Проект. Развитие мелкой моторики у детей подготовительной группы средствами декоративного орнаментного искусства
Педагогический проект: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников средствами декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва»
Подготовка ребёнка к обучению в школе - одна из важных и актуальных задач дошкольного образовательного учреждения. Особое место в процессе этой подготовки принадлежит развитию мелкой моторики. Для этого активно используются доступные средства: рисование, лепка, аппликация как наиболее эффективные средства для подготовки детей к овладению графикой письма. В свое работе, я предлагаю иной подход к развитию мелкой моторики, которая предполагает использование орнамента вышивки. Данный материал будет интересен и полезен для воспитателей старших групп дошкольных учреждений, а также для родителей воспитанников своей простотой проведения, отсутствием затратных материалов, доступностью содержания и нравственно-эстетической составляющей воспитания и развития ребенка.
Тема педагогического проекта:
Развитие мелкой моторики у старших дошкольников средствами декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва.
Вид проекта: информационно - творческий
Цель проекта:
1. Углубление теоретических знаний и расширение практического опыта в работе над развитием мелкой моторики детей средствами декоративного орнаментного искусства;
2. Разработка и апробация системы заданий, с использованием декоративного орнамента народов чуваши и мордва, направленные на развитие графических умений у старших дошкольников.
Гипотеза – развитие мелкой моторики способствует формированию готовности руки ребёнка 6-7 лет к письму, если использовать развивающие упражнения, включающие использование декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва.
Цель и гипотеза исследования определила основные его задачи:
Задачи проекта:
- изучение психолого-педагогической литературы о путях и условиях развития мелкой моторики старших дошкольников;
- расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в школе;
- выявление особенностей применения декоративной орнаментной изобразительной деятельности народов чуваши и мордва для развития мелкой моторики у старших дошкольников;
- отбор и систематизация разнообразных народных орнаментов, направленных на развитие руки ребёнка;
- подбор диагностических методик для оценки уровня подготовленности руки ребенка к письму;
- проведение констатирующего эксперимента, с целью обследования сформированности мелкой моторики у детей экспериментальной группы;
- проведение формирующего и контрольного экспериментов с применением элементов декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва;
- определение эффективности применения народной декоративной орнаментной изобразительной деятельности в ходе экспериментального обучения.
Срок реализации проекта: долгосрочный (с ноября 2018г. по март 2019г.)
Участники проекта: воспитатель – Ибрагимова Р.Ф.;
подготовительная группа МБДОУ № 199 г. Ульяновска;
социальный партнёр: детская библиотека №17, г. Ульяновск
Образовательные области проекта – познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, развитие речи, физическая культура.
Познавательная область:
- рассматривание иллюстраций о достопримечательностях Чебоксар и Сызрани;
- беседы «Путешествие по Волге»;
- обследование народных костюмов;
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (в прорисовке узоров и орнаментов в рисунке и в тетради в клетку);
- развитие способностей к практическому экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Социально-коммуникативная область:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- формирование эмоционального интереса детей;
- формирование способов общения;
- дидактические игры «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные
промыслы», «Закончи узор»;
- настольные игры «Лото», «Мозаика»;
- ролевая игра «Путешествие по Волге »;
- беседы « Вышивка чувашских мастеров», «Знакомство с бабушкиным сундуком»;
- беседа об особенностях культуры народов чуваши и мордва.
Художественно-эстетическая область:
- развивать эмоционально-ценностного отношения к произведениям народного
декоративно-прикладного искусства и к художественным образам;
- рисование «Нарисуй куклу в народном костюме », « Нарисуй одежду для
куклы»;
- раскрашивание силуэтов народного платья, головных уборов и обуви.
- слушание народных музыкальных произведений: песен, плясовых мелодий;
- слушание народных музыкальных инструментов;
- слушание современных детских песен на чувашском и мордовском языках.
Развитие речи:
- чтение произведений В. Тарават , Я Пинясова;
- чтение народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к книгам;
- заучивание народных пословиц;
- составление творческих рассказов по орнаментам.
Физическая культура:
- чувашские народные подвижные игры «Хищник в море», «Сыварса ан юл», «Тытмалла», «Хур акашсем»;
- мордовские народные подвижные игры «Раю-раю», «Ключи», «Платки», «Карусель».
Постановка и обоснование выбора темы:
Подготовка ребёнка к обучению в школе, к умению им успешно выполнять социальную функцию ученика — одна из важных и актуальных задач дошкольного образовательного учреждения.
Школа – это новая жизнь для ребёнка, и готовить его к новой жизни в школе необходимо, чтобы частично или в большей мере облегчить его адаптацию.
В дошкольных учреждениях уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебной деятельности. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы — рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом, наблюдают природу, выполняют физические упражнения и т.д. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно, через другие занятия. Ряд авторов, исследовавших проблему обучения письму, рекомендуют на дошкольном этапе воспитания и развития активно использовать доступные средства: рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные средства для подготовки детей к овладению графикой письма.
Однако движения, совершаемые в процессе письма, не могут быть воспроизведены в рисовании — наиболее близкой к письму виду деятельности. Процесс письма вовлекает в работу другие движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям, чем в изобразительной деятельности.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности мелкой мускулатуры кисти рук, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением графикой письма.
Кроме того, развитие тонкой моторики является необходимым показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками, успешное становление которых опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений.
В методической литературе часто упоминается использование декоративного рисования для развития моторики детей седьмого года жизни.
Я предлагаю свой взгляд на подготовку дошкольников к обучению письму. В опыте работы излагается идея использования декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва, способствующего накоплению взаимосвязанных двигательных и практических умений и развитию компонентов, составляющих мелкую моторику.
Практическая значимость:
1. Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению.
2. Представлен систематизированный материал по развитию тонкокоординированных движений рук, зрительно-пространственного восприятия и памяти, с выходом на развитие творческих способностей у детей.
3. Расширяются и обогащаются представления детей об этнокультуре и особенностях декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва.
4. Обогащается словарь дошкольников терминами, развивается речь как средство общения.
5. Предлагается ряд диагностик по определению уровня развития мелкой моторики и координации движений рук.
6. Может быть использована воспитателями и родителями для подготовки детей к школе.
Трансляция проекта:
1. Открытые мероприятия в детском саду по реализации проекта.
2. Составление электронной презентации проекта.
3. Знакомство с проектом на педсовете.
Свою работу я начала с анализа психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки дошкольников к обучению грамоте и развитию мелкой моторики, обращая внимание, прежде всего на практическую деятельность авторов непосредственно с детьми. В ходе изучения теоретической и методической литературы было отмечено, что авторы, занимаясь раскрытием специфики декоративного творчества детей, делали упор на рисование, как один из приёмов развития мелкой моторики и творческих проявлений. При этом, я не нашла ни одного автора, который бы показал синтез письма и орнаментного рисунка в одном целом.
К тому же, в продаже имеются многочисленные тетради на печатной основе, где детям предлагаются разнообразные задания по прорисовке линий различной конфигурации, элементов букв, расположенных в определённых рамках строки.
В то же время, занимаясь с детьми в рамках кружковой деятельности по теме «Волжская земля – Родина моя» мне приходилось изучать с ними этнокультуру народов Поволжья: чувашей, татар, мордву. В практической части работы кружка дети рисовали орнаменты народных костюмов, использовали цветовое сочетание различных узоров и т.д. Всё это натолкнуло меня на использование приёмов рисования геометрических узоров в тетрадях в клетку. В результате целенаправленного изучения орнаментов народов Поволжья, пришла к выводу, что геометрический узор, который можно изобразить в клетках тетради в татарской культуре отсутствует. Поэтому, за основу развития мелкой моторики взяты чувашский и мордовский народные орнаменты.
Следующим этапом работы стало более глубокое и целенаправленное изучение орнаментов представленных народов. Неоценимую помощь при этом оказали книги авторов: Тихонова А.Ю. Сударева А.Ф. Салмина О.В. «Баягине» Ульяновск. ИПК ПРО 2010г. и Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина «Азбука чувашских орнаментов и эмблем», Ульяновск 2008г. В этих изданиях подробно описаны значения узоров, их применение.
Далее была составлена картотека элементов орнаментов, доступная для воспроизведения детьми. Узоры подобраны от простых к сложным, состоящих из нескольких частей.
Следующим этапом работы стало обследование детей, на выявление начального уровня развития мелкой мускулатуры руки, т.к. в гипотезе было высказано предположение, что развитие мелкой моторики средствами орнаментного искусства народов чуваши и мордва будет способствовать подготовке руки к письму.
На первом этапе во время констатирующего эксперимента был исследован уровень развития мелкой моторики детей. Для его определения была использована методика Л.А. Венгера «Дорожки» Готовность к письму определялась по следующим показателям: наклон, характер линий, размер, форма, последовательность элементов, отклонение от строчки. Для его определения использовалась методика изучения и оценки моторного, т.е. шаблонного повторения движения одного вида узора.
В зависимости от качества выполнения задания были выделены следующие уровни:
* низкий уровень – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе;
* средний уровень – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений;
* высокий уровень – графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.
Развитие мелкой моторики определялось по таким показателям как степень дифференцированности движений, согласованность движений, ручная умелость, точность движений при работе с пишущим инструментом. В зависимости от качества выполнения заданий были выделены следующие уровни:
* низкий уровень – тонкие движения пальцев рук некоординированны, движения скованные, отсутствует точность, ловкость движений, к концу выполнения задания пальцы становятся неловкими и напряженными. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные;
* средний уровень – мелкая моторика развита недостаточно, дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных операций. Тонкие движения рук недостаточно координированы, ловки, уверены, дети не могут регулировать силу пальцев рук при нажиме;
* высокий уровень – мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
Для определения точности движений были использованы методика «Дорожки» Л.А. Венгера, по которой определялась сила нажима на карандаш, четкость и точность проводимых линий, и методика количественной оценки мелкой моторики , по которой определялись степень дифференцированности, согласованности движений рук и ручной умелости.
Для определения развитости первого показателя – дифференцированности движений – детям предлагалось загнуть каждый палец поочередно на правой и левой руке.
Для определения координации движений пальцев рук детям нужно было соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно на правой и левой руке, соединить пальцы одной руки с пальцами другой.
На этапе формирующего эксперимента в работе с детьми были использованы орнаменты народов чуваши и мордва. Применение материала опиралось на интеграцию образовательных областей.
На начальном, практическом этапе за основу работы с детьми по развитию мелкой моторики средствами народного орнаментого искусства народов чуваши и мордва было взято декоративное рисование.
Вначале использовался чувашский орнамент, ввиду своей простоты исполнения и смыслового обозначения. Далее проводилась работа по изучению и прописыванию мордовского орнамента. Параллельно с изображением народных узоров велась большая работа по приобщению детей к национальной культуре. Первоначально, на подготовительной ступени, дети были ознакомлены с изделиями декоративно-прикладного искусства чувашей и мордвы (иллюстративный материал, тканые изделия), перед детьми были раскрыты разнообразие и богатство культуры представленных народов, многогранность традиций и обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Большую практическую ценность в этом оказали сотрудники библиотеки № 17, куда дети ходили на экскурсию.
Далее, детям были предоставлены тетради в клетку, где давались задания по прорисовке геометрических деталей узоров народного орнамента.
Кроме упражнений в выполнении орнамента в тетрадях в клетку, дети рассматривали иллюстрации народных костюмов чуваш и мордвы разных временных отрезков, сословий, играли в народные подвижные игры, слушали произведения фольклора, рисовали в цвете народную одежду (женскую и мужскую), придумывали свои собственные детские костюмы (дизайнерская деятельность). Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащался словарный запас. Дети называли предметы и материал, из которого они изготовлены, элементы росписи. При рассмотрении узора проводилась работа по образному сравнению их друг с другом, в том числе и с русским орнаментом. Описывая изделия мастеров, дети рассказывали о цвете узора, значении, форме, истории создания, что способствовало развитию грамотной связной речи.
Изучая чувашское и мордовское народно-прикладное творчество, дети больше узнали о национальном орнаменте. Технические приёмы рисования помогали в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходилось прорисовывать очень мелкие детали, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствовали развитию у них чувства ритма, что также необходимо для обучения письму в школе.
Рисуя узор, дети учились держать линию. Рисование травки, точек, разнообразных штрихов учили их ограничивать движения, что необходимо в дальнейшем при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминали фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.
Рисование оказывало влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представлял собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. А возникновение под карандашом или кистью изображения доставляло им огромное удовольствие.
Очень важный показатель значимости проводимой работы заключался в том, что ребенок видел результаты своей деятельности, учился их анализировать.
Многообразие видов деятельности с детьми позволило обогатить их знания об этнокультуре соседних регионов. Практическая деятельность способствовала развитию мелкой моторики руки.
Анализ результатов исследования:
После реализации совместной деятельности с детьми по развитию мелкой моторики средствами орнамента народов чуваши и мордва была проведена заключительная диагностика на определение готовности руки к овладению письмом и уровня развития мелкой моторики, для того чтобы выявить влияние мелкой моторики в подготовке детской руки к письму.
На заключительном этапе эксперимента были использованы такие же методики, как на начальном этапе исследования.
Анализ полученных данных позволяет заметить динамику развития мелкой моторики и готовности руки к письму после проведенных развивающих упражнений. Результаты показывают, что мелкая моторика в формирующем этапе эксперимента бурно развивалась, после чего ее развитие несколько замедлилось.
Уровень готовности к письму аналогично дал большой скачок, после чего так же пошло замедление данного процесса.
Все это позволяет сделать вывод о том, что развитие мелкой моторики способствует формированию готовности к письму эффективнее тогда, когда в программу включены различные направления работы по ее развитию, в том числе народное орнаментное искусство.
Таким образом, в результате проведения эксперимента с использованием диагностических методик, развивающих упражнений, математической обработки результатов доказано, что развитие мелкой моторики средствами декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва занимает важное место в подготовке детской руки к письму.
Заключение:
В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма, а именно, неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Важно использовать для этого комплекс разнообразных методов, приёмов и средств, в том числе нетрадиционных, основанных на интеграции различных образовательных областей.
Упражнения по развитию мелкой моторики средствами декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; произведения народного творчества формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений дети могут испытывать затруднения. Но когда они проводятся регулярно, и используются разнообразные приемы (прописывание отдельных линий, соединение линий в простые комбинации, составление полного орнамента из отдельных элементов и т.п.), то весь комплекс упражнений становится действенным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. А работа по изучению декоративного орнаментного искусства народов чуваши и мордва даёт мощный толчок к социализации ребёнка в условиях разного национального состава группы и в целом региона.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у старших дошкольников средствами народного орнамента способствует также формированию интеллектуальных способностей, социализации, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов. Работа по подготовке к письму и развитию мелкой моторики будет продолжаться с детьми в условиях семьи до поступления их в школу. И я надеюсь, что дети будут с легкостью овладевать в школе таким сложным навыком как письмо.
Приложения
Азбука чувашских орнаментов и эмблем
Рекомендуем посмотреть:
Социальный проект для детей подготовительной группы детского сада Творческий проект по сказкам для детей подготовительной группы Педагогический проект в детском саду. Подготовительная группа Проект в детском саду для детей подготовительной группы. Доброта спасет мир← Организация оздоровительной работы в старшей группе детского сада | Сценарий праздника "День матери" в старшей группе с родителями →
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!