За 4 дня 1 курица снесет 2 яйца, а 4 курицы за 4 дня снесут 8 яиц.
Ответ: 8 яиц.

7. Один Винни Пух съедает за 1 час 1 банку мёда. Сколько Винни Пухов за 5 часов съедят 5 банок мёда?
Решение: за 1 час Вини съедает 1 банку мёда, следовательно, за 2 часа он съест 2 банки, за 3 – 3 банки и т.д.
Ответ: один Винни Пух съест 5 банок мёда за 5 часов.

8. Ваня живёт в 12-этажном доме, на 9-ом этаже, если считать сверху. На каком этаже живёт Ваня?
Решение: Если вы предлагаете решить эту задачу дошкольнику, то лучше всего попросить его нарисовать 12-этажный дом и посчитать этажи в обратном порядке. Если же ребёнок уже учится в школе, ему доступно решение в уме без опоры на рисунок. Получается, если считать снизу вверх, после 9-ого этажа вверх останется еще три этажа: десятый, одиннадцатый, двенадцатый. Если считать сверху вниз, то всё-равно после девятого этажа, на котором живёт Ваня, останется ещё три: третий, второй, первый. Следовательно, Ваня живёт на 4-ом этаже.

9. Забывалка и Путалка купили в обувном магазине несколько пар сапог, причём общее число сапог оказалось однозначным числом. Когда гномы вернулись домой, Путалка принялся делить покупки. Делал он это так хитро, что в конце дележа у него оказалось на 8 сапог больше, чем у его товарища. Сколько сапог досталось удивлённому Забывалке?

Решение: чтобы решить эту задачу, ребёнок должен знать, что означают слова «пара» и «однозначное число». Гномы не могли купить 10 сапог, потому что число 10 – двухзначное. Они не могли купить 9 сапог, потому что обувь всегда продают парами. Если же они купили 8 сапог, то все эти сапоги достались Путалке, а Забывалке не досталось ничего.

10. Свинка весит 2 кг и ещё полсвинки. Сколько весит свинка?
Решение: Свинка весит 2 кг и ещё полсвинки. Мы понимаем, что вес двух половинок равен весу свинки, если одна половинка весит 2 кг, то вся свинка – 4 кг.

11. Лифт поднимается на третий этаж за 6 секунд. За сколько секунд он поднимется на пятый этаж?
Решение: за 6 секунд лифт преодолевает два пролёта – с первого по второй этаж и со второго по третий. Следовательно, один пролёт лифт проезжает за 3 секунды. Чтобы добраться до пятого этажа, надо проехать 4 пролёта. На это уйдёт 12 секунд.

12. Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает 2 шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на 1 шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 7 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
Решение: при решении этой задачи следует воспользоваться рисунком, из ко торого будет понятно, что двигаясь 2 шага вперёд и 1 шаг назад, Путалка тратит 3 секунды, чтобы приблизиться на 1 шаг к клетке с тигром. Но приблизившись на 5 шагов за 15 секунд, последние шаги он делает за 2 секунды и оказывается у клетки.
Ответ: за 17 секунд Путалка дойдёт до клетки.

13. Жил-был Змей Горыныч. Он был очень привередлив в еде. Его правая голова не любила фрукты и терпеть не могла котлеты. Его левая голова не переносила груши. На обед подали груши, мороженое и котлеты. Что выберет каждая голова Горыныча на обед?
Решение: правая голова выберет мороженое, левая – котлеты, средней, как самой непривередливой, голове достанутся груши.

14. В двух кошельках лежат 4 монеты, причём в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Как такое возможно?
Решение: Чтобы такое получилось, раскладываем монеты по две в каждый кошелёк, а потом один вкладываем в другой. Получается, что в нём теперь 4 монеты, что в 2 раза больше, чем в другом кошельке.

15. Небольшой воинский отряд подошёл к реке. Мост сломан, а река глубока. Как быть? Вдруг офицер заметил у реки двух мальчиков, играющих в лодке. Лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков – не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Как они сумели это сделать?
Решение: сначала в лодке переправляются оба мальчика. Один из них остаётся на другом берегу, а второй мальчик возвращается и отдаёт лодку одному из солдат. Тот переправляется через реку. Мальчик, ждущий его на берегу, забирает лодку и плывёт к оставшимся. Далее цикл повторяется, пока не переправятся все солдаты.
16.

Задача детская, но взрослые затрудняются найти решение. Мешают стереотипы.
Подсказка: как животные подают голос? Получается, что корова - "му", свинья - "хрю", коза - "ме", кукушка - "ку-ку", собака - "гав", кошка - "мяу", петух - "кукареку", а ослик - "иа".
Ответ: 2.

Литература.
И.Б.Рогожкина «Лёгкий способ заинтересовать ребёнка и развить его способности». Умные задачи для детей от 5 до 9 лет.

Рекомендуем посмотреть:

Занимательные задания по математике для 1 класса. Выделение предметов по их свойствам Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса. Конспект Вопросы на логику с подвохом с ответами для детей Загадки для сообразительных с ответами

Похожие статьи:

Загадки с ответами. Доскажи словечко

Интересные логические задачи с ответами. Загадки на логику для детей

Танграм для 1 класса. Задания с ответами

Задания на логику для школьников 4 класса

Задания на логику для школьников 3 класса

Участник №22 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 января по 15 апреля 2016 года
Новогодние игры и конкурсы для детей и взрослых дома | Конспект итогового занятия психолога в подготовительной группе
Опубликовано: 3210 дней назад (19 января 2016)
Просмотров: 55963
Рубрика: Без рубрики
+13
Голосов: 13
Комментарии (14)
Светлана Александровна Баскакова # 19 января 2016 в 23:42 +5
Татьяна Анатольевна!Подборка замечательная,сразу беру в закладки.Вы большой мастер по творческому нестандартному решению!Очень понравилась идея с задачей в конверте.На следующем собрании обязательно её использую.Думаю,что результат будет плачевный.Хотя,как говорится"чем чёрт не шутит". Обязательно апробирую весь ваш материал на своей внучке,потом перед Вами отчитаюсь!Когда она у меня гостит,то отдыхать нам некогда. Развиваемся во всех направлениях!Ваши работы нам в этом очень помогают!Большое спасибо за нестандартные публикации!!!Примите мой голос!И ждём новых разработок!
Светлана Васильевна Лапатина # 20 января 2016 в 00:40 +3
Татьяна Анатольевна, заглянула к вам в гости и заинтересовалась разработкой вами занимательных задач.Очень интересно подумать, поразмышлять.С вашего разрешения возьму себе в копилку.Замечательная идея с использованием конверта.Успехов вам! Примите мой голос + 2.
Людмила # 20 января 2016 в 14:01 +3
Прекрасные задачи для ума, беру в копилку. Большое спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 20 января 2016 в 16:09 +4
Заинтересовали ваши задания. Начала читать, увлеклась. Увлек конверт с домашними заданиями. Мы на выходные тоже детям даем домашние задания, а тут уже все готово, с вашего разрешения на выходные дам деткам домой. Интересен результат.
Огромное спасибо за интересные задания и приглашайте на новые.
С огромным удовольствием голосую.
Елена Владиславовна Пимонова # 20 января 2016 в 18:10 +4
Татьяна Анатольевна, доброго времени суток! Познакомилась с интересной подборкой задач. Была очень впечатана идей с использованием конверта. Очень интересный прием. Вообще вся подборка замечательная.
Дальнейших Вам творческих успехов!
Примите голос.
Алевтина Германовна Коробкина # 20 января 2016 в 18:26 +1
Добрый вечер, Татьяна Анатольевна! Великолепный материал. Задачи помогают развивать образное и логическое мышление. В моей группе дети любят решать подобные задачки, так же их сочинять. Вашу подборку возьму в закладку. Огромное спасибо! С удовольствием дарю голос № 6. Вам желаю творческих успехов! v
Тамара Ивановна Радченкова # 20 января 2016 в 20:44 +4
Добрый вечер, Татьяна Анатольевна. Очень интересную подборку вы разметили. Я тоже ею воспользуюсь в работе с дошколятами. Особенно идея с конвертом понравилась. Спасибо за такие интересные идеи, нестандартные задачи. Их можно найти огромное количество и в специальной литературе,и в интернете.Но мало найти- работать с ними еще надо. А это проблема. Одним родителям -некогда, другие и того хуже-не хотят, или не умеют. Но нам -то от этого только больше проблем.Будем учить думать нестандартно. Благодарю вас и беру в закладки"
Татьяна Анатольевна Почаева # 20 января 2016 в 20:58 +5
Уважаемые коллеги!
Большое спасибо за добрые комментарии!
Светлана Геннадьевна Мещерякова # 23 января 2016 в 13:01 +2
Татьяна Анатольевна, очень интересный материал! Развивая логику мы формируем критическое мышление. Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Материал заслуживает внимания! ГОЛОС!!!
Альбина Анатольевна Печникова # 23 января 2016 в 20:35 +3
Заглянула к вам на огонёк, познакомилась с новым интересным материалом! Ещё раз убеждаюсь в правильности слов Лобачевского: "Математику только затем изучать следует, что она ум в порядок приводит!" Примите мой голос № 9 Благодарю вас за нестандартный подход к задачам!
Елизавета Александровна Гужиева # 9 февраля 2016 в 19:01 +1
Здравствуйте. Задачи в вашем конспекте точно занимательные. Начинали решать с дочей шести лет, оказалось, что не так все и просто, потом присоединился папа и это было увлекательное занятие для всей семьи. Обязательно буду использовать в своей работе. Спасибо, это познавательно.
Татьяна Анатольевна Почаева # 9 февраля 2016 в 20:14 +3
Дорогие коллеги!
Очень радостно читать ваши отзывы. Большое спасибо!
Валентина Ивановна Никифорова # 3 марта 2016 в 21:16 +2
Здравствуйте , Татьяна Александровна! Зашла к вам на огонек и заинтересовалась вашими такими интересными задачами. Замечательные задания. Дети очень любят такие головоломки. и когда получают похвалу за правильный ответ, то несказанно радуются. Такая нестандартная форма очень развивает ребят, заставляет их включать все мыслительные операции. Беру на заметку. Спасибо. Голосую от души и желаю новых творческих идей!
Татьяна Юрьевна Белоклокова # 2 мая 2016 в 14:01 0
спасибо за хороший материал!!