Театрализованная деятельность в коррекционной работе
О роли театрализованной игры в коррекционной работе
Описание работы: Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи, развития музыкальных и творческих способностей. Данная разработка предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных образовательных учреждений, родителей. В материале даются виды театрализованных игр, игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста.Театрализованная игра является эффективным средством социализации детей, создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное и речевое развитие детей (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительной речи).
В систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия. Ведущая роль в них принадлежит взрослому. Речь взрослого служит образцом для подражания. Дети наблюдают, как говорит взрослый, имитируя ролевые движения сказочных персонажей.
В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Разучивание стихов развивает память и интеллект.
Виды театрализованных игр:
- Предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы)
- Непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль).
На логопедических занятиях с детьми проводится работа по обучению правильному речевому дыханию, развитию и укреплению артикуляционного аппарата, мимики, навыкам словообразования, построения предложений, использованию грамматических категорий. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, закрепляются через перевоплощение в сказочных персонажей во время игр-драматизаций.
Игры-драматизации ребенок самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика), исполняет какой-либо сюжет по сценарию. Использую в работе игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами бибабо.
На занятиях использую различные виды театра – фланелеграф, настольный и пальчиковый театр, игрушки и др. Дети действуют за героя, изображают его интонацией и мимикой. Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы. По ходу действия ребенок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного спектакля. К ним относятся: настольный театр игрушек, картинок, фланелеграф, теневой театр.
Интерес к театрализованным играм формируем в процессе просмотра кукольных спектаклей. В дальнейшем важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используем на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Разыгрываем сказки, которые оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, любимые герои становятся образцами для подражания.
Ступени работы:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Где же ручки», «Листочки», «Бабочки»).
Бессловесная uгpa- импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...»).
Игра- импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов
(3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Е. Чарушин "Утка с утятами").
Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
В конце игры важно «сюрпризное» преподнесение интересного атрибута (зайчик угощает детей морковкой, ёжик - лесными яблоками и т.д.)
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Использование театрализованных игр в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, развитию ассоциативного мышления.
Рекомендуем посмотреть:
Театрализованная деятельность в детском саду План-конспект занятия с презентацией: Введение в образовательную программу Театрализованное представление по сказкам для 1 класса. Сценарий Театральная постановка в детском саду для дошкольников 5-7 лет. Лиса, Волк и Медведь← Конспект НОД в средней группе учителя-логопеда с использованием метода иппотерапии | Осенняя аппликация для детей 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото "Ёжик из осенних листьев" →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!