Внеурочное мероприятие для младших школьников: Обитатели водоемов
Воспитательное мероприятие для учащихся начальной школы «Обитатели водоемов»
Автор: Ясенецкая Светлана Вадимовна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г. Слуцк, Минская область, Беларусь
Описание: Публикация подготовлена в рамках информационного проекта «Я познаю мир». Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов школ, воспитателей и вожатых оздоровительных лагерей
Цель: знакомство с обитателями водоемов Беларуси
Задачи:
Обучающая – способствовать знакомству учащихся с растительным и животным миром пресных водоемов.
Развивающая – способствовать развитию интереса учащихся к изучению животного и растительного мира нашей планеты.
Воспитывающая – способствовать воспитанию экологического мировоззрения, любознательности.
Ход мероприятия
1. Вступление
Педагог:
- Ребята, сегодня мы отправимся на берег реки. И сделаем это совсем не случайно, а чтобы узнать
1.Что такое водоем?
2.Какие водоемы бывают?
3. Кто живет в водоемах нашей местности?
4. Какие растения растут на берегах и на поверхности наших водоемов?
- Ребята, скажите, кто является основными обитателями водоемов? (рыбы)
- Вы часто слышали слово «водоем», а что оно означает?
Ответы учащихся
Педагог:
- Водоем – это природное углубление, заполненное водой. Водоемы бывают пресные – озеро, пруд, река, и соленые – море, океан.
Педагог:
Многие из вас были с родителями на рыбалке. Скажите, какие рыбы водятся в наших реках?
Ответы учащихся
Педагог:
- Правильно. Сейчас мы узнаем, на сколько вы с ними знакомы. Я загадаю вам загадки про рыб, а вы попробуете их отгадать.
1. В воде
Она живет.
Нет клюва,
А клюет.
(Рыба)
2. У нее во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.
(Щука)
Щука
3. В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это …
(Сом)
Сом
4. В реке большая драка:
Поссорились два ….
(Рака)
5. Он живёт в озёрах, реках,
Жадный и зубатый,
Ловится он человеком —
Хищник полосатый
Для ушицы, на жарёху.
Вкусным он бывает.
Вот малькам от него плохо, —
Ловит и глотает.
Окунь
Окунь
6. Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост — липучки!
Ты меня не проведёшь! —
Я тебя поймаю,...!
(Ёрш)
Ёрш
2. Рыбы пресных водоемов
Педагог:
- Ребята, кроме этих рыб в наших водоемах живут и другие. Всех рыб по способу питания можно разделить на три группы – это хищные рыбы, травоядные и всеядные. Хищные рыбы – это те рыбы, которые питаются другими рыбами, их мальками или икрой. К хищным рыбам мы отнесем щуку, ерша. Травоядные рыбы питаются водорослями. Это толстолобик, карп.
Толстолобик
Карп
Педагог:
- Этих рыб часто запускают в водоемы для их очистки от водорослей.
Всеядные рыбы питаются как водорослями, так и улитками, насекомыми, червячками. Это лещ, карась, красноперка, сом.
Лещ
Карась
Красноперка
Педагог:
- Ребята, а сейчас я расскажу про строение тела рыбки.
Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.
Плавники, которые располагаются по бокам, сверху, и снизу – органы движения. С их помощью рыба может плавать и менять направление движения. Важным органом являются жабры. Они находятся под жаберной крышкой. С их помощью рыба получает из воды кислород, которым дышит.
Рыба имеет различные органы чувств, которые помогают ей видеть, чувствовать запах и вкус. У некоторых рыб есть специальные усики, которые помогают находить пищу на дне, например, у сома.
3. Физкультминутка
Педагог:
- А теперь отдохнем немного, встаем из-за парт и повторяем движения за мной
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз - два-три-четыре -
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно!
Делать так руками нужно-
Вместе - раз – это брас,
Одной – другой - это кроль.
Все как один плывём.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
4. Другие обитатели водоемов
Педагог:
- Ребята, это только в стихотворении мы направились домой. На самом деле мы возвращаемся к занятию. А кто еще обитает в водоемах, кроме рыб?
Ответы учащихся
Педагог:
- Ребята, от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи живут на поверхности. Каждый живет на своем этаже, где для него существуют идеальные условия. На дне живут раки, которые зарываются в норки. Некоторые рыбы большую часть жизни проводят на дне. Это угорь, вьюн. Угорь, ребята, очень интересная рыба. Она живет в наших водоемах, а на нерест уплывает в далекое теплое Саргассово море. Угорь занесен в Красную книгу Беларуси.
Угорь
Педагог:
- По всей толще воды живут рыбы, лягушки, пиявки, моллюски.
Лягушка
Педагог:
- На поверхности воды поселилась водомерка.
Водомерка
Педагог:
- Жизнь обитателей водоема напрямую зависит от растений. Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся
Педагог:
- Растения выделяют кислород, необходимый для дыхания животных, обитающих в реках; растения служат пищей для животных; подводные заросли – убежище для животных; растения очищают воду от вредных примесей и загрязнений; растения являются украшением рек.
Водные растения разнообразны по своему положению в воде. Существует несколько видов водных растений.
Есть растения свободно плавающие. Например, кубышка и лилия.
Название «лилия» переводится как «красивый цветок». И действительно, это наверное самое красивое речное растение. Оно бывает разнообразных оттенков: от белого до сиреневого цвета.
Водяная лилия
Педагог:
- Кубышка – это очень распространенное в наших реках растение с желтыми цветками. Не рвите его понапрасну, так как без воды этот чудесный цветок быстро завянет.
Кубышка
Педагог:
- Среди растений рек есть и такие, которые погружены в воду частично. Их стебли возвышаются над водой, а корни – в воде. Это камыш и рогоз. Многие люди путают эти растения между собой, ошибочно называя камышом рогоз.
Эти растения имеют длинный стебель, который высоко поднимается над водой, а на его вершине находятся листья и соцветия. Так эти растения берегут свои листья и цветы от того, чтобы их не замочила вода. У рогоза на верхушке высоких стеблей находятся черно-бурые, словно обгорелые бархатистые початки – это его соцветие.
Рогоз
Педагог:
- Посмотрите, пожалуйста, на фото камыша.
Камыш
Педагог:
- Его стебель под водой совсем не имеет листьев, а на верхушке находятся небольшие соцветия из колючих колосков.
Еще одно распространенное растение – ряска. Вы все, конечно же, с ним встречались. Ряска снабжает воду кислородом, служит пищей для рыб, защищает их от солнечных лучей. Но она очень быстро размножается. Стоит одному маленькому растению появиться в водоеме, как через некоторое время ряска займет довольно большую территорию.
Ряска
5. Викторина «Обитатели водоемов»
Педагог:
- Ребята, мы узнали много нового о тех, кто обитает в водоемах. Давайте проверим, как вы усвоили новые знания. Я буду задавать вам вопросы, а вы – поднимать руки и отвечать на них.
Викторина «Обитатели водоемов»
1. Усатая рыба, живущая в самом омуте реки.
Сом
2. Растение, название которого переводится как «красивый цветок».
Лилия
3. Маленький вертолет, золотые глаза. Кто же это?
Стрекоза
4. Как конькобежец на льду, она бежит по воде.
Водомерка
5. Растение, которое под водой совсем не имеет листьев, а на верхушке находятся небольшие соцветия из колючих колосков.
Камыш
6. Какое растение ошибочно называют «камыш»?
Рогоз
7. Какое растение снабжает воду кислородом, но быстро размножается и приводит к зарастанию водоема?
Ряска
Педагог:
- Ребята, молодцы!
6. Заключение
Педагог:
- Ребята, в начале нашего занятия перед нами стояли вопросы, на которые мы должны были узнать ответы. Скажите, мы справились с заданием? Давайте дадим ответы на следующие вопросы:
1.Что такое водоем?
2.Какие водоемы бывают?
3. Кто живет в водоемах нашей местности?
4. Какие растения растут на берегах и на поверхности наших водоемов?
Ответы учащихся
Педагог:
- Молодцы! На этом наша программа заканчивается.
До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по экологии для школьников ко Всемирному дню защиты слонов Экологическая акция для школьников "Осторожно, слетки!" Экологическое исследование для школьников. Птицы - Грачи Внеклассное мероприятие по экологии для школьников: Всемирный день рыболовства← Внеклассное мероприятие по экологии для школьников 5-7 класса | Рассказ для младших школьников "Аисты" →
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 2295 дней назад (10 сентября 2018)
Просмотров: 8927
Рубрика: Интеллектуальные программы
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|