Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Игры со звуками"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме "Игры со звуками"
Описание материала: предлагаю вам конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме "Игры со звуками". Данный материал будет полезен для студентов, воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Конспект направлен на развитие познавательных, речевых, социально-коммуникативных, интеллектуальных способностей у детей.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», "Социально-коммуникативное развитие".
Возраст: дети 6-7 лет
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить работать по схеме;
- учить четко произносить звуки -ш-, -ж- в словах;
- совершенствовать умение различать на слух звуки -ш-, -ж- в словах;
- совершенствовать фонематический слух: учить называть слова со звуками –ш-, -ж-; находить слова со звуками –ш-, -ж-; определять место звука в слове;
- формировать умение делить слова на слоги;
- упражнять в составлении предложений по схеме;
Развивающие задачи:
- развивать голосовой аппарат, умение правильно пользоваться различной громкостью голоса, темпом речи;
- развивать умение внимательно слушать речь окружающих;
- развивать зрительное восприятие, мышление, память, умение отвечать на вопрос воспитателя.
Воспитательные задачи:
- создать хорошее настроение;
- воспитывать желание и умение работать в коллективе;
- поощрять активность и самостоятельность детей.
Словарная работа:
- активизировать речь детей;
- обогащать словарный запас слов с существительными;
- закрепить слова: звук, буква, слово, слог, предложение;
- вести новые слова: шипящие, парные звуки;
- с естественной интонацией внятно и отчетливо произносить все слова.
Предшествующая работа:
- знакомство со звуками и буквами;
- отгадывание загадок;
- игры на развитие фонематического слуха.
Материал:
Демонстрационный материал: конверт, план-схема, мяч, картинки для работы со звуками, схема для составления предложения, указка.
Раздаточный материал: простые карандаши, карандаши синего цвета, картинки с заданием.
Методические приемы: игровая мотивация, беседа, рассматривания конверта и план-схемы, напоминание, вопросы, наводящие вопросы, индивидуальное и хоровое повторение слов, разъяснение, показ, объяснение, рассматривание картин, обобщение педагога, выполнение заданий, поощрение, оценка, сюрпризный момент.
Структура занятия:
1. Нахождение конверта с планом-схемой.
2. Рассматривание и обсуждение плана-схемы.
3. Выполнение задания 1 Игра «Найди слова со звуком -ш-, -ж-».
Выполнение задания 2 «Какая картинка в каждом ряду лишняя? Определить место звука –ж-, -ш- в слове».
Физкультминутка со звуками –ш-, -ж-.
4. Выполнение задания 3 «Выполнить звуковой анализ слова – груша».
5. Выполнение задания 4 «Найдите картинки где в названии изображения есть звуки -ш-, -ж-».
6. Выполнение задания 5 «Отгадать загадки и назвать, какой звук есть в слове - отгадке: -ж- или –ш-».
7. Выполнение задания 6 «Нужно закончить фразы, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу».
8. Выполнение задания 7 «Составить по схеме предложение».
9. Нахождение сюрприза.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(Дети заходят в проветренную групповую комнату, стоят в свободном пространстве. Вдруг около входа видят большой конверт, адресованный подготовительной к школе группе. Воспитатель удивленно рассматривает конверт и предлагает открыть и посмотреть, чтобы узнать что внутри. Внутри конверта план-схема группы с заданиями. Все вместе изучают план-схему.) Воспитатель: Ребята, посмотрим на план-схему. На плане нарисована наша группа и проставлены цифры. Мне кажется, цифры - это номера заданий. Всего цифр 7, они по порядку идут, но проставлены в разных местах. А после цифры 7 стрелка показывает на сюрприз. Значит, мы должны пройти все 7 заданий по порядку, чтобы дойти до сюрприза.
Воспитатель: Ребята вы согласны пройти по заданиям? (Ответы детей)
(Дети совместно с воспитателем находят по плану 1 задание)
Задание 1. Игра «Назови слова со звуками -ш-, -ж-». В начале поиграем со звуком -ш- , звук должен быть в начале слова. Затем поиграем со звуком -ж-Поиграем? (ответы детей)
(Правила игры: у воспитателя в руках мяч, называет слово со звуком –ш- и передает мяч рядом стоящему ребенку, следующий называет слово со звуком –ш- и передает мяч дальше……, мяч передается каждому пока все не скажут слово с заданным звуком. По второму кругу игра со звуком –ж-)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно находили слова со звуком -ш-, -ж-. Скажите, а где место звука -ш-, -ж- в словах было? (Ответы детей) Правильно, звуки -ш-, -ж- были в начале слова. Молодцы!
Воспитатель: Посмотрим на план-схему и идем ко 2 заданию.
Задание 2. «Какая картинка в каждом ряду лишняя? Определить место звука –ж-, -ш- в слове»
Воспитатель: Я предлагаю вам сесть за стол и приступить к работе с картинками. Сначала нужно найти лишнюю картинку. Чтобы найти лишнюю картинку, вам нужно правильно называть изображения на картинке. Сначала работаем с картинками, которые расположены на верху: шапка, кошка, жук, камыш. Лишняя картинка (Ответы детей). Правильно, в слове жук звук -ж-, а в остальных звук – ш-. Картинку, где жук вычеркиваем простым карандашом. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: Теперь находим лишнюю картинку на втором ряду: лыжи, нож, жираф, мешок. (Ответы детей) Верно, лишняя картинка – мешок. Почему? (Ответы детей) Правильно, в слове мешок звук –ш-, а в остальных словах звук –ж-. Картинку с мешком вычеркиваем простым карандашом. (Дети выполняют задание) Молодцы!
Воспитатель: А теперь нужно определить место звука -ж-, -ш- в словах. Работаем с верхними картинками.
В слове шапка звук -ш- находится (ответы детей). Правильно, звук –ш- в начале слова, поэтому закрашиваем первую клеточку синим карандашом.
В слове кошка звук –ш- (ответы детей). Правильно, звук –ш- в середине, закрашиваем вторую клеточку.
В слове камыш звук –ш- (ответы детей) Правильно, звук –ш- в конце слова, закрашиваем крайнюю клеточку.
Воспитатель: Теперь работаем с нижними картинками.
В слове лыжи звук-ж- (ответы детей) в середине слова, закрашиваем вторую клеточку.
В слове нож звук –ж- (ответы детей) в конце слова, закрашиваем последнюю клеточку.
В слове жираф звук -ж- (ответы детей) в начале слова, закрашиваем первую клетку.
(Дети выполняют задания)
Воспитатель: Вы отлично справились со 2 заданием. Молодцы!
Физкультминутка со звуками
Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть со мной. Встаньте все в круг. Правила игры: Я буду говорить слова, в словах если вы услышите звук -ш-, вы поднимаете руки вверх, если вы услышите звук -ж- хлопаете в ладоши. А если в слове не будет этих звуков, вы должны молчать и присесть на корточки и никаких движений не выполнять. Нужно постараться правильно выполнять движения.
Воспитатель: Я называю слова шапка, жук, кот, кошка, жук, крокодил, флажок, груша, шуба, жираф, лопата, вешалка, вишня, палка, мышь, лыжи.
(Дети выполняют по сигналу движения. Воспитатель произносит слова четко, с небольшими паузами.)
Воспитатель: Молодцы, все вы были очень внимательны!
Воспитатель: Посмотрим на план-схему и идем ко 3 заданию.
Задание 3. «Выполнить звуковой анализ слова – груша»
(На мольберте картинка, где нарисована груша для звукового анализа слова. Дети совместно выполняют звуковой анализ слова – груша)
Воспитатель:
- Скажите дети, из чего состоит слово? (ответы детей) Правильно, из букв, из звуков, из слогов.
- Чем отличаются звуки от букв (ответы детей) Правильно, звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
- Назовите 1 звук, 2 звук, 3 звук, 4 звук, 5 звук (ответы детей) Правильно, молодцы!
- А какие они звуки по звучанию? (ответы детей) Правильно, по звучанию они гласные и согласные.
- Почему 2 клеточки закрашены в красный цвет? (ответы детей) Правильно,
-у-, -а- гласные звуки. Как они звучат? (ответы детей) Правильно, они звучат легко, поются, не встречают преграду при произношении, образуют слог.
- Сколько слогов в слове? (ответы детей) Почему? (ответы детей) Правильно, 2 слога в слове груша. Молодцы, ребята, вы очень хорошо умеете работать со звуками.
(При затруднении ответов, воспитатель помогает детям найти правильный ответ, в конце ответов обобщает сказанное, чтобы другие дети тоже поняли)
Воспитатель: Посмотрим на план-схему и идем ко 4 заданию.
Задание 4. «Найдите картинки где в названии изображения есть звуки –ш-, -ж-».
(На столе разложены картинки с изображениями в названии которых есть звуки –ш-, -ж-. Дети должны найти картинки с изображениями в названии которых есть эти звуки и назвать)
Воспитатель: Дети, кто нашел звуки -ш-, -ж- в названии изображения? (Ответы детей)
(Дети называют названия изображения и конкретный звук -ш- или –ж-. Определяют место звука в слове. При затруднении ответов, воспитатель помогает найти нужные картинки с нужными звуками.)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!
Я предлагаю вам произнести чистоговорку тихо и шепотом.
На крыше у Шуры жил журавль Жора.
(Дети произносят сначала тихо, затем шепотом).
Воспитатель: Посмотрим на план-схему и идем ко 5 заданию.
Задание 5. «Отгадать загадки и назвать, какой звук есть в слове - отгадке: -ж- или –ш-»
- Мягкие лапки, а в лапках царапки (Кошка)
- Пляшет крошка, а всего одна ножка (Волчок)
- Два брюшка, четыре ушка (Подушка)
- На прогулке бегуны, одинаковой длины
- Через луг к березке, тянут две полоски (Лыжи)
Воспитатель: Скажите, какой звук -ж- или –ш- есть в слове-отгадке? (ответы детей). Молодцы, правильно отметили, что в словах: подушка, кошка звук -ш-, а в слове лыжи звук -ж-.
Воспитатель: Посмотрим на план-схему и идем к 6 заданию.
Задание 6. «Нужно закончить фразы, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу»
Поспешишь – людей …..(насмешишь)
Что посеешь, то и ……(пожнешь)
Кто ходит больше, тот живет ……(дольше)
Лежа хлеба не …….(добудешь)
Тяжко тому, кто от работы …..(бежит)
Хорош садовник, хорош и …….(крыжовник)
Воспитатель: Скажите ребята, во всех подобранных словах, какие звуки вы услышали? (ответы детей) Верно, звук -ш-, -ж-.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно подбирали слова, чтобы закончить фразы и отметили звуки.
Воспитатель: Посмотрим на план-схему и идем к 7 заданию.
Задание 7. «Составить по схеме предложение»
Воспитатель: Ребята, из чего состоит предложение? (Ответы детей) Правильно, предложение состоит из слов. Почему первое слово в предложении отличается от других слов? (ответы детей). В конце предложения, почему ставится точка? (ответы детей).
(Дети работают по схемам, сначала составляют предложения, состоящее из 2 слов, затем из 3 слов, 4 слов, из 5 слов. При затруднении, воспитатель помогает составлять предложения.)
Воспитатель: Находим предложение по первой схеме, сколько слов в предложении? (ответы детей), по 2 схеме, по 3 схеме, по 4 схеме (ответы детей). Постарайтесь использовать слова со звуками -ш-, -ж-. (Дети придумывают слова) Молодцы ребята, вы очень постарались!
Воспитатель: Скажите ребята, о каких звуках мы сегодня говорили? (ответы детей). Звуки -ш-, -ж- какие они звуки? (ответы детей) Верно, звуки –ш-, -ж- согласные, звук –ш- глухой согласный, звук –ж- звонкий согласный; парные, твердые, шипящие. Молодцы, вы все задания выполнили правильно, очень постарались.
Воспитатель: Посмотрим на план-схему, определим место нахождения сюрприза.
(По плану-схеме дети находят сюрприз: книжку и сладости.)
Рекомендуем посмотреть:
Игровая деятельность в подготовительной группе детского сада Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы Познавательная игра для старших дошкольников в дополнительном образовании Квест-игра в детском саду для старших дошкольников. Подготовительная группаПохожие статьи:
← Сценарий праздника "Праздник мам" в детском саду в подготовительной к школе группе | Проект в старшей группе по теме: Туризм →
Автор: Светлана Петровна Гладкова
Опубликовано: 1663 дня назад (3 июня 2020)
Просмотров: 2189
Рубрика: Интегрированные занятия
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!