Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Логопедический массаж для развития речи ребёнка

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений.
Автор: Столетова Светлана Владимировна, учитель-логопед ГКУ ПК МЦПД, г. Кунгур
Описание материала: Одной из форм работы по коррекции речевых нарушений, является использование на занятиях логопедического массажа. Материал может быть интересен логопедам и родителям.
Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикании, алалии.
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывает благоприятные изменения в нервной и мышечных системах, улучшает моторику, мышечный тонус органов артикуляции, повышает работоспособность, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж можно делать всем детям с расстройством речи. Особенно тем детям, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.
У детей с речевыми нарушениями, получающих логопедический массаж, наблюдается:
-нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
-уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
-увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
-активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
-формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Основные виды логопедического массажа:
-дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа
-точечный массаж
-массаж с применением специальных инструментов (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и.п.)
Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.
Приемы логопедического массажа: поглаживание, растирание, вибрация, поколачивание, плотное нажатие.
В настоящее время для коррекции речевых нарушений на своих занятиях использую различные виды логомассажа.
Обязательно следует установить эмоциональный контакт с ребенком до начала массажа. В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песенки, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой (звуки моря, шум леса, пение птиц).
Самомассаж. Массаж ребенок делает себе сам. Это может быть как массаж лица руками, так и, например, массаж языка с помощью зубов. Массаж языка сопровождаем прочтением потешек, скороговорок, стихотворений. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Стихи помогают запомнить последовательность движений, можно так же управлять темпом речи и ритмом самомассажа, что помогает возбуждённого ребёнка успокоить, а расслабленного – активизировать.
Самомассаж кистей и пальцев рук. Он состоит из трех типов упражнений:
самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь и мышление.
Аурикулярный массаж показан детям практически с рождения, так как помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Такой массаж и самомассаж можно применять ежедневно, делать его можно в течение дня несколько раз. Воздействуем мягко, но чувствительно, без остановок, желательно придерживаться одного ритма движений.
Массаж профессора Ауглина- интеллектуальный массаж этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Массаж мочек ушных раковин и лица дети выполняют с удовольствием и постепенно учатся выполнять упражнения самостоятельно. Правильно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, стимулируют развитие познавательных функций, решают проблемы эмоционального плана.
Диагностика детей до и после выполнения комплекса массажа подтверждает улучшение памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности ребенка и снижение утомляемости.
Исходя из опыта работы, можно сделать вывод, что применение такой формы работы, как логопедический массаж и артикуляционные упражнения с элементами самомассажа способствуют нормализации мышечного тонуса, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению кинестетического и динамического праксиса, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Похожие записи:

Технологии осуществления квалифицированной коррекции в условиях реализации ФГОС ДОО Эссе логопеда детского сада в стихах Оформление детского сада на Новый год своими руками Консультация для родителей детского сада на тему: Здоровый образ жизни
Объемная зимняя аппликация Снеговик для детей от 6 лет своими руками
Опубликовано: 3429 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 8285
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (5)
Вера Валерьевна Ляпина # 1 декабря 2014 в 05:26 0
Нужные советы, знаю сама. Моему ребенку делали массаж, очень помог.ГОЛОС!
Валентина Петровна Чурепкина # 1 декабря 2014 в 10:12 0
Интересная, полезная методическая разработка для логопедов и родителей. Даете необходимые рекомендации по логопедическому массажу. Голос+1! v
Светлана Владимировна Столетова # 1 декабря 2014 в 15:08 0
Благодарю! Действительно массаж очень помогает детям с речевой патологией.
Ирина Павловна Крылова # 1 декабря 2014 в 16:51 +1
Уважаемый автор. Я – логопед, поэтому вашу работу прочла внимательно. Возникли вопросы. Чью методику логопедического массажа вы используете? Как давно и где этому учились?
Словосочетание «логопедический массаж» все чаще встречается на логопедических порталах, форумах, консультациях. И преподносится это так, как будто любой учитель-логопед может это выполнить, и всем детям логопедический массаж полезен. Ну, прям как два…жды два – четыре. laugh
Но, зачастую, то, что кажется простым на первый взгляд, таковым на самом деле не является.
Массаж - (в том числе и логопедический) дело серьезное. Этому надо учиться.
Мало прочесть книгу, надо хотя бы мастер-класс пройти, потом к практике приступить, и работать, работать «засучив рукава», накапливая опыт.
В логопедическом сообществе достаточно хорошо известны авторы логопедического массажа Е. Ф. Архипова, Е. В. Новикова, Е.А. Дьякова.
Елена Александровна Дьякова, в частной беседе говорила, что логопедический массаж должен делать тот, у кого есть специальное медицинское образование, тот, у кого есть сертификат, дающий право на проведение этого серьезного воздействия.
Что касается, детского психолога из Швейцарии, и его интеллектуального массажа (четыре биологически-активные точки+ушки потрогать - это хорошо, но на мой взгляд, не очень похоже на логопедический массаж) на него ссылается И. В. Блыскина в книге Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 «Современный детский психолог из Швейцарии, Фритц Р. Ауглин, разработал и применил на практике специальный массаж, положительные результаты которого, по мнению самого профессора, являются следствием влияния внешних импульсов на кору головного мозга.» Книгу самого Фрица Р. Ауглина
пока в Рунете не нашла. Если вам не трудно,Светлана Владимировна, киньте ссылочку на «мыло» Прочту непременно.
С уважением Ирина Крылова
Светлана Владимировна Столетова # 1 декабря 2014 в 18:17 0
Уважаемая Ирина Павловна! Кроме педагогического образования у меня медицинское образование, медицинский стаж работы, диплом массажиста и специальные курсы по логопедическому массажу для логопедов. Также я внимательно изучила книги Е.А. Дьяковой, И.В. Блыскиной, Е.Ф. Архиповой и др. авторов и положительные результаты есть!