Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Формирование мотивации к обучению иностранному языку

Из опыта работы учителя английского языка
Мотивационные стратегии при обучении английскому языку
Автор: Кобер Полина Вадимовна, учитель английского языка, МБОУ СШ №64
Описание: данная статья может помочь учителям в решении проблемы мотивации учащихся, так как содержит в себе материал о том, что является мотивацией, какие проблемы могут возникать при обучении школьников, как можно повысить уровень мотивации учащихся на уроках.
Практически у каждого учителя всегда возникает вопрос - какую среду нужно создать ученикам, чтобы их мотивация в познаниях сохранялась на высоком уровне?
Прежде всего нужно знать, что же такое мотивация. Мотивация - специально направленное воздействия на внутренние чувства человека с целью побуждения к действиям, формирования желания сделать что-то. Многие учители иногда путают мотивацию и убеждение, поэтому мне бы хотелось сделать акцент на том, что мотивация обращается именно к чувствам человека, а вот убеждение обращается к его разуму. И мне бы хотелось в этой статье поговорить не об убеждении, которое тоже имеет место на уроках, а к правильному мотивированию школьников.
Как учитель иностранного языка я часто сталкиваюсь с тем, что на начальном этапе обучения учащиеся имеют сильное желание обучаться английскому, они прикладывают столько усилий в процессе обучения, что их нельзя не поощрить, но постепенно у некоторых это желание угасает. На среднем этапе обучения лишь некоторые сохраняют прежний уровень мотивации, у кого-то она становится ниже, а у кого-то и вовсе пропадает. Считаю ли я это проблемой? Конечно! От уровня мотивации зачастую зависит успешность учащегося, его активность на уроках, а так же и мой успех как педагога. Если ученик не видит смысла в изучении предмета, и он ему не интересен, то выполнять задания он будет неохотно(а порой не будет вовсе), в ходе урока предпочтет отмалчиваться, отвечая лишь когда учитель сам будет спрашивать его.
Причин снижения мотивации может быть огромное множество. Одна из основных это сложность обучения. Очень часто на каком-то этапе обучения учащиеся не до конца понимают какую-то тему, либо пропускают её по болезни и вместо того, чтобы подойти к учителю, предпочитают отмалчиваться. Сам же учитель мог просто не обратить внимания на это упущение. В итоге, у учащегося возникает пробел в знаниях, который постоянно дает о себе знать в будущем, на других ступенях обучения. Многие ученики просто "опускают руки", говоря: "Я не понимаю, учить и делать ничего не буду". Вторая проблема низкой мотивации это отсутствие интереса к предмету. Порой учащиеся просто не понимают, зачем изучать тот или иной предмет, чем он пригодится в будущем, да и вовсе считают его скучным. Еще одной проблемой могут стать отношения учителя и ученика. Когда учащиеся доверяют своему педагогу, уважают его, слушаются, то их отношение к его предмету тоже остаётся положительным. Если же у учащихся и учеников возникает конфликт, то отношение к самому предмету тоже может кардинально измениться, так как ученики будут смотреть на предмет через призму отношения к учителю.
Можно ли справиться с этими проблемами? Можно ли повысить мотивацию школьников? Путей решения тоже может быть множество. Самое главное это вовремя принять меры, работать больше над собой и планами своих уроков и набраться терпения. Не все проблемы можно решить сразу, одномоментно, для решения многих требуются время и огромные усилия.
Во-первых, нужно определить, какие учащиеся имеют самую низкую мотивацию. Это не значит, что работать в дальнейшем нужно лишь с ними. Все учащиеся нуждаются во внимании и поощрении учителя, нельзя ни о ком забывать, но акценты педагог расставлять должен. Во-вторых, я бы посоветовала внести в урок какие-то новшества, которых не было раньше. Это могут быть интересные задания, интеллектуальные игры, видео или аудио материалы и т.п. Я не редко замечала, что даже учащиеся с низкой успеваемостью могут заинтересоваться в предмете и проявить активность, если они будут удивлены тем, как обычный ход урока меняется на их глазах. Приведу небольшой пример из своей практики. Придя в школу после университета я сразу заметила, что многие пятиклассники отстают в знаниях от своих сверстников, урок английского языка для них был просто мучением, но я ведь понимала, что какие-то знания у них имеются, нужно было лишь отыскать их. Свой обычный урок я решила начать с чего-то весёлого и интересного, но в тоже время очень простого для их уровня. Я попросила написать номера телефонов в тетради, после чего кто-то один выходил к доске и на слух должен был записать номер телефон другого человека. Воодушевились все. Тянули руки даже те, кто никогда не хотел участвовать в уроке. Начало было положено. Разумеется одна маленькая игра не сможет изменить что-то кардинально. В ходе урока я часто поощряю учеников, хвалю их, если они отвечают правильно, если же где-то путаются, то подсказываю и намекаю, стараясь никогда не произносить правильный ответ сама. Очень часто прошу учащихся поменяться тетрадями и проверить работы, давая ответы на доске. Многим очень приятно видеть, что в некоторых вопросах они не допустили тех ошибок, которые сделал их сосед.
Дети очень любят делать проекты, которые помогают им реализовать свой творческий потенциал. Здесь не играет роли мальчик это или девочка, всем приятно сделать лёгкую и интересную работу, которая ещё и будет связана с ходом урока.
Сильным помощником учителя может так же стать его личная заинтересованность в предмете. Предмет свой учитель должен любить и светиться каждый раз, когда проводит урок. Таким образом и дети будут заряжаться этим интересом и активностью.
Так как порой учащиеся не понимают практической значимости того или иного урока, а порой и предмета в целом, учитель должен помочь им увидеть цели урока и смысл всего происходящего. Практическая ценность каждого урока должна быть понятна не только самому учителю, но и его ученикам.
В итоге, можно сделать очень простой вывод - проблема мотивации является довольно распространенной во всех школах и с этой проблемой можно и нужно справляться самому учителю. Но только ловкий подход, знание своих учащихся, а так же кропотливый труд смогут изменить ситуацию. Не нужно постоянно стремиться к идеалу, нужно просто стремиться к лучшему.

Теперь бы мне хотелось более конкретно описать ситуацию мотивации учащихся в обучении говорению на английском языке.
Овладение учащимися умением общаться на иностранном языке является основным назначением иностранного языка как предметной области школьного обучения. Целью этого обучения является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Обучение говорению является очень сложной методической задачей, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учеников.
Основной задачей при обучении говорению является формирование коммуникативного ядра. Ядром являются основополагающие навыки иноязычного общения. Учащиеся должны выражать одну и ту же мысль на другом языке а так же самостоятельно решать коммуникативные задачи, включая языковую догадку и выражать личностное отношение обсуждаемой проблеме.
Обучение говорению имеет множество трудностей, одной из которых является низкая мотивация учащихся.
При обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком.[Чирков 1991: 100] Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов.
Мотивация - направленное воздействие на внутренние чувства человека, приводящее к формированию намерения. Также, мотивацией называют и результат этого процесса: состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности и творческого потенциала. Таким образом, учитель разрабатывает своеобразную мотивационную стратегию, с помощью которой он стимулирует активную деятельность учащихся.
Педагогическое общение является одной из современных мотивационных стратегий. Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания на уроках или вне учебной ситуации, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива. [Щерба 2003: 151] Такое общение создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности, препятствует возникновению "психологических барьеров".
Второй и не менее эффективной мотивационной стратегией является создание ситуации успеха. На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Разные формы деятельности так же являются мотивационной стратегией. В процессе уроке учитель может мотивировать работу учеников, меняя виды работ, тогда учащиеся не только смогут развивать сразу несколько умений и навыков на одном уроке, но и не терять интерес к процессу. Смена видов деятельности помогает учителю сохранять внимание учеников даже к концу урока, что является не маловажным фактором.
Установки учителя также можно отнести к мотивационным стратегиям. Установки комбинированы, носят смешанный характер. Одна установка выполняет несколько функций – она может быть и стимулирующей и оценочно корригирующей и контролирующей. [Рогова 1983: 351с]
Стимулирующими являются так же установки, носящие фасилитативный (коммуникативный) характер. Установка не всегда представлена в чистом виде; любую установку, контролирующую, оценочно-корригирующую, стимулирующую, можно наполнить фасилитативным содержанием.
Использование дебатов как формы обучения также повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Дебаты – форма проведения учебного занятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога.
Особую привлекательность дебатам придает возможность рассматривать одно и то же явление или факт с прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Кроме того, ценность дебатов определяется и тем, что они могут использоваться в работе с учащимися среднего звена, старшеклассниками, а также студентами профессиональных учебных заведений всех уровней и направленности.
Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности: жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.
Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы учителя по обучению общению также является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающую активную напряженную мыслительную деятельность. С помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.
Вывод: Каждая мотивационная стратегия имеет свои положительные стороны, которые помогут учителю в образовательном процессе. Более того, они сделают работу на уроке не только проще для учителя, но и для учеников. Главное, чтобы каждая стратегия была правильно организована с методической точки зрения, а для некоторых стратегий нужна тщательная подготовка, как со стороны учителя, так и учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика 1988. - с.131
2.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2003. – 137 с.
3.Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД «Первое сентября», 2003. - С. 23
4.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
5.Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку (на анг.языке). –М.: Просвещение, 1983. – 351с.
6.Чирков В.И. Мотивы учебной деятельности. – Ярославль, 1991. – 100с.
7.Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы теории: Учебное пособие для студентов филологических факультетов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия ИЦ, 2003. – 151 с.

Рекомендуем посмотреть:

Спортивно-интеллектуальная игра по английскому языку. Сценарий для 5-7 классов Интеллектуальная игра по английскому языку для 2 класса Конспекты уроков по английскому языку по теме: Традиции и обычаи, 7 класс План-конспект урока английского языка для 7 класса с презентацией. Американские президенты, Джордж В
Конспекты уроков по английскому языку по теме: Традиции и обычаи, 7 класс
Опубликовано: 3133 дня назад (31 августа 2015)
Просмотров: 16100
Рубрика: Мотивация
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Татьяна Анатольевна Почаева # 2 сентября 2015 в 13:35 0
Полина Вадимовна!
С интересом прочитала вашу работу, жаль только, что пример из своей практики вы привели один, хотелось бы узнать и другие ваши методические находки. От этого работа только бы выиграла.
Марина Сергеевна Долгих # 9 апреля 2016 в 17:38 0
Спасибо за Ваш материал! Мотивационная стратегия играет большое значение в образовательном процессе. Она является стимулом для учащихся. Примите голос!