Работа воспитателя с детьми с ЗПР
Особенности работы воспитателя с детьми, имеющими задержку психического развития.
В настоящее время проблемы коррекции различных нарушений у детей чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь экологическая катастрофа, социально-экономические катаклизмы, происходящие в последние годы в нашем обществе, привели к резкому увеличению различного рода нарушений у детей. анализ научной литературы по проблемам детской патологии свидетельствует о том, что положение детей в современной россии вызывает обоснованную тревогу. Лишь 14% детей практически здоровы, половина имеет отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдают хроническими заболеваниями.Одним из распространенных расстройств является задержка психического развития. Как показывает практика, дети с таким сложным нарушением не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к обучению. в школе они сразу же попадают в категорию неуспевающих. Предупредить это возможно при условии своевременного выявления таких детей и оказания им квалифицированной помощи в условиях детского сада.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Поэтому своевременное выявление и коррекция нарушений должны осуществлятся как можно раньше, когда такая работа наиболее продуктивна, т.к. без осуществлении коррекции познавательных процессов у ребенка с задержкой психического развития невозможно полноценное усвоение программы детского сада, а затем и школы.
Коллектив МАДОУ Детский сад №15 «Родничок» на протяжении ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности считает полноценную подготовку к школе детей с задержкой психического развития. Данная работа включает целый комплекс задач:
-создание ребенку возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного развития;
-обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
-коррекция негативных тенденций развития;
-стимулирование и обогашение развития во всех видах деятельности(познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
-профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Вышеперечисленные задачи мы решаем через систему коррекционной работы со строгим распределением функций между всеми участниками педагогического процесса и привлечением необходимой помощи от каждого педагога и специалиста. для устранения совокупности нарушений коррекционная работа строится комплексно,т.е. организованно взаимодействие воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Созданный в нашем детском саду психолого-медико-педагогический консилиум способствует планомерной и правильно организованной работе по диагностике и коррекции задержки психического развития, осуществляет не только коррекционно-диагностическую, но и методическую, просветительскую, воспитательную работу как с педагогами ДОУ, так и с родителями.
Педагогами детского сада создаются необходимые условия для коррекции отставания в психическом развитии детей: разнообразные виды и формы образовательной деятельности; создание в группах уголков развивающих игр; оформление картотек дидактических игр, артикуляционной и пальчиковой гимнастики; изготовление пособий и атрибутов для организации работы с детьми.
Систематически используются разнообразные формы работы с детьми: занятия педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей,дидактические игры и упражнения, развлечения и праздники, индивидуальная работа, наблюдения на прогулках.
Привлечь неустойчивое внимание дошкольников к образовательной деятельности можно только заинтересовав их, то есть, сделав обучение занимательным. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно меняет мотивы поведения, открывает новые возможности для развития познавательной деятельности. оценив уровень умственного развития детей данной категории, мы составляем перечень игр, которые вызывает у них наибольший интерес и дают возможность успешно проводить коррекционную работу.
Требования к обеспечению мотивированной детской деятельности и организации полноценной развивающей среды становятся еще более строгими в коррекцилнной работе с детьми с ЗПР. Используя данные диагностики детей и рекомендации педагога-психолога, мы определям кончные цели и этапные задачи педагогического воздействия применительно к каждому ребенку, заранее продумываем, какие из задач могут быть решены:
• в ходе специально организованного обучения детей;
• в совместной деятельности взрослого с детьми;
• в свободной самостоятельной деятельности детей.
При проведении образовательной деятельности мы стремимся к максимальной индивидуализации взаимодействия с детьми, к тому, чтобы они постоянно находились в фокусе внимания и получили задания, соотносимые с особенностями их развития.
Индивидуальный подход реализуется в процессе коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя, целью которых является развитие познавательной деятельности,речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ.
Для самостоятельной деятельности детей подбираем игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.
Особого рассмотрения заслуживает вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников с ЗПР. как правило, у таких детей встречаются тяжелые нарушения речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком – это выработка нового сложногонавыка. И как любой навык, он требует усилий, времени, систематичности и неоднократного повторения. Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков с детьми проводит учитель-логопед. Позже, на этапе автоматизации звука подключается к работе воспитатель. Объединение 2-4детей по сходным проблемам в подгруппы позволяет проведение специальных игр-занятий. Результат во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Для достижения наилучших результатов коррекционного обучения работаем в тесном контакте с родителями. Регулярно проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на интересующие их темы. На родительские собрания готовим выступления «Если Вас тревожит развитие Вашего ребенка», «Коррекционно- развивающая работа с детьми дома», «Помогаем детям вместе»,»Развитие у детей познавательных способностей в семье», «Особенности развития познавательной сферы дошкольников» и др. В группах оформлены уголки для родителей, где помещается информация по коррекционной работе с детьми. «Не дайте ребенку стать трудным», «Развитие познавательных интересов дошкольника», «Психологическая готовность детей к школе» и др.
Деятельность педагогического коллектива по преодолению задержки психического развития у детей включает следующие формы методической работы: педагогические советы, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, диспуты, консультации, открытые просмотры образовательной деятельности, работа творческой группы. Педагоги и специалисты детского сада постоянно делятся своим опытом работы в масте-классах». Развитие пространнственно-вресенных представлений у детей с ЗПР», «Коррекция нарушений у детей познавательных процессов», «Психологические особенности детей с ЗПР».
Таким образом, одним из главных условий качества педагогического воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, настойчивости и последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к предлагаемой педагогической помощи.
Благодаря систематической коррекционной работе мы достигли положительных результатов. Так, ежегодно из нашего детского сада выпускаются дети с хорошей подготовкой к школьному обучению. Мы уверены, накопленный опыт и углубленная работа в данном напрвлении позволит педагогическому коллективу ДОУ и далее эффективно преодолевать нарушения в развитии у дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы воспитателя. Работа с детьми с ОВЗ Конспекты коррекционно - развивающих занятий с тревожными детьми в детском саду Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением интеллекта. Овощи и фрукты Использование Су-джок терапии в работе с дошкольниками с ТНР
Автор: Тамара Алексеевна Накарякова
Опубликовано: 2938 дней назад (5 ноября 2016)
Просмотров: 9257
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!