Внеклассное мероприятие по экологии для школьников 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по экологии для школьников «Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой»
Описание: Публикация подготовлена в рамках информационного проекта «Я познаю мир» и приурочена ко «Всемирному дню борьбы с опустыниванием и засухой». Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования, биологов, географов, и может использоваться как воспитательное мероприятие, дополнительный материал на занятиях по человеку и миру, биологии и географии в 5-7 классах, а также - экологический классный час.
Автор: Ясенецкая Светлана Вадимовна, педагог дополнительного образования, ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г. Слуцк, Минская область, Беларусь
Цель: знакомство учащихся со все нарастающей мировой проблемой опустынивания и засухи, а также с причинами возникновения этой проблемы, ее последствиями и возможными путями борьбы с опустыниванием и засухой.
Задачи:
Обучающая – способствовать знакомству учащихся с проблемой опустынивания и засухи, с причинами возникновения данной проблемы и ее последствиями.
Развивающая – способствовать развитию интереса учащихся к изучению нашей планеты.
Воспитывающая – способствовать воспитанию экологического мировоззрения, любознательности, способствовать воспитанию чувства ответственности за свою деятельность в отношении вмешательства и преобразования природы.
Ход мероприятия
1. Историческая справка и сущность проблемыПедагог:
- Ребята, здравствуйте! Сегодня мы поговорим об одной из глобальных проблем нашей планеты – о проблеме опустынивания и засухи!
«Засуху сложно избежать,
однако ее последствия можно смягчить»
Из послания Генсекретаря ООН Пан Ги Муна
Педагог:
- Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, отмечаемый во всём мире ежегодно 17 июня, был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 30 января 1995 года. Дата для праздника была выбрана в связи с годовщиной со дня принятия Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием 17 июня 1994 года. Конвенция предписывала государствам посвящать мероприятия Всемирного дня борьбы с опустыниванием и засухой повышению информированности о необходимости международного сотрудничества в борьбе с опустыниванием и последствиями засухи, а также о ходе осуществления положений Конвенции по борьбе с опустыниванием. Также Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с января 2010 года по декабрь 2020 года Десятилетием ООН, посвящённым пустыням и борьбе с опустыниванием.
Педагог:
- Опустынивание — это один из наиболее тревожных мировых процессов деградации окружающей среды. Международная Конвенция по борьбе с опустыниванием дает следующее определение процесса опустынивания: «Опустынивание означает деградацию земель в засушливых... районах, которая происходит вследствие различных факторов, включая колебания климата и деятельность человека. Деградация земель означает сокращение или полную потерю... биологической или экономической продуктивности... не орошаемых и орошаемых земель, или же пастбищ и лесов, вследствие использования земель, или других действий, ведущих к таким процессам как ветровая и водная эрозия почв, ухудшение физических, химических и биологических свойств почв, и к долгосрочной потере естественной растительности». Оно угрожает здоровью и источникам средств к сосуществованию более 1 миллиарда людей. Каждый год опустынивание и засуха приводят к потерям сельскохозяйственной продукции ориентировочно на сумму в 42 миллиарда долларов США.
Педагог:
- Под засухой понимают длительный и значительный недостаток осадков, который происходит при повышенной температуре и пониженной влажности воздуха. Засуха приводит к уменьшению запасов влаги в почве, что, в свою очередь, приводит к снижению или гибели урожая. Каждый год Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой посвящен определенной теме. В разные годы ими были следующие слова: «Красота пустынь — проблема опустынивания», «Опустынивание и изменение климата — единая глобальная проблема», «Сохранение земельных и водных ресурсов = Защита нашего общего будущего», «Улучшение качества жизни через повышение плодородия почвы», «Не дайте засохнуть нашему будущему», «Бесплатной еды не бывает. Инвестируйте в здоровье почв», «Всеобъемлющее сотрудничество в целях предотвращения деградации земель» и другие.
2. Пустыня и ее особенности
Педагог:
- Что же за место «пустыня» и что это за процесс «опустынивание»?
Давайте с вами вспомним особенности пустынь. Пустыня – это территория с очень засушливым климатом и малым количеством осадков.
Педагог:
- Существует два вида пустынь – каменистые и песчаные и несколько разновидностей.
Глинистая пустыня
Песчаная пустыня
Педагог:
- В пустыне практически всегда ясная погода, солнце находится высоко над горизонтом. Дождь в пустыне – очень редкое явление. В некоторых пустынях осадки в виде дождя могут не выпадать несколько лет. Растения и животные приспособились к столь суровым условиям и приобрели только им характерные особенности:
- растения по высоте низкие;
- поскольку в пустыне мало воды, то растения имеют длинные корни;
- листья растений похожи на колючки;
- животные по размерам не крупные;
- ведут преимущественно ночной образ жизни;
- окраска защитного цвета;
- животные быстро передвигаются.
Наиболее типичные растения пустынь – саксаул, верблюжья колючка.
Саксаул
Верблюжья колючка
Педагог:
- Наиболее типичные представители животных пустыни – варан, верблюд, черепахи, лисица фенек, много змей.
Варан
Верблюд пустыни Гоби
Лисица фенек
3. Причины опустынивания
Педагог:
- Существует огромное количество причин, по которым происходит опустынивание почв. Некоторые имеют природный характер, поскольку возникают из-за природных явлений, однако большинство причин вызвано антропогенной деятельности. Давайте рассмотрим самые значительные.
1. Нехватка водных ресурсов. Засуха может произойти из-за аномальной недостаточности атмосферных осадков во время повышения температуры воздуха. Дефицит водных ресурсов обусловлен удаленностью водоемов, поэтому земля получает недостаточное количество влаги;
2. Климатические изменения. Если температура воздуха повысилась, увеличилось испарение влаги, а осадки уменьшились, произойдет аридизация климата, то есть его высушивание.
3. Вырубка деревьев. Если уничтожаются лесные массивы, грунт становится незащищенным от водной и ветровой эрозии, а почва получает минимальное количество влаги, что ведет к ее высушиванию, а далее – к опустыниванию.
4. Перевыпас скота. Территория, где выпасают животных, очень быстро теряет растительность, а земля не получает достаточно влаги. В результате изменения экосистемы происходит опустынивание;
5. Биологическая гибель флоры. Когда мгновенно исчезает флора из-за заражения, например, токсическими и ядовитыми веществами, почва поддается сильнейшему истощению и, как следствие, опустынивается.
6. Недостаточное дренирование. Это происходит в результате нарушения системы дренажа (водоснабжения почвы), искусственной или естественной;
7. Засоление грунта. Случается подобная проблема из-за действия грунтовых вод, нарушения баланса солей в сельскохозяйственной деятельности или смены технологий обработки земли;
Существуют и другие причины, из-за которых происходит изменение почвы, влекущее за собой опустынивание.
Педагог:
- Остановить опустынивание новых территорий можно созданием лесозащитных полос и лесонасаждением, фитомелиорацией, урегулированием поголовья скота согласно биопродуктивности угодий, отказом от вспашки склоновых почв, разумным чередованием чистых и занятых паров, поддержкой структурности эдафотопов, снегозадержанием, применением безотвальной обработки с периодическим глубоким разрыхлением верхних горизонтов почвы, закрепление песчаных дюн растительностью.
Педагог:
- Таким образом, опустынивание почвы – это актуальная проблема современности. Конечно, нам известны многие пустыни на планете, которые появились множество тысячелетий назад. Если не принимать меры, то мы рискуем, что вскоре все континенты планеты укроются пустынями, и жизнь станет невозможной. Чем интенсивнее происходит сельскохозяйственная и промышленная активность людей, тем быстрее случается опустынивание. Остается только гадать, через сколько лет и где появится новая пустыня на планете.
4. Викторина «Флора и фауна пустыни»
Педагог:
- А сейчас предлагаю закрепить знания, ответив на вопросы викторины, которая называется «Флора и фауна пустынь».
1. Какой климат в пустыне?
2. В какое время суток в пустыне можно увидеть большое количество животных?
3. Чего больше всего в пустыне?
4. Как называются зелёные участки в пустыне?
6. Как называются «живые» поезда пустыни?
7. Что растёт в пустыне?
8. Какие ядовитые существа водятся в пустыне?
9. Как добывают воду в пустыне?
10. Что является «домами» в пустыне?
11. Как спасается от жары пустынная живность?
12. Бывают ли в пустыне дожди?
13. Какое животное называют «кораблём» пустыни?
14. Какая разница между пустыней и пустошью?
15. Имеет ли отношение пустырник к пустыне?
16. Что более всего ценится в пустыне?
17. Что является отличительной чертой растений пустыни?
18. Какое растение не встречается в пустыне…верблюжья колючка, типчак, колосняк?
19. Какой грызун водится в пустыне……тушканчик, хомяк, полевка?
20. Каких домашних животных люди разводят в пустыне?
Педагог:
- Ребята, на этом наше занятие заканчивается, но я вас попрошу ответить на один вопрос. Как вы думаете, актуальна ли для нашей страны проблема опустынивания?
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по экологии для школьников ко Всемирному дню защиты слонов Экологическая акция для школьников "Осторожно, слетки!" Экологическое исследование для школьников. Птицы - Грачи Внеклассное мероприятие по экологии для школьников: Всемирный день рыболовства← Внеклассное мероприятие по экологии для школьников: Всемирный день рыболовства | Внеурочное мероприятие для младших школьников: Обитатели водоемов →
Автор: Светлана Вадимовна Ясенецкая
Опубликовано: 2296 дней назад (9 сентября 2018)
Просмотров: 4963
Рубрика: Интеллектуальные программы
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!