Конспект НОД в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме "О солнцах на сурбанах"
Автор: Гладкова Светлана Петровна воспитатель МБДОУ "Детский сад №151"Ромашка"города Чебоксары.Описание материала: предлагаю вам конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме "О солнцах на сурбанах". Данный материал будет полезен для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.Этот конспект направлен на развития восприятия и понимания орнаментального образа.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме "О солнцах на сурбанах".
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Чтение художественной литературы. Обучение чувашскому языку», «Художественное творчество».
Цель: развития восприятия и понимания орнаментального образа.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать вводить детей в мир связей народного искусства с природой, жизнью человека;
-помочь детям вспомнить легенду и рассказывать о ней в определенной последовательности;
-закрепить умения рисовать чувашский узор солнца путем повторения;
Развивающие:
-развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов - образов символов чувашских узоров солнца;
Речевые:
-развивать чувашскую речь, обогащать словарь детей
Воспитательные:
-воспитывать умение восхищаться с красотой чувашских узоров, одобрять прекрасное
Предшествующая работа:
-чтение с детьми легенды «О солнцах на сурбанах»;
-беседы с детьми о чувашских узорах солнца, о сурбанах;
-раскрашивание альбомных листов с гуашевыми красками (сурбанов).
Словарная работа: активизировать разговорную речь детей; обогащать словарь с существительными, прилагательными; закрепить чувашские слова: хевел, сурбан, мудрецы-шурсухалы; вести новое слово: легенда; с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить все слова.
Демонстрационный материал: кукла в национальном костюме; письмо (приглашение) с текстом от куклы в национальном кастюме Пинерпи; изобразительные модели оригиналов с узорами солнца; узоры для д/игры; образец рисунка солнца на сурбанах; текст легенды; иллюстрации; указка;
Раздаточный материал: полоски бумаги красного цвета на каждого ребенка; гуашевые краски желтого цвета; кисточки; емкость для воды; тряпочки; подставки для кисточек.
Методические приемы: игровая мотивация, беседа, напоминание, рассказывание легенды взрослым совместно с детьми, рассматривание иллюстраций, вопросы, наводящие вопросы, разъяснение слов (мудрецы-шурсухалы, легенда), показ, объяснение, чтение стихотворения, дидактическая игра, рассматривание чувашского узора солнца, обобщение педагога, выполнение работы с детьми, рассматривание детских работ, рассказы детей о своих выполненных работах, поощрение, оценка, выставка детских работ.
Структура занятия:
1.Игровая мотивация (получения письма-приглашения).2.Рассматривание иллюстраций о легенде.
3. Совместное рассказывание легенды о солнцах на сурбанах.
4.Чтение стихотворения Юхма Миши о узорах.
5.Д/и «Угадай узор солнца»
6. Рассматривание чувашского узора солнца.
7. Рисование детьми «Узоров солнца на сурбанах».
8.Рассказы детей по своей выполненной работе.
9.Выставка детских работ.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Дети заходят в проветренную группу. Воспитатель обращает внимание детей на гостя- куклу Пинерпи. Приветливо поздорововшись, кукла передает письмо-приглашение воспитателю. Воспитатель читает письмо-приглашение.Письмо написала девочка из соседней Республики Татарстан города Казани по имени Гульнара. Она приглашает Пинерпи в гости. Пинерпи хочет повезти подарок Гульнаре, просит детей на сурбанах нарисовать узоры солнца.Воспитатель предлагает детям подойти к стенду, где вывешены иллюстрации о легенде).-Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите, что они нам напоминают? (ответы детей).
-Воспитатель: Конечно, это легенда о солнцах. А кто придумал эту легенду? А почему легендой называется? (ответы детей) в конце воспитатель обобщает ответы детей.
-Воспитатель: Давайте вспомним эту легенду, о чем же там говорится? (Совместно с детьми вспоминают легенду. Воспитатель помогает детям вспомнить легенду с наводящими вопросами. В ходе рассказывания делает акцент на пояснение слов: мудрецы - шурсухалы).
«Было когда-то в мире не одно, а три солнца. И находились они близко к земле. Поэтому везде было жарко-жарко. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Ходили по земле, не знали, что такое тепло одеваться, как делать валенки, теплые чулки, варежки, шапки. А вокруг росли такие удивительные растения и деревья, которые давали людям все, что надо было для жизни, для здоровья, для веселья. Но были люди, которые не понимали, как хорошо жить в жарких странах. Они часто жаловались: «Жарко! Невозможно дышать! Не хотим жить так!», «Хотим, чтобы было не три, а одно солнце!», «Убить надо одно солнце!» - кричали они. Мудрые старцы – шурсухалы предупреждали, что ни одно солнце нельзя убивать, иначе будет большая беда, но их не послушали. Пригласили знаменитого охотника и приказали выстрелом из лука убить одно из солнц. «Ведь шурсухалы предостерегали нас от этого!» - отказался выполнить их приказ охотник. «Если сейчас же не выполнишь наш приказ, то убьем тебя самого!» - прикринули на него люди, которые хотели убить солнце. Тогда, страшась смерти, охотник натянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела на солнце. Попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить еще одно!» - приказали эти люди охотнику. Тот убил и другое солнце. Оставшееся светило испугалось людей и убежало высоко – высоко, куда не могла долететь убийственная стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Слишком холодно. Замерзли деревья, травы. От холода стали умирать дети. Не хватало пищи. Снега замели поля и луга. Реки покрылись льдом. Настала зима. Испугались люди и пошли с поклоном к мудрым старцам – шурсухалам, стали просить у них мудрых советов. Те сказали: «Не послушались вы нас и совершили непоправимое. Убитых уже не оживить. А оставшееся светило убежало. Оно больше не верит людям. Надо сделать так, чтобы оно поверило нам и вернулось». «Да, да, - соглашались с ними люди, - мы на все готовы, чтобы возвратить солнце». «Хорошо! – сказали мудрецы. – Надо всем начать рисовать три солнца. Всюду. На земле, на стенах домов, на стенах окон. А наши женщины пусть рисуют три солнца, которые светили нам, на тканях. Тогда оставшееся солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном, и вернется к нам… И на каждом сурбане вышивались три разных солнца. Так родились сурбаны.»
-Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо запомнили легенду. И до сегодняшнего дня эти узоры сохранились, по сегодняшний день люди рисуют на зданиях, на домах, вышивают на тканях, рисуют на бумаге, разукрашивают различные ручные изделия мастера Чувашии, украшают узорами одежду людей. Чувашские узоры солнца стали гордостью и богатством чувашского народа.
-Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения чувашского поэта Юхма Миши
Рисунок каждый и узор
Повествовали на сурбане
О том, что в жизни было ране
И не забыто до сих пор
(После чтения стихотворения дети встают)
-Воспитатель: А теперь давайте поиграем игру «Угадай узор солнца?».(Воспитатель показывает карточки с узорами, дети называют узор солнца на русском и на чувашском языке).
-Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю рисовать для нашей гости Пинерпи , на сурбанах узоры солнца ( показывает красные полоски бумаги – сурбаны, заранее подготовлено рабочее место для детей, на видном месте вывешены чувашские узоры солнца, чтобы ребенок мог вспомнить элементы узоров. После окончания работы, по желанию детей, воспитатель просит рассказать о своей работе, что нарисовал ребенок, какие узоры использовал, что они означают. Поощряет детей за их работу и рассказ).
-Воспитатель: Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Пинерпи очень рада за ваши подарки - сурбаны, и за ваши рассказы. Эти работы мы отдадим Пинерпи, но в начале организуем выставку ваших работ в уголке творчества, чтобы все увидели красоту сурбанов с чувашским узором. Вы согласны со мной? (ответы детей, дети убирают свои рабочие места).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для детей старшей группы Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно - игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленностиПохожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»
Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»
Участник №32 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Автор: Светлана Петровна Гладкова
Опубликовано: 3578 дней назад (4 февраля 2015)
Просмотров: 5259
Рубрика: Занятия по обучению чувашскому языку
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (13)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|