Опыт работы воспитателя. Работа с детьми с ОВЗ
Выступление из опыта работы на тему: Сотрудничество педагогов в формировании основ мировосприятия у детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 600 тыс.человек. В нашем городе в 2014-2015 уч.г. в школах обучались 57 детей, имеющих статус «ребенок-инвалид», 11 детей посещали детские сады. Анализ посещаемости детей-инвалидов и детей с ОВЗ МДОАУ ДС «Золушка» за три года.
Категория детей 2012-2013 уч.г. 2013-2014 уч.г 2014-2015 уч.г.
Дети-инвалиды 7 4 3
Дети ОВЗ 95 84 87
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение.
В работу с детьми – инвалидами включены учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники.
Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. При организации занятий учитываются зрительные возможности детей. Дидактический материал (пособия, игры, картинки, игрушки) адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения.
Инструктор по физкультуре Побудилина М.А. использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: стретчинг, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе йоги и А.Н.Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка.
В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная.
Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению. Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственный представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.
Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка ли через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.
Также в формировании основ мировосприятии педагоги широко используют презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимании, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности.
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Воспитатели Литвинова Т.Н.. Пархоменко Л.А., Полторанина С.В. знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, педагоги учитывали специфику мировосприятия ребёнка. Дети играли с водой песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением.
Социально-коммуникативное развитие. В д/с созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Во всех группах имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки «Мое настроение». Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей.
Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни воспитывали уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении.
Чтобы способствовать развитию воображения детей, воспитатели привлекали «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа велась воспитателями совместно с музыкальным руководителем Варвариной Н.Г. и инструктором по физ. культуре Побудилиной М.А.. Дети участвовали праздниках, где исполняли роль факира, фокусника, силача и т.д.
В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвовали в различных играх, эстафетах, перестроениях, что давало возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий.
Педагоги предоставляют «особым» детям возможность к проявлению творчества. В течение года воспитатели проводили выставки, вернисажи, такие как «Осенние дары», «Поделки из бросового материала», «Сказочный мир», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», «Подарки папам», где также участвовали дети-инвалиды. Конечно, таким детям нужно гораздо больше времени в выполнении той или иной поделки, но и гордость за выполненную работу тоже очень велика.
В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма воспитателями проводились праздники и досуги. В результате такой работы дети познакомились с правилами дорожной безопасности, с правилами поведения в сложных ситуациях дома и на улице.
Условиями успешного взаимодействия считаем
- тесная взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре возможно при условии совместного планирования работы (выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач);
- совместное обсуждение для составления планов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
- совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.
- одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем и другими специалистами.
Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.
Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающие наш д/с, как аутизм, умственная отсталость. Интеграция таких детей происходит лишь при совместных мероприятиях — прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в образовательном процессе. Таким детям показана только индивидуальная образовательная деятельность. Педагоги могут и готовы выполнять поставленные перед ними задачи в области инклюзивного образования, но чтобы и они не испытывали излишней эмоциональной и физической нагрузки в течение дня, необходимо комплектовать группы в соответствии с санитарными правилами (СаНПиН).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности для дошкольников с нарушением зрения Сказкотерапия для детей с ОВЗ Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ Конспект коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ в старшей группе
Автор: Марина Алексеевна Федосова
Опубликовано: 3166 дней назад (22 апреля 2016)
Просмотров: 16751
Рубрика: Выступление из опыта работы
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!