Ребенок-инвалид – полноценный член общества
Статья по педагогике: «Ребенок-инвалид – полноценный член общества»
Автор: Правиков Павел Олегович, учитель истории и обществознание, МАОУ "Измайловская СОШ", Московская обл., Ленинский район, п. Измайлово.Статья по педагогике:«Ребенок-инвалид – полноценный член общества.»
Цель:Повысить интерес к данной теме, свормировать нравственные качества к таким детям.
Задачи:1.Познакомить читателей статьи о проблеме инвалидности
2.Сформировать моральные качества
3.Дать оценку важности этих людей
«Ребенок-инвалид – полноценный член общества.»
Хотя болезнью с детства принужден
Мир познавать без ног, на четвереньках,
Нет, ползать я по жизни не рожден!..
…И только в том я обделен судьбой,
Что не косил на ранней зорьке луга,
Сад не взрастил…
И не построил дом…
Одно сплошное нет у инвалида,
А что и есть, так верится с трудом
Зато сполна печалей да обиды.
Не оттого ль слаба моя рука,
Таланты есть, но в рост идут не шибко.
(Станисла Титов)
Лично я так понимаю, полноценный член общества, это человек который может САМОСТОЯТЕЛЬНО жить в обществе. И если инвалид не ходячий, не может сам выжить, то да, он как бы неполноценен. И тогда как-то не хорошо получается... Какое то нехорошее слово, так как в этом понятии есть слово ЦЕННОСТЬ. Разве инвалид должен меньше ценится чем не инвалид? Неудачные какие то понятия полноценный-неполноценный.
Смотреть телевизор, слушать радио, читать светскую прессу.... Без этого можно и обойтись, но если жить в социуме, то и должен быть какой-то минимум этих услуг. Что бы человек знал что-то об мире в котором живёт.
Конвенция ООН о правах инвалидов, подписанная Российской Федерацией в 2008 году, устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
В настоящее время на территории Российской Федерации реализуется Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 г.г., в соответствии с которой инновационным методом решения проблемы равной доступности всех членов общества к услугам и инфраструктуре является создание стратегии Универсального дизайна, которая направлена на то, чтобы проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг были доступны и понятны всем и подходили для общего пользования, в максимальной степени и без необходимости адаптации или специализированных решений.
В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и адаптации детей с отклонениями в развитии в современном мире. А ведь проблемы, согласитесь, немалые.
В наш век прогресса и компьютеризации все чаще слышны призывы: «Дети - наше будущее, все для укрепления семьи, повысим рождаемость, все лучшее – детям и т. д. ». И, несмотря на все эти лозунги, число разводов в нашей стране не сокращается, количество так называемых «гражданских браков» не поддается исчислению, а аборты продолжают оставаться обычной медицинской процедурой. Это стало настолько привычно, что никто даже не говорит о том, что прерывание беременности является фактором, угрожающем жизни и здоровью женщины. Почему-то считают, что наука настолько развита и медицинские препараты настолько совершенны, что риск якобы сводиться к минимуму. В результате подобной практики каждая десятая семья не может иметь детей , а в каждой пятой рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии.
А теперь внимательнее посмотрим на ребенка , который « не такой как все», что отличает его от остальных? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3-5 лет, может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает – может. В таких детях раскрываются таланты, под час даже не поддающиеся человеческой логике. Телевидение широко информирует общество о таких случаях с детьми-инвалидами , как девочка без рук и ног рисует прекрасные картины, мальчики-инвалиды с обычными детьми играют в футбол, мальчик без ног пишет замечательные стихи.
Дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни.
Те, кому довелось побывать в Западной Европе, скорее всего, обратили внимание на необычайно большое количество людей в инвалидных колясках. И дело вовсе не в том, что таких людей там больше. А в том, что в развитых странах созданы благоприятные условия для социальной адаптации людей с ограниченными возможностями . И если разделять гуманистические ценности и следовать европейскому выбору, то и нам предстоит сделать серьёзные усилия в этом направлении.
«Нет правды на земле, но нет её и выше!» - восклицал пушкинский Сальери, уязвлённый гением Моцарта. Что же по этому поводу должны были бы воскликнуть маленькие человеческие существа, в силу различных обстоятельств родившиеся с серьёзными физическими и психическими дефектами или приобретшие их на заре жизни.
Автору эти строк как-то довелось вести индивидуальные занятия на дому с мальчиком, страдающим ДЦП. Он всё быстро схватывал, живо реагировал на меткое словцо, обладал чувством юмора. Но настоящим испытанием для нас обоих была обратная связь, сводившаяся, как правило, к его бесконечному заиканию, нечленораздельному мычанию и мучительным, судорожным гримасам.
Помочь таким детям перестать быть «вещью в себе» и устранить жестокую «небесную» несправедливость – вот задача, которую должны взять на себя государство и общество. И надо отдать должное, для этих целей сейчас привлекаются немалые средства, мобилизуя внушительную армию педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, врачей.
В авангарде этих сил, несомненно, коррекционная школа, которая подразделяется на несколько типов, где каждый занимается своей группой маленьких пациентов. Одни из них «ведут» слабослышащих и глухих, другие - детей с проблемами зрения или слепых, третьи специализируются на воспитании, обучении и восстановлении деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственно отсталых и тому подобное. Естественно, уже в зависимости от вида заболевания и степени его сложности, контингент коррекционных школ разбивается на небольшие, от 4-х человек группы, где с детьми работают опытные специалисты. Уроки в коррекционной школе будут заметно отличаться от уроков в школе обычной. Их характеризует более тесная работа ученика и учителя, упор на индивидуальные задания, подбор нагрузки, соответствующей состоянию ребенка, применение оборудования и технических средств обучения в зависимости от физических недостатков учащихся. Методическая сторона уроков в коррекционной школе должна полностью соответствовать всем требованиям педагогики.
Опытные учителя совместно с родителями определяют методику и цели образовательного и воспитательного процесса. Для одних воспитанников пределом их возможностей станут, увы, элементарное самообслуживание и простейшие трудовые навыки, другие, к тому же, осилят счёт и письмо, а кто-то полностью избавится от дефектов и будет переведён в общеобразовательную школу. В любом случае, коррекционная педагогика гарантирует детям с ограниченными возможностями здоровья значительно более высокий результат, нежели вне пределов специальных учебных заведений.
В Конституции РФ (основном законе государства) в главе «Права и свободы человека и гражданина» большинство статей начинаются со слов: «Каждый имеет право….», «Гражданин РФ…», т.е. нет разделения понятий на здоровых и инвалидов. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Государство гарантирует социальную защиту всем гражданам. Статья 39 гласит: « Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…». А в статье 41 читаем: « Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».
В 1995 в России году был разработан и принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации , а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации и других законах.
Для помощи инвалидам, их адаптации в обществе в России разрабатываются различные целевые программы. Одна из таких программ называется «Доступная среда».
Президент РФ В.В. Путин на вопрос о целях этой программы сказал: «В задачах программы названо «устранение «отношенческих» барьеров, формирование социума, дружественного по отношению к инвалидам, процентов». По замыслу авторов, через 5 лет россияне должны будут более положительно оценивать вклад инвалидов в развитие общества» .
Д. А. Медведев тоже рассказал о целях этой программы: « Мы должны создать безбарьерную среду во всех городах и поселках для свободного передвижения инвалидов на общественном транспорте, занятий спортом и общения со сверстниками» .
Мое мнение, что это программа очень нужна для приспособления детей-инвалидов к современному обществу, для улучшения общения между детьми с ограниченными возможностями и здоровыми детьми, для культурного развития детей-инвалидов (безбоязненного посещения ими музеев, театров, кино).
Что же делается для инвалидов во многих странах мира, в том числе и в России? Это удобные пандусы в больницах, театрах, церквях и даже на дискотеках, специальные (самые лучшие!) места для инвалидов в кино, специальные парковочные места для машин инвалидов (если такое место займет водитель – не инвалид, его обязательно оштрафуют!), удобные заезды в лифты и автобусы. Даже туалеты в аэропортах для инвалидов уже давно отдельные, специально приспособленные. Дети-инвалиды обучаются плаванию, ездят на лошадях, учатся в обычных школах и университетах, становятся счастливыми родителями, спортсменами, писателями, художниками, поэтами. Это и есть адаптация человека - инвалида к современному обществу.
В итоги хотелось сказать,необходимо еще больше уделять внимания проблеме помощи социальной адаптации детей-инвалидов. Чтобы общество относилось к этой проблеме не как к вторичной, до которой пока не доходят руки, а как к одной из важных и значимых.
Закончить мне хотелось бы словами из стихотворения «Сильные» слова:
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас, трудная дорога.
Лютуй, зима. Грозой, гроза, греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не смогут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда к нам на подмогу
Надежда, вера, мудрость и любовь!
(Сергей Ольгин)
Литература:
1.Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.Издательство: Феникс, 2006.
2.Нарушения восприятия "себя" как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей.Б. А. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова.Издательство: Диалог-МИФИ
3. Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей.Пер. с англ. Ю. В.Липес, А. В.Снеговской. Под ред. и с предисл. Е. В.Клочковой.
Документы:
1.Конституция РФ
2.Семейный кодекс РФ
Рекомендуем посмотреть:
Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ
Автор: Павел Правиков
Опубликовано: 2974 дня назад (1 ноября 2016)
Просмотров: 5612
Блог: Блог Павла Правикова
Рубрика: Мастер-класс
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|