Конспект театрализованного представления по мотивам сказки Тукая "Шурале" в старшей группе ДОУ
Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»
Автор: Калиуллина Светлана Анатольевна, музыкальный руководительМесто работы: МАДОУ ДС №16 «Родничок» г.Янаул республика Башкортостан.
Описание работы:Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, будет интересен как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей, руководителей театральных кружков.
Эта театральная постановка по мотивам сказки татарского писателя Габдуллы Тукая «Шурале».
Шурале – это мифическое существо татарских и башкирских сказок, лесной дух. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Это старая и мудрая сказка, где представлен татарский колорит деревенской жизни, а егет –дровосек народной хитростью и смекалкой обдурил лесной чудище Шурале.
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги и находятся в извечной борьбе. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.
Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
Цель:формировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке.
Задачи: развивать умение узнавать сказки и их героев;
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к авторским сказкам;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность , справедливость.
Роли Дровосека и Шурале исполняют взрослые (родители, педагоги), а курочки, птички –дети
Сказка «Шурале».
Действующие лица: Рассказчик, Шурале, другие Шурале, Дровосек, курочки, птички.слайд №1
Рассказчик:Есть аул вблизи Казани, по названию Кырлай.
слай1д №2
Даже куры в том Кырлае петь умеют... Дивный край!
Выход курочек»
(«поют, открывают представление)Он слывет большим аулом? Нет, напротив, невелик,
слайд №3
А река, народа гордость,— просто маленький родник.
Там ни холода, ни зноя никогда не знал народ:
В свой черед подует ветер, в свой черед и дождь пойдет.
слайд №4
От малины, земляники все в лесу пестрым-пестро,
Набираешь в миг единый ягод полное ведро.
Слайд№5
Сколько синих, желтых, красных там цветов переплелось,
слайд №6
Птичий щебет, звонкий лепет раздавались в тишине
И пронзительным весельем наполняли душу мне.
«Танец птиц»
Рассказчик:Разумеется, что в этом удивительном лесуВстретишь волка, и медведя, и коварную лису.
Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джиннах, и о пери, и о страшных шурале.
слайд №7
Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
Выход Дровосека
Рассказчик:На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор. слайд №8
Дровосек работой занят, знай стучит себе, стучит,
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.
Дровосек: «Кто же это -человек?
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
И глаза твои пугают и горят , как два огня,
Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»
Шурале:«Я щекоткой устрашать привык людей.
Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!»
Дровосек: «Хорошо, я поиграю,—
Только при одном условье... Ты согласен или нет?»
Видишь толстое, большое и тяжелое бревно?
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..»
Рассказчик: Тут джигит, егет бесстрашный
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он сидит, не понимая умной выдумки людской.
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы шурале.
Шурале: «Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек.
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Никому не дам в обиду! Хочешь, клятву принесу?
Всем скажу: «Я — друг джигита. Пусть гуляет он в лесу!»
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений шурале?»
Рассказчик:Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам не свой.
Дровосек его не слышит, собирается домой.
Шурале: «Завтра, если я до встречи с нашей братьей доживу,
На вопрос: «Кто твой обидчик?» — чье я имя назову?»
Дровосек: «Так и быть, скажу я, братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»... А теперь — пора мне в путь».
Рассказчик: Шурале кричит и воет, хочет силу показать,
Хочет вырваться из плена, дровосека наказать.
Шурале: «Я умру. Лесные духи, помогите мне скорей!
Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей!»
Рассказчик: А наутро прибежали шурале со всех сторон. слайд №9
«Пляска Шурале»
Другие Шурале: «Что с тобою? Ты рехнулся? Чем ты, дурень, огорчен?Шурале (кричит): «Прищемил Вгодуминувшем, погубил меня злодей»!
Другие Шурале:Успокойся! Помолчи-ка! Нам от крика невтерпеж.
Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?» слайд №2
«Выход курочек» (поют, закрывают представление)
Слайд 1
Презентация на тему: Театрализованное представление по мотивам сказки Г.Тукая «Шурале»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий спортивного развлечения в старшей группе Спортивное развлечение в старшей группе. Сценарий Театрализованное представление по сказке Рукавичка в старшей логопедической группе ДОУ. Сценарий Инсценировка сказки "Репка" в старшей группе детского садаПохожие статьи:
Ритмическое занятие по сказкам в старшей группе
Книжкины именины в детском саду. Сценарий
Сценарий итогового праздника в подготовительной группе
+7↑ Голосов: 7 |
Комментарии (6)
|
|
|
|
|
||
|
|